Консультация Нейропсихологический подход в работе по подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста с ОВЗ
консультация по коррекционной педагогике

Помпеева Наталья Валериевна

Консультация педагогам Нейропсихологический подход в работе по подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: "Нейропсихологический подход в работе по подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста с ОВЗ"

          Одной из задач ДОУ компенсирующей направленности является, повышение эффективности коррекционно-развивающей работы в группах для дошкольников с общим недоразвитием речи. Сложная структура речевых нарушений в детском возрасте вызывает необходимость психолого-медико-педагогического подхода к их изучению. Нейропсихология, изучающая мозговые механизмы и патогенез психической и речевой деятельности, позволяют понять структуру, механизмы и клинические проявления речевых расстройств и установить наиболее эффективные пути коррекционного воздействия. Своевременное и личностно ориентированное воздействие на нарушенные звенья речевой функции позволяет вернуть ребенка на онтогенетический путь развития. Это является необходимым условием полноценной интеграции дошкольников с ОНР в среду нормально развивающихся сверстников.

          Ахутина Татьяна Васильевна указывает на то, что: «…Чтобы эффективно помогать детям, чтобы строить адекватные их трудностям индивидуальные развивающие программы, нужно знать, что именно необходимо развивать, чтобы помочь ребенку преодолевать не только имеющиеся сейчас, но и возможно в будущем трудности учения».

         Таким образом, с детьми, имеющими ОНР, работа должна осуществляться комплексно, учитывать не только недостатки устной речи, но особенности ВПФ этих детей, в том числе и базовых для усвоения чтения и письма, предпосылок.

При разработке технологий формирования базовых для обучения функций (чтения, письма, счета) педагогу важно принимать во внимание все входящие в данную функцию компоненты, их готовность к формированию новой функции. По данным нейропсихологии, при обучении чтению и  письму существенными являются:

 ♦ готовность к переработке слуховой, кинестетической, зрительной и зрительно-пространственной информации;

♦ зрелость серийной организации движений и действий;

 ♦ уровень формирования программирования и контроля произвольных действий;

♦ возможности поддержания рабочего состояния.

 Пропедевтический и начальный периоды обучения чтению и письму должны быть нацелены на развитие и высших, и фоновых компонентов формируемых в обучении функций.

Грамотность связана с функционированием отделов головного мозга.

Все отделы головного мозга Александр Романович Лурия условно разделил на три блока:

I блок – блок регуляции тонуса и бодрствования. Если этот энергетический блок недостаточно развит, то ребёнок быстро утомляется и ему трудно, как бы «лениво» сделать над собой усилие. Процессы восприятия букв, складывание слогов, чтение слов у ребенка будут резко замедлены.

Для повышения энергетического тонуса головного мозга необходимо обеспечить мозг кислородом и усилить к нему кровоток. Достичь данной цели поможет дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж.

II блок головного мозга – блок приёма,  переработки и хранения информации, получаемой человеком из внешнего мира. Все виды восприятия, зрительная, слуховая и двигательная память, пространственные представления, умение понимать логико-грамматические конструкции, воображение – все эти функции обеспечиваются именно этим блоком головного мозга. Кроме того, блок обеспечивает фонематический слух. Недостаточная сформированность второго блока приводит к проблемам, связанным с памятью, трудностям пространственной ориентировки, трудности  в понимании логико-грамматических конструкций, ухудшается приём и переработка зрительной информации.

III блок – блок программирования , регуляции и контроля деятельности. При недостаточном развитии третьего блока ребенок не соблюдает правила – любые – и не может себя контролировать, даже если хочет! Ребёнку трудно  анализировать свои ошибки и делать соответствующие выводы. Целесообразное поведение заменяется инертным, стереотипным, либо импульсивным.

Какие проблемы встречаются у детей наиболее часто? По данным Натальи Максимовны Пылаевой (1998), трудности обучения вызываются следующими причинами. 1. Сниженная работоспособность, колебания внимания, слабость мнестических процессов, недостаточная сформированность речи (как наиболее энергоемкой функции).

