Задачи работы по подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста
учебно-методический материал по обучению грамоте

Терехова Алена Андреевна

Задачи работы по подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задачи работы по подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста

Первый период - средняя группа
Развитие фонематических процессов, навыков звукового и слогового анализа и синтеза

  1. Восприятие внимания к звуковой стороне речи.
  2. Формирование умения различать гласные звуки по принципу контраста: [у]- [а], [и]- [у], [э] -[о], [и], [о], [э]- [у]; гласные близкие по артикуляции: [у]- [о].
  3. Формирование умения различать слова, сходные по звучанию (кот – кит, бочка – точка, миска – киска).
  4. Формировать умения различать согласные и гласные звуки.
  5. Формирование первоначальных навыков анализа и синтеза. Обучение выполнению слияний гласных звуков.

Обучение грамоте

  1. Формирование понятия буква и представления о том, чем звук отличается от буквы.
  2. Ознакомление с гласными буквами А, У, О, И, с согласными буквами Т, П, Н, М, К.
  3. Формирование навыков конструирования букв из палочек, выкладывания из шнуровки и мозаики, лепки из пластилина.
  4. Обучение узнаванию «Зашумленных», изображённых с недостающими элементами пройденных букв; нахождению знакомых букв в ряду правильно и зеркально изображённых букв.
  5. Формирование навыка составления и чтения слияний гласных, закрытых и открытых слогов с пройденными буквами, осознанного чтения коротких слов.

Второй период - старшая группа
Развитие фонематических процессов, навыков звукового и слогового анализа и синтеза

  • Совершенствование умения различать на слух длинные и короткие слова.
  • Обучение запоминанию и воспроизведению цепочек слогов, цепочек слогов со стечением согласных.
  • Совершенствование умения различать на слух гласные звуки.
  • Закрепление представлений о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках. Упражнения в различении на слух гласных и согласных звуков, подборе слов на заданные звуки.
  • Совершенствование навыка анализа и синтеза открытых и закрытых слогов, слов из трёх звуков.
  • Формирование навыка различения согласных звуков по признакам: глухой –звонкий, твёрдый – мягкий.
  • Закрепление понятия звук, гласный звук, согласный звук.
  • Формирование понятий звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мягкий согласный звук, твёрдый согласный звук.
  • Формирование навыков слогового анализа и синтеза слов, состоящих из двух слогов, одного слога, трёх слогов.
  • Закрепление понятия слог и умения оперировать им.

Обучение грамоте.

  1. Формирование понятия буква и представления о том, чем звук отличается от буквы.
  2. Ознакомление с буквами Б, Д, Г, Ф, В, Х, Ы, С, З, Ш, Ж, Э .
  3. Совершенствование навыков конструирования букв из палочек, выкладывания из шнуровки и мозаики, лепки из пластилина.
  4. Закрепление навыка чтения слогов с изученными буквами.
  5. Ознакомление с некоторыми правилами правописания (раздельное написание слов в предложении, употребление прописной буквы в начале предложения и в именах собственных, точка в конце предложения).

Третий период подготовительная к школе группа
Развитие фонематических процессов, навыков звукового и слогового анализа и синтеза

  • Закрепление представлений о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках.
  • Закрепление представлений о твёрдости – мягкости, глухости – звонкости согласных звуков.
  • Ознакомление с новыми звуками [j], [ц], [ч], [щ], [л], [ль], [р], [рь].
  • Оформление умения выделять эти звуки на фоне слова, подбирать слова с этими звуками.
  • Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза слов из трёх – пяти звуков.
  • Закрепление навыков слогового анализа и синтеза слов.

Обучение грамоте

  • Ознакомление с буквой Й, Е, Ё, Ю, Я, Ц, Ч, Щ, Л, Р, Ь, Ъ.
  • Формировать умение правильно называть буквы русского алфавита.
  • Развитие навыков конструирования букв из палочек, кубиков, мозаики, навыков печатания.
  • Совершенствование умения осознанного чтения слов, предложений, небольших текстов.
  • Закрепление знаний уже известных детям правил правописания.
  • Ознакомление детей с некоторыми правилами правописания (написания Ча-ща с буквой а, чу-щу с буквой у).
  • Формирование навыка разгадывания ребусов, решения кроссвордов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

выступление на семинаре из опыта работы по развитию речи дошколҗников...

Семинар для воспитателей "Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста"

Многие современные ученые считают, что дошкольники готовы к обучению грамоте уже к четырем годам. Именно период с четырех до пяти лет считается периодом «языковой одаренности», когда дети особенно вос...

Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста

Данная консультация окажет помощь родителям в подготовке детей к обучению грамоте....

Консультация Нейропсихологический подход в работе по подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста с ОВЗ

Консультация педагогам Нейропсихологический подход в работе по подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста с ОВЗ...

Консультация «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим недоразвитием речи»

Консультация будет полезна воспитателям старшей и подготовительной группы при подготовке к образовательной деятельности по обучению грамоты. В консультациии представлен материал для решения следующих ...

Консультация «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим недоразвитием речи»

Уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию консультацию на тему «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим ...