Картотека игр по развитию памяти у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)
картотека по коррекционной педагогике

Крылова Мария Васильевна

Картотека игр по развитию памяти у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Мультик

Цель: обучать детей запоминать ряд картинок.

Оборудование: 25 любых предметных картинок.

Ход игры. Ребенку последовательно показывают картинки друг за другом. Чтобы запомнить их, ребенок должен придумать интересный и необычный фильм, в котором картинки последовательно меняют друг друга, затем, вспоминая фильм, ребенок последовательно вспоминает и называет картинки.

 Кто разбудил мишутку?

Цель: учить детей внимательно слушать, запоминать и различать окружающие звуки.

Оборудование: игрушка мишка.

Ход игры. Ребенок с мишкой сидит спиной к играющим детям и убаюкивает мишку. Один из играющих детей говорит: «Мишка, Мишка, хватит спать, уж давно пора вставать!» Ребенок с мишкой поворачивается к играющим и угадывает того, кто его разбудил.

 Подбери пару

Цель: учить детей запоминать картинки (слова) используя логические связи.

Оборудование: 10 картинок (слов), которые имеют между собой логическую связь, например, рыба – аквариум, ручка – тетрадь, шум – вода, рубль – копейка, лес – медведь.

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку картинки парами, каждую пару он должен связать предложением («рыба живет в аквариуме), затем картинки перемешиваются. Перед ребенком кладется одна картинка и ребенок должен подобрать ей пару, вспомнив предложение.

 Кто идет?

Цель: учить детей внимательно слушать, запоминать и различать звуки.

Оборудование: металлофон и ширма.

Ход игры. На металлофоне наигрывается мелодия на высоких («шаги зайчика») и низких («шаги медведя») нотах. Детям предлагается изобразить то животное, чьи шаги они услышали.

                  Что выбрал Петрушка?

Цель: учить детей узнавать на слух источник звука.

Оборудование: три музыкальные или озвученные игрушки.

Ход игры. Кому-нибудь из детей надевается на голову колпачок Петрушки. Петрушка заходит за ширму, выбирает одну из лежащих там игрушек, затем показывает как она звучит. Остальные дети должны догадаться, какую игрушку выбрал Петрушка.

Расскажи сказку

Цель: развивать смысловую память ребенка.

Оборудование: короткие сказки с семью смысловыми единицами, кукла Незнайка.

Ход игры. Детям читается сказка. Затем Незнайка пересказывает ее, намеренно пропуская смысловые единицы. Остальные дети внимательно слушают и дополняют его. Выигрывает тот, кто сможет добавить как можно больше к пересказу.

                             Что услышал?

Цель: учить детей запоминать, узнавать и различать звуки окружающего мира.

Оборудование: картинки: лошадка, дождь, ручей, опавшая листва, сосульки, стаканы с водой, металлофон, лист бумаги, ширма.

Ход игры. За ширмой с помощью металлофона, воды и бумаги  извлекать  звуки: шум дождя, журчание ручья, цоканье копыт, шуршание листвы, весеннюю капель. Дети должны выбрать соответствующую услышанному звуку картинку.

                          Подбери пару

    Цель: учить детей запоминать и  различать шумовые звуки.

    Оборудование: парные пластиковые оболочки от «Киндер сюрпризов», наполненные крупами, песком, пуговицами и т.д., помеченные зеленой и красной полосой.

    Ход игры. Ребенок извлекает звук из коробочки с зеленой полосой, находит коробочку с красной полосой, звучащую точно так же.

 Раз, два три – ищи!

Цель: научить ребенка находить предмет заданной величины по памяти.

Оборудование: пирамидки с количеством колец не менее семи.

Ход игры. Дети сидят на стульчиках. Три пирамидки разобраны, и колечки лежат на разных столах. Взрослый дает трем детям по колечку одного размера, каждому предлагается найти пару к своему колечку такого же размера. После слов: «Раз, два, три – ищи!» дети кладут колечки-образцы на стульчики и идут искать такие же на столах. Выбрав колечко, нужно наложить его на колечко, оставшееся на стульчике.

Найди ленточку

Цель: учить детей находить ленты заданной длинны по памяти.

 Оборудование: атласные ленты разных цветов и размеров: длинные – 25×3 см, короткие - 12×3 см, картонные полоски таких же размеров.

Ход игры. Ребенку дается в руки картонная полоска, он запоминает ее длину. Затем взрослый предлагает ему найти из выложенных на столе лент такую же ленточку по длине определенного цвета, например: «Раз, два, три иди голубую ленточку ищи!»

Что изменилось

Цель: учить замечать и отражать в речи изменения по цвету.

Оборудование: ширма, кубики (колечки, пирамидки и т.д.) разного цвета.

Ход игры. Взрослый ставит 4-6 кубиков разного цвета и просит назвать цвета по порядку, затем закрывает кубики ширмой меняет кубики местами либо заменяет один цвет другим, убрав ширму, предлагает детям угадать, что же изменилось.

 Волшебный мешочек

Цель: учить детей различать формы предметов на ощупь.

Оборудование: Чудесный мешочек, геометрические фигуры разного размера и разной формы.

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку опустить руку в мешочек и определить на ощупь, что он взял, затем фигура вытаскивается и проверяется правильность ответа.

 Что изменилось

Цель: учить детей замечать и отражать в речи, произошедшие на картинке изменения.

Оборудование: серия картинок, в которых меняется один признак (два, три): цвет, форма, размер, положение в пространстве.

Ход игры. Рассматривается первая картинка, затем дети закрывают глаза и кладется следующая, дети должны заметить и отразить в речи изменения.

Найди маску

Цель: учить детей запоминать признаки предмета и находить такой же предмет.

Оборудование: два набора из пяти масок, различающихся между собой формой бровей, глаз, носа, рта.

Ход игры. Дети рассматривают одну маску, затем она переворачивается и из комплекта из пяти масок предлагается выбрать такую же, а потом объяснить, почему не подходят другие маски.

 Где спрятался зайчик

Цель: учить детей запоминать пространственное расположение предметов.

Оборудование: квадратный лист бумаги, разделенный на девять ячеек, в которых нарисованы: снеговик, дом, дерево, куст, пень, сугроб, забор, ель, поленница дров, карточки с аналогичными предметами по количеству детей.

Ход игры. Заяц прыгает из одного укрытия в другое, спасаясь от лисы, а дети должны запомнить его путь и затем выложить его из карточек. 

 Выложи такой же коврик

Цель: учить запоминать пространственное расположение фигур на листе бумаги.

Оборудование: набор геометрических фигур разного цвета и размера, чистый лист бумаги по числу играющих.

Ход игры. Дети рассматривают коврик, выложенный взрослым на листе бумаги из пяти геометрических фигур. Затем коврик прячется под салфеткой. Дети воспроизводят на своих листах такой же коврик. Затем проверяют правильность выполнения задания, сравнивая его с образцом.

 Что изменилось   (Игра с матрёшками)

     Цель: активизация умственной деятельности, зрительного внимания, запоминания, припоминания, наблюдательности, связной речи.

    Оборудование: Несколько разных по величине и цвету матрёшек (или других игрушек или предметов).

    Ход игры. Взрослый показывает детям поочерёдно несколько матрёшек,  разных по размеру и цвету сарафанов. Дети рассматривают их. Взрослый называет цвета одежды, отмечает, что по величине все матрёшки разные. Затем дети называют цвета одежды матрёшек, на которые указывает взрослый. После этого взрослый ширмой закрывает матрёшек и убирает одну из них (две и т.д.). Дети должны сказать, какая матрёшка «спряталась».В игре можно использовать и другие предметы, в зависимости от того, какие задачи решаются.

                                       Узнай на вкус

 Цель: закрепление знаний об овощах, фруктах, воспитание осязательного и обонятельного восприятия, вкусовой памяти, сосредоточенности, активизация словаря.

Оборудование: фрукты и овощи, знакомые детям, целые и разрезанные на небольшие кусочки, лежащие на подносе.

  Ход игры. Взрослый подходит к детям с подносом и предлагает попробовать кусочек овоща или фрукта с закрытыми глазами. Ребенок, не открывая глаз, отгадывает по вкусу и запаху название овоща или фрукта. Затем находит его на столе.

Игра заканчивается перечислением принесённых овощей или фруктов, определением вкуса каждого из них.

 Из чего сделано?

     Цель: воспитание умения сравнивать, группировать предметы; развитие внимания, активизация словаря.

     Оборудование: различные предметы, сделанные из разного материала, мешочек.

     Ход игры. До начала игры взрослый уточняет знания детей о том, что все предметы сделаны из разных материалов. Затем дети должны называть, из чего сделан предмет, помещаемый в мешочек. Все предметы кладутся в мешочек. Дети на ощупь узнают, из чего сделан вытаскиваемый им предмет, и рассказывают о нём так, чтобы остальные по описанию узнали и правильно назвали его.

Угадай, кто позвал

     Цель: воспитание слухового внимания, памяти.

Ход игры. Воспитатель ставит детей в круг и просит детей позвать друг друга по очереди (по кругу). Так дети запоминают голоса друг друга. Затем вызванный педагогом ребёнок  отворачивается. В это время водящий, которого раньше выбирают считалочкой, подходит к кому-нибудь из участников игры и притрагивается к нему. Тот громко называет имя отвернувшегося, который должен не поворачиваясь, по голосу узнать зовущего. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не побывают в роли отгадывающего.

Узнай, что изменилось

     Цель: развитие зрительного внимания, памяти, умения определения пространственного расположения предметов: справа, слева, сзади, сбоку и др.

     Оборудование: различные игрушки и предметы.

     Ход игры. На столе у взрослого стоят игрушки. Дети запоминают  их расположение. Затем взрослый ставит ширму и за ней меняет расположение предметов. Когда он убирает ширму, дети должны заметить, что изменилось, и сказать как именно (т.е. как они стояли относительно других предметов (слева, справа и т.п.) до изменения и как они стоят сейчас).

 Кто подойдет, пусть возьмёт!

