Игровые упражнения в работе над слоговой структурой слова
учебно-методический материал по логопедии (средняя, старшая группа)

Умение делить слова на слоги и определять количество слогов в слове - это одно из сложных умений дошкольника 5-6 лет. Предлагаемые игры помогут детям научиться произносить 1-2-3-хсложные слова, делить слова на слоги и определять количество слогов в словах. ИГРАЕМ С ПЛАТОЧКОМ Игра с платочком «Назови кого нет?» Цель: развитие внимания, памяти, тренировка умения действовать по образцу. Ход игры. Перед ребенком стоят фигурки животных (или лежат предметные картинки) - кот, бык, конь, рысь, кит, муха. Взрослый просит ребенка назвать, кого он видит. Затем ребенок закрывает глаза или отворачивается, а взрослый накрывает платочком одну из фигурок и спрашивает: Кого нет? Начни ответ со слова НЕТ. Ребенок открывает глаза и отвечает, например: Нет коня. После этого ребенок поднимает платочек и проверяет, правильно ли он ответил. Игра повторяется несколько раз с разными предметами (или картинками). ИГРАЕМ С ЛАДОШКАМИ Игра «Жадина» Цель: развитие лексико-грамматической стороны речи, внимания, быстроты мышления. Ход игры. Перед ребенком лежат картинки - дом, кот, дым, бык, мак, кит, бак, дед, дуб, мёд, лев, пень. Взрослый спрашивает: Это чей дом? (дуб, конь, мёд и т.д.) Ребенок закрывает ладошками картинку и отвечает: Это мой дом. Это мой конь. И т.д. ИГРАЕМ С ПОЛОСКАМИ Игра «Длинное или короткое?» Цель: развитие умения делить слова на слоги, различать длинные и короткие слова. Ход игры. У ребенка 2 картонные полоски - длинная и короткая. Взрослый показывает игрушку (куклу, мяч, машинку, кубик, юлу, пирамидку) и спрашивает: Что это? Ребенок отвечает. После этого взрослый спрашивает: Это длинное слово или короткое? Покажи полоску нужной длинны. Ребенок показывает короткую полоску, если в слове 1 слог (мяч); длинную, если в слове 2 и более слогов. ИГРАЕМ В МЯЧ Игра «Встречу слово на дороге - разобью его на слоги» Цель: тренировка умения делить слова на слоги, развитие внимания, быстроты мышления. Ход игры. Взрослый бросает мяч, называя односложные, двусложные и трехсложные слова. Ребенок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и бросает мяч обратно. Можно предложить детям произнести слово по слогам, одновременно отбивая слоги мячом. Игра «Слово это изменяй, изменяя - удлиняй» Цель: расширение словарного запаса, развитие внимания, быстроты мышления Ход игры. Взрослый бросает мяч детям, при этом произносит односложное слово: сад, куст, нос, нож, стол. Ребенок, поймавший мяч, перед тем, как бросить его обратно изменяет, слово так, чтобы оно стало двусложным (нос - носы) или трехсложным (дом - домики). Определяется количество слогов. Представленный дидактический материал предназначен для логопедической работы с детьми дошкольного возраста на подгрупповых и индивидуальных занятиях в детском саду, а также может использоваться для закрепления заданий логопеда в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slogovaya_struktura_slova.docx14.39 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые упражнения в работе над слоговой структурой слова

Материал подготовила

учитель-логопед Борисова Н.Б.


        Умение делить слова на слоги и определять количество слогов в слове - это одно из сложных умений дошкольника 5-6 лет. Предлагаемые игры помогут детям научиться произносить 1-2-3-хсложные слова, делить слова на слоги и определять количество слогов в словах.

ИГРАЕМ С ПЛАТОЧКОМ

        Игра с платочком «Назови кого нет?»

Цель: развитие внимания, памяти, тренировка умения действовать по образцу.
Ход игры. Перед ребенком стоят фигурки животных (или лежат предметные картинки) - кот, бык, конь, рысь, кит, муха. Взрослый просит ребенка назвать, кого он видит. Затем ребенок закрывает глаза или отворачивается, а взрослый накрывает платочком одну из фигурок и спрашивает: Кого нет? Начни ответ со слова НЕТ. Ребенок открывает глаза и отвечает, например: Нет коня. После этого ребенок поднимает платочек и проверяет, правильно ли он ответил. Игра повторяется несколько раз с разными предметами (или картинками).

 

ИГРАЕМ С ЛАДОШКАМИ

        Игра «Жадина»

Цель: развитие лексико-грамматической стороны речи, внимания, быстроты мышления.
Ход игры. Перед ребенком лежат картинки - дом, кот, дым, бык, мак, кит, бак, дед, дуб, мёд, лев, пень. Взрослый спрашивает: Это чей дом? (дуб, конь, мёд и т.д.) Ребенок закрывает ладошками картинку и отвечает: Это мой дом. Это мой конь. И т.д.

ИГРАЕМ С ПОЛОСКАМИ

        Игра «Длинное или короткое?»

Цель: развитие умения делить слова на слоги, различать длинные и короткие слова.
Ход игры. У ребенка 2 картонные полоски - длинная и короткая. Взрослый показывает игрушку (куклу, мяч, машинку, кубик, юлу, пирамидку) и спрашивает: Что это? Ребенок отвечает. После этого взрослый спрашивает: Это длинное слово или короткое? Покажи полоску нужной длинны. Ребенок показывает короткую полоску, если в слове 1 слог (мяч); длинную, если в слове 2 и более слогов.

ИГРАЕМ В МЯЧ

        
        Игра «
Встречу слово на дороге - разобью его на слоги»

Цель: тренировка умения делить слова на слоги, развитие внимания, быстроты мышления.
Ход игры. Взрослый бросает мяч, называя односложные, двусложные и трехсложные слова. Ребенок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и бросает мяч обратно. Можно предложить детям произнести слово по слогам, одновременно отбивая слоги мячом.

        

        Игра «Слово это изменяй, изменяя - удлиняй»

Цель: расширение словарного запаса, развитие внимания, быстроты мышления
Ход игры. Взрослый бросает мяч детям, при этом произносит односложное слово: сад, куст, нос, нож, стол. Ребенок, поймавший мяч, перед тем, как бросить его обратно изменяет, слово так, чтобы оно стало двусложным (нос - носы) или трехсложным (дом - домики). Определяется количество слогов.

        

        Представленный дидактический материал предназначен для логопедической работы с детьми дошкольного возраста на подгрупповых и индивидуальных занятиях в детском саду, а также может использоваться для закрепления заданий логопеда в домашних условиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система игровых упражнений, направленных на развитие слоговой структуры слова

Логопедическая работа по устранению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников предполагает воздействие на все компоненты речевой системы.Комплексная система логопедического воздейс...

Игровые упражнения в работе над слоговой структурой слова

Дидактический материал предназначен для логопедической работы с детьми дошкольного возраста на подгрупповых и индивидуальных занятиях в детском саду, а также может использоваться для закрепления задан...

Мастер-класс для родителей «Игровые упражнения для формирования звуко-слоговой структуры слова у детей с ОВЗ»

Цельов мастер-класса познакомить родителей с понятием "Слоговая структура слова", с эффективными способами преодаления данного нарушения в домашних условиях....

Картотека игр и игровых упражнений: "Формирование звуконаполняемости и слоговой структуры слова у детей-логопатов 4-6 лет".

Картотека игровых упражнений, рекомендованных для совместной коррекционной работы логопеда и воспитателей группы для детей 4-6 лет по разделу: "Формирование звуконаполняемости и слоговой структур...

Система игровых упражнений, направленных на развитие слоговой структуры слова

Система игровых упражнений, направленных на развитиеслоговой структуры слова           ...

Игровые упражнения для работы над слоговой структурой слов

Материал для выполнения с детьми ОНР упражнений по воспроизведению слогов в сочетании с различными движениями....

Мастер – класс для педагогов: «Игровые приемы в работе над слоговой структурой слова».

Одной из значимых задач в работе по обучению в ДОУ и семье является развитие связной речи детей дошкольного возраста: формирование грамматической и фонетико- фонематической компетенций, обогащение и с...