Круги Луллия как средство формирования познавательного интереса у детей с ОВЗ
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Пичужкина Мария Сергеевна
На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать познавательное и речевое развитие детей. Важнейшим условием совершенствования речевой и познавательной деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, речевой среды способствующей возникновению желания активно развивать свою речь и участвовать в речевом общении. Самая близкая, доступная и увлекательная деятельность дошкольников - игра. Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны речь ребёнка развивается и активизируется в игре, с другой сама игра совершенствуется под влиянием и обогащением речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krugi_lulliya.docx36.6 КБ

Предварительный просмотр:

Круги Луллия как средство формирования

познавательного интереса у детей с ОВЗ

На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать познавательное и речевое развитие детей. Важнейшим условием совершенствования речевой  и познавательной деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, речевой среды способствующей возникновению желания активно развивать свою речь и участвовать в речевом общении. Самая близкая, доступная и увлекательная деятельность дошкольников - игра. Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны речь ребёнка развивается и активизируется в игре, с другой сама игра совершенствуется под влиянием и обогащением речи.

Со своей стороны педагог должен искать интересные и в то же время несложные способы развития личностных и речевых особенностей ребёнка. Детей трудно заинтересовать абстрактными понятиями и уж тем более невозможно заставить их выучить материал, если цель его изучения непонятна.

В своей работе я стремлюсь использовать разнообразные приёмы и методы. Одним из современных и интереснейших методов обучения является древнейшая логическая машина, которую авторы технологии ТРИЗ применили в дошкольном образовании и назвали «Кольцами Луллия».

    В 13 веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказалось, ее можно прекрасно использовать как средство развития познавательных интересов и речи  у дошкольников.     Кольца Луллия представляют собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки). В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на одинаковое количество секторов. При свободном вращении кругов под стрелкой оказываются определенные сектора. Луллий на секторах размещал рисунки, писал слова и целые изречения. Любой желающий мог задать вопрос и с помощью полученной комбинации получить ответ, который надо было расшифровать, подключив воображение.

     В современном образовательном процессе это круги с картинками, подобранные по изучаемым темам. Круги вращаются относительно друг друга с помощью пальчиков ребенка, перемещая картинки с целью поиска нужного результата.

    Необычная форма заданий позволяет научить ребенка не только различать признаки предметов, но и развивать цветовосприятие, умение группировать, сравнивать, анализировать, обобщать, концентрировать внимание, формировать навыки устной речи, а также способствует активизации зрительных функций (навыков фиксации, прослеживания, зрительного соотнесения).

Для работы с дошкольниками целесообразно использовать не более 4-х кругов разного диаметра с количеством секторов от 4 до 8, в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка.

В итоге хочется отметить, что в результате работы с данным пособием у детей проявился интерес к использованию его в самостоятельной деятельности. Я считаю, что Кольца Луллия являются эффективным средством в решении коррекционных задач. Благодаря играм и упражнениям, у детей повышается интерес к заданиям, дети быстрее включаются в образовательный процесс,  большим желанием и заинтересованностью относятся к каждой поставленной задаче и быстро усваивают материал в доступной форме.

Предлагаю вашему вниманию игру «Покажи сколько?», направленную на закрепление умения соотносить количество предметов с цифрой.

Педагог: Знакомит детей с игровым полем (на первом игровом поле мы видим предметы, причем в каждом секторе расположено разное количество предметов. На втором поле мы видим цифры от 1 до 5.  Найди соответствия на кругах и объясни).  

Игра «Подбери цвет и форму».

Педагог: Знакомит детей с игровым полем (на первом игровом поле мы видим предметы разной формы. На втором поле мы видим фигуры. На третьем поле – сектора разного цвета.  Найди соответствия на кругах и объясни).

Литература:

1. Сидорчук Т. А., ЛелюхС. В. Методика формирования у дошкольников классификационных навыков: Практическое пособие. -4-е изд. ,испр и доп.-М: АРКТИ, 2016.-80с. (Растем умными Технология ТРИЗ) (Технология ТРИЗ).

3. Сидорчук Т. А., Лелюх С. В. Познаём мир и фантазируем с кругами Луллия. Практическое пособие для занятий с детьми 3-7 лет. – М.: АРКТИ, 2016.-40с.: ил. (Растем умными (Технология ТРИЗ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Экспериментирование как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении природой»

Ребенок дошкольник является сам по себе уже исследователь и проявляет живой интерес к различного рода исследовательской деятельности,  в частности – к экспериментированию....

Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой».

Опыт работы по теме «Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой» включает в...

Консультация для педагогов "«Круги Луллия как средство формирования познавательного интереса детей дошкольного возраста»

laquo;Круги Луллия как средство формированияпознавательного интереса детей дошкольного возраста»...

«Круги Луллия как средство формирования познавательного интереса детей дошкольного возраста»

В своей работе я стремлюсь использовать разнообразные приёмы и методы. Одним из современных и интереснейших методов обучения является древнейшая логическая машина, которую авторы технологии ТРИЗ приме...

"Круги Луллия как средство формирования познавательного интереса детей дошкольного возраста"

В настоящее время происходит глобальный пересмотр принципов дошкольного образования. В системе образования детей дошкольного возраста появились новые игры и развлечения. Дети легко осваивают информаци...

«Круги Луллия как средство формирования познавательного интереса детей дошкольного возраста»

laquo;Круги Луллия как средство формирования познавательного интереса детей дошкольного возраста»  В системе образования детей дошкольного возраста появились новые игры и развлеч...

«Нужные игрушки.Круги Луллия как средство формирования познавательного интереса детей дошкольного возраста» -консультация для родителей.

В системе образования детей дошкольного возраста появились новые игры и развлечения. Дети легко осваивают информационно-коммуникативные средства, и традиционными наглядными средствами их сложно удивит...