«ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
статья по теме

выступление на семинаре из опыта работы по развитию речи дошколҗников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_tropinki.docx28.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад обще-развивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому

направлению развития детей № 96 «Умничка»

Выступление на семинаре из опыта работы

«ПОДГОТОВКА

К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА»

                                                     

                                                                   

                                                                   Составила:

воспитатель Алексеева С.О.

Набережные Челны-2013г.

        Представлен опыт работы по внедрению технологии Л.Е. Журовой и

программы по развитию речи О.С. Ушаковой.

Слайд №2

        Актуальность тематики обусловлена тем, что полноценное овладение родным языком является основополагающим фактором формирования личности ребенка и представляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.

        Формы работы для каждой возрастной группы детей – разные (они

раскрываются далее), однако основным принципом обучения является

принцип от простого к сложному.

         

Слайд №3

        Речь используется для установления контактов с окружающими,

привлечения внимания к себе, своим делам и переживаниям, для взаимопонимания, воздействия на поведение, мысли и чувства партнера, для организации собственной деятельности, координирования действий своих и товарищей по игре.

        Речь служит важным источником знаний об окружающем, средством фиксации представлений о природе, мире вещей и мире людей, средством познавательной деятельности.

        Речь для ребенка является и самостоятельным объектом исследования: ее он познает, играя со словами, звуками, рифмами, смыслами. Для удовлетворения своих деловых, познавательных и личностных потребностей ребенок использует ситуативные непроизвольные высказывания, неречевые средства (жесты, мимику, движения), контекстную (понятную на основе использованных языковых средств) речь. Все виды и формы речи сосуществуют, создавая неповторимый индивидуальный

портрет языковой личности.

        Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста –

это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа.

        Исследования лингвистов, психологов, педагогов показали, что самым продуктивным в смысле «языковой одаренности» является пятый

год в жизни ребенка, когда он наиболее восприимчив к звуковой стороне

речи. Вот почему вводить дошкольников в звуковую систему родного языка необходимо уже со средней группы детского сада.

Слайд №4

        Обучение в средней группе направлено на развитие фонематического слуха и речевого внимания детей, что подготавливает к овладению звуковым анализом слов – первому действию по обучению собственно грамоте.

Слайд №5

        В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов

различной звуковой конструкции, дифференциации гласных, твердых и

мягких согласных звуков. Они получают знания о слоговом строении

слов, о словесном ударении.

Слайд №6

        В подготовительной группе дети знакомятся со всеми буквами русского алфавита и правилами их написания, овладевают слоговым и слитным способами чтения.

        Обучение грамоте носит обще-развивающий характер, способствует

развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности,

нравственно-волевых и эстетических качеств личности ребенка.  

Слайд №7

Подготовка к обучению грамоте детей в средней группе

 

        Возраст от двух до пяти уникален по своему значению для речевого развития. В этот период ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне.

        К двум годам в норме формируется фонематический слух. В младшем дошкольном возрасте формируется умение слышать и корректировать собственное звукопроизношение.

        В средней группе впервые для четырехлетних детей речь из средства

общения превращается в объект познания и анализа. В этом возрасте дошкольники начинают различать смысловую и формальную стороны слов, учатся правильно понимать и употреблять термины «слово», «звук», вслушиваются в звучание слова.

        На НОД с детьми мы используем разнообразный материал (картинки, игрушки, предметы), который наглядно помогает сконцентрировать внимание на словах – названиях предметов, поддерживает интерес к звучанию слов.

Слайд №8

        Значение термина «слово» мы рассматриваем при помощи различных примеров, закрепляем в упражнениях, дидактических играх. Этот термин мы включали в формулировки различных заданий.

        Мы формируем у детей умение интонационно выделять звук в слове, различать твердые и мягкие согласные. Учим детей сравнивать слова по протяженности.

