Игры и упражнения по подготовке к обучению грамоте (старший возраст)
консультация (старшая группа) по теме

Куликова  Анастасия  Евгеньевна

Пятый-шестой год жизни ребенка является периодом наиболее высокой «языковой одаренности», особой восприимчивости к звуковой стороне речи. Вот почему дошкольников начинают вводить в звуковую систему родного языка с пяти лет. Специальная работа должна проводиться с детьми в ДОУ по формированию навыков языкового анализа и синтеза, необходимых для овладения грамотой. По мнению Т. Бабаевой «подготовить дошкольников к овладению грамотой – значит сформировать такие умения, которые позволят наиболее быстро и легко овладеть чтением и письмом и предупредят будущие ошибки при чтении и письме».   

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

  • Перемешать картинки нескольких серий, раздать по нескольку штук детям. Все участники рассматривают полученные картинки и решают, какую серию им лучше подобрать. Обмениваясь по одной картинке с соседом, они подбирают нужный комплект. После этого каждый вызванный ребенок составляет рассказ по своей серии.
  • Получив серии картинок, дети раскладывают их по порядку, составляют по ним рассказы. Затем учатся задавать друг другу вопросы по содержанию этих картинок.
  • Составив рассказ по серии картинок, дети придумывают его название. Затем дополняют рассказ предыдущим или последующим событием.
  • После составления рассказа по серии сюжетных картинок дети с помощью логопеда передают его содержание в лицах.
  • Составление рассказа по серии картинок на основе незавершённого текста и опорных слов – подсказок.
  • Нарисуй продолжение сказки.
  • Моделирование.

C:\Users\admin\Desktop\shkola4.jpg

Материал переоформила

учитель – логопед

Куликова Анастасия Евгеньевна

г. Котлас

         2017 год

Связная речь включает в себя:

  • Разучивание стихов;

  • Пересказ;

  • Рассказ:

  • рассказ описание по игрушке, предмету

(сравнительные и объяснительные)

  • рассказ по картине, серии сюжетных картин;
  • рассказ из опыта;
  • творческий рассказ;

Как научить ребёнка правильно раскладывать серию картин (эффективные приёмы)

  • Разложить все картинки, одну убрать «Найди картинке место»;
  • Всю серию картин разложить, одна картинка не на своём месте «Исправь ошибку»;
  • Вся серия картин разложена правильно, а одна картинка лишняя «Какая картинка не нужна?»;
  • Перемешать 2 серии картин. Предложить ребёнку разложить картинки правильно «Составь 2 рассказа»;
  • Предложить ребёнку (детям) составить рисуночный план к прочитанному тексту «Нарисуй сказку»;
  • Сначала прочитать рассказ, а потом предложить разложить картинки.

Рассказ – это самостоятельное развёрнутое изложение ребёнком определённого содержания.

Рассказ имеет: начало, середину, конец.

  • Научить ребёнка отличать

рассказ от набора предложений не связанных между собой по смыслу.

  • В серии может быть от 2 до 7 картин.
  • Обучение данному виду рассказа начинается с 4 лет.

Приёмы обучения рассказу по серии картинок

  • Логопед дает по картинкам образец рассказа, а дети повторяют этот рассказ.
  • Дети самостоятельно рассказывают о том, что нарисовано на картинках, придумывают название рассказу.
  • Логопед дает начало рассказа, а дети заканчивают его. Кто-то из детей может повторить весь рассказ.
  • Дети рассказывают об эпизоде из жизни, похожем на тот, что изображен на картинках.
  • Логопед размещает на наборном полотне серию сюжетных картинок. Дети рассматривают их. Логопед знакомит детей с их содержанием, затем дает каждому ребенку по одной картинке эпизоду. Логопед повторяет рассказ, а ребенок находит и показывает соответствующую картинку. После этого дети самостоятельно рассказывают по своим картинкам.
  • Логопед читает рассказ и сам раскладывает картинки данной серии. После этого предлагает детям самостоятельно разложить в нужной последовательности картинки и повторить рассказ. В случае затруднения можно помочь наводящими вопросами.
  • На наборном полотне расставлена серия сюжетных картинок.

Логопед задает наводящие вопросы по содержанию, помогая осмыслить его и установить причинно-следственные связи.

  • Детям раздают картинки одной серии в любой последовательности. Логопед дает план рассказа, по которому дети раскладывают картинки в нужной последовательности. Вслед за этим дети составляют рассказ по картинкам.
  • Детям раздают серию картинок для установления их последовательности. Логопед начинает рассказ по первой картинке, дети должны продолжить его по своим картинкам.
  • Дети получают серию сюжетных картинок, определяют их последовательность. Каждый ребенок рассказывает, что нарисовано на его картинке. Один из них в заключение дает полный рассказ по всем картинкам. Дети самостоятельно придумывают имена персонажей. (Это занятие рекомендуется для группы детей из 3 — 5 человек).
  • Каждый ребенок получает серию картинок. Его задача — подобрать в нужном порядке картинки-эпизоды и передать содержание каждой, составив таким образом целый рассказ.
  • Раздать детям по первой картинке из каждой серии. Остальные перемешать и положить на стол в виде стопки изображением вниз. Открывая верхнюю картинку, логопед спрашивает: «Что здесь изображено? Кому дать эту картинку?» Каждый ребенок должен посмотреть на свою и установить, подходит ли к ней картинка, показанная логопедом. Получив все картинки своей серии, ребенок раскладывает их в определенной последовательности и составляет связный рассказ.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендация для родителей в формате #сидим дома с пользой# Игры и упражнения по подготовке к обучению грамоте «Буква Ю» для детей подготовительной к школе группе( 13.04- 17.04 2020 г)

*Программное содержание:*Познакомить с звуком и буквой Ю*Учить закреплению гласной буквы Ю, развивать речь, внимание, фонематический слух. Учить проводить полный звуковой анализ слова с опорой на звук...

Рекомендация для родителей в формате #сидим дома с пользой# Обучение грамоте"Игры и упражнения по подготовке к обучению грамоте буквы Е, Ё, Я, Ю"для детей подготовительной к школе групп( 20.04-24.04)

Цель• 1.Развитие фонематического слуха детей. • 2.Умение находить заданные звуки. • 3.Закрепить знания о йотированных гласных стоящих в начале слова и в середине слов. • 4. Фо...

Рекомендация для родителей в формате #сидим дома с пользой# Обучение грамоте"Игры и упражнения по подготовке к обучению грамоте буквы Е, Ё, Я, Ю"для детей подготовительной к школе групп

Цель• 1.Развитие фонематического слуха детей. • 2.Умение находить заданные звуки. • 3.Закрепить знания о йотированных гласных стоящих в начале слова и в середине слов. • 4. Фо...

Игры и упражнения по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста.

Материал содержит основные направления работы по подготовке к обучению грамоте детей  старшего дошкольного возраста....