     Цель: воспитание умения находить наиболее характерные признаки предметов, развитие внимания, памяти, мышления, правильной речи.

     Оборудование: различные предметы в комнате.

     Ход игры. Взрослый загадывает предмет и рассказывает о нём, не называя сам предмет. Дети догадываются, о чём идёт речь, и первый догадавшийся ищет и приносит взрослому загаданную вещь.

Магазин игрушек

     Цель: совершенствование умения описывать предмет, находить его существенные признаки, узнавать предмет по описанию.

     Оборудование: различные игрушки.

     Ход игры. Дети садятся полукругом перед столом и полочкой с различными игрушками. Далее взрослый выбирает ребёнка на роль продавца игрушек. Покупатели – дети подходят к прилавку и просят подать им понравившуюся игрушку. При этом они не должны смотреть на неё и называть её, только лишь описывать эту игрушку.

Игра продолжается до тех пор, пока все дети не купят себе игрушки.

 Переполох

     Цель: развитие зрительного внимания; запоминания, припоминания.

     Оборудование: игрушки, изображающие домашних птиц и животных;  картонные коробки –  домики (они должны отличаться величиной и цветом дверей и окошек).

    Ход игры. Перед детьми на столе стоят все домики, выстроенные в порядке возрастания и в которых заранее помещаются соответствующие игрушки (в самом маленьком домике – самые маленькие жители).  Взрослый сначала по очереди, а потом и всех вместе выпускает животных погулять. Дети должны помочь им вернуться в свои домики.

 Какая картинка здесь прячется?

     Цель: развитие умения запоминать, припоминать.

     Оборудование: набор предметных картинок, изображающие игрушки, животных, одежду, фрукты, людей; тонкая палочка, коробка с отделениями для разных картинок.

     Ход игры. Взрослый выкладывает перед детьми набор картинок (например, кукла, мишка, коляска, девочка), устанавливает между ними смысловую связь (девочка Маша, у неё коляска, чтобы катать куклу Лену и мишку). Дети запоминают расположение картинок. Далее взрослый «прячет» картинки, переворачивая их изображением вниз. Затем показывает на одну из перевёрнутых картинок палочкой, дети должны сказать, какая картинка там прячется.

 Что достать тебе дружок?

     Цель: развитие памяти

     Оборудование: 10 – 12 хорошо знакомых детям предметов, коробка, где они лежат; мешочек.

     Ход игры. Дети запоминают предметы, затем взрослый убирает их в мешочек. После этого дети по очереди просят взрослого доставать предметы, находящиеся в мешочке. При этом они должны показывать, как им пользоваться (чашечка - ребёнок показывает, как он пьёт).

 Усложнённый вариант: взрослый отдаёт мешочек ребёнку, в мешочек докладываются новые предметы, дети при просьбе вытащить им предмет не должны просит вытаскивать уже кем-нибудь названный предмет.

 Мамины помощники

     Цель: развитие умения запоминать, припоминать.

     Оборудование: предметные картинки, подобранные в несколько комплектов, состоящих из 3 – 4 однородных предметов и численностью согласно числу участников.

     Ход игры. Взрослый играет роль мамы и просит играющих, своих детей, приносит ей различные предметы, объясняя, для чего они ей нужны. Например, мама говорит: «Я хочу сварить суп. Вова принеси мне для этого овощи – картошку, капусту, морковку. Даша, а ты принеси мне кастрюлю и тарелки» и т.п. Ребёнок запоминает, что ему нужно принести и приносит.

 Вспомни по рисункам

Цель: развивать у детей ассоциативное зрительно-словесное запоминание.

Оборудование: лист бумаги, карандаш.

Ход игры. Ребенку предлагают запомнить 16 слов с помощью пиктограмм. А затем, глядя на свои картинки ребенок должен вспомнить все слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие игры «Запоминаем вместе» (картотека игр, направленных на развитие памяти у детей дошкольного возраста)

Развивающие игры «Запоминаем вместе» (картотека игр, направленных на развитие памяти у детей дошкольного возраста)...

Картотека игр и упражнений для развития памяти у детей дошкольного возраста и детей с ОВЗ

Игры и упражнения способствующие развитию памяти у детей дошкольного возрастаю....

Картотека игр, направленных на развитие памяти у детей дошкольного возраста

Картотека игр, направленных на развитие памяти у детей  дошкольного возраста...

Развитие памяти у детей дошкольного возраста. Рекомендации родителям дошкольника по развитию зрительной памяти.

В дошкольном возрасте важное значение имеет развитие памяти ребенка. С ее помощью ребенок овладевает наиболее совершенными способами общения с окружающими, у него развиваются функции мышления. Развити...

Развивающие игры «Запоминаем вместе» (картотека игр, направленных на развитие памяти у детей дошкольного возраста)

Развивающие игры «Запоминаем вместе» (картотека игр, направленных на развитие памяти у детей дошкольного возраста)...

Картотека игр на развитие памяти для детей дошкольного возраста

Картотека игр на развитие памяти предназначена для детей младшего возраста....

Картотека игр для развития памяти у детей дошкольного возраста.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ....