Картотека игр и игровых упражнений: "Формирование звуконаполняемости и слоговой структуры слова у детей-логопатов 4-6 лет".
картотека по коррекционной педагогике (средняя, старшая группа)
Картотека игровых упражнений, рекомендованных для совместной коррекционной работы логопеда и воспитателей группы для детей 4-6 лет по разделу: "Формирование звуконаполняемости и слоговой структуры слова у детей-логопатов 4-6 лет".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 75 компенсирующего вида
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Картотека игр и игровых упражнений, рекомендованных для совместной коррекционной работы логопеда и воспитателей речевых групп по разделу: «Формирование звуконаполняемости и слоговой структуры словау детей-логопатов 4-6 лет».
Автор: учитель-логопед:
Мельникова Е.П.
Санкт-Петербург
2020
Игра «Собери из яблок слово»
Цель: Упражнять детей в слоговом синтезе слов, в послоговом произношении составленных из слогов слов.
Описание игры:
На фланелеграфе прикреплена яблоня с яблоками-слогами. Логопед предлагает детям составить слова из слогов (яблок). Выигрывает тот из детей, кто больше составил слов.
Слова: уроки, кино, веки, росы, косы, усы, осы, сыро, часы, весы, носы, веко, око… .
Игра «Перевертыши»
Цель: Развитие фонематических представлений, умения конструировать слова из слогов, преобразовывать слова путем перестановки слогов в слове.
Ход игры:
Логопед выдает каждому ребенку пластинки с двумя слогами (ма, зи). Ребенок должен догадаться, что можно составить два слова (зима, мази).
Побеждает тот, кто больше составит слов из пластин-слогов.
Игра «Собери ромашку»
Цели: 1. Развивать у детей фонематический слух.
2. Упражнять в отборе карточек с заданным звуком (Л, Р), в дифференциации указанных звуков.
3. Упражнять детей в определении количества слогов в словах и графическим их изображением (квадратами).
Ход игры:
Логопед дает детям задание – собрать ромашку, на всех лепестках которой в словах-картинках слышится заданный звук (Л или Р). В подготовительной группе добавляется усложнение: определить слоговую структуру слова-картинки на нижнем лепестке и положить в верхний ряд лепесток с соответствующим количеству слогов в этом слове количество квадратов.
Выигрывает тот, кто быстрее соберет ромашку.
Игра «Собери ромашку»
(подготовительная группа)
Цели: 1. Учить составлять слова из слогов, накопление в памяти слоговых образов.
2. Отработка произношения слов сложной слоговой структуры.
Оборудование: круги с кармашками, лепестки-слоги.
Ход игры:
Каждому ребенку выдается круг и набор слоговых структур (лепестки). Располагая лепестки-слоги по часовой стрелке, ребенок должен правильно составить слово и прочитать его. Выигрывает тот, кто быстрее соберет ромашку и правильнее закончит «бег по кругу».
Игра «Слоговые часы» I вариант
(подготовительная группа)
Цели: 1. Развитие умения составлять слова из слогов; накопление в памяти слоговых образов.
2. Упражнять детей в правильном определении количества слогов (1, 2, 3) в словах с помощью стрелки (старшая группа).
Оборудование: круги со слогами, круги с картинками (слова из 1, 2, 3 слогов)
Ход игры:
- Начиная со слога КА, дети прочитывают слоги через один по часовой стрелке до тех пор, пока опять не придут к слогу КА. Затем круг убирается, и дети по памяти повторяют слова. Выиграл тот, кто быстрее и правильнее закончил «бег по кругу».
- Вызванные дети стрелкой показывают картинки-слова из 1, 2, 3 слогов (по заданию логопеда).
Игра «Поэты»
Цель: Развивать умение подбирать слова в рифму, ориентируясь на заданный слог.
Ход игры:
Логопед предлагает поиграть в поэтов. Называется слог:
ОН – ОН – ОН - помыли мы …
дети подбирают картинки в рифму - балкон, лимон;
ЛА – ЛА – ЛА - у Кати … - юла;
ОК – ОК – ОК - у меня (есть) … - носок, цветок, поясок;
НА – НА – НА - за окном растет … - сосна.
Лучшим поэтом становится тот, кто ни разу не ошибется и правильно подберет картинки.
Игра «Прицепи к паровозу вагончики»
Цель: Упражнять детей в произношении односложных слов со стечением согласных в начале слова, упражнять детей в преобразовании слов с помощью звука.
Описание игры:
На фланелеграфе выложены вагоны и паровоз. Логопед предлагает детям присоединить (прицепить) к паровозу разные вагончики. Какие новые слова получились?
Дидактическая игра «Волшебный барабан»
Цели: 1. Закрепление умения проговаривать слова разных типов слоговой структуры в полном объеме.
2. Упражнять детей в подборе слов по заданной схеме слогового состава.
3. Закрепление знаний детей о форме и цвете предметов, обобщающих понятий.
4. Составление логических цепочек:
«Собери все, что можно встретить в лесу»,
«Собери все предметы круглой (овальной) формы»,
«Собери все, что может летать»,
«Собери все, с чем можно играть».
5. Продолжать учить отгадывать загадки: отгадку найти, прокрутив барабаны.
6. Тренировать детей в составлении предложений по серии предметных картинок.
Дидактическая игра «Кто как голос подает?»
(4-5 лет)
Цель: 1. Учить детей подбирать звукоподражания голосам животных и птиц, ориентируясь на схему символов гласных и согласных.
2. Упражнять в образовании глаголов единственного числа (мычит, кукарекает, гавкает и т.д.).
Ход игры:
Логопед вращает диск с изображением звукоподражаний с помощью символов гласных и согласных звуков, а дети (подгруппа из трех – четырех детей) подбирают картинку с соответствующим животным.
На следующем занятии роли в игре меняются.
Игра «Выложи из слогов цепочку»
Цель: Упражнять детей в составлении слов из слогов (два – три слога).
Ход игры:
Карточки со слогами разложены на паласе в беспорядке. Ребенку нужно выложить слоги так, чтобы получилась цепочка и можно было прочитать слова: ка-би-на – ши-ри-на … .
Игра «Составь предложение из первых слогов в слове»
Цель: Упражнять детей в фонематическом синтезе слов, определении границ слов в предложении.
Ход игры:
Логопед просит детей назвать картинки, выделить в названиях картинок первый слог. Слоги нужно запомнить и «сложить» слоги в слова. Далее из слов составляется предложение: «У дома лужа». Можно предложить детям выложить схему этого предложения.
Игра «Найди пару»
Цель: 1. Упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком.
2. Развивать фонематический слух.
Ход игры:
Логопед раздает детям по картинке из каждой пары; называет картинку, например, мишка. Ребенок, у которого картинка сходная по звучанию (миска), поднимает ее и произносит сразу оба слова, выделяя голосом различающиеся звуки: Ш – С. За правильный ответ ребенок получает фишку.
Усложнение: ребенок сразу подбирает пару картинок со сходными звуками: коса – коза, и выделяет эти звуки из слов: С – З.
Игра «Собери слова»
(подготовительная группа)
Цели: 1. Учить детей составлять изображение из частей, слова из слогов; накопление в памяти слоговых образов.
2. Закрепление правописания словарных слов.
Оборудование: большие карты, разрезанные на части по количеству слогов в слове, маленькие карты.
Ход игры:
Раздаются большие и маленькие карты. Задание – собрать картинку из частей, перевернуть большую картинку и прочитать по слогам словарное слово (собака, молоко). Сказать, из скольких частей (слогов) состоит слово; прочитать слог с непроверяемой гласной. Напечатать слово в тетрадь, выделить непроверяемую гласную красным цветом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/20/picture-245781-1366451556.jpg)
Система игровых упражнений, направленных на развитие слоговой структуры слова
Логопедическая работа по устранению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников предполагает воздействие на все компоненты речевой системы.Комплексная система логопедического воздейс...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/27/picture-771698-1459067320.jpg)
Формирование слоговой структуры слова у детей-логопатов с диагнозом ТНР: ОНР II, III уровня речевого развития
Практикующий логопед рекомендует систему коррекционных приемов и методов формирования звукослоговой структуры слова у детей с тяжелой речевой патологией молодым специалистам....
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/15/picture-710617-1489592701.jpg)
Игровые упражнения в работе над слоговой структурой слова
Дидактический материал предназначен для логопедической работы с детьми дошкольного возраста на подгрупповых и индивидуальных занятиях в детском саду, а также может использоваться для закрепления задан...
Игровые упражнения в работе над слоговой структурой слова
Умение делить слова на слоги и определять количество слогов в слове - это одно из сложных умений дошкольника 5-6 лет. Предлагаемые игры помогут детям научиться произносить 1-2-3-хсложные слова, делить...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/16/picture-89417-1445013550.jpg)
Мастер-класс для родителей «Игровые упражнения для формирования звуко-слоговой структуры слова у детей с ОВЗ»
Цельов мастер-класса познакомить родителей с понятием "Слоговая структура слова", с эффективными способами преодаления данного нарушения в домашних условиях....
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/14/picture-1096910-1610645196.jpg)
Опыт работы "Использование игровых технологий по преодолению нарушений слоговой структуры слова"
Систематически и целенаправленно используя на практике сочетания разных технологий обучения, творчески их варьируя, проводя поэтапную последовательную работу, коррекционный процесс по формированию сло...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/18/picture-1347270-1631976904.jpg)
Система игровых упражнений, направленных на развитие слоговой структуры слова
Система игровых упражнений, направленных на развитиеслоговой структуры слова ...