Картотека игр и игровых упражнений: "Формирование звуконаполняемости и слоговой структуры слова у детей-логопатов 4-6 лет".
картотека по коррекционной педагогике (средняя, старшая группа)

Мельникова Елена Павловна

Картотека игровых упражнений, рекомендованных для совместной коррекционной работы логопеда и воспитателей группы для детей 4-6 лет по разделу: "Формирование звуконаполняемости и слоговой структуры слова у детей-логопатов 4-6 лет".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 75 компенсирующего вида

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Картотека игр и игровых упражнений, рекомендованных для совместной коррекционной работы логопеда и воспитателей речевых групп по разделу: «Формирование звуконаполняемости и слоговой структуры словау детей-логопатов 4-6 лет».

                                                                                         Автор: учитель-логопед:

                                                                                                        Мельникова Е.П.

Санкт-Петербург

2020


Игра «Собери из яблок слово»

Цель:         Упражнять детей в слоговом синтезе слов, в послоговом произношении составленных из слогов слов.

Описание игры:

  На фланелеграфе прикреплена яблоня с яблоками-слогами. Логопед предлагает детям составить слова из слогов (яблок). Выигрывает тот из детей, кто больше составил слов.

 Слова:        уроки, кино, веки, росы, косы, усы, осы, сыро, часы, весы, носы, веко, око… .


Игра «Перевертыши»

Цель:        Развитие фонематических представлений, умения конструировать слова из слогов, преобразовывать слова путем перестановки слогов в слове.

Ход игры:

  Логопед выдает каждому ребенку пластинки с двумя слогами (ма, зи). Ребенок должен догадаться, что можно составить два слова (зима, мази).

  Побеждает тот, кто больше составит слов из пластин-слогов.


Игра «Собери ромашку»

Цели:        1.  Развивать у детей фонематический слух.
2. Упражнять в отборе карточек с заданным звуком (
Л, Р), в дифференциации указанных звуков.
3. Упражнять детей в определении количества слогов в словах и графическим их изображением (квадратами).

Ход игры:

  Логопед дает детям задание – собрать ромашку, на всех лепестках которой в словах-картинках слышится заданный звук (Л или Р). В подготовительной группе добавляется усложнение: определить слоговую структуру слова-картинки на нижнем лепестке и положить в верхний ряд лепесток с соответствующим количеству слогов в этом слове количество квадратов.

  Выигрывает тот, кто быстрее соберет ромашку.

Игра «Собери ромашку»
(подготовительная группа)

Цели:        1. Учить составлять слова из слогов, накопление в памяти слоговых образов.
2. Отработка произношения слов сложной слоговой структуры.

Оборудование: круги с кармашками, лепестки-слоги.

Ход игры:

  Каждому ребенку выдается круг и набор слоговых структур (лепестки). Располагая лепестки-слоги по часовой стрелке, ребенок должен правильно составить слово и прочитать его. Выигрывает тот, кто быстрее соберет ромашку и правильнее закончит «бег по кругу».


Игра «Слоговые часы» I вариант
(подготовительная группа)

Цели:        1. Развитие умения составлять слова из слогов; накопление в памяти слоговых образов.
2. Упражнять детей в правильном определении количества слогов (1, 2, 3) в словах с помощью стрелки (старшая группа).

Оборудование: круги со слогами, круги с картинками (слова из 1, 2, 3 слогов)

Ход игры:

  1. Начиная со слога КА, дети прочитывают слоги через один по часовой стрелке до тех пор, пока опять не придут к слогу КА. Затем круг убирается, и дети по памяти повторяют слова. Выиграл тот, кто быстрее и правильнее закончил «бег по кругу».
  2. Вызванные дети стрелкой показывают картинки-слова из 1, 2, 3 слогов (по заданию логопеда).

Игра «Поэты»

Цель:        Развивать умение подбирать слова в рифму, ориентируясь на заданный слог.

Ход игры:

  Логопед предлагает поиграть в поэтов. Называется слог:
ОН – ОН – ОН   -  помыли мы …
дети подбирают картинки в рифму    -        балкон,  лимон;
ЛА – ЛА – ЛА     -   у Кати …              -         юла;
ОК – ОК – ОК    -  у меня (есть) …    -         нос
ок, цветок, поясок;
НА – НА – НА     - за окном растет …   -    сос
на.

  Лучшим поэтом становится тот, кто ни разу не ошибется и правильно подберет картинки.

Игра «Прицепи к паровозу вагончики»

Цель:        Упражнять детей в произношении односложных слов со стечением согласных в начале слова, упражнять детей в преобразовании слов с помощью звука.

Описание игры:

  На фланелеграфе выложены вагоны и паровоз. Логопед предлагает детям присоединить (прицепить) к паровозу разные вагончики. Какие новые слова получились?


Дидактическая игра «Волшебный барабан»

Цели:        1. Закрепление умения проговаривать слова разных типов слоговой структуры в полном объеме.
2. Упражнять детей в подборе слов по заданной схеме слогового состава.
3. Закрепление знаний детей о форме и цвете предметов, обобщающих понятий.
4. Составление логических цепочек:
«Собери все, что можно встретить в лесу»,
«Собери все предметы круглой (овальной) формы»,
«Собери все, что может летать»,
«Собери все, с чем можно играть».
5. Продолжать учить отгадывать загадки: отгадку найти, прокрутив барабаны.
6. Тренировать детей в составлении предложений по серии предметных картинок.

Дидактическая игра «Кто как голос подает?»
(4-5 лет)

Цель:        1. Учить детей подбирать звукоподражания голосам животных и птиц, ориентируясь на схему символов гласных и согласных.
2. Упражнять в образовании глаголов единственного числа (
мычит, кукарекает, гавкает и т.д.).

Ход игры:

  Логопед вращает диск с изображением звукоподражаний с помощью символов гласных и согласных звуков, а дети (подгруппа из трех – четырех детей) подбирают картинку с соответствующим животным.

  На следующем занятии роли в игре меняются.


Игра «Выложи из слогов цепочку»

Цель: Упражнять детей в составлении слов из слогов (два – три слога).

Ход игры:

  Карточки со слогами разложены на паласе в беспорядке. Ребенку нужно выложить слоги так, чтобы получилась цепочка и можно было прочитать слова: ка-би-на – ши-ри-на … .


Игра «Составь предложение из первых слогов в слове»

Цель:        Упражнять детей в фонематическом синтезе слов, определении границ слов в предложении.

Ход игры:

  Логопед просит детей назвать картинки, выделить в названиях картинок первый слог. Слоги нужно запомнить и «сложить» слоги в слова. Далее из слов составляется предложение: «У дома лужа». Можно предложить детям выложить схему этого предложения.


Игра «Найди пару»

Цель:        1. Упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком.
2. Развивать фонематический слух.

Ход игры:

  Логопед раздает детям по картинке из каждой пары; называет картинку, например,  мишка. Ребенок, у которого картинка сходная по звучанию (миска), поднимает ее и произносит сразу оба слова, выделяя голосом различающиеся звуки: Ш – С. За правильный ответ ребенок получает фишку.

  Усложнение: ребенок сразу подбирает пару картинок со сходными звуками: коса – коза, и выделяет эти звуки из слов: С – З.


Игра «Собери слова»
(подготовительная группа)

Цели:        1. Учить детей составлять изображение из частей, слова из слогов; накопление в памяти слоговых образов.
2. Закрепление правописания словарных слов.

Оборудование:        большие карты, разрезанные на части по количеству слогов в слове, маленькие карты.

Ход игры:

  Раздаются большие и маленькие карты. Задание – собрать картинку из частей, перевернуть большую картинку и прочитать по слогам словарное слово (собака, молоко). Сказать, из скольких частей (слогов) состоит слово; прочитать слог с непроверяемой гласной. Напечатать слово в тетрадь, выделить непроверяемую гласную красным цветом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система игровых упражнений, направленных на развитие слоговой структуры слова

Логопедическая работа по устранению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников предполагает воздействие на все компоненты речевой системы.Комплексная система логопедического воздейс...

Формирование слоговой структуры слова у детей-логопатов с диагнозом ТНР: ОНР II, III уровня речевого развития

Практикующий логопед рекомендует систему коррекционных приемов и методов формирования звукослоговой структуры слова у детей с тяжелой речевой патологией молодым специалистам....

Игровые упражнения в работе над слоговой структурой слова

Дидактический материал предназначен для логопедической работы с детьми дошкольного возраста на подгрупповых и индивидуальных занятиях в детском саду, а также может использоваться для закрепления задан...

Игровые упражнения в работе над слоговой структурой слова

Умение делить слова на слоги и определять количество слогов в слове - это одно из сложных умений дошкольника 5-6 лет. Предлагаемые игры помогут детям научиться произносить 1-2-3-хсложные слова, делить...

Мастер-класс для родителей «Игровые упражнения для формирования звуко-слоговой структуры слова у детей с ОВЗ»

Цельов мастер-класса познакомить родителей с понятием "Слоговая структура слова", с эффективными способами преодаления данного нарушения в домашних условиях....

Опыт работы "Использование игровых технологий по преодолению нарушений слоговой структуры слова"

Систематически и целенаправленно используя на практике сочетания разных технологий обучения, творчески их варьируя, проводя поэтапную последовательную работу, коррекционный процесс по формированию сло...

Система игровых упражнений, направленных на развитие слоговой структуры слова

Система игровых упражнений, направленных на развитиеслоговой структуры слова           ...