Опыт работы " Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактической игры"
методическая разработка (младшая группа)

Цуканова Татьяна Николаевна

Опыт работы " Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактической игры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx68.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Болоховский центр образования №2» муниципального образования

Киреевский район

Базовая модель

обобщенного педагогического опыта

 воспитателя

 

Цукановой

Татьяны Николаевны

2019г.

Тема опыта:

«Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактической игры».

                                   Идея опыта:

 Основная идея педагогического опыта является формирование сенсорных способностей у детей.

Ведущая педагогическая идея данного опыта заключается в том, что знакомя ребенка с сенсорными эталонами через дидактические игры, мы способствуем его всестороннему развитию.

Список ИПМ

ИПМ-1    Сведения об авторе и характеристика.

ИПМ-2     Условия формирования опыта.

                 Актуальность и перспективность.

ИПМ-3  Теоретическая база опыта. Новизна, адресная направленность.

              Область  применения и трудоемкость опыта.

ИПМ-4   Технология опыта

4.1. Основные направления работы по сенсорному развитию.

4.1.1. Ознакомление с предметами ближайшего окружения.

4.1.2. Ознакомление с природой.

4.2.    Формы работы с детьми по сенсорному развитию.

4.2.1. НОД.

4.2.2. Дидактические игры.

4.3. Методы и приёмы сенсорного развития детей.

ИПМ-5 Взаимодействие детского сада и семьи в развитии  сенсорного восприятия у детей раннего возраста.

ИПМ-6    Результативность опыта.

ИПМ - 1

Сведения об авторе

 

Цуканова Татьяна Николаевна – воспитатель  Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение  «Болоховский центр образования №2» муниципального образования   Киреевский район

Образование – среднее специальное.

Окончила в  1995 году Тульский  педагогический  колледж №2 по специальности «Дошкольное воспитание», получила квалификацию воспитатель дошкольного учреждения.

 

 Стаж педагогической работы – 35 лет

 Категория – высшая

 Работаю с I младшей группы по подготовительную группу

 Сделала 7  выпусков в школу.

 Характеристика дошкольного учреждения:

МКОУ «Болоховский  центр образования №2»,  работает с 1964 года.

 В центре  функционирует 9 групп.

 Режим работы: пятидневный, 10.5 часовой (с 7.30 по 18.00).

 


ИПМ-2  

Условия формирования опыта.

Актуальность и перспективность.

Условия

Работая с детьми раннего возраста, мне всегда было интересно использование дидактических игр в разных видах деятельности. Я успешно использовала дидактические игры и как форму обучения, и как самостоятельную игровую деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности ребенка.

Проанализировав литературу по вопросу сенсорного воспитания и свой опыт работы, я пришла к выводу, что помочь в решении этой актуальной задачи в условиях дошкольного учреждения может использование дидактических игр на занятиях и в повседневной деятельности ребенка. Посредством дидактической игры дети овладевают новыми знаниями, умениями, у них формируются сенсорные эталоны с меньшим напряжением: дети легче запоминают материал, осваивают новые способы деятельности, сравнивают, различают, сопоставляют, обобщают. Ребенка привлекает в игре не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Возможность обучать маленьких детей посредством активной содержательной, интересной для них деятельности - отличительная особенность дидактических игр.

Актуальность

Младший дошкольный возраст очень важный период в развитии ребенка, период ознакомления с окружающей действительностью. В это время необходимо дать ребенку возможность получить как можно более разнообразный и полезный чувственный опыт. Большое значение в этом вопросе имеет сенсорное воспитание. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Готовность ребенка к будущему школьному обучению в значительной мере зависит от сенсорного развития. Исследования, проведенные психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе), связаны с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях физической культурой.

Но дело не только в том, что низкий уровень сенсорного развития не только резко снижает возможность успешного обучения ребенка. Не менее важно иметь в виду значение высокого уровня такого развития для человеческой деятельности в целом, особенно для деятельности творческой. Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи музыканта, художника, архитектора, писателя, конструктора, занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и предавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений. А истоки всех этих сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемые в период младшего дошкольного возраста.

Организация системы работы по сенсорному развитию детей позволяет воспитателю:

- создавать условия для развития самостоятельной познавательной активности;

- разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания, внедрять инновации;

- расширять кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения;

- успешное освоение сенсорных эталонов и сенсомоторное развитие дошкольников.

Перспективность

 Процесс образования меняется, идет вперед, появляются новые разработки, программы, в следствии меняется и потребность школ в новых, умных, любознательных детях. Значит должен меняться и сам педагог - воспитатель, вносить что - то новое, яркое. В первую очередь это означает отказ от авторитарного способа обучения и воспитания. Должны претерпеть изменения способы, средства и методы обучения и воспитания детей. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы, в частности, развивающие (дидактические) игры при этом расширяя их диапазон собственными наработками.

ИМП – 3

Теоретическая база опыта.

Новизна, адресная направленность.

Область применения и трудоёмкость опыта.

Теоретическая база

 

 Начала работу со сбора и анализа информации по данной проблеме, изучила исследования ученых, педагогическую литературу по сенсорному воспитанию дошкольников.

В педагогической энциклопедии сенсорное воспитание, понимается как целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

Проблема сенсорного воспитания детей всегда был в центре внимания русских и зарубежных педагогов и психологов. Выдающиеся зарубежные и

 отечественные педагоги, считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Отечественные психологи А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн и другие утверждали, что нужно учить видеть, учить воспринимать предметы и объекты нас окружающие, развивать целенаправленное восприятие, развивать умение направлять свое внимание на те или иные стороны, выделять в предметах и явлениях самое существенное, характерные признаки и свойства.

