Рабочая программа по сенсорному развитию по адаптации детей ясельной группы.
календарно-тематическое планирование (младшая группа) на тему

Полная программа по сенсорному развитию детей ясельной группы с пояснительной запиской, целями и задачами, рекомендуемой литературой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornyy_kruzhok_yasli.docx31.02 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждена на заседании

педагогического совета № 2

от 24.08.2014г.

Рабочая программа

 по сенсорному развитию «МАЛЫШ»
для детей 2-3 лет

Разработала

 Воспитатель высшей категории

Виноградова С.А.

Паспорт программы

 

Наименование программы

Факультатив «МАЛЫШ»

Дата принятия решения о разработке программы

Май  2014 г.

Заказчик программы

Администрация  МАУДО «Детский сад №7»

Цель программы

Помощь детям в адаптации

 к условиям дошкольного

образовательного учреждения, социализация детей. 

Задачи программы

1. Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ.

2. Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом.

3. Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Важнейшие целевые показатели программы

У детей проектируется  сформированность следующих качеств:

  • эмоциональная готовность к вступлению в контакт с детским  сообществом;
  • умение действовать как самостоятельно, так и сообща с другими; испытывать от взаимодействия радость;
  • задатки  любознательности,  творческой активности и восприимчивости к миру;
  • начала  инициативности;

Исполнители программы

  • Воспитатель высшей квалификационной категории Виноградова  С.А.;
  • Дети  первой младшей группы;
  • Родители;

Используемые педагогические технологии

  • игровые сенсорные ситуации
  • сказкотерапия
  • танцетерапия
  • водотерапия
  • самомассажи
  • цветотерапия
  • бумаготерапия

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

  • Безболезненное протекание у детей процесса адаптации к условиям детского сада.
  • Проявление позитивного настроя у детей в момент прихода в ДОУ
  • Осознанное отношение родителей к личностному  развитию  и     совершенствованию  эмоциональной сферы детей раннего возраста.
  • Повышение уровня  речевого развития детей.

Организация контроля за реализацией программы

Контроль за выполнением программы осуществляет заказчик:  администрация МАУДО «Детский сад №7»

 

Пояснительная записка

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение  дети раннего возраста  переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка  ограничены. Резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, обособленностью, снижением активности.

Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Они одинаково быстро заражаются  как положительными, так и отрицательными эмоциями. Окружающая действительность  истощает  запас адаптационной энергии.  Для снятия напряжения  дети вынуждены применять различные способы психологической защиты.

Эти особенности  легли в основу построения цикла игровых занятий.

Игра является источником всестороннего развития детей, создает "зону ближайшего развития".

Программа строится на основе игровых упражнений, которые способны обеспечить  психологический комфорт  пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

Разработка игровой  программы «Малыш» обусловлена:

  1. Нормативно- правовой  базой:
  • Постановление Правительства РФ от 12.09.08г. №666 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»
  • Приказ  Минобрнауки  России «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных образовательных стандартов  дошкольного образования»;
  • Закона «Об образовании» от 17.10.2013г.;
  1. Социальным  заказом   родителей.
  2. Настоящая программа составлена на основе:
  • образовательной программы дошкольного учреждения;
  • региональной программы «Мозаика» для дошкольных учреждений;
  • материалов интернет- сайтов;

Программа предусматривает организацию работы с детьми 2-3 лет с сентября по май включительно.

Организуются  игры по сенсорному  развитию,  по ознакомлению с окружающим, познавательные, дидактические , музыкальные игры, подвижные игры, физкультурные упражнения, знакомство с художественной литературой и народным творчеством.

Цель программы:

  • Оказание помощи детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения, к эмоциональному взаимодействию с детским коллективом.

Задачи для детей :

 Оздоровительные:

  • Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, обеспечивать эмоциональное благополучие и учет индивидуальных возможностей детей.

Развивающие:

  • Расширять кругозор детей, развивать любознательность; обращать внимание на объекты и явления окружающей природы, выделять их свойства, форму, строение и цвет.

Воспитательные:

  • Способствовать благоприятной адаптации малышей к новым социальным условиям,  вызвать  радость от общения с окружающими;

        

Для  родителей:

  • Способствовать формированию адекватных представлений  у родителей о возрастных                особенностях ребёнка и соответствующих способах его развития.

Основная задача игр в адаптационный период:

  • Формирование эмоционального контакта, доверия  к воспитателю.

 Условия реализации программы:

  • Систематичность  проведения  развивающей  сенсорной  деятельности.
  • Содержание воспитательно- образовательного процесса с детьми раннего возраста  в адаптационный период  на основе региональной образовательной программы «МОЗАИКА» и  образовательной  программы дошкольного учреждения.
  • Допускается использование содержания других парциальных программ для детей раннего возраста.
  • Включение  элементов  педагогических технологий, обеспечивающих  личностно ориентированное развитие ребенка и развитие его эмоциональной сферы: игровые сенсорные ситуации,  сказкотерапия,  танцетерапия, водотерапия,  самомассажи,  цветотерапия,  бумаготерапия.
  • Организация  взаимодействия детей с воспитателем предусматривает создание условий для различных видов деятельности с учетом возможностей, интересов и потребностей самих детей.
  • Использование для  развивающей деятельности дополнительного материала:  игровых  развивающих упражнений, игр,  потешек,  стихотворений и т.д.
  • Создание комфортного пространства развивающей среды для самостоятельной деятельности детей.
  • Сотрудничество педагога с семьёй.

Длительность  встреч с детьми  (занятия)  не более   7- 10 минут.

В программе выделяются два раздела:

1. Встречи с детьми,  их родителями 1 раз в неделю.

2. Работа консультационного пункта для родителей (по запросу).

Практическая реализация программы «Малыш» осуществляется по проектному содержанию материала. 

Методическое обеспечение:

  1. Издание развивающего обучения. Серия «Умные книжки». Земцова О.Н. «ГРАМОТЕЙКА». Интеллектуальное развитие детей 2- 3 лет. М., Махаон, Азбука- Аттикус, 2014год.  
  2. Издание развивающего обучения. Серия «Умные книжки». Земцова О.Н. «ГРАМОТЕЙКА». Интеллектуальное развитие детей  3- 4 лет. М., Махаон, Азбука- Аттикус, 2014год.  
  3. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «ИГРАЛОЧКА». Математика для детей 3-4 лет. Издание 4-е, дополненное и переработанное.  М, ЮВЕНТА, 2013 год.
  4. Издание развивающего обучения. Серия «Умные книжки». Земцова О.Н. «РАЗВИВАЮЩИЕ  ТЕСТЫ». Новая методика обучения дошкольников.  Для детей 3-4 лет.  М., Махаон, Азбука- Аттикус, 2013год.  
  5. «Воспитание сенсорной культуры».  Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина Н.Б. Венгер
  6.  «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию».  Л.А. Венгер.
  7.  «Дидактические игры в детском саду».  Д. Менджерицкая.
  8. Каралашвили Е. А., Антоненкова О. В., Малахова Н. Е. «Организация сенсомоторного уголка в группе детского сада» - «Справочник старшего воспитателя» № 5-2008.
  9. Никитина Е. «Сенсорные уголки для диагностики» - «Обруч» № 2 – 2006.
  10. Сольцева О. Г. «Наши помощники – органы чувств» - «Ребенок в детском саду» № 3-2007.