Методическая разработка для учителей-логопедов по теме: "Планирование работы по формированию звуко-слоговой структуры слова у детей с диагнозом: ОНP II - III уровней развития речи старшего дошкольного возраста".
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Мельникова Елена Павловна

Методическая разработка содержит годовой учебный план по коррекции речи у детей старшего дошкольного возраста с диагнозом II - III уровней развития речи. Предназначена для молодых специалистов в создании плана работы и постановке педагогических и коррекционных задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 75

компенсирующего вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга

           

             Методическая разработка для учителей-логопедов

по теме:

«Планирование работы по формированию звуко-слоговой структуры слова у детей с диагнозом: ОНР II – III ур.р.р.

старшего дошкольного возраста»

         

                                                                         

                                                                                           

                                                                            Учитель-логопед ГБДОУ д/с № 75

Мельникова Е.П.

                                                            Санкт-Петербург

                                                                  2021

         Коррекция слоговой структуры слова одна из приоритетных задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими тяжёлые нарушения речи. Планирование предлагается для использования в практической коррекционной деятельности логопедов-практиков. Рекомендуемые разделы работы включают задания на развитие слухового восприятия, проговаривание детьми ритмико-динамической мелодики с постепенным усложнением звуко-слоговой структуры слова.

          Задание систематизированы с учётом периода обучения, тяжести речевого диагноза и возрастных особенностей детей. При подборе вербального материала учитывались следующие параметры: частотность употребления, доступность в произношении (на сохранных звуках) звуко-слогового состава слова, уровень восприятия ритмических и структурных характеристик слова.

          Содержание работы по формированию звуко-слоговой структуры слова разработано с учётом постепенного усложнения материала: от звукосочетаний до воспроизведения ритмического рисунка многосложных слов. Усложнение учитывает отражённое повторение с опорой на эталон и многократное повторение слова без опоры на образец.

           В содержание работы включён раздел: «Формирование фонематического восприятия. Обучение основам грамоты: первичным навыкам звукового анализа и синтеза». На заключительном этапе работы в конце учебного года отработанные слоговые структуры многосложных слов включаются в состав словосочетаний и предложений.

           Важнейшее значение в коррекционной работе имеет индивидуальный подход к детям, который предполагает учёт психо-речевых особенностей, характер нарушения слоговой структуры слова, работоспособность ребёнка. Поэтому работу по формированию слоговой структуры слова рекомендуется проводить индивидуально или как часть логопедического занятия.

Примерное планирование по формированию звуко-слоговой структуры слова у детей с      диагнозом ОНР II - III уровня

Периоды

обучения

Задачи обучения

Содержание работы

     Используемые материалы, приёмы

I период (сентябрь, октябрь, ноябрь).

1. Развитие слухового восприятия.

1. Различение на слух гласных и согласных звуков, анализ звуковых сочетаний (типа: ау, ан, на). Выделение первого ударного звука в слове (Аня). Умение различать на слух короткое и длинное слово.

1. Звуковые комплексы и звукосочетания: ту-ту, му-му, ку-ку, мяу, би-би.

2. Формирование правильного произношения звуков, слогов (из сохранных звуков).

2. Коррекция произношения гласных и простых согласных звуков (п, т, м, н, б, д, в, ф), постановка отсутствующих звуков. Отработка произношения одно-, двух-, трёхсложных слов (СГС, СГСГ, СГСГСГ) с открытой слоговой структурой.

2. Названия близких людей: мама, дядя, папа и т. д.

3. Подготовка к звуковому анализу и синтезу слогов.

3. Слоговой анализ и синтез слогов. Слоговые ряды из АП, ПА.

3. Простые имена: Таня, Вова, Тома, Ника.

4. Воспроизведение ритмического рисунка слова (прохлопать, прошагать, отстучать слово).

4. Слоговые ряды из двух одинаково звучащих слогов: па-па, ма-ма. Из разных слогов с ударением на первом слоге в двухсложном слове: Во-ва, Ни-на. В односложных словах: мак, кот.

4. Подражание музыкальным инструментам, неречевым шумам: боб-бом, ду-ду-ду, кап-кап-кап.

5. Запоминание и воспроизведение слоговых рядов. Развитие слухового восприятия.

5. Слоговые ряды из одинаковых гласных и согласных звуков (па-па-па). Интонационное выделение одного из слогов (па-ПА-па). Разных гласных и одинаковых согласных звуков (па-по-пу). Из разных согласных и одинаковых гласных звуков (ка-па-на). Удержание в памяти 2-3 слогов (па-па-та, па-та-па).

5. Выражение просьб, приказаний, желаний: на, дай, тут, вот.

II-й период (декабрь, январь, февраль).

1. Формирование фонетического  восприятия на основе чёткого различения звуков.

1. Различение согласных по глухости, звонкости, мягкости, твёрдости.

Отработанные в произношении звуки: п, т, в, ф, м, н, х, к, г используются в качестве опоры для воспитания навыка произношения усложнённых слоговых структур.

2. Автоматизация поставленных звуков и постановка новых звуков, проговаривание слов со стечением согласных.

