Развитие памяти у детей дошкольного возраста. Рекомендации родителям дошкольника по развитию зрительной памяти.
статья

Орлова Вера Игоревна

В дошкольном возрасте важное значение имеет развитие памяти ребенка. С ее помощью ребенок овладевает наиболее совершенными способами общения с окружающими, у него развиваются функции мышления.

Развитие зрительной памяти должно происходить в игровых условиях, как наиболее благоприятных для этого. В игре у ребенка образуется действенная игровая мотивация, а запоминание подчиняется понятной для ребенка цели. Важно, чтобы после того, как ребенок запомнил воспринятый материал, он вскоре мог его использовать.

Родителям детей среднего дошкольного возраста необходимо знать способы развития зрительной памяти, чтобы суметь скорректировать недостаточный уровень её развития у детей 4–5 лет, и тем самым обеспечить их фундаментом для успешной учебной деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие памяти у детей дошкольного возраста. Рекомендации родителям дошкольника по развитию зрительной памяти.

Память – это форма психического отражения прошлого опыта. Она включается в различные виды деятельности, так как человек в процессе выполнения различных действий опирается на собственный и исторический опыт. Это способствует приобретению знаний, развитию навыков и обогащению личного опыта.

В дошкольном возрасте важное значение имеет развитие памяти ребенка. Это связано с исключительной ролью памяти в психическом развитии и обучении. С помощью памяти ребенок овладевает наиболее совершенными способами общения с окружающими, у него развиваются функции мышления. В учебном процессе игры помогают активизировать деятельность ребенка, развивать познавательную активность, внимание.

Память участвует в акте восприятия, так как без узнавания восприятие невозможно. В основе памяти лежат ассоциации, или связи. В памяти человека соединяются явления и предметы, связанные в действительности. Поэтому, встретившись с одним из этих предметов, мы можем по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним. Запомнить что-то – значит связать запоминание с уже известным, образовать ассоциацию.

 Традиционно разделяют память на: кратковременную, долговременную и оперативную. У ребенка дошкольного возраста необходимо тренировать все виды памяти. Тренировка кратковременной памяти повышает качество, и объем воспринимаемой информации в заданный промежуток времени, тренировка долговременной памяти развивает эрудицию ребенка, прививает ему способность систематизировать усвоенное, тренировка оперативной памяти способность выполнять повторяющиеся действия, действовать согласно алгоритму.

Также память делят на произвольную и непроизвольную. В развитии произвольной памяти необходимы упражнения в дошкольном возрасте. А непроизвольная память – это память естественная. Таким образом, произвольная память развивает сильнее ребенка интеллектуально.

В возрасте 5-6 лет еще преобладают непосредственные процессы запоминания. Дети с легкостью запоминают большие объемы информации.

Поэтому необходимо расширять его словарный запас.

Память бывает зрительной, слуховой, тактильной, двигательной и обонятельной. Кто-то лучше запоминает звук, а кто-то картинки, с детства можно разделить на аудиалов, визуалов и кинестетиков. Двигательный тип довольно редкий среди детей восприятия в первую очередь смысла и логики.  

Также тренировать важно ассоциативное мышление. Тренировка ассоциаций – это установление связей предметов или явлений по сходству, контрасту и смежности.

Следует отметить, что дошкольный возраст характеризуется развитием высших психических функций, которые играют большую роль в жизни личности: происходит перестройка мышления, изменяется речь, внимание, память и другие процессы. В этой связи необходимо отметить важность семьи и родительского ресурса для создания условий для развития психических процессов, в том числе и зрительной памяти детей среднего дошкольного возраста.

Исследователи отмечают ряд специфических особенностей, которыми характеризуется зрительная память детей среднего дошкольного возраста.

1. Начинает формироваться произвольность внимания.

2. Зрительная память носит избирательный характер, то есть ребенок лучше запоминает яркие события, предметы, которые впечатлили его и т.п.

