«Гиперактивный ребёнок. Пути помощи».
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Капустина Наталья Владимировна

 «Гиперактивный ребёнок. Пути помощи».

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ детский сад №373 комбинированного вида «Скворушка»

 «Чтобы быть хорошим педагогом, нужно любить то, что преподаешь, и тех, кому преподаешь» В.Ключевский

Семинар - практикум

 «Гиперактивный ребёнок. Пути помощи»

Подготовили:

Наталья Владимировна Капустина, педагог-психолог высшей квалификационной категории

г. Новосибирск

«Рекомендации педагогам  по организации работы         с гиперактивными детьми»

Гиперактивность —  медицинский диагноз, который может быть поставлен только по результатам полной специальной диагностики, а не поведенческая проблема и не результат плохого

воспитания.

Рекомендации по режиму дня гиперактивного ребенка

-Занятия для него должны строиться по четко распланированному стереотипному распорядку;

-Во время занятий предусматривайте возможности для двигательной разрядки: спортивные упражнения, физический труд, физкультминутки, смена видов деятельности, но не перегружайте его, он и так устал;

-Помните, что прикосновения являются сильным стимулятором для формирования поведения и развития навыков обучения, касайтесь плеча и говорите: «Я одобряю тебя!», «Я вижу(слышу) тебя».

Рекомендации по способам взаимодействия  с гиперактивным учеником

1. Работу с гиперактивным ребенком стройте индивидуально. Гиперактивный ребенок всегда должен находиться перед глазами педагога, но не мешать другим детям.

2. Предоставьте ребенку возможность быстро обращаться к вам за помощью в случае затруднения;

3. Избегайте завышенных или заниженных требований к ребенку с СДВГ;

4. Игнорируйте вызывающие поступки;

5. Поощряйте хорошее организованное поведение;

На определенный отрезок времени давайте только одно задание. В период спадов  внимания давайте задания на механическое выполнение;

6. Направляйте энергию гиперактивных детей в полезное русло: помощь в подготовке к занятию;

7. Исключить авторитарный, жесткий стиль в воспитательной работе.

8.Помните, что с ребенком необходимо договариваться.

Что ещё могут педагоги:

  • В процессе выполнения ребёнком самостоятельного задания: неоднократно подходить к нему(контроль за его деятельностью); интересоваться, всё ли ему понятно; напоминать о времени, которое он может использовать при выполнении задания; поощрять; позволять задержаться после занятия, чтобы закончить задание;
  • Невербальное выражение хорошего отношения(например, слегка погладить, похлопать по плечу за успешное выполнение задания);
  • Учитывать усвоение инструкции и алгоритм деятельности;
  • Обеспечить предсказуемость, организованность и структурированность среды;
  • Предоставить детям с СДВГ больше времени на выполнение заданий

                                   

Диагностические критерии             Синдрома Дефицита Внимания                     с Гиперактивностью (СДВГ) по классификации расстройств DSM-IV

Для постановки диагноза необходимо наличие шести или более из перечисленных ниже симптомов невнимательности, которые сохраняются на протяжении как минимум 6 месяцев и выражены настолько, что свидетельствуют о недостаточной адаптации и несоответствии нормальным возрастным характеристикам. Возможно преобладание кого-либо из симптомов.

1.Нарушение внимания.

1) Ребенок часто неспособен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности.

2) Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.

3) Часто складывается впечатление о том, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.

4) Часто ребенок оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением заданий, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или вызывающим поведением, неспособностью понять задание).

5) Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.

6) При необходимости выполнения заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения ;обычно избегает таких заданий, высказывает недовольство или сопротивляется.

7) Легко отвлекается на постоянные стимулы.

8) Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.

2.Гиперактивность.

1) часто беспокойно двигает руками или ногами или вертится на месте;

2) покидает свое место при выполнение заданий или в другой ситуации, когда требуется оставаться сидеть;

3) часто начинает бегать туда-сюда

4) не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге;

5) всегда находится в движении, ведет себя так, "как будто у него моторчик приделан";

6) часто чрезмерно болтлив.

Импульсивность.

 7)  часто выдает (буквально: выпаливает) ответ, даже не дослушав вопрос;

8)  с трудом дожидается своей очереди;

9)  часто прерывает, мешает окружающим           ( вклинивается в разговоры или игры).

Проблемы, обусловленные вышеперечисленными симптомами, возникают в двух и более видах окружающей обстановки: в детском саду и дома и т.п., имеются убедительные сведения о клинически значимых нарушениях в социальной, учебной  деятельности.

                                                                                                     

Открытое письмо

«Уважаемые взрослые!

Чтобы Вам было легче с нами жить,     а мы Вас любили, помните:

1.Инструкции мы можем понять только короткие, четкие и конкретные.

2.Нам сложно быть одновременно внимательными, аккуратными, усидчивыми.

3.Постарайтесь подобрать задание,      с которым нам можно справиться, не требуйте невозможного.

4.Помогите нам, повторяйте самое главное несколько раз, т.к. у нашего мозга:5мин-работа, 5мин-отдых.

5.Пожалуйста, помогайте нам организовывать  поведение и выполнение учебных заданий.

6.Чтобы избежать излишних проблем и конфликтов, соизмеряйте собственные ожидания с нашими возможностями.  7. Похвала  и порицание действует на нас сильнее, чем на других »

Ваши любимые

 гиперактивные дети



Предварительный просмотр:

Гиперактивность – состояние, при котором двигательная активность и возбудимость человека превышает норму, является неадекватной и непродуктивной.

https://go2.imgsmail.ru/imgpreview?key=36bf471d165122bf&mb=imgdb_preview_1095ъъ

Признаки гиперактивности:

1. Общая чрезмерная высокая активность в контексте ожидаемого в данной ситуации и по сравнению с другими детьми того же возраста и интеллектуального развития.

2. Чрезмерная нетерпеливость, особенно в таких ситуациях, что требуют относительного спокойствия.

3. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, ребёнок постоянно крутится, вертится.

4. Часто встаёт со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.

5. Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает и прыгает вокруг, карабкается, пытается куда-то залезть, причём в таких ситуациях, когда это неприемлемо.

6. Постоянные вскакивания с места, когда полагается сидеть, а также ёрзания и извивания.

7. Шумность в играх и неспособность тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.

8. Излишняя двигательная активность: ребёнок часто находится в постоянном движении.

9. Часто проявляется чрезмерная шумливость и болтливость. 

            http://i41-cdn.woman.ru/womanru/images/article/6/f/58c3b21fe4282755a75d324b7659c812_2_800x600.jpg?02 

http://www.wellady.ru/wp-content/uploads/2017/03/kartinka-35.jpg

Причины возникновения гиперактивности:

1. Наследственность.

2. Беременность или родовые травмы.

3. Дефицит питательных элементов.

4. Окружающая среда.

5. Несовместимость родителей ребенка по резус-фактору.

6. Инфекции или тяжелые вирусные болезни, перенесенные самим ребенком в младенческом возрасте.

7. Домашний климат.

Полезные советы:

  1. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.
  2. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
  3. Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.
  4.  Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
  5.  Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
  6. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
  7. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
  8. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
  9. Предоставлять ребенку возможность выбора.
  10. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия - нет преимущества.

МАДОУ №373 «Скворушка»

Подготовили:

Наталья ВладимировнаКАпустина, педагог-психолог высшей квалификационной категории

г. Новосибирск

 

http://migis.org/files/blog_resized/giperaktivnyj-rebenok.400x300.jpg?03dd31e976032d9ed72ce3ec5b2262b3

Гиперактивный          ребенок

   



Предварительный просмотр:

Коррекционные игры для гиперактивных детей

Чтобы помощь гиперактивным детям была эффективной, лучше браться за нее «всем миром». Это значит, что каждый специалист, работающий с ребенком, может внести свой вклад. Так, невропатолог назначит медикаментозную поддержку, воспитатели могут позаботиться о том, чтобы адаптировать предъявляемые требования под возможности ребенка, применять правильные методы в поощрении и пресечении каких-то поведенческих проявлений. Но помимо вышеперечисленного у ребенка необходимо тренировать навыки управления своим вниманием и поведением. Именно в этом лучше всего может помочь игра! 

Мама-робот. Упражнениеhttps://www.psychologos.ru/images/1_1432125223.jpg

Детям с дефицитом внимания и трудностями произвольной регуляции деятельности очень полезно чему-то учить взрослых, объяснять, как что-то надо делать. При этом важно, чтобы ребенок как можно больше говорил и как можно меньше показывал.

Если хорошенько подумать, мы очень часто довольствуемся «жестовой речью» наших детей, которая подчас прикрывает трудности речевой организации поведения.

Представьте себе, что мама вдруг разучилась делать самые элементарные вещи, например, наливать сок в стакан или делать бутерброд. А еще лучше, если она при этом ничего не видит и может делать все только на ощупь. Для этого ей нужен «проводник», который бы подсказал, куда нужно пойти и что сделать. Этим проводником может стать ребенок.

Вариант 1

Попросите ребенка, чтобы он научил Вас чему-нибудь, что он умеет, но только с помощью слов. Например, сделать бутерброд. При этом задача родителей – делать буквально все, что говорит ребенок. Если он считает, что для создания бутерброда достаточно взять хлеб и положить на него колбасу, то возьмите батон хлеба и положите сверху батон колбасы. Не забудьте спросить ребенка, все ли получилось так, как он задумал, или же он забыл сказать Вам о чем-то еще.

Ребенку очень важно видеть наглядный результат своего планирования. Такая обратная связь поможет ему постепенно детализировать свои указания, что будет служить признаком улучшения его возможностей планирования.

Вариант 2

Предложите ребенку поиграть в одну «рисовальную» игру. Дайте ему чистый лист бумаги, а себе возьмите другой. Пусть он на своем листе так, чтобы Вы не видели, изобразит что-нибудь, состоящее из простых геометрических фигур (кругов, треугольников, квадратов). Предупредите его, что потом ему надо будет рассказать Вам свою картину, не показывая, так, чтобы Вы смогли ее в точности повторить на своем листе бумаги. Посоветуйте ему для начала нарисовать что-нибудь не слишком сложное.

Вариант 3

Предложите ребенку завязать Вам глаза и затем, с помощью инструкций, помочь Вам добраться до какого-нибудь предмета, не задев ни одного стула, которые расставлены в комнате. Его указания должны выглядеть примерно так: «два шага вперед, шаг направо, три шага вперед, пять шагов налево, подними правую руку вперед, выше, правее, бери!». Можете сами придумать какие-нибудь варианты ценных указаний, которые он мог бы Вам делать.

Вариант 4

Всем известный «графический диктант». Ребенок на клетчатом листочке бумаги рисует какую-то фигуру или предмет, обводя контуры клеток (нельзя использовать диагональные линии). После этого он должен «продиктовать» ее взрослому так, чтобы у того получилось то же самое. Каждая отдельная инструкция касается только одного шага, не превышающего размер одной клетки. Инструкции, которые делает ребенок примерно таковы: «вверх, влево, влево, вниз, вниз, вправо, вправо, вверх» (подсказка: должен получиться квадрат две на две клеточки).

Комментарий: Эти упражнения подходят детям старше 5 лет. Их можно выполнять как индивидуально с ребенком, так и в парах. В последнем случае дети смогут давать задания друг другу.

Активный «скачок» в развитии способностей планирования происходит к 9-10 годам, но это не значит, что до этого такими вещами не надо заниматься. Чем раньше ребенок научится основам речевого планирования, тем для него лучше.

Задание развивает возможности планирования своих действий с помощью речи. Последние два варианта также могут развивать пространственные представления (отношения «право-лево»).

В регулярных занятиях можно использовать разные варианты упражнения по несколько минут в день. При этом в обычной жизни также важно чаще просить ребенка, чтобы он объяснил ход своих мыслей, «прикидываться» непонимающими (но, конечно, не доводя ребенка до истерики).

Угадай-ка. Упражнениеhttps://www.psychologos.ru/images/1_1432124417.jpg

Одна из трудностей, которые испытывают дети с СДВГ, – анализ ситуации: выделение ее существенных признаков, детальная ориентировка в условиях и построение правильного вывода с учетом проведенного анализа. Дети с дефицитом внимания часто «пролетают» мимо существенного. Именно поэтому их важно обучать поиску важных, значимых деталей.

Каждый предмет внешнего мира встроен в сложные системы взаимосвязей с другими предметами и явлениями. Это встраивание происходит благодаря его свойствам. Наше мышление во многом организовано таким образом, что мы ищем то, что нам нужно по определенным признакам. Например, если нам надо забить гвоздь, а у нас нет молотка, мы будем искать нечто твердое, прочное, плоское и достаточно тяжелое. Предмет, не обладающий всем набором свойств (например, книжка, или кусок пенопласта, или каменный шар), не подойдет. Чтобы найти нужное, нам надо сначала определить набор необходимых признаков и лишь затем искать то, что ему соответствует. На основании таких операций мы делаем выводы и принимаем решения.

Для того, чтобы направить внимание ребенка на существенные признаки предметов, можно выполнять простые упражнения.

Вариант 1

Для этого упражнения вам понадобиться набор карточек с изображением разных предметов. Чем разнообразнее, тем лучше. Для этого подойдут материалы предметных «лото».

Разложите перед ребенком 30-40 карточек.

Инструкция: «Я сейчас загадаю один из предметов, изображенных на карточках. Попробуй угадать, что я загадала, не более чем за 20 попыток. Для этого задавай мне вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет»«. Если ребенку трудно понять, о чем идет речь, подскажите ему: «Представь, что я загадала этот карандаш. Какие вопросы ты мог бы задать, чтобы догадаться? Например, «это пишет?» или «это – длинное?» и т.д.

Некоторые дети пытаются угадывать, перечисляя подряд все предметы. В этом случае необходимо показать им, что это неэффективный способ, и предложить задавать вопросы о свойствах этих предметов. Можно даже сделать ему подсказку: подготовить карточку с пунктами, относительно которых имеет смысл задавать вопросы: форма («это круглое?»), цвет («это красное?»), размер («это длинное?»), вес («это легкое?»), функция («из этого едят?»), материал («это деревянное?»), детали («у этого есть ручка?»).

Комментарий: эта игра предназначена для детей старше 6 лет. В нее можно играть как с одним ребенком, так и с небольшой группой. Тогда они должны задавать вопросы по очереди. Если игра оказывается слишком трудной, предложите детям откладывать в сторону те предметы, которые не подходят. Например, если на вопрос «это круглое?» был ответ «нет», можно убрать со стола все круглые предметы. Однако постепенно нужно перейти на первоначальный вариант. При возникновении сложностей можно также сократить количество карточек, но потом постепенно увеличивать набор.

Вариант 2

Для этого упражнения вам понадобится небольшой набор из 6-8 карточек с изображением предметов, обладающих общим свойством. Например, это могут быть круглые или красные предметы, или, например, предметы из одного класса (посуда, одежда и т.д.). Попросите ребенка рассказать о каком-нибудь из этих предметов, не произнося его названия, так, чтобы другой человек смог догадаться, о чем идет речь. При этом взрослый должен стараться при любой возможности назвать не тот предмет, если он тоже подходит под перечисленные ребенком свойства. Таким образом, ребенок будет получать обратную связь – «ты назвал не все, чего-то не хватает».

Комментарий: в эту игру можно играть с детьми, начиная с 4 лет, до 7-8 лет. Позже это уже может показаться ребенку неинтересным. С младшими важно не увлечься ролью непонятливых родителей. Они могут от этого устать.

В эту игру можно играть и без картинок. Тогда задача для взрослого становится сложнее. Важно ограничивать идеи ребенка определенным классом, например, «загадай какое-нибудь дикое животное», или «загадай что-нибудь из посуды». Если просто попросить загадать предмет, ребенок 5-7 лет может задумать снег, цирк, геометрическую фигуру, в общем, все, что угодно, что, в общем-то, не соответствует взрослому понятию «предмет».

Вариант 3

Это знакомая многим взрослым игра. Один загадывает нечто, другой должен это отгадать с помощью все тех же вопросов, на которые надо отвечать «да» или «нет». Если центральный игрок, которой что-то загадал, дает отрицательный ответ на вопрос, он к тому же должен снабдить его пояснением. Например, на вопрос «это круглое?», дается не просто ответ «нет», а «нет, это не мяч». Это добавляет игре путаницы и веселья. Однако суть остается той же: надо охватить все возможные свойства объектов и путем их постепенного отсечения прийти к правильному решению. Эта задача сложна еще и тем, что если в первом варианте перед глазами лежит ограниченный набор вариантов, то здесь их – бесконечное количество.

Комментарий: в эту игру лучше играть с детьми не младше 9 лет. Она также вполне интересна для взрослых. В нее часто играют походники в поезде и вообще люди, которые вынуждены как-то коротать длительное время. В коррекционных целях можно напоминать играющим, какие классы свойств существуют (см. вариант 1) .

Эти задания развивают способность ребенка выделять и удерживать значимые признаки ситуации, отсекая лишнее, и принимать решение, основываясь на полном наборе необходимых условий. В такие игры можно играть хоть каждый день. Устные формы, для которых не требуются картинки, удобны, чтобы использовать их по пути куда-нибудь, в транспорте, например. Чем больше ребенок будет анализировать, тем лучше. Важно подбирать задания так, чтобы он не чувствовал, что не может с ними справиться в принципе, чтобы угадывал не только он, но и взрослый. Одним словом, чтобы интерес к игре сохранялся и поддерживался, чтобы задание не превращалось в «обязаловку».

Речка-берег. Упражнениеhttps://www.psychologos.ru/images/1_1432125308.jpg

Эта отличная игра подсмотрена на детских праздниках с участием массовиков-затейников. Впоследствии она была модифицирована в целях нейропсихологической коррекции. Ее можно проводить как с группой детей, так и с одним ребенком.

Для этой игры вам понадобиться веревочка, которая будет лежать на полу и обозначать «береговую линию». Такую же роль может сыграть край ковра или любая другая отчетливая граница.

Участники стоят «на берегу» (по одну сторону веревочки). С другой стороны «течет» река.

Ведущий предлагает участникам выполнять его команды. Когда он говорит «речка!» – прыгать в речку, когда говорит «берег!» – на берег.