2. Проговаривание стечений согласных: мна-мно-мну, два-дво-дву, нка-нко-нку.

3. Обучение первичным навыка звукового анализа и синтеза.

3. Выделение последнего согласного звука в словах: дом, кот. Выделение слогообразующего гласного в односложных словах: суп, лом. Звуковой и слоговой анализ и синтез слога: ГС,СГ.

4. Воспроизведение и восприятие ритмического рисунка слов.

4. В двухсложных словах с ударением на первом слоге (каша, рама) Хх, Хх; с ударением на втором слоге (пила, нога) хХ, хХ.

Использование мнемодорожек: «Имена детей» (Анна - Хх, Иван - хХ).

                 

5. Развитие слухового восприятия, памяти.

5. Удержание в памяти 3-4 слогов, а к концу периода  со стечением согласных: то-кто, на-пта-нто, мно-мны-мну-мне.

III период (март, апрель, май, июнь).

 

1. Совершенствование навыков фонематического восприятия: формирование систем чётко различаемых, противопоставленных друг другу фонем.

1. Умение определять заданный звук или несколько звуков на фоне слогового ряда, слов разной слоговой структуры. Усвоение терминов: звук, слог, слово. Дифференциация звуков по месту образования, участию голоса, твёрдости-мягкости.

Использование логопедических чистоговорок, рифмовок.

2. Обучение грамоте.

2. Развитие навыков деления на слоги и составления многосложных слов; звуковой анализ и синтез двух-, трёхсложных слов (СГСГ, СГСГС, СГСГСГ).

Игры: «Добавь слог», «Продолжи слово».

3. Совершенствование артикуляционных навыков произношения двух-, трёхсложных слов со стечением согласных.

3. Многократное повторение усвоенных слов: односложных со стечением согласных в начале, конце слов (стол, вкус, куст); двухсложных со стечением согласных звуков (школа, фрукты, книги); трёх- , четырёхсложных с обратным и закрытым слогом (отметка, помощница); сложного слогового состава (портфель, учительница, принадлежности); фразы, включающие отработанные многосложные слова.

4. Восприятие и воспроизведение ритмического рисунка слов.

4. В двух-, трёх-, четырёхсложных словах: с ударением на первом слоге (Ягода, кУбики); с ударением на последнем слоге (молокО, воробЕй, велосипЕд). Определение и выделение  ударного гласного (слога) в составе слов.

Игры: «Домино-ударение». Работа над различением слов-омографов: Ирис-ирИс, зАмок-замОк.

5.Развитие слухового восприятия, памяти.

5. Запоминание слогового ряда со стечением согласных, 4-5 слов со стечением согласных, многосложных слов (до 4).

Пример многосложных слов: гимнаст, лыжник, хоккеист, футболист, спортсмен.

6. Совершенствование навыков произношения слов разной слоговой структуры. Включение отработанных многосложных слов во фразы. Активное проговаривание фраз, включение их в небольшие рассказы, в собственную речь (диалог, монолог).

6. Сложные слова: снегопад, звездолёт, листопад, ветродуй, сухостой. Предложения:  Регулировщик регулирует движение транспорта на перекрёстке. Ткач и ткачихи ткут разные ткани.  Дрессировщик дрессирует животных.

6. Использование отработанных структур в свободной фразовой речи, при составлении рассказов из опыта, по воображаемой ситуации.

7. Совершенствование навыков звуко-слогового разбора слов, предложений.

7. Анализ слов различной слоговой структуры без опоры на утрированное проговаривание логопеда.

Слова различной слоговой структуры с разным типом ударения.

8. Воспроизведение ритмического рисунка многосложных слов.

                                                 

        Буду рада, если предложенный мной план работы по формированию звуко-слоговой структуры слова поможет в планировании коррекционной работы и начинающим молодым специалистам и опытным педагогам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА дидактических игр и упражнений по развитию речи. Старший дошкольный возраст

Дидактические игры и упражнения  для развития всех сторон речи: фонетико-фонематической, лексической, грамматического строя, связной речи....

Занятия по развитию речи (старший дошкольный возраст)

Представлены занятия, которые рекомендую для использования экспресс-диагностики рарушений слоговой структуры , проведения индивидуальных и групповых занятий с детьми. Речевой материал,  дидактич...

дидактические игры по развитию речи старший дошкольный возраст

Игры представлены по трем направлениям 1. На различение предлогов в и из. 2. На составление и использование словосочетаний. 3. На составление и использование предложений...

Конспекты НОД по развитию речи(старший дошкольный возраст)

Конспекты НОД по развитию речи старшего дошкольного возрастаКонспект 1. Тема: "Счастливая зыбка".Программное содержание. Поддерживать положительное эмоциональное отношение, развивать интерес к колыбел...

методическая разработка:Дистанционное обучение дошкольников. Развитие речи.(старший дошкольный возраст)

В условиях эпидемиологической ситуации и режима повышенной готовности изменилось многое: жить и работать на самоизоляции приходится по-новому. Но наши педагоги всегда найдут интересный выход. Так...