        Обучая интонационному выделению звука в слове, мы используем

такой методический прием, как образец произношения слова воспитателем, так как детям этого возраста трудно управлять своей артикуляцией, которая выполняет функцию обследования звукового состава слова.

Слайд №9

        При формировании интонационного выделения звука в слове мы используем методический прием сравнения звуков речи с природными звуками. Называем звуки песенками («с-с-с» - песенка насоса, «р-р-р» - песенка мотора, «ж-ж-ж» - песенка жука, «ш-ш-ш» - песенка ветра). Это дает возможность обыгрывать интонационное выделение звука.

        Все занятия мы проводим в виде дидактических игр, упражнений,

подвижных игр, что отвечает возрастным особенностям и возможностям

детей четырех лет.

        При планировании занятий мы используем разнообразные методические материалы и пособия, такие, как, пособие Л.Е. Журовой и Н.С. Варен-

цовой (под ред. Н.В. Дуровой) «Обучение дошкольников грамоте» и ме-

тодику «Занятия по развитию речи в детском саду» (под ред. О.С. Ушако-

вой) и др.

        Мы считаем, что закрепление нового материала необходимо выделить в отдельные занятия 

        Мы также воспользовались рекомендациями, изложенными в «Программе  «От рождения до школы» (под редакцией Вераксы).

         

Слайд №10

Подготовка к обучению грамоте детей в старшей группе

        Основной задачей обучения грамоте в старшей группе является обучение звуковому анализу слова, т.е. определению порядка следования звуков в слове, установлению различительной роли звука и основных качественных характеристик звука.

        Звуковой анализ мы начинаем с неоднократного произнесения слова

с последовательным интонационным выделением каждого звука. Чтобы

ребенок мог реально представить слово, которое он произносит, мы используем картину-схему его звукового состава. Рисунок помогает ребенку видеть предмет, название которого анализируется. Схема дает возможность определить качество звуков в слове и выполняет контрольную функцию: если ребенок при анализе пропустит какой-либо звук, будут заполнены не все клеточки – и он увидит, что где-то ошибся. Модель слова, которое получается в результате его звукового анализа, отражает отдельные звуки и их последовательность. Таким образом, при обучении детей звуковому анализу слова, мы даем средства для его проведения и учим ими пользоваться (это схема звукового состава слова, фишки, интонационное выделение звуков в слове).

Слайд №11

        Конечно, не все дети одинаково понимают суть задания. Это касается вновь прибывших детей. Сказывается отсутствие знаний и навыков, приобретенных в средней группе. Индивидуальные занятия помогают быстрее понять суть задания.

        В старшей группе на занятиях мы проводим словесные игры. Такие,

например, как «Назови братца», «Построить дом», «Перекличка», «Игра с заданиями», «Назови слова», «Поймай конец и продолжай». С их помощью у детей формируется ориентация в звуковой структуре слова. Закрепляются умения интонационно выделять звук в слове, определять его качественные характеристики, пополняется и активизируется словарь, совершенствуется звуковая культура речи, развивается связная речь. Мы проводим игры в развлекательной и эмоциональной форме.

        Важно, чтобы занятия по обучению грамоте проводились систематически. Перенос, а тем более пропуск занятий ухудшает усвоение детьми программного материала. Если ребенок долго болел, мы проводим с ним индивидуальные занятия, привлекаем родителей.

Слайд №12

Подготовка к обучению грамоте детей подготовительной группы

        В подготовительной к школе группе мы решаем следующие задачи:

учим анализу и синтезу предложений разной конструкции, знакомим со всеми буквами русского алфавита и некоторыми правилами орфографии.

        Дети выкладывают слова и предложения из букв разрезной азбуки с применением правил орфографии, овладевают слоговым и слитным способами чтения.

Членение предложения на слова

        Мы учим детей членить предложения на слова (определять количество слов), называть их по порядку, переставлять, добавлять или заменять слова в предложении, составлять новые предложения.

        В качестве основного методического приема, как и в предыдущих группах, мы предлагаем составлять предложения с использованием «живой модели», когда дети обозначают слова предложения. Это помогает наглядно показать, из чего состоит предложение.

Слайд №13

Звуковой анализ слов

        В подготовительной группе такой анализ является основой при ознакомлении детей с буквами и выкладывании слов и предложений из букв разрезной азбуки. Особое внимание мы уделяем правильному определению звуков: «гласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук».

        Мы предлагаем специальные задания по определению ударения в словах. Воспитатель произносит слово, вызванный ребенок повторяет его с выделением ударного звука и называет этот звук (ууутка – ударный гласный звук «у»). Мы предлагаем детям называть слова с определенным ударным звуком.

Одной из важных задач при проведении звукового анализа слов является знакомство детей с гласными буквами и правилами их написания.

Обучение чтению

        При обучении чтению выделяются три задачи: обучение словоизменению, формирование слогового чтения и формирование слитного чтения.

        Этап словоизменения направлен на формирование способа чтения. В

чем особая сложность обучения чтению по-русски? В том, что букв в нашем алфавите меньше, чем звуков, а пары твердых и мягких согласных звуков обозначаются на письме одной и той же буквой. Таким образом, читающий должен сначала посмотреть на гласную букву, затем перевести глаза на согласную и читать. Опытный «чтец» делает это настолько быстро, что проследить за этим процессом практически невозможно. А вот начинающий читать ребенок должен быть этому действительно специально обучен. Именно так и происходит во время обучения словоизменению.

Словесные игры

        Словесные игры мы включаем в каждое занятие, и их введение даем с учетом постепенного усложнения содержания в зависимости от программных задач обучения.         Игры такого рода, основной целью которых является закрепление знаний, сложны для проведения: с одной стороны, они должны быть жестко регламентированы, с другой стороны нельзя превращать их в скучное дидактическое упражнение, то есть при соблюдении точность и правильности методики обучения должен быть сохранен свойственный играм развлекательный и эмоциональный характер.

        В подготовительной к школе группе кроме игр, которые проводятся

и на предыдущем этапе обучения, включаются следующие дидактические

игры.  

Игра «Найди свой домик» - для закрепления правил написания

гласных букв после твердых и мягких согласных звуков.

Игра «Кто внимательней» - для закрепления правил написания

гласных букв после твердых и мягких согласных звуков.

Игра «Назови слова по заданной модели» - для закрепления у детей умения ориентироваться в звуковой структуре слова.

Игра «Цепочка слов» - проводится на этапе, когда дети уже узнают

большинство согласных звуков.

        НОД  носит комбинированный характер, каждая включает в себя несколько программных задач. Мы предлагаем как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний.

        Во время обучения широко используем игры, направленные на повторение, уточнение и расширение знаний, умений и навыков детей в области грамоты. Мы всегда учитываем индивидуальные возможности каждого ребенка и в связи с этим дифференцированно строим процесс обучения. Мы стараемся проводить все занятия в быстром темпе, эмоционально, с максимальной активизацией детей группы.

Слайд №14

        Целью наших занятий является планомерное достижение высокого

уровня речевого развития дошкольника к концу периода обучения, который предусматривает:

  • овладение литературными нормами и правилами родного языка,
  • свободное использование лексики и грамматики при выражении своих

мыслей и составлении любого типа высказываний;

  • умение вступать в контакт со взрослыми и сверстниками: выслушать, спросить, ответить, возразить, объяснить;
  • знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться ими в зависимости от ситуации;  
  • умение читать и писать - элементарное обучение грамоте и письму.

Слайд №15

        В процессе направленного и систематического обучения детей в

нашей группе были получены следующие результаты.

         В конце 2011 учебного года высокий уровень речевого развития составлял 62% , в 2012 году-46%. В конце 2013 учебного года показатели изменились. Несмотря на усложнение шкалы оценки, высокий уровень продемонстрировали - 85% детей.

         Низкий уровень, показанный некоторыми детьми, объясняется, на наш взгляд, многократными отсутствиями их на занятиях по болезни.

        Таким образом, мы приходим к выводу, что подготовка к обучению

грамоте детей по методике Журовой и Ушаковой дает положительные результаты.         Дети в основном научились последовательно называть звуки так, как они слышатся в слове, различать на слух мягкие и твердые согласные

звуки, ударные и безударные гласные, называть слова с определенным

звуком или заданной звуковой модели. Они познакомились со всеми буквами русского алфавита и некоторыми правилами орфографии, овладели слоговым и слитным способами чтения. У детей развился фонематический слух, речевое внимание, мышление и лингвистические способности.

Слайд №13

        Занятия обеспечили развитие речи ребенка, являющейся важнейшим условием всестороннего формирования его личности. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Литература

1. Истоки. Базисная программа развития ребенка-дошкольника. –М.:

Карапуз, 2001.

2. Занятия по развитию речи в детском саду. /Под ред. О.С.Ушаковой.

–М.: Совершенство, 1998.

3. Ушакова О.С. и др. Придумай слово. –М.: Просвещение, 1996.

4. Ушакова О.С. Программа и методика развития речи детей дошколь-

ного возраста в детском саду. Спецкурс. –М.: АПО, 1994.

5. Журова Л.Е. и др. Обучение дошкольников грамоте. – М.: Школа-

Пресс, 2000.

6. Дурова Н.В., Невская Л.Н. Поиграем в слова. –М.: 1998.

7. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспита-

телей детского сада. –М.: Мозаика-Синтез, 1999.

8. Арушанова А., Дурова Н., Рычагова Е. Пятый год жизни: истоки

диалога. -В ж. «Дошкольное воспитание», № 4, 2004.

9. Арушанова А. Сверстники: обучение диалогу. -В ж. «Дошкольное

воспитание», № 11, 1999.

10. Арушанова А. Коммуникативное развитие: проблемы и перспекти-

вы. -В ж. «Дошкольное воспитание», №№ 6-8, 11, 1998.

11. Арушанова А. и др. Дошкольник в мире диалога: воспитание то-

лерантности. -В ж. «Дошкольное воспитание», № 5, 1999.

12. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом.

– М.: Просвещение, 1991.

13. Воспитание у детей правильного произношения: Книга для воспи-

тателей детского сада. – М.: Просвещение, 1989.

14. Шулешко Е.В. Понимание грамотности. Обучение дошкольника

чтению, письму и счету. – М.: Мозаика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей с задержкой психоречевого развития 6-7 лет по подготовке к обучению грамоте

Конспект организованной образовательной деятельности детей с задержкой психоречевого развития по подготовке к обучению к грамоте на тему Дифференциация твёрдого и мягкого согласных звуков К и Кь. знак...

Игры и упражнения по подготовке к обучению грамоте (старший возраст)

Пятый-шестой год жизни ребенка является периодом наиболее высокой «языковой одаренности», особой восприимчивости к звуковой стороне речи. Вот почему дошкольников начинают вводить в звукову...

Формирование открытого слога у неговорящих детей, подготовка к обучению грамоте и обучение чтению открытых слогов детей дошкольного возраста. Раздел 1.

Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию Раздел 1 универсальной презентации, которая поможет закрепить произношение гласных звуков, сформировать навык звукослияния и слитного прочтения глас...

Подготовка к обучению грамоте. Поурочное планирование занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе.

Материал, необходимый для проведения занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Планирование данного раздела составленно по методике и пособиям О.И. Крупенчук "Научи...

рабочая программа: Подготовка детей дошкольного возраста к школе. Подготовка к обучению грамоте: «Волшебный мир звуков и букв».

Рабочая программа: Подготовка детей дошкольного возраста к школе. Подготовка к обучению грамоте "Волшебный мир звуков и букв."...