Семинар-практикум «Формы и методы коррекционной логопедической работы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования»
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Содержание, формы, методы и приемы коррекционно - логопедической работы в соответствии с ФГОС ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_v_sbornik.docx34.83 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

«Формы и методы коррекционной логопедической работы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования»

Цель: повышение качества коррекционной логопедической работы в условиях реализации  ФГОС ДО.

Задачи:

1. Повысить теоретический уровень педагогов по использованию форм, методов и приемов коррекционной логопедической работы в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс.

2. Активизировать знания учителей-логопедов об основных видах деятельности детей в ДОУ.

3. Совершенствовать умение дискутировать, выступать.

4. Развивать личностные  профессиональные качества учителей-логопедов.

План

семинара-практикума

1. Деловая игра «Логопедическое ассорти».

2. Содержание и формы коррекционно - логопедической работы в соответствии с ФГОС ДО.

3. Методы и приемы обучения в работе учителя-логопеда в соответствии с ФГОС ДО.

4. Практическое задание.

5. Рефлексия.

Ход мероприятия

  1. Деловая игра «Логопедическое ассорти».

Мотивационно – организационный этап.

   - Уважаемые коллеги! ФГОС  дошкольного образования  представляет собой совокупность обязательных требований, предъявляемых к дошкольному образованию. В Стандарте учитываются индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья,  определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ОВЗ.

  В структуру Программы  включена коррекционная работа и (или) инклюзивное образование.

Коррекционная работа направлена на обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении программы, разностороннее развитие воспитанников с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей. Именно учитель-логопед осуществляет коррекционную работу в ДОУ, и должен обладать необходимыми умениями и навыками для работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

  Я  приглашаю  Вас на деловую игру, где  мы вспомним образовательные технологии, основные виды деятельности детей,  постараемся решить проблемные задачи.

        Правила игры:

1. Работать дружно, согласованно.

2. Соблюдать порядок и тишину.

3. Уметь слушать другого.

4. За другую команду не отвечать, иначе снимается 3 балла.

5. Выслушать задание до конца.

6. Отвечать громко, но не хором.

Распределение на команды (лепесток с существительным, имеющим   только  единственное число – 1 команда, лепесток с существительным   имеющим  только   множественное число – 2 команда). Слова:  мебель, крестьянство, сырьё, листва, дичь, молодежь, пальто, мороженое (ед. число, ножницы, часы, шахматы, каникулы, очки, ворота, брюки, сутки – мн. число). Каждой команде дается время на обдумывание ответа от 1 до 3 минут. Каждая команда придумывает название.

 Содержательный этап.

«Разминка». Игра «Ассоциации».  Ведущий называет слово, каждый последующий участник называет слово по ассоциации.

1.«Познавательная».

Вопросы 1 команде:

- Расшифруйте аббревиатуру ФГОС ДО (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования).

- Что такое здоровьесберегающая технология?   (это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников);

- Назовите здоровьесберегающие технологии (ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, различные виды гимнастик, самомассаж, точечный массаж, психогимнастика, фонетическая ритмика, песочная терапия, арттерапия, сказкотерапия и др.)

-  Назовите инновационный метод личностного и профессионального роста педагогов   (проектная деятельность).

Вопросы 2 команде:

- Расшифруйте аббревиатуру ОВЗ (Ограниченные возможности здоровья).

- Что такое «Педагогическая технология»? – (это строго научное прогнозирование (проектирование) и точное воспроизведение педагогических действий, которые обеспечивают достижение запланированных результатов);

 - Назовите современные образовательные технологии (личностно-ориентированные, социо-игровые, проектирования, здоровьеразвивающие, управленческие, информационные).

- В чем отличие инклюзивного образования от интеграции? (Под интеграцией подразумевается частичное нахождение ребенка с особыми образовательными потребностями в группе обычных детей).

2. «Теоретическая».

Капитаны команд выбирают по одному цветку. На каждом лепестке вопрос, ответ на зеленом листике. Необходимо подобрать к вопросу ответ.

Вопросы 1 команде.

- Организация и управление   педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач различной сложности и проблематики (деятельностный подход).

- Формы организации личностно-ориентированной технологии (игры, занятия, спортивные досуги¸ упражнения, наблюдения, гимнастика, массаж, этюды, тренинги, образно-ролевые игры).

- Обучение детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной среде (инклюзивное образование).

- Способы работы педагога, с помощью которых достигается усвоение детьми знаний, умений и навыков, а также развитие их познавательных способностей (методы).

Вопросы 2 команде.

- О чем речь? Личностно-ориентированные, социо-игровые, проектирования, здоровьеразвивающие, управленческие, информационные.  (образовательные технологии).

-  Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие (образовательные технологии).

- Системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (тенхнология).

- Автоматизированное умение, выражающееся в способности быстро и безошибочно выполнять действия на основе имеющихся знаний. Формируется на основе многократного выполнения определенных действий  (навык).

3. Эрудиты».

Каждой команде необходимо написать как можно больше педагогических технологий по  речевому развитию. Педагогические технологии развития связной речи:

- мнемотехника

- моделирование

- беседа

- описание

- повествование

- рассуждение

- пересказ

- рассказ по сюжетной картинке

- рассказ-описание  по пейзажной картине

- творческий рассказ

- рассказ о будущих играх

- рассказывание по памяти

- составление сравнений

- составление загадок

- составление метафор

4. «Доказательная».

Капитаны команд выбирают конверт с заданием. Необходимо выбрать правильное утверждение.

 1 команда.

Технология проектирования  включает  сказкотерапию, фонетическую ритмику, тренинги. Информационно-коммуникативная технология включает работу с  компьютером, презентацией,  компьютерными играми.

Здоровьеразвивающая технология  включает работу органов самоуправления, мониторинг, исследования.

2 команда.

Коррекционная работа  учителя-логопеда направлена на коррекцию звукопроизношения у детей.

Коррекционная работа учителя-логопеда направлена на коррекцию психических процессов ребенка-логопата.

Коррекционная работа учителя-логопеда направлена на освоение детьми с ОВЗ Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

5. «Практическая».

Командам предлагается следующие задания:

- Сформулируйте целевые ориентиры к НОД по теме «Составление описательного рассказа по картине» (хорошо владеет устной речью, умеет выражать свои мысли, грамотно строит речевое высказывание, обладает развитым воображением).

- Создать мотивационное поле к НОД учителя-логопеда  (группа ОНР).

Заключительный этап.

Итак, сегодня в ходе деловой игры мы с вами активизировали ваши знания и умения в области  ФГОС ДО;  вспомнили образовательные технологи.

2. «Содержание и формы коррекционно - логопедической работы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования».

В ФГОС одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен достаточно хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности. 

Поэтому коррекционная помощь детям с отклонениями в развитии является одним из приоритетных направлений в области образования. Дети  с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны их возможностям и индивидуальным особенностям.

Слайд 5. Коррекционная помощь детям с речевыми нарушениями осуществляется в виде логопедических занятий, направленных на регулярное развитие компонентов речи, а также подготовку ребёнка к школе. По форме логопедические занятия с детьми подразделяются на: фронтальные, подгрупповые и индивидуальные.

   Слайд 6. Содержание и выбор формы коррекционно-логопедической работы зависит от условий, имеющихся в дошкольном образовательном учреждении. При работе в условиях дошкольного образовательного учреждения, в котором отсутствуют специальные (коррекционные) группы для детей с нарушениями речи, учитель-логопед реализует индивидуальные и подгрупповые формы логопедической работы с преобладанием индивидуальных форм (логопедический пункт). В условиях специальной (коррекционной) группы или дошкольного образовательного учреждения компенсирующего или комбинированного вида реализуются индивидуальные, подгрупповые и фронтальные формы работы.

В нашем дошкольном учреждении функционируют специальные коррекционные группы для детей с нарушениями речи (ФФНР), среди которых  есть воспитанники с ОВЗ (ТНР). Организация коррекционно – логопедической работы осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями авторов программ дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи «Коррекция нарушений речи» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Т. В. Тумановой. 

В соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии, с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей с ОВЗ (ТНР) разработана адаптированная программа.