  1. Недостаточное развитие функций программирования и контроля.
  2. Зрительно-пространственные и квазипространственные трудности.

 4-е и 5-е места делят трудности переработки слуховой (слухоречевой) и зрительной (зрительно-вербальной) информации. Из этого перечня мы видим, что наиболее часто встречаются проблемы с «энергетикой», повышенная утомляемость, истощаемость детей, вызывающая колебания, а затем и полное падение внимания.

Функциональная  система чтения и письма

Дефект

Нарушения письма

Нарушения чтения

I блок –регуляции тонуса и бодрствования

Поддержание и устойчивость активного тонуса при письме и чтении.

Микрография.

Колебание высоты и  

наклона букв.

Несоблюдение положения строки на странице.

Медленный  темп письма.

Несоразмерность

интервалов.

Задержанная автоматизация  процесса  

письма

Резкое колебание темпа и качества чтения.

Потеря строки.

Дисфония.

Смазанность и монотонность

при чтении вслух.

Заниженный темп чтения.

Непонимание смысла прочитанного

 при  завышенных требованиях к

скорости  чтения.

Неусидчивость.

Неспособность долго заниматься

чтением.

 

 

 

 

 

Дефект

Нарушения письма

Нарушения чтения

II блок–приёма и переработки и хранения информации

Фонематический    слух,  вербальная память.

Смешения и замены букв,

обозначающих   

оппозиционные согласные     

      (Б-П, Г-К, Д-Т)

и безударные гласные.

Трудности  удержания  в

 памяти кратковременной    

информации для написания.

Пропуски согласных при  письме под диктовку.

Отчуждение смысла слова.

Низкая интонированность чтения.

Литеральные парафазии при

 чтении вслух.

Трудности понимания и удержания   в кратковременной памяти смысла прочитанного, анализа и прочтения вслух сложных слов изолированных слогов и звуков.

Неправильная расстановка ударений, забывание смысла слов.

 

 

Дефект

Нарушения письма

Нарушения чтения

II блок–приёма и переработки и хранения информации

Кинестетический анализ.

Нарушение  кинестетического анализа графических движений.

Смешения и замены букв, обозначающих гоморганные артикулемы (единицы речи, реализуемые одинаковыми органами артикуляционного аппарата) Л-Н-ДБ-М-П.

Нарушение избирательности артикуляционного анализа слов.

Трудности переключения с буквы на букву при чтении вслух

Смешения и замены букв,    обозначающих гоморганные артикулемы Л-Н-ДБ-М-П.

Снижение скорости чтения из-за недостаточной подвижности речевого аппарата.

Непонимание смысла прочитанного при отсутствии артикуляции.

 

 

 

Дефект

Нарушения письма

Нарушения чтения

II блок–приёма и переработки и хранения информации

Зрительный гнозис и зрительная память.

Смешения и замены

 перцептивно близких и

 низкочастотных   

 прописных букв

(Э-З, Ц-У, Ж-Х, Ш-Щ).

Трудности формирования

автоматизированного

письма.

Раздельное написание

букв внутри слова.

Трудности  формирования и

 запоминания графического

    образа буквы и слова.

Трудности соотнесения

 печатного слова с его зрительным   образом.

Смешения  и замены перцептивно  близких и низкочастотных  прописных букв

    (Э-З, Ц-У, Ж-Х, Ш-Щ).

Путаница перцептивно похожих слов (галка – галька).

 

 

Дефект

Нарушения письма

Нарушения чтения

II блок–приёма и переработки и хранения информации

Пространственный гнозис и синтез, пространственная память,  зрительно – моторная координация.

Зеркальность написания

букв (З-Е, Б-Д).

Трудности ориентации  

 элементов (У-Ц).

Несоблюдение полей  

 тетради.

Несоответствие элементов  букв по размеру .

Путаница количества

элементов в написании букв  Л-М, И-Ш, П-Т.

Замедленное формирование

  образа буквы и образа слова.

Трудности нахождения начала строки.

Игнорирование части зрительного   поля.

Замедленная техника чтения

 текста из-за трудностей 

  восприятия букв.

В пересказе – смены эталонов  слов  (галка – ворона).

 

 

 

 

Дефект

Нарушения письма

Нарушения чтения

III блок –программирования, регуляции и контроля деятельности

Кинетическая (серийная) организация движений при письме и чтении.

Персеверации букв, слогов, слов, элементов буквы:  нарушение

 последовательности букв в слове  («коно» вместо «окно»).

Слитное написание слов.

Трудности  переключения со слога    на слог, со слова на слово.

 Трудности складывания букв в

  слоги и слова.

Ошибки в ударениях.

 

 

Дефект

Нарушения письма

Нарушения чтения

III блок –программирования, регуляции и контроля деятельности

Планирование, контроль и инициация действий письма и чтения.

«Глупые» ошибки.

Пропуск букв в ударных

позициях.

Несоблюдение прописной   буквы.

Трудности кинетического

программирования   

графических движений.

Угадывающее чтение.

Несоблюдение пауз и знаков

препинания.

Непонимание основного смысла текста и подмена его

неконтролируемыми собственными   догадками, побочными вплетениями и персеверациями.

Обедненность пересказа и снижение   обобщающей функции речи.

Устойчивое отсутствие желания читать.

 

По характеру ошибок можно судить не только о возможной  зрелости познавательных функций ребёнка, но и выявить слабые звенья, которые мешают овладению процессом чтения или письма.

Таким образом, возникает необходимость подключения к стандартным логопедическим методикам обучения нейропсихологического подхода.

 

 

Игры и упражнения

  1. I. Игры и упражнения направленные на стабилизацию и активацию энергетического потенциала организма.
  2. Игровые дыхательные упражнения. Вот несколько игр:

«Оперные певцы »

Цель: оптимизация нейродинамических показателей, развитие функции контроля.

Задача каждого из игроков – на выдохе протянуть гласный звук дольше других участников. Игроки делают глубокий вдох и «поют» гласный звук, до тех пор, пока хватит дыхания.

Инструкция: Сейчас мы будем играть в соревнование оперных певцов. Выиграет тот, кто сможет пропеть дольше другого. Выбирайте гласный звук, который мы будем «петь». Теперь делаем глубокий вдох через нос и начинаем «петь».

«Егорки»

Цель: оптимизация нейродинамических показателей, развитие функции контроля.

Дети делают глубокий вдох через нос и на  выдохе начинают считать «Егорок». Необходимо следить за тем, чтобы ребёнок не делал дополнительного вдоха во время счета и считал «Егорок» плавно, чётко, не тараторя. Задача – растянуть выдох как можно дольше.

Инструкция: Сейчас мы будем считать Егорок в лесу на пригорке. Сначала набираем много воздуха и на выдохе начинаем считать: «Сидели на пригорке 33 Егорки: раз- Егорка, два – Егорка, три -  Егорка». Кто больше насчитает Егорок на одном выдохе, тот и победит.

«Аквалангисты»

Цель: оптимизация нейродинамических показателей, развитие функции контроля.

Игроки делают вдох и на выдохе начинают счёт.

Инструкция: «представьте, что вы  - аквалангисты. Но вы потеряли свои акваланги и теперь нужно нырять без них. Нужно набрать как можно больше воздуха, а затем погружаться в воду ». Мы устроим соревнование: кто из вас сможет глубже опуститься под воду. Для этого наберем много – много воздуха и на выдохе начнём считать: 1 метр, 2 метра, 3 метра…

Под водой нельзя делать вдох. Делаем глубокий вдох  и ныряем.

 

  1. Самомассаж.

«Обезьяна расчесывается». Правая рука массирует пальцами голову от левого виска к правой части затылка и обратно. Затем левая рука – от правого виска к левой части затылка.

В более сложном варианте руки перекрещиваются у линии роста волос (большие пальцы по средней линии); в такой позе ребенок интенсивно массирует голову от лба к шее и обратно.

 

«Ушки» уши растираются ладонями, как будто они замёрзли; разминаются три раза сверху вниз ( по вертикали); возвратно – поступательным движением растираются в другом направлении ( по горизонтали) (пальцы , исключая большие, соединены и направлены к затылку, локти вперед)

«Кусайки».

 Покусывание и «почёсывание» губ зубами; то же – языка зубами от самого кончика до середины языка. Интенсивное «хлопанье» губами и растирание губами друг друга в различных направлениях.

 

  1. II. Игры на развитие межполушарных взаимодействий и специализации правого и левого полушарий мозга.
  2. «Телесные фигуры, буквы и цифры». Придумайте вместе с ребенком, как можно изобразить пальцами рук , а также всем телом фигуры, буквы или цифры. Обязательно проиграйте все варианты перед зеркалом. В этой игре могут участвовать несколько человек, тогда «телесные буквы» будут составляться всеми детьми одновременно. Можно использовать дополнительный материал: подушки, палки гимнастические, мячи
  1. «Рисунки на спине и на ладонях». «Нарисуйте» пальцем на спине ребенка одну из пройденных букв. При изучении числового ряда и алфавита особенно полезно «написание» последовательно на спине и на руках ( на обеих сторонах) с последующим их называнием  и прописыванием.
  1. «Ощупывание букв с различной фактурой поверхности»

Буквы складываем в мешочек и просим ребенка на ощупь определить найденную букву и  фактуру. При этом он должен ощупывать как двумя руками одновременно, так и каждой рукой по очереди.

  1. «Чем пахнет буква» Предложите ребенку представить, чем пахнет буква. Например: буква А пахнет арбузом, абрикосом, ананасом, апельсином и т.д. А буква М – малиной, молоком, медом… можно внутри буквы нарисовать названные ребенком предметы.

 

  1. «Распознай буквы – получишь слово» Из объемных букв составьте слово (из 3-4 букв) и предложите ребенку, последовательно ощупав все буквы, прочитать его. Более сложным является вариант, когда буквы даются в произвольном порядке: их нужно опознать, назвать и запомнить, а затем составить слово из них.

6.«Разноцветные буквы» детям демонстрируется буква , составленная из счетных палочек или карандашей разного цвета, предлагается рассказать какого цвета палочки и в каком количестве нам понадобились для этой буквы. Затем эта буква закрывается, и дети по памяти должны выложить эту букву, вспоминая цвет и расположение палочек.

  1. «Конкурс букв»  Детям предлагается выложить заданную букву из любых предметов в группе. Дети из машинок, из кукол, из одежды кукольной и любых других предметов выкладывают на столе или на полу букву.
  1. «Суперхудожник» Ребенок берет в каждую руку по карандашу и обеими руками одновременно рисует одинаковые фигуры, буквы.

Сначала рисует правой рукой, затем левой рукой, а потом двумя руками сразу.

  1. «На что похожа буква?»  спросите, на что похожа та или иная буква.

Попросите  дорисовать ее так, чтобы получился этот предмет.

  1. «Допиши букву». Покажите ребенку недорисованную (в различных вариантах букву или слово). Попросите его определить, что за буква (слово) не дорисована и дописать ее.
  1. «Собери слово». Перед ребенком игровое поле из квадратов.

Ребенок должен проследить за пчелкой и собрать все буквы по предложенному маршруту, тогда у него получится слово.

Пчёлка полетела вниз, влево, вверх, вверх – остановилась – запиши первую букву (вытащи её, если использовать квадраты с вкладышами –буквами).Снова летит: вправо, вверх, влево – остановилась; вниз, вправо, вверх, вверх – остановилась и забрала третью букву; вправо, вверх, влево, влево, вниз – остановилась. Какое слово получилось?

III. Игры на формирование 3  блока мозга

«Цепочка»

Это задание проводится при чтении группой детей какого – либо задания или текста. Данная игра позволяет удерживать внимание ребенка, контролировать свое поведение и удерживать  поставленную задачу. Например: нужно прочитать рассказ. Педагог назначает «цепочку», т.е. объясняет кто за кем будет читать. Тот, кто потеряет место, где прочитал предыдущий, получает штрафное очко. Если ребенок получил три штрафных очка, он считается проигравшим.

Когда дети научились удерживать задание, мы усложняем. Дети читают рассказ, в любой момент педагог говорит стоп и сообщает о переходе хода к другому ребенку

«Сравни»

Сравнение 2-ух звуков или графического образа двух букв.

Найти сходства и отличия.

«Замри – отомри»

Включается  музыка, пока она звучит, ребенок может танцевать, кружиться и т.д. пока не услышат слово - «замри», музыка при этом может выключаться, дети должны реагировать только на словесный стимул. Дети должны начать двигаться, если услышат слово – «отомри». При этом музыка, как дополнительный раздражитель может включаться и выключаться.

 

Мы предложили только некоторые игры, которые можно использовать в работе по обучению грамоте.

Помочь ребенку, т.е. распределить нагрузку между процессами переработки зрительной и слухоречевой информации – проявление элементарной заботы о ребенке. Эмоциональная вовлеченность ребенка в процесс обучения позволяет значительно упростить проблему обеспечения прочного запоминания. Эмоционально-значимый материал проходит более глубокую обработку и лучше запоминается (Величковский, 1999)

 Другой возможный путь сделать учебный материал доступным для детей с разными сильными и слабыми сторонами – это альтернативность (многоканальность) форм предъявления и закрепления материала. Если при ознакомлении с написанием новой буквы педагог дает зрительный, тактильный, двигательный образы этой буквы и проговаривает ключевые элементы ее написания, то каждый ученик использует удобный для него канал получения и хранения информации. При использовании других каналов он тренирует слабые звенья, опираясь на сильные звенья своей функциональной системы.

В результате коррекции, развития и формирования этих психических функций создается базовая предпосылка для полноценного их участия в овладении чтением, письмом, математическими знаниями.

Таким образом, коррекционно – развивающее обучение грамоте у дошкольников носит комплексный характер, объединяя двигательные и когнитивные игровые упражнения, направленные на развитие основных психических функций, так и на профилактику задержек или аномалий их развития в дальнейшем школьном обучении.

 Используемая литература.

  1. Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева, «Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход». СПб.: Питер, 2008
  2. Ж.М. Глозман, А.Е. Соболева «Комплексная коррекция трудностей обучения в школе» Москва, СМЫСЛ 2014
  3. А.В. Семенович «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего генеза» Москва, Генезис 2011
  4. А.Л. Сиротюк «Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения» ТЦ Сфера 2003
  5. А.Е. Соболева «Как научить ребенка читать» СПб.: Детство – пресс 2014
  6. А.Е. Соболева «Как подготовить ребенка к обучению грамоте» СПб.: Детство – пресс 2014
  7. А.В Сунцова, С.В. Курдюкова «Изучаем пространство» Москва, ЭКСМО 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей и родителей «Подготовка и обучение грамоте детей дошкольного возраста».

Осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки их к усвоению грамоте. Создание условий для осмысленного и осознанного чтения, воспитания эстетически развитого и эмоционально...

Консультация для родителей на тему: «Подготовка и обучение грамоте детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей на тему:  «Подготовка и обучение грамоте детей дошкольного возраста»...

Консультация для родителей «Подготовка и обучение грамоте детей дошкольного возраста».

Консультация для родителей«Подготовка и обучение грамоте детей дошкольного возраста». Неумение читать или медленное (побуквенное) чтение является серьезной проблемой при обучении ребе...

Консультация «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим недоразвитием речи»

Консультация будет полезна воспитателям старшей и подготовительной группы при подготовке к образовательной деятельности по обучению грамоты. В консультациии представлен материал для решения следующих ...

Задачи работы по подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста

Задачи работы по подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста...

Консультация «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим недоразвитием речи»

Уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию консультацию на тему «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим ...