Игровые упражнения для работы над слоговой структурой слов
статья по логопедии (старшая группа)
Материал для выполнения с детьми ОНР упражнений по воспроизведению слогов в сочетании с различными движениями.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга
Игровые упражнения для работы над слоговой структурой слов.
Частью логопедического коррекционно-развивающего процесса является работа с детьми с тяжелыми нарушениями речи на уровне слога. Потому что, что слоговой материал позволяет решать многие задачи: развивать фонематическое восприятие, формировать слоговую структуру слова, тренировать переключаемость органов артикуляции с одной позиции на другую, работать над ритмико-интонационной стороной речи, развивать слуховое внимание и память.
У детей дошкольного возраста простое повторение слогов не вызывает интереса, быстро надоедает. Поэтому очень важно все превратить в интересную игру. Для этого можно использовать различных персонажей из сказок, мультфильмов, животных. Этим привлекается внимание ребенка.
Увлекательным и полезным способом является воспроизведение слогов в сочетании с различными движениями (корпуса, головы, рук, ног). Детям свойственно быть непоседливыми, они познают мир, находясь в постоянном движении. Это нужно активно использовать
в логопедической практике. Нельзя также забывать о нередко встречающейся двигательной расторможенности детей с речевой патологией, для которых долгое нахождение в одной позе является трудным испытанием. К тому же, у детей с тяжелыми нарушениями речи наблюдается общая моторная неловкость, трудности в ориентации в схеме собственного тела, ощущении себя в пространстве, недостаточное развитие мелкой моторики. В данном случае выручают упражнения на координацию речи с движением, а именно, одновременное воспроизведение слога и выполнение определенного движения. Подбор слоговых цепочек зависит от возрастных и речевых возможностей каждого ребенка. Последовательность работы подразумевает учет принципа «от простого к сложному»: сначала берутся слоги с одинаковыми согласными и гласными звуками, затем с одинаковыми согласными и разными гласными звуками, с разными
согласными и одинаковыми гласными звуками, потом вводятся слоги со
стечениями согласных звуков, сочетания прямых и обратных слогов. Постепенно увеличивается количество слогов в цепочке, изменяется ритм и интонация воспроизведения.
Вот описание некоторых игровых упражнений из опыта работы учителя-логопеда. Их можно использовать как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях. Также выполнение предложенных заданий предполагает сознательный подход к воспроизведению слоговых рядов, а не механическое повторение. Ребенку нужно проанализировать цепочку
из слогов: посчитать их количество, соотнести с конкретным движением, воспроизвести темп, ритм, интонацию.
Упражнение «Крокодил».
Описание:
Руки вытянуты вперед, одна над другой. При воспроизведении каждого слога ладони разводятся вверх и вниз, а потом соединяются.
Движение похоже на то, как «крокодил открывает и закрывает пасть».
Упражнение «Попади в корзину».
Описание:
Ребенку предлагается прослушать слоговую цепочку, посчитать их и отобрать столько же мячиков. Далее он встает напротив корзины для игрушек, держит в одной руке емкость с отобранными мячиками, а другой бросает мячи с одновременным воспроизведением слогов (расстояние между корзиной и ребенком зависит от умений ребенка, материала, из
которого изготовлены мячи, и размеров инвентаря). При этом нужно не забывать воспроизводить слоги в заданном ритме.
Усложненный вариант: поочередное выполнение движения руками с одновременным воспроизведением слогов.
Упражнение «Птенчики».
Описание:
Руки согнуты в локтях, ладони раскрыты. При воспроизведении
каждого слога прямые пальцы обеих рук соединяются с большими
пальцами и получается, как будто «птенцы открывают и закрывают
клювики».
Упражнение «Головой качает слон».
Описание:
Упражнение выполняется стоя, руки опущены вдоль тела. «Важно»,
как слон, опускать голову вперед и сочетать с воспроизведением слогов.
Упражнение «Лошадка».
Описание:
Упражнение выполняется стоя, руки опущены вдоль тела. Сначала водить по полу носком левой ноги и сопровождать каждое движение
слогом, затем повторить слоговую цепочку с движением носка правой ноги.
Упражнение «Хлопок».
Описание:
Выполняется в любой позе, даже лежа на спине, на ковре. Ребенку предлагается воспроизвести слоговую цепочку, в которой один слог интонационно выделяется. Воспроизведение слогов
сочетается с соединением пальцев обеих рук, и только воспроизведение ударного слога
сопровождается хлопком.
Упражнение «Покачаемся».
Описание:
Ребенок и логопед встают друг перед другом и берутся за руки.
Логопед задает ритм и темп многократного воспроизведения одного и того
же слога и сочетает это качанием из стороны в сторону. Ребенок подстраивается под предложенный ритм и начинается покачивание в сопровождении совместного проговаривания слога. Затем логопед меняет ритм и темп движения и, соответственно, воспроизведения слога. Ребенок старается уловить эти изменения и постепенно учится быстро подстраиваться под предлагаемые изменения.
Упражнение «Прыгни».
Описание:
Выполняется стоя. Ребенку предлагается воспроизвести слоги с заданным темпом и ритмом и сочетать с прыжками на месте. Если слоги воспроизводятся медленно и с длинными паузами, то ребенок прыгает медленно и делает между прыжками длительные паузы. Если слоги
воспроизводятся быстро, то и прыжки выполняются без пауз.
Усложненный вариант: ребенку предлагается воспроизводить слоги
со сменным темпом и сочетать с соответствующими движениями.
Данное упражнение можно выполнять не только с прыжками на месте, но и с продвижением вперед.
Упражнение «Ловкие пальчики».
Описание:
Положить на ладошку маленький массажный мячик. Каждым пальчиком, по очереди, начиная с большого, дотрагиваться до мячика и сочетать движение воспроизведением слога. Затем зажать мячик всеми пальчиками и длительно произнести слог.
Упражнение «Шаг-прыжок».
Описание:
Ребенку предлагается прослушать и воспроизвести слоговой ряд, где
один слог будет ударным. На каждый слог ребенок делает шаг, а на
ударный слог делает прыжок.
Другой вариант игры заключается в выполнении движений указательными и средними пальцами обеих рук одновременно. На каждый слог ребенок делает «шаг» пальчиками, а на ударный слог стучит подушечками пальцев о стол.
Упражнение «Послушай, повтори и покажи».
Описание:
Ребенку предлагается прослушать слоговой ряд, подобрать нужное
движение и воспроизвести с ним слоги с нужной интонацией.
Повторение слогового ряда с повествовательной интонацией
сопровождается поглаживание ладоней друг о друга (покачиванием
туловища на каждый слог).
Повторение слогового ряда с восклицательной интонацией сопровождается постукиванием кулачков друг о друга (ходьба на месте). Повторение слогового ряда с вопросительной интонацией сопровождается переворачиванием раскрытых кистей ладонями вверх (ходьбой вперед с постепенным разведением рук в стороны). Таким образом, предложенные игровые упражнения способствуют, с одной стороны, поддержанию интереса ребенка к логопедическим занятиям, с другой стороны, решению поставленных логопедом коррекционно-развивающих задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система игровых упражнений, направленных на развитие слоговой структуры слова
Логопедическая работа по устранению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников предполагает воздействие на все компоненты речевой системы.Комплексная система логопедического воздейс...

Игровые упражнения в работе над слоговой структурой слова
Дидактический материал предназначен для логопедической работы с детьми дошкольного возраста на подгрупповых и индивидуальных занятиях в детском саду, а также может использоваться для закрепления задан...
Игровые упражнения в работе над слоговой структурой слова
Умение делить слова на слоги и определять количество слогов в слове - это одно из сложных умений дошкольника 5-6 лет. Предлагаемые игры помогут детям научиться произносить 1-2-3-хсложные слова, делить...

Мастер-класс для родителей «Игровые упражнения для формирования звуко-слоговой структуры слова у детей с ОВЗ»
Цельов мастер-класса познакомить родителей с понятием "Слоговая структура слова", с эффективными способами преодаления данного нарушения в домашних условиях....

Картотека игр и игровых упражнений: "Формирование звуконаполняемости и слоговой структуры слова у детей-логопатов 4-6 лет".
Картотека игровых упражнений, рекомендованных для совместной коррекционной работы логопеда и воспитателей группы для детей 4-6 лет по разделу: "Формирование звуконаполняемости и слоговой структур...

Система игровых упражнений, направленных на развитие слоговой структуры слова
Система игровых упражнений, направленных на развитиеслоговой структуры слова ...

Мастер – класс для педагогов: «Игровые приемы в работе над слоговой структурой слова».
Одной из значимых задач в работе по обучению в ДОУ и семье является развитие связной речи детей дошкольного возраста: формирование грамматической и фонетико- фонематической компетенций, обогащение и с...