Теоретические основы инклюзивного образования
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
В современном мире термины "совместное образование", "инклюзивное образование", "интегрированное образование" чаще всего используются как синонимы. Наибольшей популярностью сегодня пользуется термин "инклюзия" или "инклюзивное образование". Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему:
«Теоретические основы инклюзивного образования»
Воспитатель ГБДОУ Детский сад № 4 комбинированного вида
выборгского района г.Санкт-Петербурга
Чайкина Юлия Владимировна
2021 год
В современном мире термины "совместное образование", "инклюзивное образование", "интегрированное образование" чаще всего используются как синонимы. Наибольшей популярностью сегодня пользуется термин "инклюзия" или "инклюзивное образование". Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья -физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Индивидуальный учебный план — учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
Правовая база инклюзивного образования:
Всеобщая декларация прав человека (1948), Декларация прав ребенка (1959), Конвенция о правах ребенка (1989), Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990), Стандартные правила по созданию равных возможностей для людей с инвалидностью (1993), Декларация, принятая в 1994 г. в Саламанке, о развитии включающего образования, Закон "Об образовании в РФ".
Индивидуальная программа образования — это план, который разрабатывается родителями и специалистами учебных заведений в соответствии с нуждами и потребностями обучающихся — инвалидов для достижения успеха в образовательном процессе.
Принципы формирования индивидуальной программы обучения:
• подходит для всех учеников (не только для учеников с инвалидностью);
• служит средством приспособления к широкому кругу возможностей ученика;
• является способом выражения, принятия и уважения индивидуальных особенностей обучения;
• применима ко всем составным частям программы и к привычной манере повеления в классе;
• является обязательной для всех работников, вовлеченных в процесс обучения;
• составлена с целью повышения успешности ученика.
Обычный учитель может быть успешен в инклюзивной школе при условии, если он:
• достаточно гибок;
• ему интересны трудности и он готов пробовать разные подходы;
• уважает индивидуальные различия;
• умеет слушать и применять рекомендации членов коллектива;
• чувствует себя уверенно в присутствии другого взрослого в классе;
• согласен работать вместе с другими учителями в одной команде.
Широкое использование в международном общении практических, правовых и научных (социологических, социально-психологических, педагогических) материалов позволило сформулировать ряд принципов, на которых основана реализация интеграционных процессов.
Нравственно-этические принципы: опора на этический императив государственного законодательства в отношении социальной интеграции и инклюзивного образования.
Единство людей на основе гуманности: каждый ребенок, несмотря на имеющиеся у него ограничения возможностей, имеет право на обучение и воспитание. Принятие различий между обучающимися, между их возможностями и способностями к обучению; уважение этих различий.
Реалистичность: каждый человек воспринимается таким, каков он есть. Социокультурные принципы.
Нормализация (социальной среды): люди с ограниченными возможностями имеют право вести обычную, свойственную остальным людям жизнь настолько, насколько это им доступно.
Свобода выбора для всех — для обычных учащихся и их родителей, для родителей детей с ограниченными возможностями.
Добровольность участия в инклюзивных процессах.
Организационные принципы:
Регионализация: инклюзивное образование обеспечивает каждому ребенку полноценный всеобуч по месту жительства.
Децентрализация: необходимые педагогические ресурсы, как массового характера, так и требуемые для специального образования, доставляются к нуждающемуся в них ребенку, а не наоборот (когда ребенок доставляется к предназначенным для него ресурсам).
Доступность образования — физическая, психологическая и интеллектуальная. Многообразие форм: интеграционный процесс должен реализовываться в самых различных формах — от изолированных классов в структуре массовой школы (интеграция) через индивидуальную интеграцию к интеграционным (инклюзивным) классам. Включение обычных детей в процесс обучения специальной (коррекционной) школы — это также инклюзия. Дифференцированный подход к организации процесса инклюзивного образования, когда благодаря дифференциации целей, содержания, методов и средств обеспечиваются индивидуальные личностно-ориентированные, соответствующие логике развития каждого ребенка задачи обучения и воспитания. Педагогические принципы: органичная интеграция как парадигмы, так и технологий специального образования в целостный педагогический процесс массовой инклюзивной школы. Специальная педагогическая компетенция педагогического корпуса массовой системы образования. Командный вариант взаимодействия при реализации интеграционного процесса: причастные к этому процессу специалисты совместно работают в команде. Кооперация и коллективизм в рамках единого для всех учебного предмета: каждый ребенок осваивает вместе с другими учащимися общий для всех учебный предмет в доступных для него пределах и вносит свою долю в коллективное знание о предмете.
Индивидуализация: в центре образовательного процесса и педагогической деятельности находится целостная личность ребенка в неразделимом единстве его физической, умственной и душевной организации, его общих и особых образовательных потребностей.
Диалогический способ взаимодействия: встреча и общение между людьми — важный и значимый элемент педагогической ситуации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "Основы инклюзивного образования"
Информация с курсов повышения квалификации "Основы инклюзивного образования"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/10/picture-479412-1410372243.jpg)
Теоретические основы индивидуализации образования детей дошкольного возраста
Теоретические основы индивидуализации образования детей дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/31/picture-132440-1509443539.jpg)
«Теоретические основы индивидуализации образования»
Теоретические основы индивидуализации образования...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/16/picture-1227619-1584367762.jpg)
Теоретические основы экологического образования дошкольников
1.1. Цели и задачи экологического образования детей дошкольного возраста1.2. Методы воспитания ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста1.3. Формы взаимодействия дошкольной образова...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/09/picture-1278749-1604910146.jpg)
Выступление на педагогическом совете №3 «Теоретические основы экологического образования детей дошкольного возраста» На тему: «Роль природы в формировании личности ребенка»
Природа ― это вся вселенная с существующим в ней органическим (живым) и неорганическим (неживым) миром. Все жизненные процессы протекают в верхней оболочке Земли ― в биосфере, составной частью которой...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/23/picture-1000729-1516727595.jpg)
Нормативно-правовые основы инклюзивного образования в Российской Федерации
Нормативно-правовые основы инклюзивного образования в Российской ФедерацииВедение На протяжении всей истории человечества у людей рождались дети, которые отличались от остальных. Ес...
![](/sites/default/files/pictures/2024/05/27/picture-1525418-1716796123.jpg)
Реферат Тема: Теоретические основы цифровизации образования
Цифровая среда образовательной организации предполагает определенные ИКТ-инструменты, которые систематизированы и отвечают требованиям ФГОС, что направлено на более эффективное до...