Методика "День рождения" М. Панфилова
тест по коррекционной педагогике

Методика «День рождения»

(автор М. Панфилова)

Цель методики – изучить эмоциональные и коммуникативные особенности взаимоотношений старших дошкольников с членами семьи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_rozhdeniya_panfilova.docx13.44 КБ

Предварительный просмотр:

Методика «День рождения»

(автор М. Панфилова)

Цель методики – изучить эмоциональные и коммуникативные особенности взаимоотношений старших дошкольников с членами семьи.

Методика проведения.

   Начать необходимо с беседы о дне рождения, его дате, подарках, ярких впечатлениях. Ребенку предлагается нарисовать «атрибуты» дня рождения, в том числе стол со стульями, за который он будет рассаживать гостей. Если ребенок маленький можно использовать и заготовку - большой круг в качестве стола и десять кружочков-стульев вокруг. 

   Ребенку дается следующая инструкция:

– Давай поиграем с тобой в твой день рождения. Большой круг будет у нас столом, на котором стоит праздничный пирог со свечками. Свечек столько, сколько тебе будет лет. Мы их нарисуем. Вокруг стола расположены маленькие кружочки что это? Выбери стул, на который ты сядешь. Давай твой стул отметим звездочкой.

—  Кого ты хочешь посадить рядом с собой? А с другой стороны?

   Имена людей, названия игрушек, животных записываются около кружка, а номер выбора — внутри. После четвертого выбора можно время от времени предлагать повторяющийся вопрос:

— Ты будешь еще кого-то сажать или уберем (зачеркнем) стульчики?

Ответ ребенка дает возможность оценить его потребность в общении.

Когда «именинник» заполнит все десять «стульчиков», его спрашивают, не нужно ли добавить их?

—  Если ты хочешь еще кого-то посадить, то мы можем дорисовать «стульчики».

Анализ результатов

При оценке результатов обращают внимание на следующие показатели:

1. Потребность в общении:

а) используются все «стульчики» или добавляются новые — желает общаться в широком кругу;

б)  «стульчики» убираются (зачеркиваются) — желает общаться, но только с близкими людьми, в ограниченном кругу;

в)  выбираются игрушки, предметы, животные — несформированная потребность в общении или проблемы в общении с близкими.

2. Эмоциональные предпочтения в общении: чем ближе люди располагаются рядом с ребенком, тем более близкие, доверительные, приятные отношения.

3. Значимость социального окружения:

а)  количественное преобладание взрослых или детей, Или предметов — наличие опыта общения с ними;

б)  половое преобладание в общении — наличие мальчиков или девочек, мужчин или женщин;

в) преобладание какой-то группы (семья, детский сад, школа, двор, дача) — значимость соответствующей среды в общении.

Результаты данной методики дадут возможность изучить социальное окружение ребенка, его эмоциональное отношение к этому окружению, расположенность дошкольника к общению с членами семьи.

Анализ результатов диагностики на данном этапе позволит изучить особенности  и проблемы детско-родительских отношений, понять, насколько дети ориентированы на взаимодействие с членами собственной семьи, изучить семейный опыт дошкольника, его эмоциональное и коммуникативное отношение к социальному окружению.

Старший дошкольный возраст - это возраст, когда особое внимание семьи и самого ребенка нацелено на подготовку к школьному обучению. Поэтому педагогическая диагностика является условием оптимизации подготовки детей к обучению в школе в системе психолого-педагогического сопровождения семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГЕНДЕРНЫЙ АЛЬБОМ ПАНФИЛОВОЙ.

Можно распечатать альбом, а затем вклеить соответствующие надписям фотографии. Или сделать свой альбом по данному образцу, используя обычный альбом для рисования или тетрадь формата А4. Вы можете доба...

Панфилова М.А. Лесная школа

Сказки для школьной адаптации...

Конспект логопедического занятия По развитию связной речи На тему: « Весёлый зонтик». Составила и провела: учитель-логопед Панфилова Екатерина Владимировна

Предлагаю вашему вниманию конспект открытого занятия по формированию навыка связной речи в подготовительной логопдической группе...

Тест «Кактус» М.А. Панфилова

Диагностический материал...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период воспитателя Панфиловой А.Г.

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период  воспитателя Панфиловой А.Г. (2015-2020гг.)...

13 января - 130 лет со дня рождения Ивана Васильевича Панфилова.

Герой Советского Союза родился 1 (13) января 1893 года, в городе Петровск ныне Саратовской области. Ребята узнали о жизни легендарного генерала, о его военной карьере и его подвиге....