Семинар для воспитателей "Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста"
консультация по обучению грамоте по теме

Чепурина Любовь Вячеславовна

Многие современные ученые считают, что дошкольники готовы к обучению грамоте уже к четырем годам. Именно период с четырех до пяти лет считается периодом «языковой одаренности», когда дети особенно восприимчивы к звуковой стороне речи. Известный российский психолог Р. С. Немов настаивает на том, что научение детей грамоте можно и необходимо перенести из младшего школьного в дошкольный возраст и сделать обязанностью дошкольного обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЕМИНАР ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД

ЧЕПУРИНА ЛЮБОВЬ ВЯЧЕСЛАВОВНА

В настоящее время обучение грамоте детей дошкольного возраста приобрело статус социального заказа. Родители хотят научить читать своих подрастающих детей; при приеме в гимназии, лицеи и школы с углубленным изучением иностранного языка негласно отдается предпочтение читающим дошкольникам.

Многие современные ученые считают, что дошкольники готовы к обучению грамоте уже к четырем годам. Именно период с четырех до пяти лет считается периодом «языковой одаренности», когда дети особенно восприимчивы к звуковой стороне речи. Известный российский психолог Р. С. Немов настаивает на том, что научение детей грамоте можно и необходимо перенести из младшего школьного в дошкольный возраст и сделать обязанностью дошкольного обучения.1

Еще в прошлом веке такие российские ученые, как JI. С. Выготский, Л. И. Божович, А. П. Усова, Е. И. Тихеева, признавали возможность обучения грамоте дошкольников.

       В соответствии с Парциальной программой по подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста (автор Нищева Н.В.) начинать обучение дошкольников грамоте можно как в три-четыре, так и в пять-шесть лет. Процесс обучения грамоте условно делится на четыре периода. Трем периодам обучения грамоте предшествует предварительный добукварный период. Для работы по подготовке детей к обучению грамоте в добукварный период в соответствии с программой используются задания тетради «Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников». В первый период обучения грамоте проводится 16 занятий, во второй — 21 занятие, в третий — 18 занятий. Продолжительность каждого занятия 25—30 минут.

Обучение грамоте в соответствии с программой осуществляется с учетом следующих условий:

  • ребенок должен быть психологически готов к обучению грамоте, у него должны быть достаточно развиты зрительное и слуховое внимание, мышление, память, устная речь, пальцевая моторика;
  • обучение следует проводить с использованием игровых методик, ориентируясь на игру как на основную форму деятельности дошкольника, так именно игра наиболее доступна, понятна и интересна дошкольникам, именно в игре наиболее полно удовлетворяются их насущные потребности, только в игре можно «как бы мимоходом достигать обучения чтению и письму», о чем писал еще К. Д. Ушинский;
  • обучение должно проходить на эмоциональном фоне, без какого бы то ни было давления, насилия, выражения взрослым своего недовольства и разочарования, если ребенок в чем-то не оправдал ожиданий;
  • процесс обучения грамоте должен строиться только на материале правильно произносимых ребенком звуков, в связи с чем следует изменить традиционно принятую последовательность ознакомления детей с буквами русского алфавита.

          В соответствии с данной программой звуки позднего онтогенеза и соответствующие им буквы изучаются в последнюю очередь. Программа предлагает следующую последовательность изучения букв: А, У, О, И, Т, П, Н, М, К, Б, Д, Г, Ф, В, X, Ы, С, 3, Ш, Ж, Э, Й, Е, Ё, Ю, Я, Ц, Ч, Щ, Л, Р, Ь, Ъ.

          В основе обучения грамоте в соответствии с данной программой лежит звуковой аналитико-синтетический метод, опирающийся на овладение детьми навыками языкового анализа и синтеза. Чтобы научить ребенка читать, его приводят к пониманию того, что речь рождается из слова. Дошкольник усваивает звуко-слоговое строение слов русской речи и обозначение звуков буквами. Метод предполагает разделение связной речи на предложения, предложений — на слова, слов — на слоги, слогов — на звуки и, наоборот, объединение звуков в слоги, слогов — в слова, слов в предложения                                                                                                                                                  

          Впервые обоснование звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте сделал К. Д. Ушинский в 1864 году в книге «Родное слово». Именно он разработал конкретные методические приемы выполнения специальных упражнений для подготовки детей к усвоению грамоты на основе этого метода.