Задачи  и  содержание  коррекционно-развивающего  обучения  детей, посещающих коррекционные группы, планируются с учетом результатов  логопедического  обследования, позволяющих  выявить  потенциальные  речевые  и  психологические возможности детей.

  1. Фронтальные формы логопедической работы.

Фронтальные формы логопедической работы позволяют эффективно решать задачи развития речи и коррекции ее недостатков, которые являются приоритетными для всех или большинства воспитанников группы. Их цели, содержание, методическая аранжировка, периодичность и продолжительность определяется специальной (коррекционной) программой и соотносится с возрастными и речевыми особенностями детей.

В современных условиях технология проведения фронтальных форм логопедической работы варьируется в зависимости от задач коррекционной работы, возраста детей, уровня их речевого и общего развития.

   Планирование фронтальных логопедических занятий в коррекционных группах осуществляется на основе тематического подхода. Изучение определенной темы параллельно проводится в разных видах деятельности с детьми, в том числе и в группе. Использование тематического подхода обеспечивает многократное повторение одного и того же речевого содержания за короткий промежуток времени, что способствует полному восприятию материала и активизации речи детьми.

Применение интегрированного подхода в ходе проведения фронтальных занятий позволяет осуществлять работу по коррекции всех компонентов речевой системы дошкольников. Например, на занятиях по формированию фонетико - фонематической стороны речи при изучении определенного звука параллельно работаем над развитием фонематического слуха и восприятия,  звукового анализа и синтеза, формированию лексико - грамматических категорий и связной речи.

  1. Индивидуальные  формы логопедической работы.

Индивидуальные занятия позволяют осуществлять коррекцию речевых и иных недостатков психофизического развития, глубоко индивидуальных для каждого воспитанника.

        В процессе индивидуальных занятий при формировании звуковой стороны речи, коррекционная направленность включает в себя комплексы подготовительных артикуляционных упражнений, пальчиковой и дыхательной гимнастики, коррекцию произношения дефектных звуков, слоговой структуры слова, развитие фонематического слуха и восприятия.

        Определяя содержание индивидуального логопедического занятия, подбирая речевой и практический материал, стремимся сделать занятие интересным и максимально продуктивным, с высокой речевой активностью ребенка, поэтому подбираем лексико - грамматические игры и игры на развитие внимания, памяти и мышления со словами, насыщенными автоматизируемым звуком.

  1. Подгрупповые  формы логопедической работы.

   Использование подгрупповой формы работы позволяет варьировать цели и содержание занятий в зависимости от коррекционных задач, речевых и индивидуальных особенностей воспитанников. В ходе подгрупповых занятий осуществляем работу над закреплением лексико - грамматических категорий, развитием фонематического слуха и восприятия.

    На начальном этапе преимущество отдается индивидуальной форме работы, в процессе которой идет непосредственно постановка звуков. Затем детей объединяем в подгруппы в соответствии с наличием однородных дефектов произношения. В процессе подгрупповых занятий включаем упражнения, направленные на расширение словаря и овладение грамматически правильной речью. Данный подход позволяет дифференцированно работать с детьми, недостатки которых выражены в основном в звуковой стороне речи.

   Слайд 7. При планировании фронтальных, подгрупповых и индивидуальных форм логопедической работы учитываем следующие требования:

- динамичность занятия;

- взаимосвязь этапов логопедического занятия;

- использование различных видов игр, игровых и сюрпризных моментов, проблемных ситуаций;

- смена различных видов деятельности;

- постепенное усложнение речевых и речемыслительных заданий;

- регулярное повторение усвоенного речевого материала.

       - дифференциальный подход к каждому ребенку с учетом структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей;

        - использование разнообразного красочного наглядного дидактического материала;

- коммуникативная направленность, обучение общению с педагогом и друг с другом;

 - создание положительного эмоционального фона занятия.

Любая организационная форма логопедической работы проводится в виде коммуникативных игр, речевой гимнастики, логопедических тренингов, лексико-грамматических игр и упражнений, что способствует не только привлечению внимания к предлагаемой деятельности, созданию положительного эмоционального настроя, но и наиболее эффективному усвоению материала.

