Как вести себя с людьми с ОВЗ
консультация по коррекционной педагогике

Епифанова Оксана Витальевна

Люди с инвалидностью — это такие же люди, как и все остальные, только имеющие определенные особенности. Поэтому и общаться с такими людьми следует без излишней заботы, жалости, растерянности и любопытства. Конечно, у каждого человека есть индивидуальные потребности и пожелания, но существуют стандартные правила, которые необходимо соблюдать при контакте с человеком или группой людей с инвалидностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_vesti_sebya_s_lyudmi_s_ovz.docx324.26 КБ

Предварительный просмотр:

Как вести себя с людьми с ОВЗ.

Что делать, когда не знаешь, как себя вести, чувствуешь неловкость и скованность, связанные с особенностями собеседника? Вот некоторые правила, которые подсказали люди с ограниченными возможностями.

Люди, испытывающие трудности при передвижении.

Для них инвалидная коляска – это часть неприкасаемого личного пространства. Опираться на коляску, катить её без разрешения нельзя. Но, если вы предложили помощь, и ваше предложение было принято, помните: катить коляску надо сдержанно, потому что она очень быстро набирает скорость, любой неожиданный толчок сразу приведет к потере равновесия.

.

Если вы заметили архитектурные барьеры впереди, сообщите об этом заранее, чтобы человек в коляске смог принять решение, как двигаться дальше. Когда вы беседуете с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, постарайтесь расположиться так, чтобы ваши и его глаза были на одном уровне. Вам будет легче разговаривать, а вашему собеседнику не придется запрокидывать голову.

Люди с плохим зрением и незрячие.

Предлагая свою помощь незрячему, только направляйте его, идите так, как ходите обычно. Не хватайте незрячего за руку -  она помогает ему сохранять равновесие. А еще лучше подставьте свою руку «крендельком», чтобы он смог сам опереться на вас так, как ему удобнее. Перед началом лестницы надо сказать не только, что сейчас будет лестница, но и обязательно – вверх она или вниз (в переходах метро очень актуально). Предупреждайте о препятствиях: ступеньках, лужах, ямах, низких притолоках, трубах, хрупких предметах и тому подобном: «Через четыре шага начинается лестница в пять ступенек вниз», «Слева от двери легкий столик с неустойчивой стопкой книг». При спуске или подъеме ведите незрячего перпендикулярно к ним. Когда вы хотите помочь незрячему сесть, не усаживайте его насильно и резко, а лишь направьте его руку на спинку стула или подлокотник. Если знакомите его с незнакомым предметом, не водите по поверхности его руку, а дайте возможность потрогать предмет самому. Если вас попросили взять какой-то предмет, просто подайте его. Не следует тянуть руку незрячего и заставлять брать этот предмет его рукой. Обязательно озвучивайте словами то, что в разговоре со зрячими часто выражают мимикой и жестами: пожатием плечами, указанием руки или движением подбородка. Не заставляйте вашего собеседника вещать в пустоту: если вы перемещаетесь, предупредите его. Когда вы общаетесь с группой незрячих людей, не забывайте каждый раз называть того, к кому обращаетесь.

Люди с нарушением слуха.

Степень глухоты варьируется: одни люди слышат отдельные частоты, многие воспринимают отдельный тембр. Типов и степеней глухоты много. Соответственно много и способов общения с такими людьми. Если вы не знаете, какой предпочесть, спросите у собеседника. Иногда достаточно говорить чуть более громко и четко. В другом случае понадобится снизить высоту голоса, так как человек утратил способность воспринимать высокие частоты. Кричать особенно в ухо, не надо, если только вас специально не попросят об этом. Бывает, что устное общение затруднительно, спросите, е лучше ли переписываться. Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или прикоснитесь к плечу. Если вы сообщаете информацию, включающую цифры, сложные термины, адрес, напишите её. Не все слабослышащие люди могут читать по губам. При первой же встрече надо спросить об этом. Если ваш собеседник обладает таким навыком, помните: из десяти слов хорошо прочитываются только три; смотреть нужно в лицо собеседнику и говорить ясно и медленно, не пытаясь преувеличенно четко выговаривать слова – это изменяет артикуляцию и создает дополнительные трудности; используйте мимику, жесты, телодвижения, чтобы пояснить или подчеркнуть сказанное. Если вы общаетесь через сурдопереводчика, не забывайте, что обращаться все равно нужно непосредственно к собеседнику, а не к переводчику.

 

Люди с проблемами речи.

Трудности могут быть самыми разными – слабый голос, заикание, афазия, при которой человек затрудняется произносить отдельные слова. Не поддавайтесь первому впечатлению, не думайте, что у человека с затруднениями в речи низкий уровень интеллекта. Будьте готовы к тому, что разговор с таким собеседником займет у вас больше времени. Не перебивайте и не поправляйте собеседника, не спешите договаривать за него, будьте терпеливы. Если вы не поняли сказанного, не притворяйтесь, что поняли. Спокойно, не стесняясь, переспросите. Если и на этот раз ничего не получилось, спросите, не предпочтет ли собеседник с затруднениями в речи отвечать вам письменно.

Люди с проблемами в обучении.

У такой формы инвалидности скрытый характер. Люди с разнообразными проблемами в обучении испытывают трудности с восприятием, запоминанием, извлечением из памяти информации, но не с самим мыслительным процессом. Часто у людей с проблемами в обучении очень высокий уровень интеллекта, а сложности связаны с восприятием  письменного текста (дизлексия) или, наоборот, с неспособностью воспринимать информацию на слух. Будьте честным со своим собеседником, спросите, какие у него трудности. Когда вы поймете, в каком именно виде человек не воспринимает информацию, изберите другую форму. Если человек не может читать, расскажите, перескажите, прочитайте сами. Если не воспринимает на слух – напишите.

Люди с гиперкинезами (спастикой).

Гиперкинезы – непроизвольные движения тела, конечностей, мышц лица – обычно свойственны людям с детским церебральным параличом или повреждениями спинного мозга. Если вы видите человека с гиперкинезами, не стоит явно обращать внимание на его движения. Не бойтесь противоречить собеседнику с гиперкинезами из опасения разволновать его и тем самым усилить непроизвольные движения. Позиция «Только не волнуйся!» ведет к потере времени и нервов, но не налаживает диалог. При посадке в автобус, троллейбус, за столом, у телефона, спросите, нужна ли собеседнику ваша помощь. Многим она не нужна. Но если человек, который затрудняется управлять руками, попросил помочь, достать его кошелек в магазине, расплатиться и положить его покупки в сумку, вытащить из кармана или сумки его телефон и набрать номер – не стесняйтесь, постарайтесь четко и последовательно произвести все эти действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия" Как вести себя с незнакомыми людьми"

Цели: Содействовать формированию у детей навыков безопасной жизнедеятельности, ключевых коммуникативных компетенций (ответственного отношения к себе и людям, осторожности, готовности к действиям ...

"Как вести себя с незнакомыми людьми"

Цели: Содействовать формированию у детей навыков безопасной жизнедеятельности, ключевых коммуникативных компетенций (ответственного отношения к себе и людям, осторожности, готовности к действиям в неа...

Совместная деятельность с детьми подготовительной к школе группы по ОБЖ на тему "Как вести себя с незнакомыми людьми"

Цели: Содействовать формированию у детей  навыков безопасной жизнедеятельности, ключевых коммуникативных  компетенций (ответственного отношения к себе и людям, осторожности, готовности к дей...

Конспект занятия по основам безопасности «Как вести себя с незнакомыми людьми».

Дети в игровой форме закрепляют правила безопасного поведения. Конспект и презентация (4 части)....

Беседа с детьми во второй младшей группе на тему: «Как вести себя с незнакомыми людьми»

Беседа с детьми во второй младшей группе на тему: «Как вести себя с незнакомыми людьми»Цель: формировать правила поведения с незнакомыми людьми; воспитывать у детей чувство самосохранения...

Беседа с детьми во второй младшей группе на тему: «Как вести себя с незнакомыми людьми»

Беседа с детьми во второй младшей группе на тему: «Как вести себя с незнакомыми людьми»Цель: формировать правила поведения с незнакомыми людьми; воспитывать у детей чувство самосохранения...

"Как вести себя с незнакомыми людьми"

Формирование навыков безопасного и правильного поведения в опасных для детей ситуациях....