Л. С. Выготский дает заключение, что возраст до трех лет - это время возникновения ”устойчивого, независимо от внешних положений, осмысленного восприятия”. В этот период происходит скачок, ребенок начинает задавать окружающим вопросы. Для детей раннего возраста, так же как и для младенцев, характерными являются сенсорные игры. Малыши с удовольствием возятся с песком, плещутся в воде, перекладывают предметы, пробуют их на вкус. Благодаря сенсорной игре дети узнают о свойствах физиологических и чувственных возможностях, а так же о свойствах вещей, которые их окружают.

Новизна опыта.

Новизна опыта заключается в комплексно-интегрированном подходе и сочетании научности и доступности дидактического материала в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.
Прослеживается четкая «межпредметная» связь между разными видами деятельности: речью, изобразительной деятельностью, наблюдениями в природе, организованной игровой деятельностью, свободной самостоятельной деятельностью детей, выполнением режимных моментов, что в результате способствует планомерному и систематическому сенсорному развитию детей.
Выстроена система по использованию в комбинации известных методов и приемов в сочетании с новыми технологиями по сенсорному развитию детей:

Подобран комплекс дидактических игр и созданы условия для эффективного использования дидактических игр.

Адресная  направленность. 

Адресность моего опыта может быть полезна для молодых, начинающих педагогов. Но следует отметить, что для проведения этой работы необходимо, чтобы воспитатель   хорошо владел методикой проведения дидактических игр. Недопустимо, чтобы игра превращалась в занятие, где воспитатель выступает в роли руководителя, а не партнера - в результате чего ограничивается и активность, и самостоятельность детей. А самое главное условие - эмоциональное отношение ко всему, что бы не делал воспитатель вместе с детьми, ведь детям важна искренность и неподдельность чувств педагога в любой ситуации. Тогда у детей будет интерес к этим играм, они начнут играть в них и самостоятельно. Также использование опыта, возможно, на отдельных занятиях и в группах разного возраста.

Трудоемкость опыта.

Развитие сенсорных способностей является наиболее важной темой во всестороннем развитие детей. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Приступая к работе по данной теме, я изучила литературу:
Венгер Л. А., Пилюгина Е. Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка;
Пилюгина В. А. Сенсорные способности малыша; Дворова И. В., Рожков О. П. Упражнения и занятия по сенсорному воспитанию детей 2-4-го года жизни; Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста; Научно-методический журнал «Дошкольное воспитание».

Составила картотеку дидактических игр по сенсорному развитию детей раннего возраста.

Разработала консультации для родителей.

ИМП – 4

Технология опыта.

4.1. Основные направления работы по сенсорному развитию.

1 этап - подготовительный

На подготовительном этапе мы изучили теоретический аспект данной проблемы, провели констатирующую диагностику уровня сенсорного развития, которая показала, что не все дети владеют сенсорными эталонами. Отсюда вытекает необходимость расширить и углубить знания о данном методе обучения, что и было сделано в опыте работы. А учитывая значимость для всестороннего развития ребенка, были выделены цель и задачи собственной деятельности, призванные восполнить пробел в непосредственно образовательной и совместной деятельности дошкольников.

Цель работы: создание условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах.

Задачи:

Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.

Формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве).

Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.).
2 этап - основной

Работу построила с учётом интересов детей. Когда ребёнку интересно, обучение проходит более успешно и результативно.

В своей работе я использовала следующие виды дидактических игр:

1.Игры для сенсорного развития:

Величина: «Укрась елку», «Построй дом», «Угости зайчика» и т. п. Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине;

Форма: «Подбери фигуру», «Сложи картинку», «Составь цветок», и т. п. В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме;

Цвет: «Разноцветные бусы», «Подбери мышке чашку», «Семья ежей» «Стирка» и т. п. Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету.

Развитие осязания: «Чудесный мешочек», «Спрячь червячка», «Тактильные кубики».

2.  Игры с предметами:  «Сложи матрешку», «Сложи пирамидку», «Построй башенку» и т. п.

Действуя с предметами, ребёнок  познает их качества и свойства, знакомится с формой, величиной, цветом, пространственными соотношениями. Перед ребенком всегда ставится умственная задача. Он старается добиться результата — собрать башенку, собрать бусы и т. д. Цель этих игр — способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет).
Ограничиваясь этим перечислением дидактических игр, важно отметить, что каждая игра дает упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания. Роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика. Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор. Дидактические игры выполняют функцию — контроль над состоянием сенсорного развития детей.

Дидактическая игра « Воздушные шары»

Дидактическая задача: способствовать формированию у детей цветовых представлений, побуждать детей соотносить цвета разнородных предметов. Игра рассчитана на первоначальное ознакомление детей с семью цветами спектра (задача запомнить названия перед детьми не ставится).

Дидактический материал: Полоска картона, на которой нарисованы нитки семи цветов спектра. Семь разноцветных картонных кружков - «воздушные шары», их цвет соответствует окраске ниток.

Дидактическая игра « Геометрическое лото».

Дидактическая задача: Побуждать детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрическими фигурами и подбирать предметы по геометрическому образцу (задача запомнить названия геометрических фигур перед детьми не ставится).

Дидактический материал: 5 карточек с изображением геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), 5 карточек с изображением предметов разной формы: круглый (мяч, яблоко, шарик…), квадратный (коврик, платок, кубик, флаг…), овальный ( дыня, слива, огурец, жук…), прямоугольный ( портфель, конверт, книга, домино…)

Дидактическая игра « Что там?».

Дидактическая задача: способствовать закреплению умения устанавливать соотношение трех предметов по величине, использовать это умение при выполнения действий с предметами (составление матрешки).

Дидактический материал: Деревянная трехместная матрешка (по количеству детей)

Рассмотрим для примера организацию одной из дидактических игр:

Дидактическая игра « Соберем овощи».

Дидактическая задача: Совершенствовать восприятие формы предметов; упражнять детей узнавать, различать и называть знакомые овощи в цветном и контурном изображении.

Игровая задача и игровые действия: Играть с картинками, собирать в корзину овощи, отгадывать загадки.

Правила игры: Действовать организованно, собирать овощи по предложению ведущего (воспитателя), собирать только овощи, контурное изображение которых имеется на карте – корзине. Правильность действий проверять наложением картинки на контурное изображение овощей.

Материал: карты корзины (по количеству играющих) с контурным изображением разных овощей (морковь, лук, свекла, огурец, капуста) и наборы карточек - картинок (по 5 на каждого играющего),  представляющих собой цветные изображения тех же овощей, такого же размера и формы. Карточки - картинки заранее раскладываются на столах рядами - грядками. Большие карты раздаются всем играющим.

Ход игры:

Дети садятся за столы, на которых все приготовлено для игры. Воспитатель - ведущий приглашает детей в огород, рассматривает «грядки» - уточняет, что на грядках растет морковь, огурцы, лук, свекла капуста, предлагает помочь убрать урожай - собрать овощи с грядок в корзины. Предлагает детям рассмотреть свои корзинки, дети находят на них и называют нарисованные, но не раскрашенные овощи. Воспитатель объясняет, что сорванные с грядок овощи надо положить в корзину на свое место - наложить на изображение тех же овощей. Все дети должны наполнить корзину и убрать все овощи из огорода.

Далее воспитатель говорит, что собирать овощи в корзины они будут вместе по его предложению. « Давайте все вместе найдем свеклу. Нашли? Положите её в корзину. Правильно, свеклу на свеклу, ровно выкладывайте (проверяет, помогает отдельным детям; спрашивает, что он сорвал и кладет). А теперь сорвите овощ, про который можно сказать загадку: « Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает» Правильно это лук. Срываем по одной луковке, кладем в корзинку… и.т.д.

По окончании игры, ведущий отмечает, что овощей на грядках не осталось, а корзины полные. Дети вместе с воспитателем рассматривают овощи в корзинах, проверяют, правильно ли они помещены в корзину.

Дидактическая игра «Картинки – половинки»

Дидактическая задача: совершенствовать логическое мышления, развивать внимание, упражнять детей узнавать предметы, составлять целую картинку из двух половинок.

Дидактический материал: картинки, разрезанные на две половины.

4.1.1.           Ознакомление с предметами ближайшего окружения.

Детей знакомят с названиями предметов ближайшего окружения (игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, транспортные средства), способами их использования, функциями ("Из чашки пьют чай и компот", "На автобусе люди ездят на работу, в гости"). Называя предметы, детей знакомят с их цветом (красный, желтый, синий, зеленый, черный, белый), формой, величиной, учат различать и называть части некоторых предметов (у автомашины - кабина, колесо; у платья - карманы, пуговицы, воротник), материал, из которого они сделаны (бумага, дерево, ткань). При ознакомлении с материалом нужно прежде всего обеспечить его активное восприятие детьми. Отдельные свойства и качества материала воспринимаются легче, если дети неоднократно "опробуют" его (мнут, гладят, рвут и т.п.).

У дошкольников необходимо формировать умение различать знакомые им предметы и действия на картинках и называть их. Для малыша это серьезная умственная задача: узнавание действий на картинке - одно из проявлений способности к обобщению. При выборе предметных картинок важно обращать внимание на четкость линий, яркость колорита, реалистичность и пропорциональность изображения, что поможет детям адекватно воспринимать предметы. Показывая сюжетные картинки, проводя игры-инсценировки ("Кто здесь плачет"), воспитатель обращает внимание детей на состояние и настроение действующих лиц (испугался, плачет, обжег лапу, утешает, жалеет и т.п.), помогает разобраться в том, что хорошо и что плохо. Для успешного освоения окружающих предметов требуются постепенность и систематичность, поэтому многие дидактические игры и упражнения, с помощью которых дети учатся правильно называть предметы и их признаки, повторяются неоднократно и с последовательным усложнением. К числу таких игр и упражнений относятся следующие: "Отгадай и назови" ("Узнай и назови"), "Чудесный мешочек", "Оденем куклу на прогулку", "Поможем кукле раздеться", "Купание куклы", "Устроим кукле (медвежонку) комнату", "Кто ушел и кто пришел?", "Что изменилось?", "Кто что ест?" и др. Для игр типа "Узнай и назови" вначале подбираются предметы одного вида, например варежки. Это позволяет одновременно познакомить детей с несколькими признаками: цветом, формой, величиной, материалом ("И Коля достал из чудесного мешочка варежку. Только Колина варежка красная и пушистая. Какая варежка? Коленька, покажи детям варежку. И Оле покажи. И Андрею. Какую варежку ты показал?" - "Красную, пушистую"). Из "Чудесного мешочка" дети достают чашки разного цвета (белую с цветами, красную в белый горох, зеленую и др.). Далее для игр и упражнений подбирают различные предметы (например, чашка, блюдце, кружка и чайник), с которыми малыши выполняют разнообразные действия: поят куклу молоком из кружки, ставят чашку на блюдце, наливают в нее чай из чайника и т.п. Можно использовать как натуральные предметы (посуда, варежки, головные уборы, овощи, фрукты), так и игрушки (кукольная одежда, мебель, автомобили...).

Усвоение новых слов происходит успешнее, если ребенок имеет возможность сравнивать объекты по указанным (выделенным) признакам (бумага мнется - она мягкая, а деревянный шарик не мнется - он твердый и т.п.). Поэтому в процессе обучения широко используются прикладывание, вкладывание предметов, т.е. наглядное сравнение с опорой на определенный признак. Используются и игровые приемы. Например, решив одеть куклу в белое платье, ребенок ошибается и берет другое - та протестует. "Ты ошибся, малыш! Платье, которое ты держишь в руке, зеленое, как травка. А я просила белое. Белое, как снег. Постарайся найти белое, как снег, платье!". Запоминание материала у детей зачастую зависит от эмоциональной привлекательности, яркости, озвученное предметов и т.п. Именно поэтому они долго помнят персонажей, которых взрослые включают в сюрпризные моменты.

В жизненных ситуациях дети часто сталкиваются с необходимостью ориентироваться одновременно на цвет и величину или форму и материал предмета. Поэтому на занятиях следует упражнять их в выполнении заданий, которые приучают слышать и понимать разные по форме и содержанию обращения взрослого. Например, он предлагает: "Катя, напои чаем неваляшку в красном платье (рядом стоит такая же кукла, но в платье зеленого цвета). Вова, налей мишке молока в большую синюю чашку (есть еще большая красная чашка). Настя, покатай на машине маленького беленького слоника (рядом стоит маленъкий серый слоник). Таня, покорми мишку из маленькой деревянной ложки (есть еще маленькая металлическая ложка)" и т.п. Эффективны в работе с детьми третьего года жизни и дидактические упражнения типа "Кто что делает?", которые проводятся с использованием несложных сюжетных картинок. Узнав и описав изображенное действие, ребенок (по заданию воспитателя) воспроизводит его с помощью реальных предметов. Например, показывает, как мальчик поливает цветы из лейки, девочка баюкает куклу, мама стирает в тазу белье, повар пробует суп, который варится в кастрюле (картинки готовятся заблаговременно). Такие упражнения удовлетворяют потребность ребенка в импровизации, формируют умение действовать с игрушками и предметами в соответствии с их назначением.  С детьми этого возраста на специальных занятиях рассматривают настенные картины. Это способствует накоплению и уточнению представлений об окружающем. Разработаны специальные серии по знакомству детей с окружающим. В них входят предметные и сюжетные картинки, а также настенные картины.

В первой младшей группе проводятся занятия по следующим сюжетным картинкам: "Игра с куклой", "Дети играют в кубики", "Спасаем мяч", "Катаем шары" и т.п. Ребенка 2 лет следует продолжать учить играм с куклой. В этих целях можно использовать игры "Купание куклы", "Уложим куклу спать", "Споем кукле колыбельную", "Покажем кукле картинки" и др. Такие игры дают детям возможность ощутить себя в положении другого, переживать его радости как свои. Явления общественной жизни. Маленьким детям присущ интерес к явлениям общественной жизни: семье, детскому саду, труду взрослых.

Воспитатель, знакомясь с детьми, должен провести индивидуальные беседы с каждым из них о членах семьи, о самом ребенке ("Как тебя зовут?", "А как ласково называет тебя мама?", "Кто еще с тобой живет?" и т.п.). Особое внимание необходимо обратить на то, что ребенок живет вместе с близкими людьми: мамой, папой, бабушкой, дедушкой. Воспитанию эмоциональной отзывчивости на состояние близких людей могут помочь дидактические игры и упражнения "Как помочь маме", "Как пожалеть бабушку", "Чем порадовать папу" и т.д. Дети проводят в дошкольном учреждении много времени, поэтому важно показать им, что как в семье, так и в детском саду есть взрослые, которые любят детей и заботятся о них. Вместе с детьми необходимо осмотреть группу и ее помещения. Начать лучше с раздевальной комнаты, потом пройти в групповую, спальную и умывальную. Эффективны в работе с детьми упражнения на ориентировку в помещениях своей группы и на участке детского сада типа "Кто быстрее найдет свой шкафчик", "Где у нас... (умывальная, спальная комнаты)", "Поиграем с куклами в игровом уголке" и т.д. У детей необходимо формировать чувство симпатии к сверстникам, а в процессе выполнения упражнений "Улыбнись Кате", "Поиграй с Сашей", Пожалей Колю", "Обними Таню" следует подвести их к пониманию: нельзя драться и обижать других детей. Детям данного возраста трудно представить город (поселок), улицу, запомнить их названия, так как их жизнь ограничивается домом (квартирой), детским садом. Поэтому им только напоминают названия города (поселка), улицы.

В первой младшей группе уже можно начинать пробуждать интерес к труду близких взрослых. Например,  на занятии "Праздник наших мам" детям дают представление о том, что мама - трудолюбивая, умелая, заботливая, готовит еду для всей семьи, варит разные каши: гречневую, манную, пшенную, рисовую. Ее труд важен и значим для всей семьи. Каши, приготовленные мамой, вкусные и полезные. На занятии "Праздник красивых платьиц и рубашек" детям показывают, что мама стирает, гладит, шьет, подшивает платья, юбочки, сарафаны, шорты, чтобы ее ребенок был аккуратным. Внимание детей необходимо обращать на наиболее характерные трудовые операции и результат труда помощника воспитателя. "Ольга Сергеевна вымыла посуду - наши тарелки, чашки стали чистыми", - говорит воспитатель, подводя итог совместному наблюдению. Полученные детьми знания уточняются и закрепляются в дидактических играх типа "Узнай и назови" (орудия труда и трудовые действия мамы, помощника воспитателя), "Кому нужны эти вещи?" (пылесос, веник, полотенце, тарелки нужны помощнику воспитателя; иголка, нитки, ткань, ножницы - маме-швее; кастрюля, ложка, чашка, плита - маме-повару и т.д.).

4.1.2.  Система  работы по развитию сенсорных  представлений

                                при  ознакомлении с природой

Педагогические исследования свидетельствуют, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения в школе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия как процесса отражения предмета или явления через воздействие на органы чувств.

В настоящее время есть множество средств, которые позволяют развивать сенсорные способности детей, знакомить их с предметами и явлениями: это фотографии, схемы, рисунки, чертежи; стали доступными новые компьютерные технологии и интернет, но не стоит забывать и о том, что ребёнка с раннего детства окружает удивительный мир живой природы, полный ярких красок, разнообразных форм, звуков и запахов.

Я считаю, что для лучшего развития сенсорных способностей детей, особенно раннего возраста необходимо живое общение детей с миром природы, наблюдения, а так же труд в природе.

Задачи:

  • Воспитывать доброе, гуманное отношение детей к миру природы.
  • Учить детей наблюдать, видеть интересное в природе, вокруг себя.
  • Учить детей обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму.
  • Развивать восприятие детей, умение активно использовать зрение, слух, обоняние, осязание.
  • Формировать простейшие перцептивные действия (погладить, надавить, понюхать и т.д.).
  • Для решения этих задач я использовала 3 основные формы работы по развитию сенсорных способностей у детей: обучение в процессе НОД, на прогулке, в ходе наблюдения за природными объектами и в индивидуальной работе, а также в свободной деятельности детей через игры.

Я учила детей видеть сходство и различие предметов по определённым признакам. Дети осваивали такие понятия, как цвет, форма, размер.

Развитие сенсорных способностей невозможно без развития речи детей. Их словарь обогащается такими словами как: большой, маленький, высокий, низкий, красный, синий, зеленый, жёлтый и т.д.

На первых этапах работы использовались задания типа: «Найди такой же». Предметы сравнивались по одному из признаков. Работа в этом направлении активно велась и на прогулке. Например, когда мы с детьми наблюдали цветочную клумбу на участке детского сада. Сначала мы любовались разнообразием цветов, ярких красок, получали общее положительное впечатление от наблюдения, затем я обращала внимание детей на какой либо цветок и предлагала показать цветок такого же цвета. Такие задания хорошо воспринимаются детьми, и они с удовольствием выполняют их. Для сравнения предметов по форме я часто использовала листья растений, например, рассматривая и знакомясь с деревом берёзой, я обращала внимание детей на форму листа независимо от его цвета и предлагала детям найти такой же (по форме) и показать его.

 Природа даёт нам огромные возможности для развития сенсорики, чувств, речи, движений.

Основной метод обучения на прогулке это наблюдение. Но у маленьких детей (2 – 3 года) наблюдательность, как качество личности, развита очень слабо, поэтому моей задачей было - учить и поддерживать стремление детей замечать изменения в природе и привлекать их внимание к чему-то упущенному, не оставляя это на потом.

На прогулке ребёнок сталкивается с массой отвлекающих моментов: пролетела бабочка, проехала машина и т.д., поэтому, чтобы удержать внимание ребёнка, наблюдение я старалась проводить короткие (5-7 минут), яркие, интересные и содержательные наблюдения. Этому способствует, во-первых, правильный выбор объекта наблюдения, всплеск положительных эмоций малыша при виде их, во-вторых, образная речь взрослого.

 

Я всегда использую стихотворные тексты, загадки, пословицы, которые воспринимаются детьми с большим интересом, обогащают их словарный запас, развивает эстетические чувства

Например, при наблюдении:

За ромашкой: «Стоит в саду кудряшка,

Белая рубашка,

Сердечко золотое

Что это такое?» (ромашка)

 

Осенью: «Падают, падают листья

В нашем саду листопад

Желтые, красные листья,

По ветру вьются, летят»

 

За воробьём: «Скачет, скачет воробей,

Кличет маленьких детей,

Киньте крошек воробью.

Я вам песенку спою.

«Чик-чирик»».

 

За ёлкой: «Её всегда в лесу найдёшь

Пойдешь гулять и встретишь

Стоит колючая, как еж

Зимою в платье летнем»    

Большое значение при работе с детьми имеют подвижные игры. Я в своей группе использовала: «Раз, два, три……беги». Например, при изучении понятий «высокий», «низкий», мы определяли с детьми при наблюдениях (дерево высокое и низкое) -  я объясняла им правила игры, затем говорила: «Раз, два, три к высокой берёзе беги!», или «Раз, два, три, к низкой берёзе беги!» - такая игра очень нравится детям, она развивает их мышление, сенсорные способности, даёт возможность поупражнять их в беге и создаёт положительный эмоциональный настрой. Для того, чтобы заинтересовать малышей, я  брала на прогулку игрушки: куклу, мишку и т. д. Тогда использовала такие игровые упражнения: «Покажи мишке красный, (желтый, зелёный) листочек», «Принеси мишутке один большой и

один маленький листочек», «Покажем кукле Кат, где растут широкие (узкие) листочки», «Выбери для Кати красный (жёлтый) цветок».

Для того,  чтобы дать детям понятие толстый, тонкий я предлагала им поочерёдно обхватить ствол толстого дерева, вдвоём, втроём затем показывала, что тонкий ствол можно обхватить даже одной рукой.

Во время наблюдений в природе дети получают множество впечатлений. Знакомя детей с разнообразными деревьями, я обращала их внимание на то, что стволы некоторых – гладкие (берёза), а у других (ель) – всегда шероховатые. Для того чтобы понять смысл этих слов детям нужно всего лишь дотронуться рукой, погладить ствол. Вначале некоторые дети – Владик, Ваня даже боялись подойти близко к дереву, постепенно боязнь прошла и теперь все дети с удовольствием трогают, рассматривают, обнимают, нюхают исследуемые объекты. Неизгладимое впечатление на детей производит участие в сборе урожая. Собранные овощи, затем приносятся в группу. Здесь мы рассматриваем их, уточняем их цвет, форму, пробуем на вкус, выясняем, что морковка – продолговатая, оранжевая, твёрдая, сладкая. Помидор - круглый , бывает красного, зелёного, жёлтого цвета, мягче, чем морковь. Дети учатся таким приёмам обследования, как – потрогать, надавить, понюхать и т.д., обогащается их сенсорный опыт, а также речь. После знакомства с овощами с детьми проводилась игра « Чудесный мешочек». Овощи складывались в непрозрачный мешочек, дети должны были достать морковь, лук или помидор. После того, как ребёнок доставал овощ, уточняли с детьми, что это именно: лук или морковь. Эта игра очень нравится детям. Она расширяет представления об овощах, а также развивает речь. При проведении этой игры можно использовать загадки:

«Я расту на грядке длинная, оранжевая, сладкая» (Морковь).

«Круглый, гладкий бочок, кто же это?» (Лучок).

Такие же упражнения можно проводить и с эталонами формы. Для этого можно использовать различные природные материалы: овощи, фрукты,

камешки, шишки, листья деревьев.

Дети очень радуются, когда к нам на занятие или на прогулку приходит какой-то персонаж, например, Незнайка. Незнайка выполняет задания, например - «Принеси жёлтый листочек». Иногда он ошибается (специально) и дети с удовольствием исправляют его ошибку. Иногда Незнайка просит детей помочь ему, например, разложить камушки, от большого к маленькому. В играх «Что перепутал Незнайка», «Помоги Незнайке найти ошибку» целью является исправление ошибки самими детьми. Это помогает детям обрести уверенность в своих силах, закрепить полученные знания. В песочнице мы тоже не теряем время даром. Дети учатся узнавать свойства песка, ведь если он сухой из него не получиться куличик. При постройке куличей уточняем цвет ведёрка, его размер, сравниваем куличики по размеру, по высоте – закрепляем знания полученные раннее. В группе, в уголке природы у нас есть ёмкость с водой. Здесь мы используем воду для определения тяжелый – лёгкий (камень тонет, шишка плавает). Игра с водой «Вылови рыбку» воспринимается детьми с неизменным восторгом. Ведь рыбки у нас тоже разные по цвету форме, размеру. И если удаётся выловить ту, нужную, это – победа! Перед игрой я уточняю:- «Илюша, какая рыбка тебе больше нравится, эта? Какая она?» (синенькая, маленькая). В этой игре закрепляются сенсорные представления, развивается глазомер, ловкость рук, речь детей, воспитывается настойчивость.

Так же в уголке природы имеется коллекция камней. Они разнообразны по форме, цвету, размеру, поверхности. Здесь дети выполняют следующие задания: «Выбери самый большой (маленький) камушек», «Найди самый гладкий, шероховатый». В своей работе я знакомила детей и с различными звуками. Для этого использовались  музыкальные инструменты (игра: «Угадай, что звучит»). На прогулке мы слушали щебет птиц, чирикание воробья, карканье вороны, мяуканье кошки. Дети с удовольствием запоминали, а потом и узнавали эти звуки. Игра «Отгадай, что звучит» проводилась и по-другому (с использованием природных материалов). Дети узнавали звук переливающейся воды, шорох листьев, стук шишек друг о друга, стук камешков, всплеск воды при падении предмета. Занятия с детьми по сенсорному воспитанию, а так же наблюдения в природе способствовали развитию сенсорной культуры детей, совершенствовали восприятие, развивали умение наблюдать, воспитывали гуманное отношение к природе.

4.2. Формы работы с детьми по сенсорному развитию

4.2.1. НОД:  

  1. «Веселое путешествие»

Программное содержание:

 Образовательные: закрепить знания цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный); побуждать называть цвета; закрепить знания геометрических фигур; закрепить понятия «большой», «маленький».

Развивающие: развивать мелкую моторику;

Воспитательные: создать радостное настроение; воспитывать у детей радостное настроение; воспитывать у детей чувство отзывчивости, желание помочь.

Оборудование: кукла в наряде осени, большие и маленькие цветные осенние листья; большие и маленькие шишки; игрушки заяц, белка, ёжик, макет осеннего дерева; 2 ёлочки; рисунок белочки на фланелеграфе; дидактические игры «Прицепи ёжам колючки», «Собери грибочки».

  1. «Зайка к нам пришел»

Программное содержание:

Образовательные: закреплять знания детей плоскостных геометрических фигур

(треугольник, квадрат, круг);
Закреплять знания цветов (красный, желтый, синий, зеленый)

Развивающие: развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:  воспитывать у детей радостное настроение; воспитывать у детей чувство отзывчивости, желание помочь.

воспитывать любознательность, отзывчивость.
Материалы и оборудование: игрушка зайца, коробка, геометрические фигуры разной величины и цветов,  доска, морковь - угощение для детей.

3. «Маша и медведь»

Программное содержание:

Образовательные: Закреплять знание детей называть цвет. Формировать у детей целенаправленное зрительное восприятие формы, цвета и величины.

Учить детей выделять форму, отвлекаясь от других признаков. Освоить способ складывания узора из кубиков по образцу.

Развивающие: Развивать восприятие, память, внимание, воображение.

Формировать элементарные плясовые навыки у малышей, расширять их двигательный опыт, развивать умение координировать движения с музыкой.

Воспитательные:  Воспитывать в детях доброту, отзывчивость, потребность приходить на помощь к тем, кто в ней нуждается.

 Материал: опорные схемы по сказке «Маша и медведь», игры с матрёшками, пирамидками. Чтение русской народной сказки «Маша и медведь», загадывание загадок.

4. 2.2. Дидактические игры

Цель: учить детей правильно брать и открывать прищепку, находить ее местоположение по цвету.

Дидактический материал: прозрачная емкость, по краю которой наклеены цветные полосы, набор цветных прищепок.

  «Собери пирамидку»

Цель: развивать ориентировку ребенка в контрастных величинах предметов.

Материалы: пирамидка из 4 – 5 колец.

Методические приемы: пирамидка собирается из  большой,  состоящей из 8 – 10 колец. Для детей этого возраста такую пирамидку собирают через одно кольцо,

т. е. разница в величине колец здесь более контрастная.

«Складывание матрешки с двумя вкладышами»

Цель: продолжать учить простым действиям с предметами, отличающимися по величине.

Дидактический материал: комплект из трех матрешек (для каждого ребенка и взрослого).

Методические приемы: показ действий и сопоставление величины разных предметов сопровождаются словами: открой, закрой, маленькая, большая, меньше, больше, такая, не такая.

«Найди такой же»

Цель: подбор предметов по образцу.

Дидактический материал: три шарика, три кубика одного цвета и величины.

Методические приемы: воспитатель предлагает детям, играя, найти предметы такой же формы

«Оденем куклу»

Цель: подбор к образцу парных предметов одного цвета.

Дидактический материал: варежки красного и синего цветов.

Методические приемы: воспитатель предлагает детям одеть кукле варежки. Ставит перед детьми 4 варежки (2 красного и 2 синего цвета). Надевает на одну ручку варежку красного цвета, а на другую предлагает надеть детям. Если дети справились с заданием, игру повторяют, используя варежки синего цвета.

«Чудесный мешочек»

Цель: закреплять знания детей о форме (шар, кирпичик).

Дидактический материал: мешочек с предметами разной формы.

Методические приемы: определять на ощупь предметы.

«Разложи по коробочкам»

Цель: фиксировать внимание детей на цветовые свойства предметов.

Дидактический материал: разноцветные коробочки, фигурки желтого и зеленого цветов.

Методические приемы: воспитатель предлагает детям подобрать желтую фигурку к коробочке такого же цвета.

«Палочки цветные»

Цель: фиксировать внимание детей на цветовых свойствах игрушек, формировать простейшие приемы установления тождества и различия цвета однородных предметов.

Дидактический материал: палочки красного, желтого, зеленого, синего, белого, черного цветов (по 10 каждого цвета ).

Методические приемы: вначале воспитатель распределяет палочки сам, затем предлагает кому – либо из детей взять любую палочку, посмотреть, где лежат палочки такого же цвета, и положить их вместе, затем сделать тоже с палочкой другого цвета.

«Цветные мячики»

Цель: продолжать закреплять умение группировать по цвету однородные предметы.

Дидактический материал: разноцветные мячики, корзины.

Методические приемы: первые две пары воспитатель группирует сам, раскладывая мячи одного цвета (красного) в одну корзину, а мячи другого ( желтого) цвета в другую корзину, затем привлекает к группировке детей.

«Ленточки для кукол»

Цель: продолжать учить фиксировать внимание на величине предметов и формировать простейшие приемы установления тождества и различия цвета.

Дидактический материал: коробка с лентами различной длины и цвета, большие и маленькие куклы.

Методические приемы: нужно нарядить кукол: большой кукле – большой бант, маленькой кукле – маленький бант. Для большой куклы в синем платье выберем большой синий бантик, а для маленькой куклы в красном платье – маленький красный бантик (выполняет вместе с детьми). Затем дети подбирают самостоятельно.

«Привяжем к шарику ниточку»

Цель: группирование предметов по цвету.

Дидактический материал: разноцветные кружочки (овалы) , палочки таких же цветов.

Методические приемы: к красному кружочку найти палочку такого же цвета.

«Нанизывание на стержень колец, убывающих по величине».

Цель: продолжать учить простым действиям с предметами (снимать и нанизывать кольца), обогащать зрительно – осязательный опыт малышей. Дидактический материал: коническая пирамидка из пяти колец

Методические приемы: на столе все кольца раскладывают в порядке увеличения справа от пирамидки. Затем пирамидка собирается в соответствующем порядке. Взрослый поясняет: «Вот самое большое кольцо, вот поменьше, это еще меньше, а вот самое маленькое». Закрыв пирамидку вершиной, предлагает детям провести рукой вдоль поверхности сверху вниз, чтобы они почувствовали, чтоб пирамидка книзу расширяется: все колечки на месте. Пирамидка собрана правильно.

 «Веселый грузовик»

Цель: формировать представление о форме, величине предметов.

Дидактический материал: различные геометрические цветные фигуры  

( круги, квадраты, большие и маленькие прямоугольники).

Методические приемы: воспитатель показывает, как можно из фигурок построить грузовик.

Игры с прищепками

«Солнышко»

Цель: учить выделять и называть основные цвета, по образцу выбирать нужный цвет.

Дидактический материал: круг желтого цвета, прищепки двух цветов.

«Ежик»

Цель: учить детей производить выбор по величине и слову; чередовать по цвету и величине.

Дидактический материал: плоскостные изображения ежика и елки, прищепки зеленого, белого, черного цветов.

«Разноцветные человечки»

Цель: учить детей конструировать по образцу, называть основные цвета и формы, способствовать воспитанию в детях дружелюбия.

Дидактический материал: геометрические формы и прищепки.

«Забавные прищепки»

 «Большие и маленькие мячики».

Цель: Учить различать цвет и величину (большой – маленький); развивать чувство ритма; ритмично проговаривать слова.
Игровая задача. Подобрать мячики для кукол.
Игровое правило. Правильно подобрать мячи по цвету и величине.
Ход игры. Воспитатель дает рассмотреть мячики разных цветов (синие, зеленые, красные, желтые) и разной величины (большие и маленькие). Показывает, как они ритмично подпрыгивают, и приговаривает:

Прыг да прыг,
Все прыг да прыг,
Спать наш мячик,
Не привык.
Воспитатель выносит две куклы – большую и маленькую – и говорит: «Большая кукла Оля ищет для себя мячик. Маленькая кукла Ира тоже хочет поиграть с мячом». Предлагает детям подобрать куклам мячи. Дети отбирают мячи нужной величины (большой кукле – большой мячик, маленькой кукле – маленький мяч). Кукла Оля капризничает: ей нужен мяч желтого цвета, как ее юбочка. Кукла Ира тоже сердится: ей нужен мяч красного цвета, такой, как ее бантик. Воспитатель предлагает ребятам успокоить кукол: подобрать им нужные мячи.

4.3. Методы и приёмы сенсорного развития детей.

Значение сенсорного развития ребёнка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных методов и приёмов сенсорного воспитания в детском саду. Выбор методов обучения является делом творческим, но он обязательно должен быть основан на знании теории обучения. Современная педагогическая наука накопила большое количество методов обучения. Учитывая, что выбор методов и приёмов обучения зависит от ряда как объективных, так и субъективных причин, я выбрала некоторые из них.

Отталкиваясь от структуры, типа и вида занятий мной была выбрана игровая форма, тем самым я активизирую детей на более лучшие результаты их деятельности.

На занятиях регулярно использую наглядные, словесные и практические методы.

Метод устного изложения включает в себя методические приёмы монологической и диалогической речи, которые осуществляются при помощи рассказа (сказочное вступление), объяснения, инструктирования, а также беседы (вопросы – ответы).

На занятиях применяю множество дидактического, демонстрационного и раздаточного материала, в основе которого лежит метод наглядного обучения.

Применяемый мною метод практического обучения включает в себя организации практической деятельности детей: упражнения, повторения, практические работы. В структуры занятий я включаю психогимнастические упражнения, массаж лицевых мышц, развивающие произвольное внимание и соматогностическое, чувственное восприятие своего тела; упражнения,  направленные на развитие тонкой моторики кисти рук и общей моторики всего тела, а так же нетрадиционные технические формы изобразительного искусства (пальцеграфия, арт-терапия), расширяющие творческий потенциал детей; практические работы с раздаточным и демонстративным материалом.

ИПМ-5

Взаимодействие ОУ и семьи в развитии сенсорного восприятия у детей раннего возраста

Как показывает практика,  необходимо тесное взаимодействие детского сада и семьи, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласовано.

Одно из основных условий нормального развития ребенка и, в дальнейшем, успешного обучения в школе — своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве. Ему предшествует целенаправленная работа педагогов, в процессе которой родители эпизодически включаются в жизнь группы, приобщаются к проблемам своих детей.

Регулярно проводились консультации, беседы, открытые занятия, собрания, круглые столы и т.д.- это далеко не все формы, проводимые с родителями и для родителей по повышению уровня речевой активности их детей. Также,  были предоставлены (стенды, брошюры, методические рекомендации) для  дальнейшего самостоятельного использования в домашних условиях. Систематически оформлялись и обновлялись стенды и уголки для родителей. Предоставляя  родителям теоретический и практический материал,  у нас получилось их заинтересовать и активизировать интерес  по данной теме, что способствовало плодотворной работе в данном направлении.

Работая с родителями, проявляется  активное личное взаимодействие между собой. Проводятся родительские собрания, обучающие тренинги, консультации, дни открытых дверей.  Готовятся рекомендации, памятки, стенды, оформляются уголки для родителей, информационные листы по развитию и воспитанию ребенка  дошкольного возраста.

Формы взаимодействия детского сада с родителями — это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов взаимодействия детского сада и родителей — установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.  Я стараюсь наиболее полно использовать все виды традиционных форм взаимодействия с семьей, но и ищу новые, современные формы сотрудничества с родителями в соответствии с изменением социально- политических и экономических условий развития нашей страны. Выстраивая взаимоотношения  с родителями,  развиваю и использую традиционные формы: родительские собрания, лекции, практикумы, педагогические консультации, совместные праздники, педагогические беседы, дни открытых дверей, родительские уголки, анкетирование, папки-передвижки. Планируя ту или иную форму работы,  всегда исхожу из представлений о современных родителях готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. В связи с этим к формам взаимодействия предъявляются следующие требования: востребованность, оригинальность, интерактивность. В последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в жизни детского сада.

Мною накоплен определенный опыт работы с родителями по воспитанию речевой культуры детей. В нашем детском саду используются следующие нетрадиционные формы сотрудничества:  викторины, конкурсы, совместные занятия, проектная деятельность, презентации.

Взаимодействие с родителями:

  • Анкетирование родителей;
  • Домашняя работа по поиску информации и иллюстративного материала;
  • Акция «Вместе с ребенком»  
  • Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе;
  • Родительские собрания с просмотром открытых занятий по разнообразным темам.
  •  Консультации на тему:  « Чем занять   ребенка дома», на которой родители не только узнали о значении и видах игр и способах их организации по сенсорному воспитанию, но и имели возможность познакомиться с конкретными играми, узнать их правила, поиграть.
  • В родительском уголке помещался материал по изготовлению дидактических игр из природного, бросового материала, бумаги, картона и т д «Обогащение словаря ребенка в домашних условиях», «Роль семьи в развитии речевой активности дошкольников»;
  • Индивидуальные консультации по интересующим темам;
  • Оформление наглядной информации в родительском уголке.

ИПМ – 6    

Результативность опыта

В результате проделанной работы по сенсорному развитию детей прослеживается положительная динамика:

- дети проявляют интерес к предметам ближайшего окружения, их свойствам;

- с удовольствием включаются в деятельность экспериментирования, проявляя эмоции радостного удивления и словесную активность;

- способны  целенаправленно наблюдать за объектами организованного восприятия;

- умеют выполнять простейший сенсорный анализ;

- стремятся передавать отношение цветов, размеров и форм в изобразительной и конструктивной деятельности.

Они любопытны, активны, эмоциональны, общительны.

Внедряемая мной методика развития сенсорика у детей позволяет максимально отказаться от групповых занятий в традиционной форме и осуществлять личностно - деятельный подход, что отвечает современным требованиям дошкольного воспитания и обучения. Анализ проведенной работы показал, что использование дидактических игр эффективно помогает развивать познавательную деятельность, развитие речи и сенсорных эталонов, развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой и учебной деятельности.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактической игры в условиях ДОУ

В настоящее время в области дошкольного воспитания на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальны...

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактической игры

Обощение пелагогического опыта, основная идея которого является развитие сенсомоторных способностей детей. Ведущая педагогическая идея данного опыта заключается в том, что знакомя ребен...

Из опыта работы "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр"

Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающе...

Презентация опыта работы на тему "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактической игры"

Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребёнок познаёт то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Он стремится к активному взаимодействию с окружающей...

Опыт работы: «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактической игры»

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положения в пространстве, а также запахе, вкусе и ...