 3. При сохранении зрительных образов, мозг имеет свойство трансформировать информацию, из-за чего происходит потеря мелких, невзрачных деталей, в свою очередь крупные и привлекающие внимание детали могут преувеличиваться.

4. В-четвертых, зрительная память имеет тесную связь с воображением, поэтому при развитии зрительной памяти стоит уделить внимание и развитию воображения.

5. На эффективность запоминания зрительных образов у ребенка среднего дошкольного возраста существенное влияние оказывает осмысленность предлагаемого материала.

6. Развитие зрительной памяти должно происходить в игровых условиях, как наиболее благоприятных для этого. В игре у ребенка образуется действенная игровая мотивация, а запоминание подчиняется понятной для ребенка цели. Важно, чтобы после того, как ребенок запомнил воспринятый материал, он вскоре мог его использовать.

Родителям детей среднего дошкольного возраста необходимо знать способы развития зрительной памяти, чтобы суметь скорректировать недостаточный уровень её развития у детей 4–5 лет, и тем самым обеспечить их фундаментом для успешной учебной деятельности. Чтобы процесс, направленный на развитие зрительной памяти, оказывал плодотворное влияние, родителям нужно учитывать, что необходимо его проводить в игровых условиях. Примерами дидактических игр являются: «Какой игрушки не хватает?», «Рисуем на память узоры», «Бусы», «Фотоаппараты», «Сделай как я», «Пуговицы» и др. Игра на запоминание предметов тоже станет упражнением для развития зрительной памяти, влияющая на развитие произвольности психического процесса. Родители учат ребенка сосредотачиваться на определенной наглядной информации и запоминать её. По мере того, как дети будет справлять с этими заданиями, родители могут их усложнять. Например, можно сначала убрать одну картинку, потом две, или не убирать совсем, или менять местами.

Родителям для развития памяти у детей можно использовать также следующие дидактические игры:

1. Игра «Рисуем на память узоры». В течение одной минуты дошкольник разглядывает узор, нарисованный по клеточкам. Затем листок с узором убирают. Задание: нарисовать точно такой же узор по памяти.

2. Игра «Кто больше». Играть может несколько детей или взрослый (взрослые) с детьми. Первый придумывает и называет какое-нибудь слово. Допустим, «корабль». Второй из играющих присоединяет к этому слову своё: «корабль – моряк». Третий ещё удлиняет фразу: «корабль – моряк – паруса», и так по кругу. Кто допустит ошибку, тот покидает игру. Слова можно называть, взяв за основу какую-нибудь тему – в нашем случае это «Море», а можно играть без указания темы.

3. Игра «Предмет-путешественник». Предварительно в комнате размещается предмет из другой комнаты. Дошкольник, зайдя в комнату, должен угадать, что это за предмет и где он находился ранее. Затем ребёнок берет находку и относит её на прежнее место.

Игры, направленные на развитие воображения, тоже должны использоваться при развитии зрительной памяти, так как эти два психических процесса взаимосвязаны. Родителям необходимо раздвинуть границы воображения, в этом помогут необычные задания, например, можно попросить своего ребенка выдумать историю, продолжить незаконченный рисунок, рассказать, что он видит, смотря на кляксу и т. п. Для тренировки непроизвольной зрительной памяти детей среднего дошкольного возраста поможет задание «Найди отличия», которое учит ребенка обращать внимание на детали, что в будущем позволит ему лучше их запоминать. Можно предложить ребенку запомнить и описать внешность родственников или знакомых. Это задание не такое лёгкое, как может показаться. Мы узнаём людей, но описать их внешность и черты лица с первого раза проблематично.

В развитии памяти ребенка также имеет большое значение питание. Дети, которые не получают количество питательных веществ, запоминают хуже новую информацию. Нужны витаминные добавки, также богатая белками и сахаром пища. Сложные занятия с ребенком нужно проводить короткими отрезками, переключение на другой вид деятельности. Физкультура и активные игры способствуют лучшему кровоснабжению.

Скачок развития памяти совершается именно в дошкольном возрасте. От того как родители и воспитатели ребенка будет в дальнейшем развитие ребенка.

Большое место дошкольника занимает картинка, которая имеет важное средство развития речи, памяти, мышления и воображения. А родитель и воспитатель обеспечивает возможность непроизвольного запоминания предметов, которые на них изображены.

Одну из ключевых ролей в процессе любой информации и запоминания играет закрепление усвоенного и повторение. Поэтому, любая информация, поданная ребенку, должна с определенной периодичностью повторяться несколько раз.

Из всего сказанного следует вывод о том, что использование дидактических игр способствует развитию памяти у детей дошкольного возраста. Дети решают умственные задачи, развивают свою память в занимательной, интересной для них игровой деятельности. Но для того чтобы эта деятельность была эффективной, взрослому необходимо научиться руководить ей, подбирать игры, которые будут соответствовать возрастным возможностям детей и поддерживать положительное эмоциональное состояние в процессе решения скрытой дидактической задачи.

Следует отметить, что родители, применяющие игры, направленные преимущественно на развитие характеристик зрительной памяти, помогут детям повысить уровень её развития, что в будущем благоприятно отразится на их учебной деятельности.

Список литературы

  1. Малышева, А. Н. Развитие памяти у детей дошкольного возраста / А. Н. Малышева // Альманах мировой науки. – 2021. – № 1(44). – С. 63-64.
  2.  Ермакова О.Е., Фролушкина О.А. Развитие памяти дошкольников как психолого-педагогическая проблема // Психология и педагогика: актуальные проблемы и тенденции развития Материалы II международной научнопрактической конференции (очно-заочной). Отв. редактор Е.В. Сахарова. 2016. С. 242-245.
  3. Бабина, К. В. Влияние семейного воспитания на развитие зрительной памяти детей среднего дошкольного возраста / К. В. Бабина, А. В. Карандеева // Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки : Материалы V Международной научно-практической конференции, Тула, 20–21 ноября 2019 года / Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого. – Тула: Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, 2019. – С. 143-144.
  4. Фролушкина, О. А. Дидактическая игра как средство развития памяти у детей дошкольного возраста / О. А. Фролушкина // Материалы Научной сессии 2017 Борисоглебского филиала ФГБОУ ВО "ВГУ", Борисоглебск, 01–30 апреля 2017 года / Борисоглебский филиал ФГБОУ ВО “Воронежский государственный университет”. – Борисоглебск: ООО "Кристина и К", 2017. – С. 263-266.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: «Развитие памяти у детей дошкольного возраста»

Многие родители беспокоятся, что у ребенка плохая память. Но так ли это, и как развивать память дошкольника, чтобы малыш соответствовал в развитии своему возрасту? Если ваш ребеночек посещает дет...

Консультация для родителей:"Развитие памяти у детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей:"Развитие памяти у детей дошкольного возраста"...

Консультация для родителей: «Развитие памяти у детей дошкольного возраста

В консультации представлен материал для развития у детей всех видов памяти...

Половое воспитание детей дошкольного возраста - рекомендации родителям дошкольников

Половое воспитание детей дошкольного возраста - неотъемлемая часть системы нравственного развития дошкольников.  Влияние семьи оказывает решающее воздействие на формирование сферы нравс...

Консультация для родителей "Развитие памяти у детей дошкольного возраста"

Дошкольный возраст – важнейший период в жизни каждого человека. Именно в это время происходит формирование памяти. С каждым годом ребенок начинает запоминать больше информации, а усилий для ее з...

Рекомендации по развитию памяти у детей дошкольного возраста с ЗПР

Уважаемые педагоги и родители детей дошкольного возраста с ЗПР, предлагаю вашему вниманию подборку дидактических игр и упражнений для развития памяти у дошкольников с ЗПР...

буклет-рекомендации для родителей по психологии на тему: "Развитие памяти у детей дошкольного возраста"

Предлагаемый буклет может использоваться в работе с родителями детей старшего дошкольного возраста( 5-7 лет) Содержит различные игры развивающие память ребенка, как в совместнгой деятельности со ...