Рабочая программа по сенсорному развитию 4 класс
рабочая программа по коррекционной педагогике

Мецлер Людмила Викторовна

Рабочая программа  для надомного обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_sensornomu_razvitiyu.docx56.12 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года за №273, приказом «Федеральный  государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»  от 19 декабря 2014г. за № 1599,  Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и предназначена для индивидуального обучения учащегося с глубокой умственной отсталостью и тяжелыми множественными нарушениями развития, обучающимся по 2 варианту и находящимся на домашнем обучении.

Обучающийся с умственной отсталостью в умеренной или тяжелой степени, интеллектуальное развитие которого не позволяет освоить АООП (вариант 1), либо он испытывает существенные трудности в ее  освоении, получает образование по варианту 2 адаптированной общеобразовательной программы образования, на основе которой разрабатывается специальная индивидуальная программа развития, учитывающая индивидуальные образовательные потребности обучающегося.

Особые образовательные потребности обучающегося с глубокой умственной отсталостью, с ТМНР требуют разработки специальной индивидуальной программы развития для их обучения и воспитания. Целью реализации такой программы является обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для него пределах.

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разрабатывается на основе адаптированной основной общеобразовательной программы и нацелена на образование с учетом индивидуальных образовательных потребностей.

Программа составлена с учетом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития обучающегося; его ведущих мотивов и потребностей.

Основной принцип программы – взаимосвязь диагностических, воспитательных, коррекционно-развивающих и образовательных задач, направленных на развитие умственно отсталого обучающегося и формирование его позитивных качеств.

Содержание материала выстроено с учетом концентрического принципа, постепенно усложняется по нарастающей сложности, интенсивности и разнообразию из года в год..

Программа рассчитана на один учебный год. Использование программы предполагает большую гибкость. Время освоения программы строго индивидуально и зависит от целого комплекса причин, определяющих структуру нарушения у конкретного обучающегося.

Программа, согласно федеральному государственному образовательному стандарту, ставит перед собой следующие цели и задачи.

Цель программы: достижение воспитанником образовательной программы в соответствии с индивидуальными возможностями и образовательными потребностями.

 Задачи рабочей программы:

- формирование положительного отношения к занятиям;

- развитие собственной активности обучающегося;

- формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;

- формирование и развитие целенаправленных действий;

- развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.

Формы и методы работы

При выборе методов и форм коррекционно-развивающей работы используется:

- наглядность;

- демонстрация;

- пояснение;

- наблюдение;

- ролевые игры;

- моделирование ситуаций;

- развивающие игры (настольные, подвижные);

- конструирование;

- свободное и тематическое рисование, графические задания.

Особенностью данной программы является активное привлечение в работу родителей, что способствует повышению их психолого-педагогической компетентности. Обучение родителей (или матери) дает максимальный эффект при проведении коррекционных мероприятий.

Общие сведения о ребенке

Ф.И.О. Киселёв Иван Сергеевич

Дата рождения: 21.01.2010

Основные и сопутствующие заболевания: общее заболевание

Заключение ПМПК: предоставление специальных условий образования обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья, обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)(2 вариант)

Условия реализации образовательного маршрута:

•        условия получения образования: в соответствии с ФГОС О у/о, обучение по специальной индивидуальной программе развития, рекомендовано обучение на дому на 2021-2022 учебный год, с учебной нагрузкой в объеме 8 час в неделю.

•        реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий: не нуждается

•        специальные методы обучения: в соответствии с ФГОС О у/о

•        специальные учебники: специальные учебники, соответствующие уровню интеллектуального развития обучающегося

•        специальные учебные пособия: специальный подбор учебного и дидактического материала, позволяющий эффективно осуществлять процесс обучения по всем предметным областям, наборы средств, воздействующих на различные анализаторы и вызывающих положительные реакции обучающихся на окружающую действительность

•        специальные технические средства обучения: не нуждается

•        организация пространства: учебные зоны и зоны отдыха обучающихся в классных помещениях

•        тьюторское сопровождение: не нуждается, нуждается в услугах ассистента (родителя)

•        направления коррекционной работы учителя-дефектолога с ребенком: формирование сенсорного опыта и навыков преметно -  пространственных действий

•        другие условия: в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (абилитации) ребенка-инвалида, соблюдение охранительного режима, решение задач социальной адаптации

Срок обучения: учебный 2021-2022 год

Сведения о семье: семья полная, воспитанием занимаются оба родителя..

Характеристика ребенка

Особенности деятельности: в предметной деятельности может использовать предметы в соответствии с их функциональным назначением с помощью взрослого.  

Игровая деятельность представлена манипулятивными однообразными действиями с предметами. Часто выбирает примитивную игру (раскладывает картинки, мелкие предметы, карандаши). При помощи взрослого в продуктивных видах деятельности доступно конструирование, лепка, нанизывание, собирание мозаики. Ведущая рука – левая.

Особенности познавательной сферы: избирателен в играх, познавательный интерес крайне снижен, с трудом принимает новое. Привлекают внимание звуки, при использовании музыкального сопровождения закрывает уши руками. Подражательная деятельность недостаточная. Различает бытовые и часто используемые предметы, игрушки.  Геометрические фигуры не знает, хотя форму предметов с тенью этих предметов соотносит  с опорой на образец.  Композиции из геометрических фигур не повторяются. Выделяет форму в предметах, правильно соотносит фигуру с прорезями. Зрительно определяет величину предметов, правильно подбирает крышки к емкостям разной формы и размера. Собирает вкладыши, разрезные картинки, находит заплатку к прорези. Составляет числовой ряд до 10, не называет числа,  не соотносит количество с цифрой.

Особенности внимания: неустойчивость активного внимания, повышенная утомляемость и истощаемость, короткий период концентрации внимания. К совместной деятельности привлекается с трудом.

Особенности памяти: обследование затруднено из-за непонимания ребенком словесной инструкции и отсутствия активной речи, действия выполняет по подсказке, после многократного повторения не способен выполнять сам.

Особенности мышления: мышление наглядно-действенное, малопродуктивное. По части находит картинку с полным изображением предмета. Ориентирован в окружающем. Ориентировка на плоскости стола и листа затруднена. Картинки времен года и времени суток не раскладывает по порядку. К картинкам не может подобрать таблички со словами.

Обучаемость: отмечается замедленный темп усвоения материала. Необходима постоянная помощь взрослого, испытывает трудности при переносе полученных знаний в новую ситуацию. Отмечается низкий уровень учебной мотивации и  снижение работоспособности. Пальчиковые игры выполняет рука в руке . К заданиям проявляет кратковременный интерес.

Эмоционально-волевая сфера: интерес к игровому материалу выборный. Неудачу в практической деятельности не замечает, не старается самостоятельно искать выход. В результате собственной деятельности не заинтересован. При изучении нового проявляет нежелание, отвергает предложенный игровой материал. Быстрая утомляемость и истощаемость. Агрессию не проявляет.

Развитие речи: пользуется невербальными средствами общения, произносит отдельные звуки, не повторяет за педагогом отдельные слова,  в диалог не вступает, так как обращённую речь понимает ограниченно, в виде коротких и простых инструкций педагога, на вопросы не отвечает.  Фразовая и связная речь отсутствует, грамматический строй не сформирован. Артикуляционная моторика нарушена.

Коррекционно-развивающие занятия направлены на коррекцию отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы; формирование социально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму проявлений деструктивного поведения: крик, агрессия, стереотипии и др.; на реализацию индивидуальных специфических образовательных потребностей обучающегося с тяжелыми множественными нарушениями развития; дополнительную помощь в освоении отдельных действий и представлений, которые оказываются для обучающегося особенно трудными; на развитие индивидуальных способностей обучающегося; его творческого потенциала.

Программа коррекционно-развивающих занятий разработана на основе основной образовательной программы, авторских программ курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Э.Я. Удаловой, Л.А. Метиевой, использовались материалы и рекомендации Е.А. Стребелевой, Т.М. Головкиной.

Коррекционный курс «СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ» 

Пояснительная записка

Совершенствование работы всех видов анализаторов: зрительного, слухового, тактильно-двигательного, обонятельного, вкусового, осязательного является необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности обучающегося с интеллектуальной недостаточностью. Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторики, поэтому в программу включены задачи совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости.

Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и восприятий. Обучающийся с интеллектуальными и множественными нарушениями в развитии наиболее чувствителен к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому правильный выбор средств и способов сенсорного воздействия оказывает благоприятное влияние на психическое и физическое развитие.

Занятия по развитию сенсорных процессов имеют важное коррекционно-развивающее значение, оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную, двигательную сферу; способствуют формированию положительных навыков поведения учащихся с глубокой умственной отсталостью.

Развитие сенсорного восприятия и актуализация разнообразных представлений об окружающем мире лежат в основе формирования возрастных психологических новообразований и становления всех видов детской деятельности и поведения.

Целью данного курса является   максимальная  коррекция  недостатков познавательных и эмоциональных процессов, обогащение чувственного опыта обучающегося в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.

Оценка достижений обучающегося производится по результатам психолого-педагогической диагностики, которая проводится в середине и в конце каждого учебного года.

Общая характеристика коррекционного курса «Сенсорное развитие»

Коррекционный курс «Сенсорное развитие» подразумевает решение следующих задач: развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестетического восприятия, а также восприятие запаха и вкуса как пропедевтика формирования навыков общения, предметно-практической и познавательной деятельности.

Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторной системы, поэтому в программу включены задачи совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости, скованности движений, развития мелкой моторики руки, пальчиковые игры и упражнения, двигательные минутки, танцевальные движения и др.

Занятия по сенсорному воспитанию направлены на развитие зрительного восприятия и внимания, подражания, формирования целостного образа предметов; на развитие слухового внимания и восприятия; на развитие слухового внимания и восприятия; на развитие вкусового восприятия. 

Основной формой организации является комплексное занятие, которое проводится в динамичной увлекательной форме с использованием разнообразных дидактических игр, игр разной подвижности, занимательных упражнений со сменой различных видов деятельности. Каждое занятие оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения. Занятия  носят практическую направленность и связаны с учебными предметами.

Место коррекционного курса в учебном плане

Коррекционные занятия по «Сенсорному развитию» являются частью коррекционных курсов.  Занятия проводятся в специальном кабинете, используются разные формы организации, время занятий распределяется с учетом индивидуальных особенностей обучающегося (до 30 – 40 минут).

Общее количество часов коррекционно-развивающих занятий по сенсорному развитию – 4 час в неделю. Всего в учебном году -    124     час.   Из них по четвертям отводится:

в    I  четверти -     ч.                                 в  III четверти -     ч.

во II четверти -      ч.                                 в  IV четверти -     ч.

Планируемые (ожидаемые) результаты освоения программы по сенсорному развитию

В рабочей программе даны конкретные формулировки планируемых результатов, которые могут быть не достигнуты в течение одного или нескольких занятий. К концу учебного года обучающийся должен:

- согласовывать движения руки и глаза, обеих рук;

- целенаправленно выполнять действия по двух-трёхзвенной инструкции педагога;

- ориентировать на листе бумаги; рисовать и обводить по трафарету, штриховать;

- восстанавливать порядок  частей суток, времён года;

- дорисовывать незаконченные изображения;

- группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины или цвета;

- конструировать предметы из 5-6 деталей, из 3-4 геометрических фигур;

- составлять предметы  и картинки из 5-6 частей;

- определять на ощупь поверхность предметов, обозначать в слове качества и свойства предметов;

- различать запахи и вкусовые качества, называть их;

- действовать по звуковому сигналу;

- адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве;

- выражать пространственные отношения с помощью предлогов;

- различать и называть основные цвета и их оттенки;

- узнавать предмет по части;

- находить различия в парах предметных и сюжетных картинок;

-   различать звуки по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки);

-  различать характер мелодии;

- ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении;

- определять изменения в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов (из 5-6);

- использовать схематические рисунки и таблички для запоминания материала.

Способы и формы оценивания результатов прохождения программы по сенсорному развитию

Курс имеет безотметочную  систему прохождения материала. Практические задания выполняются из разных материалов, работы остаются до конца года у педагога.

Результат выполнения задания отмечается жетоном (смайликом), картинкой, табличкой со словом, сюрпризом, используются слова-одобрения. В конце занятия можно использовать  прием цветограммы. Сравнение результатов изменения цветовой гаммы на протяжении некоторого времени позволяет наблюдать динамику качества выполненной работы, сравнивая личные результаты.

Из-за системных нарушений развития обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью для данной категории детей показан индивидуальный уровень итогового результата общего образования. Они определяются индивидуальными возможностями обучающегося и тем, что его образование нацелено на максимальное развитие жизненной компетенции.

По итогам освоения программы и анализа результатов обучения составляется развернутая характеристика учебной деятельности обучающегося, оценивается динамика развития его жизненных компетенций.

При оценке результативности обучения важно учитывать затруднения обучающегося в освоении программы.

При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся должна оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др. При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка.

Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга оценивается уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Например: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; представление: «узнает объект», «не всегда узнает объект» (ситуативно), «не узнает объект». Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.

В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.

Содержание коррекционного курса по сенсорному развитию

Программно-методический материал включает следующие разделы: «Зрительное восприятие», «Слуховое восприятие», «Кинестетическое восприятие», «Восприятие вкуса», добавлен раздел по развитию тактильно-двигательного восприятия, материал по развитию мелкой и общей моторики, графомоторных навыков, восприятия пространства и времени.

        При переходе из класса в класс задания усложняются и по объёму по  сложности, что позволяет лучше закреплять уже изученный материал.

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков

Развитие согласованности движений на разные группы мышц (броски в цель, кольцеброс, игры с мячом). Обучение целенаправленным действиям по инструкции педагога. Развитие моторики руки. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Совершенствование точности движений (завязывание, развязывание, застёгивание). Обводка контуров изображений предметов и геометрических фигур, дорисовывание незаконченных геометрических фигур. Рисование бордюров. Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений. Работа в технике «объёмной» и «рваной» аппликации.

Кинестетическое и кинетическое развитие

Формирование ощущений от статических и динамических поз различных мелких частей лица и тела (глаза, рот, пальцы…). Выполнение упражнений по заданию педагога, вербализация собственных ощущений. Выразительность движений – имитация животных (походка гуся, зайца, медведя, лисы…).

Тактильно-двигательное восприятие

Определение различных свойств и качеств предметов на ощупь (мягкие – твердые, мелкие – крупные). Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Нахождение на ощупь контура нужного предмета из 2-3 предложенных. Работа с глиной, тестом и пластилином (раскатывание, скатывание, вдавливание). Игры с сюжетной мозаикой.

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

Соотнесение геометрических фигур с предметами окружающей обстановки. Сравнение и обозначение словом формы 3-4 предметов. Сравнение двух объёмных геометрических фигур – круга и овала. Комбинирование разных форм из геометрического конструктора. Сравнение и обозначение словом величин разных предметов. Составление сериационных рядов из 4-5 предметов по заданному признаку величины. Цветовой спектр. Узнавание предмета по его отдельным частям. Составление предмета или целостной конструкции из более мелких деталей (5-6 деталей). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (4-5 деталей с разрезами по диагонали и вертикали).

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

Совершенствование зрительно-двигательной координации руки и глаза. Рисование бордюров по наглядному образцу. Тренировка зрительной памяти (игры с «отсрочкой»); дидактические игры типа «Сложи такой же узор». Составление картинки из разрезных частей. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (две картинки). Сравнение трёх предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами.

Восприятие особых свойств предметов (развитие обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений)

Развитие осязания (теплый – холодный), определение контрастных температур разных предметов.

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

Определение направления звука в пространстве (справа – слева – спереди – сзади). Выполнение действий по звуковому сигналу. Различение мелодий по темпу; прослушивание музыкальных произведений. Развитие чувства ритма.

Восприятие пространства и времени

Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Понятия: выше – ниже, лево – право, рядом и др. Моделирование пространственного расположения объектов относительно друг друга (мебели в комнате) по инструкции педагога. Ориентировка на вертикально и горизонтально расположенном листе бумаги. Деление листа на 2 и 4 равные части. Пространственная ориентировка на поверхности парты, расположение и перемещение предметов по инструкции педагога. Время суток и времена года, их закономерная смена.        

Тематический план коррекционного курса «Сенсорное развитие»

№ п/п

Направления коррекции

Кол-во

час

Сроки

Основное

содержание работ

Виды деятельности

Результаты

Развитие моторики, графомоторных навыков

1-4

Упражнения на развитие крупной моторики

4

Развитие меткости и координации движений;

согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога)

Игровая, предметная (работа с предметами - мячи разной величины, шарики, кольца)

2-6

Упражнения на развитие крупной моторики

4

Обучение целенаправленным действиям по двух- и трехзвенной инструкции педагога (два шага вперед — поворот направо — один шаг назад и т. д.)

Познавательная,  практическая, предметная (работа с различными материалами, «сенсорной» дорожкой)

3-7

Развитие мелкой моторики рук

4

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением

Познавательная, практическая

4- 8

Развитие координации движений руки и глаза

4

Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание и  развязывание узелков, шнуровка, застегивание пуговиц, кнопок)

Познавательная, игровая, предметно-практическая (работа с деталями, мелкими предметами, работа со шнуром, лентами, пуговицами)        

        

5-9

Формирование навыков владения пишущим инструментом

4

Обводка контуров предметных изображений, штриховка в разных направлениях

Познавательная, игровая, практическая (работа с шаблонами, силуэтами, работа с трафаретами; работа с предметами)

6-10

Формирование навыков владения инструментами

4

Разрезание бумаги на полоски; вырезание по контуру простых  изображений (платок)

Практическая (работа с бумагой, ножницами; раскрашивание широкой кисточкой поверхности рисунка)

        

7-11

Развитие координации движений руки и глаза

4

Разрывание цветной бумаги на кусочки; работа в технике рваной аппликации        

Игровая, практическая (работа с бумагой, клеем)

Тактильно-двигательное восприятие

12-16

Упражнения на узнавание предметов на ощупь

4

Определение предметов на ощупь, выделение разных свойств и качеств (мягкие и жесткие, крупные и мелкие предметы)

Познавательная, игровая, практическая (работа с разными предметами, мешочком)

13-17

Упражнения на узнавание и запоминание предметов на ощупь

4

Восприятие разных поверхностей на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). (Дидактическая игра «Что бывает ... (пушистое)»)

Познавательная, игровая, практическая (работа с разными материалами, мешочком, ширмой)

14-18

Упражнения на представления о предметах на основе тактильно-двигательного восприятия

4

Работа с пластилином и глиной (раскатывание, скатывание, вдавливание). Лепка «Овощи»

Познавательная, предметная, игровая, практическая (работа с предметами, мешочком, пластичным материалом)

19-23

Упражнения на узнавание предметов на ощупь

4

Игры с сюжетной мозаикой; определение игрушек и предметов на ощупь,  нахождение предмета по картинке, по слову

Познавательная, предметная, игровая (работа с мозаикой, предметами, игрушками, ширмой; мешочком)

        

Кинестетическое и кинетическое развитие

24-28

Формирование ощущений от статических и динамических поз различных частей тела (глаза, рот, пальцы)

4

Вербализация собственных ощущений, изображение выразительности движений (имитация повадок животных)

Познавательная, игровая, практическая (работа с картинками, записями звуков природы)

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

29-33

Восприятие формы

4

Соотнесение формы предметов с геометрической формой  - эталоном (выбор из пяти); сравнение и обозначение словом формы предметов (3—4 предмета)

Познавательная, игровая, практическая (работа с геометрическим и игровым материалом)

        

34-38

Восприятие формы.

4

Складывание одной геометрической формы из двух других (квадрат из двух треугольников или из двух прямоугольников, круг из двух полукругов). Комбинирование  нескольких геометрических форм для создания целостных изображений (дом – три треугольника, вагон – два квадрата и два круга и т.д.)

Познавательная, игровая, практическая (работа с геометрическим и игровым материалом; конструирование)

        

39-43

Формирование целостного образа предметов

4

Комбинирование разных форм из геометрического конструктора по показу (по инструкции)

Познавательная, игровая, практическая (работа с геометрическим, игровым и строительным материалом; конструирование)

44-48

Формирование целостного образа предметов

4

Узнавание предмета по его отдельным частям, восстановление целостного изображения предмета по части (Дидактическая игра «Часть и целое»)

Познавательная, игровая, практическая (работа с разрезными картинками, картами лото, предметами, вкладышами; дорисовывание рисунка)

49-53

Восприятие величины

4

Составление сериационных рядов по величине из 4—5 предметов, группировка предметов по величине (самый большой, большой, средний, маленький, самый маленький)

Познавательная, игровая, предметная (работа с картинками, предметами разной величины – матрешки, солдатики, животные)

54-58

Восприятие цвета

4

Составление цепочки из 3—4 кругов разной насыщенности одного цвета (темный, светлый)

(Дидактическая игра «Цветик-семицветик»)

Познавательная, игровая, практическая (работа с цветными кружочками и полосками; рисование)

59-63

Формирование целостного образа предметов

4

Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей

Познавательная, игровая, практическая (работа с конструктором, разборными игрушками)

Развитие зрительного восприятия

64- 68

Развитие зрительного внимания

4

Совершенствование зрительно-двигательной координации рук и глаз. Рисование бордюров по наглядному образцу

Игровая, практическая (работа с игровым материалом, рисунками; рисование)

69-74

Развитие зрительного внимания

4

Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2-3 картинок, предметов)

Познавательная, игровая, практическая (работа с картинками, предметами)

75-79

Развитие зрительного внимания, подражания

4

Тренировка зрительной памяти. (Дидактическая игры «Что изменилось?», «Повтори узор» («Сделай так же»))

Познавательная, игровая, практическая (работа с раздаточным, геометрическим материалом)

Восприятие особых свойств предметов

80-84

Опознание предметов по температурным характеристикам

4

Развитие осязания (теплее — холоднее), определение контрастных температур предметов (теплый-горячий-холодный)

Познавательная, исследовательская, практическая (работа с предметами и материалами разных температур)

85-89

Узнавание предметов по вкусовым характеристикам и по запаху

4

Различение пищевых запахов и вкусов

Познавательная, исследовательская, практическая (работа с продуктами, предметами)

90-94

Определение характерных особенностей у предметов через осязание

4

Определение различных свойств веществ (твердость, сыпучесть, вязкость, растворимость)

Познавательная, исследовательская, практическая (работа с водой, предметами)

Развитие слухового восприятия

95-99

Развитие слухового внимания

4

Определение направления звука в пространстве поворотом головы или жестом (справа — слева — спереди — сзади). (Дидактическая игра «Догадайся, откуда звук»)

Игровая, практическая (работа с музыкальными инструментами, аудиозаписями)

100- 104

Развитие слухового внимания

4

Выполнение действий по звуковому сигналу (поворот головы на определенный звук). (Дидактическая игра «Прерванная песня»)

Игровая, практическая (работа с музыкальными инструментами, аудиозаписями)

105- 109

Развитие слухового внимания

4

Различение музыкальных и речевых звуков по громкости и длительности; реагирование движениями или речевыми реакциями на характер звука и его изменение

Игровая, практическая (работа с музыкальными инструментами, аудиозаписями, прослушивание музыкальных отрывков)

110-114

Развитие слухового внимания

4

Развитие чувства ритма. Дидактическая игра «Мы — барабанщики»

Игровая, практическая (работа с музыкальными инструментами, аудиозаписями)

Восприятие пространства

115

Восприятие пространственных отношений и ориентировка в пространстве

1

Ориентировка в пространстве кабинета (верх-низ, право-лево), вербализация пространственных отношений с использованием предлогов

Познавательная, игровая, практическая (работа с предметами)

116- 117

Восприятие пространственных отношений и ориентировка на плоскости листа

2

Деление листа на две равные части, расположение предметов на листе (середина, верх-низ, право-лево)        

Познавательная, игровая, практическая (работа с предметами, бумагой; работа на вертикальных поверхностях)

118-119

Восприятие пространственных отношений и ориентировка на столе

2

Расположение предметов и их перемещение на поверхности стола

Познавательная, игровая, практическая (работа с предметами, раздаточным материалом)

Восприятие времени

120- 123

Восприятие временных представлений

3

Сравнение изображений на картинках, восстановление порядка, обозначение определенным цветом времени суток

Познавательная, игровая, практическая (работа с картинками, цветными фишками – утро – желтый, день – красный, вечер – синий, ночь - черный)

124

Восприятие временных представлений

1

Сравнение сюжетных изображений, восстановление порядка, обозначение определенным цветом времен года (Дидактическая игра «Когда это бывает?»)

Познавательная, игровая, практическая (работа с картинками, цветными фишками – зима – белая, лето – красная, весна – зеленая, осень - желтая)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по сенсорному развитию малышей

Сенсорное развитие детей раннего возраста...

Рабочая программа по сенсорному развитию в первой младшей группе.

Рабочая программа по сенсорному развитию в первой младшей группе....

Рабочая программа по сенсорному развитию по адаптации детей ясельной группы.

Полная программа по сенсорному развитию детей ясельной группы с пояснительной запиской, целями и задачами, рекомендуемой литературой....

Рабочая программа по сенсорному развитию с использованием элементов методики М.Монтессори

Сегодняшнее состояние общества характеризуется достаточно большим количеством социальных проблем, среди которых всё более весомое место начинают занимать проблема сохранения психического и физического...

Рабочая программа по сенсорному развитию

Рабочая программа  по теме:  "Сенсорное развитие детей раннего возраста ( от 1,5до 4 лет)" Цель:Развивать восприятие и формировать представления о свойствах предметов, ма...

Рабочая программа по сенсорному развитию во второй группе раннего возраста

Рабочая  программапо сенсорному развитиюво второй  группе раннего возраста...