При планировании коррекционно – логопедической деятельности учитель-логопед имеет возможность вносить изменения в применяемую им форму в соответствии с целью и содержанием логопедической работы.

2. Методы и приемы обучения в работе учителя-логопеда в соответствии с ФГОС дошкольного образования

      Слайд 9. Одним из основных принципов обучения является принцип сознательности и активности детей. Согласно этому принципу «обучение эффективно только тогда, когда дети проявляют познавательную активность, являются субъектами обучения». Как указывал Ю. К. Бабанский, активность детей должна быть направлена не просто на запоминание материала, а на процесс самостоятельного добывания знаний, исследования фактов, выявления ошибок, формулирование выводов. Конечно, все это должно осуществляться на доступном детям уровне и с помощью учителя.

Уровень собственной познавательной активности детей, чаще всего, является недостаточным, и для его повышения учителю- логопеду необходимо применять средства, способствующие активизации учебной деятельности

В качестве средств активизации учения выступают содержание, методы,  приемы и формы организации учебного процесса. Таким образом, уровень активности ребенка в процессе обучения определяется тем насколько содержание, методы и организация обучения способствуют этой активности.

При подборе содержания логопедических занятий для детей с нарушениями речи необходимо учитывать, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допускать излишнего упрощения материала. Содержание становится эффективным средством активизации учебной деятельности в том случае, если оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям.

Очень важным средством активизации учения являются методы обучения. Именно через использование тех или иных методов реализуется содержание обучения.

Слайд 10. Термин «метод» происходит от греческого слова «metodos», что означает путь, способ продвижения к истине, к ожидаемому результату. В педагогике имеется множество определений понятия «метод обучения». К ним можно отнести следующие: «методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности педагога и ребенка, направленные на решение комплекса задач учебного процесса» (Ю. К. Бабанский); «под методами понимают совокупность путей и способов достижения целей, решения задач образования» (И. П. Подласый).

Существует несколько классификаций методов, различающихся в зависимости от того критерия, который положен в основу. Наиболее интересными в данном случае, представляются две классификации.

Слайд11. Одна из них, предложенная М. Н. Скаткиным и И. Я. Лернером. Согласно данной классификации методы выделяются в зависимости от характера познавательной деятельности, уровня активности детей.

В ней выделяются следующие методы:

  • объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный);
  • репродуктивный;
  • частично поисковый (эвристический);
  • проблемное изложение;
  • исследовательский.

Другая, классификация методов по организации и осуществлению учебно-познавательной деятельности; методам ее стимулирования и мотивации; методам контроля и самоконтроля, предложенная Ю. К. Бабанским. Эта классификация представлена тремя группами методов:

  • методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные (рассказ, беседа); наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.); практические (упражнения, трудовые действия и д.р.); репродуктивные и проблемно-поисковые (от частного к общему, от общего к частному), методы самостоятельной работы и работы под руководством учителя;
  • методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: методы стимулирования и мотивации интереса к учению (используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности с целью психологической настройки, побуждения к учению), методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении;
  • методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: методы устного контроля и самоконтроля и др.

Сайд 12. Активные методы обучения, игровые методы – очень гибкие методы, многие из них можно использовать с разными возрастными группами и в разных условиях, что часто используется мной в практике.

Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит, надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей. Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение детьми образовательной программы, что важно не только для дошкольников с нарушениями речи, но и особенно важно для дошкольников с ОВЗ.

Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога.

С понятием метода тесно связано понятие «приема обучения». Приемы обучения – конкретные операции взаимодействия учителя -логопеда и ребёнка  в процессе реализации методов обучения. Приемы обучения характеризуются предметным содержанием, организуемой ими познавательной деятельностью и обуславливаются целью применения. Реальная деятельность обучения состоит  из отдельных приемов.

Для активизации деятельности детей на логопедических занятиях можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения:

1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.

2. Использование вставок на доску при выполнении задания, разгадывания кроссворда.

Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.

3. Узелки на память (составление и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить). Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.

4. Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности, после выполнения задания повышенной трудности и т. д.

5. Использование кинезиологических упражнений на логопедических занятиях.  

Сохранение и укрепление здоровья учащихся является основополагающим направлением в работе учителя-логопеда, особенно с детьми с ОВЗ.

Кинезиологические методы позволяют улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, синхронизирует работу полушарий, улучшает мыслительную деятельность, повышает стрессоустойчивость и способность к произвольному контролю.   Комплексы упражнений включают в себя: растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж.

6. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.

7. Активные методы рефлексии.

В современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и ее результатов.

Рефлексия окончания логопедического занятия. Наиболее удачным на сегодняшний момент считается обозначение видов заданий или этапов занятия картинками (символами, различными карточками и т. д.), помогающими детям в конце занятия актуализировать пройденный материал и выбрать понравившийся, запомнившийся, наиболее удачный для ребёнка этап занятия, прикрепив к нему свою картинку.

Прежде всего, все учителя- логопеды нацелены на то, чтобы сделать занятие с детьми не только интересным, но и эффективным. Прежде всего - обучать, играя, а не просто играть.

Слайд 13. На сегодняшний день в коррекционной педагогике и логопедической практике получили широкое распространение и такие нетрадиционные методы, как:

  • Логопедический массаж
  • Су-Джок – японская технология пальцевого массажа
  • Самомассаж, растирания подушечек пальцев,   ладонных поверхностей каменными стеклянными шариками, массаж грецкими орехами, шишками, корой и др. природным материалом:
  • Фитотерапия – воздействие с помощью лекарственных растений
  • Ароматерапия – воздействие с помощью ароматов
  • Музыкотерапия – воздействие музыки на человека
  • Литотерапия – терапевтическое воздействие камней
  • Имаготерапия – театрализация
  • Куклотерапия
  • Сказкотерапия
  • Пескотерапия (sand-play) – игры с песком как способ развития ребенка
  • Крупотерапия – игры с крупой
  • Хромотерапия – воздействие с помощью цвета.

Все чаще в современной логопедии применяют помимо традиционных методов логопедического воздействия нетрадиционные методы, которые помогают организовать занятия интереснее, разнообразнее и содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия.

Разнообразие существующих методов обучения позволяет учителю-логопеду чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также создает благоприятные условия для выполнения требований  ФГОС.

Слайд 14. Практическое задание.

Разработать план-схему логопедического занятия в соответствии с  возрастом, темой и  предложенной формой логопедической работы, с использованием активных методов и приемов обучения:

-фронтальное логопедическое занятие, тема «Зима» (5-6 лет)

-индивидуальное  логопедическое занятие, тема «Звук [C]» (5-6 лет)

- подгрупповое логопедическое занятие, тема «звуки [Р-РЬ]» (6-7 лет)

Слайд 15. Рефлексия.

- Как вы считаете, каким из нетрадиционных методов коррекционного воздействия и как вы можете оценить наше мероприятие?

Библиографический список:

  1. Поваляева М.А. Справочник логопеда (Организация логопедической работы в дошкольных образовательных учреждениях) - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.

  2. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. - М.:ТЦ Сфера, 2003.

  3. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

  4. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида. - М.: Школьная Пресса, 2002.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Управление организацией художественно – эстетического направления в ДОУ в соответствии c Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования

ВведениеНа современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений, целью учебно-воспитательного процесса является всесторонне развитие ребенка.В последнее время ...

Реализация образовательной области «Речевое развитие» в соответствии с Федеральными Государственными Образовательными Стандартами дошкольного образования

В материале описаны новые требования ФГОС ДО к образовательной "Речевое развитие" и способы ее реализации....

Организация развивающей предметно-пространственной среды во 2 младшей группе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, воспитатель Степанова О.В. Характеристика группы

В группу ходят дети с младшей группы. На февраль месяц их возраст колеблется от 2 лет 6  мес. до 3 лет 4 мес. В группе 13 девочек и 12 мальчиков. Группа общеразвивающая. Есть дети с задержкой реч...

Организация работы с родителями в соответствии с ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В условиях реализации новых нормативно-содержательных подходов перед дошкольным образованием поставлены целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителям...