Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактической игры
статья (младшая группа) по теме

Консультация для воспитателей и родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

          Жизнь во всех проявлениях становится все разнообразнее и сложнее, она чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных действий, а подвижности мышления , быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых проблем.

    Перед дошкольным учреждением и родителями встает задача чрезвычайной важности : добиваться того, чтобы ребенок рос не только здоровым и крепким человеком, но и думающим, способным на творческий подход к любому делу.

     Развитие познавательных процессов у ребёнка происходит большими темпами. Большая роль в этом развитии отводится сенсорному воспитанию. У детей происходит развитие восприятия, формирование представлений о внешних свойствах предметов : их форме, размере, цвете, положению в пространстве. Поэтому предметная деятельность — ведущая в раннем возрасте. В процессе действий с предметами совершенствуется моторика пальцев, пробуждается познавательная активность, любознательность. Обучение детей способам исследования окружающего мира можно включать во все образовательные области современного образования.

     В процессе работы по данной теме задействованы педагоги, дети и родители. И главное, что родители не   сторонние наблюдатели, а активные участники в события детской жизни.

                        Актуальность.

   При воспитании детей раннего возраста сенсорному развитию  принадлежит одна из ведущих ролей. Ведь именно в этом возрасте ребёнок нуждается в разнообразии внешних впечатлений и развитии внимания к свойствам предметов. Роль взрослых при этом заключается в том, чтобы раскрыть малышу те стороны явлений, которые могут остаться для него незамеченными и выработать отношение к ним. Но не секрет, что многие родители имеют недостаточные знания и умения для этого. Поэтому в раннем возрасте, многие дети в условиях ограниченного притока впечатлений, испытывают «сенсорный голод». Последствия могут привести к задержкам в общем развитии.

   Еще одной проблемой в сенсорном развитии детей является недостаточная или неправильно подобранная развивающая среда. От неумения ребёнка играть, находиться в социуме, наблюдается тяжелая форма адаптации к детскому саду.

          Цель и задачи:

   Цель данной работы — сенсорное развитие ребёнка.

   Чтобы добиться поставленной цели, необходимо выполнить несколько задач.

    Первостепенно необходимо наладить контакт с ребёнком, привлечь внимание к новой игре. Постепенно формировать у детей представления о свойствах предметов : их форме, размере, цвете, положении в пространстве.

    Также перед нами стоит задача развивать восприятие окружающего мира. Большое значение имеет обучение способам исследования окружающего мира: наложению, прикладыванию, ощупыванию, группировке.

  И ,конечно, нам необходимо развивать мелкую моторику рук. Всем известно значение моторики в психическом развитии ребёнка.

           Механизмы.

   Из поставленных  задач сформировались механизмы для их решения.

   Работа с детьми раннего возраста в условиях общественного воспитания осложняется психологическими особенностями, а также тяжелым течением адаптации к детскому саду. Ребёнок становится « недоступным» для педагогического воздействия. Поэтому проведение развивающих занятий с детьми раннего возраста требует постоянного повышения профессиональной компетенции воспитателя.

   Для того, чтобы сформировать устойчивый интерес ребёнка к дидактическим пособиям, необходима правильная организация предметно — развивающей среды в группе. Малышам доставляют большую радость яркие и красивые пособия. Игры и упражнения подбираются многофункциональные.

  Наряду с совместной образовательной деятельностью большое значение имеет правильная организация свободной игровой деятельности, которая является эффективным средством познания окружающего мира.

        Инструментарий.

  Для исполнения каждого механизма необходимы свои инструменты.

  Для работы по данной теме воспитатели должны заниматься самообразованием, быть профессионально подготовлены. Можно изучать методическую литературу, посещать консультации и методические объединения, обмениваться опытом.

   Для организации развивающей среды в группе необходимо  правильно подобрать материал. При подборе игр и пособий надо учитывать возраст детей. Создаются дидактические модели ( пособия — застежки для развития мелкой моторики рук), игровые пособия, игры, настенные панно, дидактический стол. Создание игровых модулей в разных зонах позволит детям закрепить знания основных сенсорных эталонов, полученных при проведении совместной образовательной деятельности.

   Большое значение в работе педагога имеет составление комплексно- тематического планирования.

   Особое место занимает оформление наших знаний в каталогах. По мере ознакомления детей с новыми материалами, создаются каталоги пальчиковых игр.

   Вся наша работа не обходится без связи с родителями. Создаются папки- передвижки, проводятся консультации, родителями оказывается помощь в оснащении группы дидактическими пособиями.

          Ознакомление с цветом.

  Подбор и группировка предметов по каким- либо свойствам требует от малышей большой сосредоточенности и умения выделять их из других и удерживать в памяти нужное свойство. Поэтому роль педагога состоит не только в том, чтобы организовать игру, но и в том, чтобы активно участвовать в ней от начала до конца.

   Наибольшую трудность для детей представляет выбор по цвету. Сначала стараемся сформировать представления у детей об основных цветах.

  Этой цели служат такие приемы, как приложение, наложение, раскладывание однородных предметов разного цвета на две группы. Подобраны некоторые дидактические игры и упражнения : « Разноцветные ленточки» , « Разложи по цвету» , « Разноцветные колечки», « Цветики» - чудо пирамида. Используется мозаика для обучения детей чередовать цвета.

       Ознакомление с формой и величиной.

  Дети легче овладевают выбором по форме, сложнее по величине.

  Малыши изучают форму двумя способами. Зрительное восприятие формы достигается путем знакомства с такими пособиями, как « Закрой окошко», «Помоги фигуркам найти домик» , различные вкладыши.

Осязательное восприятие формы изучается с помощью игры « Чудесный мешочек», где дети на ощупь определяют содержимое мешочка. Это могут быть знакомые детям игрушки разных форм, мячики, кубики.

  Игры с матрёшками, « построение башен» помогают детям познакомиться с сенсорным эталоном — величиной.

 Чтобы сравнить предметы по форме и величине используются приемы наложения предметов друг на друга.

         Ожидаемые результаты.

В результате нашей работы произойдет повышение уровня педагогической компетенции воспитателей. Педагоги научатся приемам привлечения внимания малышей, взаимодействия с детьми раннего возраста. От умения взрослого обустроить жизнь игрушек в группе зависит интерес детей к игровым пособиям и желание в последующем действовать и играть с ними. Произойдет знакомство детей с разнообразными свойствами предметов : величиной, формой, цветом. Дети научатся играть самостоятельно. Постепенно произойдет развитие мелкой моторики рук.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактической игры в условиях ДОУ

В настоящее время в области дошкольного воспитания на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальны...

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактической игры

Обощение пелагогического опыта, основная идея которого является развитие сенсомоторных способностей детей. Ведущая педагогическая идея данного опыта заключается в том, что знакомя ребен...

Опыт работы " Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактической игры"

Опыт работы " Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактической игры"...

Педагогический проект на тему: «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактической игры».

Актуальность проекта: Сенсорное воспитание – это целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений) ....

Презентация опыта работы на тему "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактической игры"

Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребёнок познаёт то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Он стремится к активному взаимодействию с окружающей...

Опыт работы: «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактической игры»

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положения в пространстве, а также запахе, вкусе и ...