Первая часть игры – тренировочная. Ведущий командует, называя в случайном порядке «речка», «берег», и смотрит – смог ли ребенок выработать избирательную реакцию на разные инструкции. Если на тренировочной стадии все в порядке – переходим к основным.

Вариант 1

Ведущий продолжает командовать, куда прыгать, и прыгает вместе с участниками. В какой-то момент он начинает давать команды в четком порядке чередования (речка, берег, речка, берег и т.д.). Когда участники привыкают к такому ритму и начинают прыгать автоматически то туда, то сюда, ведущий вдруг нарушает порядок и командует, например: «Речка! Берег! Речка! Речка!». На эту уловку особенно часто попадаются дети, испытывающие трудности переключения. Они легко входят в определенный ритм, но потом не могут вовремя изменить свою тактику и продолжают действовать старым способом.

Если ребенок регулярно ошибается при таком переключении, попросите его не торопиться с действием, а сначала сказать вслух, что надо сделать, а уже потом прыгать. Таким образом, мы «вставляем» его речь между инструкцией (командой) и ее исполнением. Оречевление своих действий – очень важный навык, позволяющий справляться с импульсивностью и трудностями переключения. В этом упражнении вполне реально развить эту способность.

Вариант 2

(для продвинутых пользователей)

Когда ребенок вполне освоится с первым вариантом игры и сможет выполнять задание без ошибок, можно перейти к варианту, развивающему избирательность внимания. Ведущий сообщает ребенку, что сейчас будет «обманывать его глазки» – говорить все правильно, а делать неправильно. После этого начинается как бы обычный вариант игры, когда первые несколько команд соответствуют тому, что делает ведущий. В какой-то момент ведущий делает «ошибку», например, говорит: «Берег!» – а прыгает в речку. Ребенок должен «отключить» свои глаза, а следовать только тому, что приходит через уши.

Для импульсивных детей это очень трудно. В этом случае также положение спасает речь ребенка. Он должен повторять инструкцию ведущего и только потом прыгать. Точно так же ведущий может «обманывать ушки» – делать все правильно, а говорить неправильно. Это тоже сложная задача, так как здесь ребенку нужно идти вопреки тому, что говорит взрослый, и четко придерживаться изначальной инструкции (повторять действия, а не команды).

Комментарий: это упражнение позволяет научить ребенка справляться с импульсивностью, трудностями переключения, развивает избирательность реакций и внимания и речевую регуляцию деятельности. Упражнение можно выполнять как с группой детей, так и с одним ребенком. Наиболее эффективно его использовать с детьми старше 5 лет, но до этого возраста также можно пробовать самые простые варианты этой игры. Периодичность его выполнения – по 5 минут в день. Чтобы ребенку не сильно надоело одно и то же, можно предлагать разные варианты движений. Например, вместо прыжков «в речку» и «на берег» предлагать ребенку приседать и вставать с поднятыми вверх руками, изображая «грибочки» и «елочки». Какие-то движения можно придумать самостоятельно. Здесь почти не важно, что делать, главное – как.

 еще один прием, помогающий улучшить концентрацию внимания, повысить активность и энергичность, помочь более гибко принимать решения. Пейте воду! Особенно важно делать это перед началом и в процессе любой умственной деятельности или в ситуации возможного стресса.

Все электрохимические процессы, происходящие и в мозге, и в теле, зависят от проходимости нервных импульсов. Вода – наилучший проводник электрического сигнала в нашем теле. Она необходима для оптимальной работы лимфатической системы, выполняющей защитную функцию организма. Вода наполняет клетки крови кислородом, что снижает нагрузку на сердце и легкие. Для работоспособного и энергичного состояния необходимо пополнять свои водные запасы. Внимание! Соки, чаи и другие напитки не выполняют тех замечательных функций, которые несет вода.

«Энергетическая зевота»

Это упражнение улучшает навыки устного чтения, творческого письма, выразительной речи, помогает при выступлениях. Способствует улучшению зрительного внимания и восприятия, помогает в общении, стимулирует творческие процессы, развивает способность отбирать нужную информацию. Рекомендуем энергетически зевать в те моменты, когда вы начинаете сердиться и сжимать зубы.

«Перекрестные шаги»

 «Перекрестные шаги» способствуют развитию координации и ориентации в пространстве, делают более успешными приобретение навыков чтения, письма, слушания, усвоения новой информации. А еще снимают боль в пояснице и подтягивают мышцы живота.

  1. Локтем левой руки тянемся к колену правой ноги. Легко касаясь, соединяем локоть и колено.
  2. Это же движение повторяем правой рукой и левой ногой. Выполнять стоя или сидя.
  3. Соединяем левую ногу и правую руку за спиной и наоборот. Повторить 4–8 раз.

«Игры и упражнения, применяемые при работе с детьми СДВГ»

СДВГ или синдром дефицита внимания с гиперактивностью – это расстройство развития и поведения, которое встречается у 3-5% детей школьного возраста (по оценкам Национального Института Психиатрии); некоторые эксперты считают, что СДВГ подвержены от 8% до 10% детей школьного возраста, причем не у всех из них он проходит с возрастом. Это значит, что СДВГ гораздо чаще встречается у взрослых, чем было принято считать ранее

Хотя это заболевание обычно проявляется в детстве, оно может сохраниться у человека и во взрослом возрасте, вызывая ряд сложностей дома, в школе и на работе, если его вовремя не диагностировать и не применять терапию.

На данный момент эксперты утверждают, что СДВГ продолжает проявляться у около 60% взрослых, у которых синдром наблюдался в детстве.

Причины возникновения СДВГ

Что именно вызывает СДВГ пока что не известно, но учёные продолжают исследования человеческого мозга в поисках ответов. Они склоняются к мнению, что существует несколько факторов, провоцирующих СДВГ, в том числе:

  • Наследственность: тот факт, что СДВГ часто проявляется у нескольких членов семьи, позволяет предположить, что дети наследуют склонность к СДВГ у родителей, среди родственников гиперактивных детей чаще отмечаются случая правонарушений, алкоголизма и депрессии
  • Химический дисбаланс: эксперты полагают, что недостаточное количество особых химических веществ в мозге (нейротрансмиттеров или нейропередатчиков), отвечающих за передачу нервных импульсов, также может быть фактором, вызывающим СДВГ
  • Изменения деятельности мозга: у детей с СДВГ отделы мозга, отвечающие за контроль внимания, как правило менее активны, чем у здоровых детей
  • Травмы головы: бывали случаи, когда у детей после травм головы, особенно после сотрясений, проблемы поведения, очень похожие на СДВГ

СДВГ – это самое распространённое психическое отклонение у детей, причём у мальчиков оно встречается чаще, чем у девочек. Максимально имеющиеся нарушения проявляются в первые годы школьного обучения.

Симптомы СДВГ у детей, как правило, группируют в три категории: невнимательность, гиперактивность и импульсивность

Стратегии управления поведением для детей

  • Устанавливать последовательный порядок ежедневных дел и определённый порядок вещей в окружающей ребенка среде. Сообщать ребенку обо всех ожидаемых переменах в привычном распорядке и о каких-либо необычных происшествиях, которые должны случиться в ближайшее время, например – визит родственников, поездка в магазин, отпуск
  • Четко высказывать ограничения и ожидания. Такие инструкции лучше всего давать непосредственно перед выполнением какой-то деятельности
  • Создать правильную систему вознаграждений за хорошее поведение или за правильное выполнение каких-либо задач. Такой системой может служить шкала выставления баллов или программа выдачи звездочек, которая в итоге подразумевает получение какого-то вознаграждения, например, разрешение заняться любимым делом. Постарайтесь не использовать еду, в частности конфеты, в качестве вознаграждения
  • Вовлекайте ребёнка в конструктивную деятельность, требующую размышлений, например, чтение, игры, пазлы. При этом сами принимайте участие в подобной активности
  • Некоторые родители считают, что использование таймера во время определённой деятельности – это хороший стимулирующий фактор. Например, установка разумного лимита времени для принятия ванны или для игр помогает ребёнку привыкнуть к наличию ограничений даже в том, что касается приятных занятий. Установка ограничения по времени для выполнения рутинных занятий также может быть полезной, особенно если такая работа сопровождается вознаграждением за своевременное выполнение

Советы родителям:

  • Из-за того что дети с СДВГ могут воспринимать наставления неправильно, их зачастую слишком часто поправляют, что приводит к снижению самооценки. Делайте всё от Вас зависящее, чтобы повысить мнение Вашего ребёнка о себе
  • Не откладывая вознаграждайте и хвалите ребёнка за хорошее поведение
  • Будьте последовательны в вопросах дисциплины. Постарайтесь сделать так, чтобы другие люди, заботящиеся о ребёнке, придерживались Ваших методов
  • Давайте чёткие и конкретные указания («Почисти зубы; а теперь можешь одеваться»), вместо общих фраз («Собирайся в школу»)
  • Поощряйте сильные стороны Вашего ребёнка, например, успехи в занятиях спортом или внешкольных увлечениях
  • Придерживайтесь чёткого распорядка в том, что касается принятия пищи, сна, развлечения и просмотра телевизора
  • Не допускайте проведения внешкольного времени только за выполнением уроков; игры и физические упражнения крайне важны
  • Упростите обустройство комнаты ребёнка. Не храните игрушки на видном месте

Игры для детей дошкольного возраста с СДВГ

«Найди отличие»

  • Цель: развить умение концентрировать внимание на деталях.

Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.

«Ласковые лапки»

  • Цель: снять напряжение, мышечные зажимы, снизить агрессивность, развить чувственное восприятие, гармонизировать отношения между ребенком и взрослым.

Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасается к руке - отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

Вариант игры: «зверек» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами

«Запрещенное движение»

  • Цель: игра с четкими правилами организует, дисциплинирует детей, сплачивает играющих, развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъем.

Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнить. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры.

Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют хорошо все цифры, кроме одной, запрещенной, например, цифры «пять». Когда дети ее услышат, они должны будут хлопать в ладоши (или покружиться на месте).

Игра “Четыре стихии”.
Дети сидят в круге. Ведущий договаривается с детьми, если он скажет слово “Земля” – все опускают руки вниз, “Вода” – вытянуты руки вперед, “ воздух”– поднять руки вверх, “Огонь”– повернуться вокруг себя.

Игра с правилами “Смелые мышки”.
Выбирается водящий – “кот”, остальные дети – “мышки”. “Кот” стоит (сидит) и наблюдает за “мышками”. С началом стихотворного текста “мышки” направляются к домику “кота”.

Вышли мышки как-то раз
Посмотреть который час
Раз-два-три-четыре,
Мышки дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон!
Бом-бом-бом-бом!
Убежали мышки вон!”

Мышки, подходя к дому “кота” выполняют движения, соответствующие тексту. Услышав последнее слово, мышки убегают, а “кот” их ловит. Пойманные “мышки” выходят из игры.

Упражнения для школьников

Игра для гиперактивных детей «Лови — не лови»

Эта игра напоминает известную нам всем с детства игру «Съедобное — несъедобное». В данной ситуации мы можем менять условия каждый раз, чтобы ребёнку игра не наскучила. Главное объяснить,когда нужно ловить, а когда не нужно ловить мяч.

К примеру, можно оговорить, что если водящий кидает мяч и произносит слово, относящееся к животным, то игроки ловят мяч. Если слово не будет иметь отношение к животным, то игроки не ловят, а отбивают мяч. Чтобы ребёнку было интересно играть, можно менять тематику (нужно ловить мяч, если водящий называет только птиц, только растения, исключительно фрукты и т.д.)

Игра предусмотрена на развитие внимания, умение быстро реагировать и принимать решение.

Функциональное упражнение "Каратист".


Цель:   развитие двигательного контроля, элиминация импульсивности.
         Участники образуют круг, в центре которого полулежит физкультурный обруч. Один из участников встает в обруч и превращается в "каратиста", выполняя резкие движения руками и ногами. Остальные дети вместе с инструктором хором произносят: "Сильнее, еще сильнее...", помогая игроку выплеснуть агрессивную энергию интенсивными движениями.

Пальчиковые игры для гиперактивных детей

1. "Многоножки" Перед началом игры руки находятся на краю парты. По сигналу учителя многоножки начинают двигаться к противоположному краю парты или в любом другом, заданном учителем, направлении. В движении принимают участие все пять пальцев.

2. "Двуножки" Игра проводится аналогично предыдущей, но в гонках участвуют только 2 пальца: указательный и средний. Остальные прижаты к ладони. Можно устраивать гонки между "двуножками" левой и правой руки, между "двуножками" соседей по парте.
3. "Слоны" Средний палец правой или левой руки превращается в "хобот", остальные — в "ноги слона". Слону запрещается подпрыгивать и касаться хоботом земли, при ходьбе он должен опираться на все 4 лапы. Возможны также гонки слонов. 

Пример занятия:

1.  Растяжка "Половинка".
Цель:   оптимизация тонуса мышц.
И.п. - сидя на полу. Общее напряжение тела. Расслабление. Напряжение и расслабление по осям: верх-низ (напряжение верхней половины тела, напряжение нижней половины тела), левостороннее и правостороннее (напряжение правой и затем левой половин тела), напряжение левой руки и правой ноги, а затем правой руки и левой ноги.

2.  Дыхательное упражнение. 
Цель:  развитие произвольности и самоконтроля, ритмирование организма. 
И.п. - сидя на полу. Вдох. Детям предлагается расслабить мышцы живота,начать вдох, надувая в животе шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза (задержка дыхания).
Выдох. Детям предлагается втянуть живот как можно сильнее. Пауза. Вдох. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом "пьют" воздух.

3.  Глазодвигательное упражнение. 
И.п. - сидя на полу. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз по четырем основным(вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру. Каждое из движений производится сначала на расстоянии вытянутой руки, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы. 
4.   Упражнения для развития мелкой моторики рук. "Колечко". 
Цель:  развитие межполушарного взаимодействия.    
Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

5.  Функциональное упражнение "Послушать тишину".
Цель:   формирование произвольной регуляция собственной деятельности, развитие аудиального гнозиса. 
И.п. - сидя на полу. Закрыть глаза и последовательно послушать звуки на улице за окном, затем в комнате, свое дыхание, биение сердца.

6.  Функциональное упражнение с правилами "Костер".
Цель:   формирование внимания и произвольной регуляции собственной деятельности. 
         Дети садятся на ковер вокруг "костра" и выполняют соответствующую команду инструктора. 
         По команде (словесной инструкции) "жарко" дети должны отодвинуться от "костра", 
по команде "руки замерзли" - протянуть руки к "костру", 
по команде "ой, какой большой костер" - встать и махать руками, 
по команде "искры полетели" - хлопать владоши, 
по команде "костер принес дружбу и веселье" - взяться за руки и ходить вокруг "костра". Затем игра выполняется с ведущим ребенком.

7.   Функциональное упражнение "Море волнуется...".

Цель:   развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности. 
Детям предлагается интенсивно двигаться по комнате, принимая различные позы. Инструктор произносит считалку:
         Море волнуется - раз! 
         Море волнуется - два!
         Море волнуется - три!
         Морская фигура - замри!
Дети замирают в одной из поз. По команде инструктора "Отомри!" упражнение продолжается.

8.   Релаксация "Поза покоя".
Цель:   освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук.
Необходимо сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится инструктором медленно, тихим голосом, с длительными паузами.
         Все умеют танцевать, 
         Прыгать, бегать, рисовать, 
         Но пока не все умеют 
         Расслабляться, отдыхать. 
         Есть у нас игра такая - 
         Очень легкая, простая,
         Замедляется движенье, 
         Исчезает напряженье... 
         И становится понятно - 
         Расслабление приятно!

Библиографический список

  1. Бадалян Л.О., Заваденко Н.Н., Успенская Т.Ю. Синдром дефицита внимания у детей // Обозрение психиатрии и медицинской пстихологии им. В.М. Бехтерева. 1993. № 3.
  2. Белоусова Е.Д., Никанорова М.Ю. Синдром дефицита внимания и гиперактивности // Российский вестиник перинаталогии и педиатрии. 2000. № 3.
  3. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. М.: Изд.-во Института психотерапии, 2001.
  4. Венгер Л.А. Структура психологического синдрома // Вопросы психологии. 1994. № 4.
  5. Дробинская А.О. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания // Дефектология, 1996. № 3.
  6. Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Минимальная мозговая дисфункция у детей. Научный обзор. М.: ВНИНМИ, 1980.
  7. Заваденко Н.Н. Факторы риска для формирования дефицита внимания и гиперактивности у детей // Мир психологии. 2000. № 1
  8. Заваденко Н.Н. Детская гиперактивность: особенности диагностики и лечения // Российский медицинский журнал. 1999. № 4.
  9. Заводенко H.H., Петрухин А.С., Соловьев О.И. Минимальные мозговые дисфункции у детей. M 1997.
  10. Заваденко Н.Н., Успенская Т.Ю. Синдром дефицита внимания как причина школьной дезадаптации // Школа здоровья. М 1994. № 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Что такое гиперактивность? Как воспитывать гиперактивного ребёнка?"

Что такое гиперактивность? Как воспитывать гиперактивного ребёнка?  Воспитатель Казакова Лариса Евгеньевна. Московская область , город Егорьевск.  Детский сад общеразвивающего вида №2 «Миш...

В помощь родителям "Гиперактивный ребёнок" (советы психолога)

Состояние чрезмерной двигательной активности (гиперактивность) у детей  выделяют как самостоятельное заболевание. Но чаще всего гиперактивность сопровождается синдром нарушения (или де...

Ребёнок-непоседа или гиперактивный ребёнок.

Последнее время мы все чаще слышим понятие «гиперактивный» ребенок. Какой он? Каковы причины гиперактивности ребенка? Что делать в данной ситуации. Наша тема  посвящена именно детской гиперактивн...

Памятка для родителей гиперактивного ребёнка «Неуправляемый ребёнок? Решение есть!»

Памятка для родителей гиперактивного ребёнка«Неуправляемый ребёнок? Решение есть!»...

Помощь гиперактивному ребёнку

Советы по коррекции гипеактивного поведения...

Консультация для педагогов "Помощь гиперактивному ребёнку"

оказание помощи гиперактивному ребенку...

Помощь гиперактивному ребёнку

Консультация для педагогов ДОУ...