Теоретические основы инклюзивного образования
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Чайкина Юлия Владимировна

В современном мире термины "совместное образование", "инклюзивное образование", "интегрированное образование" чаще всего используются как синонимы. Наибольшей популярностью сегодня пользуется термин "инклюзия" или "инклюзивное образование". Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_teoreticheskie_osnovy_inklyuzivnogo_obrazovaniya.docx17.36 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему:

«Теоретические основы инклюзивного образования»

Воспитатель ГБДОУ Детский сад № 4 комбинированного вида

      выборгского района г.Санкт-Петербурга

                                                                   Чайкина Юлия Владимировна

                                                                   2021 год

В современном мире термины "совместное образование", "инклюзивное образование", "интегрированное образование" чаще всего используются как синонимы. Наибольшей популярностью сегодня пользуется термин "инклюзия" или "инклюзивное образование". Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья -физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Индивидуальный учебный план — учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

Правовая база инклюзивного образования:

Всеобщая декларация прав человека (1948), Декларация прав ребенка (1959), Конвенция о правах ребенка (1989), Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990), Стандартные правила по созданию равных возможностей для людей с инвалидностью (1993), Декларация, принятая в 1994 г. в Саламанке, о развитии включающего образования, Закон "Об образовании в РФ".

Индивидуальная программа образования — это план, который разрабатывается родителями и специалистами учебных заведений в соответствии с нуждами и потребностями обучающихся — инвалидов для достижения успеха в образовательном процессе.

Принципы формирования индивидуальной программы обучения:

• подходит для всех учеников (не только для учеников с инвалидностью);

• служит средством приспособления к широкому кругу возможностей ученика;

 • является способом выражения, принятия и уважения индивидуальных особенностей обучения;

• применима ко всем составным частям программы и к привычной манере повеления в классе;

• является обязательной для всех работников, вовлеченных в процесс обучения;

• составлена с целью повышения успешности ученика.

Обычный учитель может быть успешен в инклюзивной школе при условии, если он:

• достаточно гибок;

• ему интересны трудности и он готов пробовать разные подходы;

 • уважает индивидуальные различия;

• умеет слушать и применять рекомендации членов коллектива;

 • чувствует себя уверенно в присутствии другого взрослого в классе;

• согласен работать вместе с другими учителями в одной команде.

Широкое использование в международном общении практических, правовых и научных (социологических, социально-психологических, педагогических) материалов позволило сформулировать ряд принципов, на которых основана реализация интеграционных процессов.

Нравственно-этические принципы: опора на этический императив государственного законодательства в отношении социальной интеграции и инклюзивного образования.

 Единство людей на основе гуманности: каждый ребенок, несмотря на имеющиеся у него ограничения возможностей, имеет право на обучение и воспитание. Принятие различий между обучающимися, между их возможностями и способностями к обучению; уважение этих различий.

Реалистичность: каждый человек воспринимается таким, каков он есть. Социокультурные принципы.

Нормализация (социальной среды): люди с ограниченными возможностями имеют право вести обычную, свойственную остальным людям жизнь настолько, насколько это им доступно.

 Свобода выбора для всех — для обычных учащихся и их родителей, для родителей детей с ограниченными возможностями.

Добровольность участия в инклюзивных процессах.

Организационные принципы:

Регионализация: инклюзивное образование обеспечивает каждому ребенку полноценный всеобуч по месту жительства.

Децентрализация: необходимые педагогические ресурсы, как массового характера, так и требуемые для специального образования, доставляются к нуждающемуся в них ребенку, а не наоборот (когда ребенок доставляется к предназначенным для него ресурсам).

Доступность образования — физическая, психологическая и интеллектуальная. Многообразие форм: интеграционный процесс должен реализовываться в самых различных формах — от изолированных классов в структуре массовой школы (интеграция) через индивидуальную интеграцию к интеграционным (инклюзивным) классам. Включение обычных детей в процесс обучения специальной (коррекционной) школы — это также инклюзия. Дифференцированный подход к организации процесса инклюзивного образования, когда благодаря дифференциации целей, содержания, методов и средств обеспечиваются индивидуальные личностно-ориентированные, соответствующие логике развития каждого ребенка задачи обучения и воспитания. Педагогические принципы: органичная интеграция как парадигмы, так и технологий специального образования в целостный педагогический процесс массовой инклюзивной школы. Специальная педагогическая компетенция педагогического корпуса массовой системы образования. Командный вариант взаимодействия при реализации интеграционного процесса: причастные к этому процессу специалисты совместно работают в команде. Кооперация и коллективизм в рамках единого для всех учебного предмета: каждый ребенок осваивает вместе с другими учащимися общий для всех учебный предмет в доступных для него пределах и вносит свою долю в коллективное знание о предмете.

Индивидуализация: в центре образовательного процесса и педагогической деятельности находится целостная личность ребенка в неразделимом единстве его физической, умственной и душевной организации, его общих и особых образовательных потребностей.

Диалогический способ взаимодействия: встреча и общение между людьми — важный и значимый элемент педагогической ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Основы инклюзивного образования"

Информация с курсов повышения квалификации "Основы инклюзивного образования"...

Теоретические основы индивидуализации образования детей дошкольного возраста

Теоретические основы индивидуализации образования детей дошкольного возраста...

«Теоретические основы индивидуализации образования»

Теоретические основы индивидуализации образования...

Теоретические основы экологического образования дошкольников

1.1. Цели и задачи экологического образования детей дошкольного возраста1.2. Методы воспитания ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста1.3. Формы взаимодействия дошкольной образова...

Выступление на педагогическом совете №3 «Теоретические основы экологического образования детей дошкольного возраста» На тему: «Роль природы в формировании личности ребенка»

Природа ― это вся вселенная с существующим в ней органическим (живым) и неорганическим (неживым) миром. Все жизненные процессы протекают в верхней оболочке Земли ― в биосфере, составной частью которой...

Нормативно-правовые основы инклюзивного образования в Российской Федерации

Нормативно-правовые основы инклюзивного образования в Российской ФедерацииВедение     На протяжении всей истории человечества у людей рождались дети, которые отличались от остальных. Ес...

Реферат Тема: Теоретические основы цифровизации образования

    Цифровая среда образовательной организации предполагает определенные ИКТ-инструменты, которые систематизированы и отвечают требованиям ФГОС, что направлено на более эффективное до...