Игровые упражнения в работе над слоговой структурой слова
учебно-методический материал по логопедии (средняя, старшая группа)

Умение делить слова на слоги и определять количество слогов в слове - это одно из сложных умений дошкольника 5-6 лет. Предлагаемые игры помогут детям научиться произносить 1-2-3-хсложные слова, делить слова на слоги и определять количество слогов в словах. ИГРАЕМ С ПЛАТОЧКОМ Игра с платочком «Назови кого нет?» Цель: развитие внимания, памяти, тренировка умения действовать по образцу. Ход игры. Перед ребенком стоят фигурки животных (или лежат предметные картинки) - кот, бык, конь, рысь, кит, муха. Взрослый просит ребенка назвать, кого он видит. Затем ребенок закрывает глаза или отворачивается, а взрослый накрывает платочком одну из фигурок и спрашивает: Кого нет? Начни ответ со слова НЕТ. Ребенок открывает глаза и отвечает, например: Нет коня. После этого ребенок поднимает платочек и проверяет, правильно ли он ответил. Игра повторяется несколько раз с разными предметами (или картинками). ИГРАЕМ С ЛАДОШКАМИ Игра «Жадина» Цель: развитие лексико-грамматической стороны речи, внимания, быстроты мышления. Ход игры. Перед ребенком лежат картинки - дом, кот, дым, бык, мак, кит, бак, дед, дуб, мёд, лев, пень. Взрослый спрашивает: Это чей дом? (дуб, конь, мёд и т.д.) Ребенок закрывает ладошками картинку и отвечает: Это мой дом. Это мой конь. И т.д. ИГРАЕМ С ПОЛОСКАМИ Игра «Длинное или короткое?» Цель: развитие умения делить слова на слоги, различать длинные и короткие слова. Ход игры. У ребенка 2 картонные полоски - длинная и короткая. Взрослый показывает игрушку (куклу, мяч, машинку, кубик, юлу, пирамидку) и спрашивает: Что это? Ребенок отвечает. После этого взрослый спрашивает: Это длинное слово или короткое? Покажи полоску нужной длинны. Ребенок показывает короткую полоску, если в слове 1 слог (мяч); длинную, если в слове 2 и более слогов. ИГРАЕМ В МЯЧ Игра «Встречу слово на дороге - разобью его на слоги» Цель: тренировка умения делить слова на слоги, развитие внимания, быстроты мышления. Ход игры. Взрослый бросает мяч, называя односложные, двусложные и трехсложные слова. Ребенок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и бросает мяч обратно. Можно предложить детям произнести слово по слогам, одновременно отбивая слоги мячом. Игра «Слово это изменяй, изменяя - удлиняй» Цель: расширение словарного запаса, развитие внимания, быстроты мышления Ход игры. Взрослый бросает мяч детям, при этом произносит односложное слово: сад, куст, нос, нож, стол. Ребенок, поймавший мяч, перед тем, как бросить его обратно изменяет, слово так, чтобы оно стало двусложным (нос - носы) или трехсложным (дом - домики). Определяется количество слогов. Представленный дидактический материал предназначен для логопедической работы с детьми дошкольного возраста на подгрупповых и индивидуальных занятиях в детском саду, а также может использоваться для закрепления заданий логопеда в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slogovaya_struktura_slova.docx14.39 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые упражнения в работе над слоговой структурой слова

Материал подготовила

учитель-логопед Борисова Н.Б.


        Умение делить слова на слоги и определять количество слогов в слове - это одно из сложных умений дошкольника 5-6 лет. Предлагаемые игры помогут детям научиться произносить 1-2-3-хсложные слова, делить слова на слоги и определять количество слогов в словах.

ИГРАЕМ С ПЛАТОЧКОМ

        Игра с платочком «Назови кого нет?»

Цель: развитие внимания, памяти, тренировка умения действовать по образцу.
Ход игры. Перед ребенком стоят фигурки животных (или лежат предметные картинки) - кот, бык, конь, рысь, кит, муха. Взрослый просит ребенка назвать, кого он видит. Затем ребенок закрывает глаза или отворачивается, а взрослый накрывает платочком одну из фигурок и спрашивает: Кого нет? Начни ответ со слова НЕТ. Ребенок открывает глаза и отвечает, например: Нет коня. После этого ребенок поднимает платочек и проверяет, правильно ли он ответил. Игра повторяется несколько раз с разными предметами (или картинками).

 

ИГРАЕМ С ЛАДОШКАМИ

        Игра «Жадина»

Цель: развитие лексико-грамматической стороны речи, внимания, быстроты мышления.
Ход игры. Перед ребенком лежат картинки - дом, кот, дым, бык, мак, кит, бак, дед, дуб, мёд, лев, пень. Взрослый спрашивает: Это чей дом? (дуб, конь, мёд и т.д.) Ребенок закрывает ладошками картинку и отвечает: Это мой дом. Это мой конь. И т.д.

ИГРАЕМ С ПОЛОСКАМИ

        Игра «Длинное или короткое?»

Цель: развитие умения делить слова на слоги, различать длинные и короткие слова.
Ход игры. У ребенка 2 картонные полоски - длинная и короткая. Взрослый показывает игрушку (куклу, мяч, машинку, кубик, юлу, пирамидку) и спрашивает: Что это? Ребенок отвечает. После этого взрослый спрашивает: Это длинное слово или короткое? Покажи полоску нужной длинны. Ребенок показывает короткую полоску, если в слове 1 слог (мяч); длинную, если в слове 2 и более слогов.

ИГРАЕМ В МЯЧ

        
        Игра «
Встречу слово на дороге - разобью его на слоги»

Цель: тренировка умения делить слова на слоги, развитие внимания, быстроты мышления.
Ход игры. Взрослый бросает мяч, называя односложные, двусложные и трехсложные слова. Ребенок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и бросает мяч обратно. Можно предложить детям произнести слово по слогам, одновременно отбивая слоги мячом.

        

        Игра «Слово это изменяй, изменяя - удлиняй»

Цель: расширение словарного запаса, развитие внимания, быстроты мышления
Ход игры. Взрослый бросает мяч детям, при этом произносит односложное слово: сад, куст, нос, нож, стол. Ребенок, поймавший мяч, перед тем, как бросить его обратно изменяет, слово так, чтобы оно стало двусложным (нос - носы) или трехсложным (дом - домики). Определяется количество слогов.

        

        Представленный дидактический материал предназначен для логопедической работы с детьми дошкольного возраста на подгрупповых и индивидуальных занятиях в детском саду, а также может использоваться для закрепления заданий логопеда в домашних условиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система игровых упражнений, направленных на развитие слоговой структуры слова

Логопедическая работа по устранению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников предполагает воздействие на все компоненты речевой системы.Комплексная система логопедического воздейс...

Коррекционные упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста (1 класс слоговой структуры)

1. Упражнение "УЗНАЙ, КТО ЭТО?"2. Упражнение "КОНЕЦ СЛОВА ЗА ТОБОЙ"3. Упражнение "НАЙДИ и НАЗОВИ"Цель.1. Учить произносить двухсложные слова из открытых слогов (1 ый тип слоговой структуры)2. Учить со...

Игровые упражнения в работе над слоговой структурой слова

Дидактический материал предназначен для логопедической работы с детьми дошкольного возраста на подгрупповых и индивидуальных занятиях в детском саду, а также может использоваться для закрепления задан...

Презентация: "Работа над слоговой структурой слова. Слова vıı типа слоговой структуры.

Данная презентация создана  для работы над слоговой структурой слов 7 типа на этапе словосочетаний и предложений....

Мастер-класс для родителей «Игровые упражнения для формирования звуко-слоговой структуры слова у детей с ОВЗ»

Цельов мастер-класса познакомить родителей с понятием "Слоговая структура слова", с эффективными способами преодаления данного нарушения в домашних условиях....

Картотека игр и игровых упражнений: "Формирование звуконаполняемости и слоговой структуры слова у детей-логопатов 4-6 лет".

Картотека игровых упражнений, рекомендованных для совместной коррекционной работы логопеда и воспитателей группы для детей 4-6 лет по разделу: "Формирование звуконаполняемости и слоговой структур...

Система игровых упражнений, направленных на развитие слоговой структуры слова

Система игровых упражнений, направленных на развитиеслоговой структуры слова           ...