                  1 Немов Р.С. Психология. – М., «П», 1995, с. 280.

          В начале XX века Н. Ф. Бунаков, Д. И. Тихомиров, В. А. Флеров вносили различные изменения в звуковой аналитико-синтетический метод. Работа над усовершенствованием метода ведется и в настоящее время.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

   Одной из важнейших задач подготовительного добукварного периода является развитие зрительного и слухового внимания и восприятия дошкольника.

   Для развития зрительного восприятия и внимания ребенку предлагаются следующие игровые упражнения и задания:

  • сложить из палочек, карандашей, фломастеров, цветных брусочков строительного конструктора, палочек Кюизенера по образцу и описанию треугольник, квадрат, стул, кроватку, дерево, елочку, домик, лесенку;
  • сложить из разноцветных картонных или пластмассовых геометрических фигур разного размера домик, грузовик, снеговика, мишку, кошку и другие изображения;

   (При выполнении этого задания можно закрепить знание ребенком названий геометрических фигур, поупражнять его в узнавании и различении цветов, в ориентировке на плоскости. Он должен усвоить понятия вверху, внизу, слева, справа. Можно научить его в игровой форме употреблять предлоги: на, в, у, из, с. под, над, перед, из-за, из-под.)

  • складывать разрезные сначала предметные, а потом сюжетные картинки (с разными видами разреза: вертикальным, горизонтальным, диагональным, фигурным) из частей;
  • складывать предметные и сюжетные картинки, изображенные на кубиках;
  • собирать сначала простые, а потом более сложные пазлы;
  • складывать мозаику;
  • собирать разнообразные сборные игрушки; собирать различные поделки из конструкторов типа Lego, Duplo.                                                              

   Занимаясь развитием слухового восприятия и внимания, ребенку предлагают следующие задания:

  • не видя, с какими предметами вы производите действия, отличить стук молоточка от звона ложки в стакане, шуршание сминаемой бумаги от шума пересыпаемой из стакана в стакан крупы, погремушку от игрушки-пищалки и т. п.;
  • отвернувшись, показать, в какой части комнаты вы играете на дудочке, звените колокольчиком или пищите игрушкой-пищалкой;
  • находить по звуку спрятанный в помещении звенящий будильник или любую звучащую механическую игрушку;
  • познакомив ребенка с гласными звуками [а], [у], [и], [о] и подобрав соответствующие картинки (паровозик гудит: «У-у-у!» Девочка укачивает куклу: А-а-а!» Мишка рычит: «О-о-о!» Лошадка ржет: «И-и-и!»), предложите ему сначала спеть эти звуки вместе с игрушками, а потом угадывать эти звуки и показывать соответствующие картинки, когда вы произносите эти звуки, прикрыв рот листком бумаги;
  • обратив внимание ребенка на артикуляцию гласных звуков (покажите, что рот широко открыт, когда вы поете звук [а]; губы вытянуты трубочкой, когда вы поете звук [у]; губы округлены при пении звука [о] и растянуты в улыбку при пении звука [и]), научите ребенка узнавать эти звуки по беззвучной артикуляции.

В это время следует сформировать у ребенка такие понятия, как звук, гласный звук[1].

   Не менее важной задачей подготовительного периода является развитие связной речи ребенка.

   Взрослые предлагают ребенку почаще рассказывать о том, чем он занимался в детском саду, что видел на прогулке, почему ему понравился новый мультфильм. Если он не ходит в детский сад, пусть рассказывает пришедшему с работы папе о том, как прошел день. Взрослые показывают ребенку пример, рассказывают ему о том, чем занимались, где бывали.

   В это время необходимо научить ребенка составлять предложения по картинкам:

  1. - Девочка сидит.
  2. - Мальчик идет.
  3. - Дети поливают цветы.
  4. - Рыбак ловит рыбу удочкой.

   У ребенка формируются такие понятия, как слово, предложение. Ребенку объясняют, что он научился составлять предложения, что предложения состоят из слов, что количество слов в предложении может быть разным. Ребенка тренируют в определении количества слов в предложении, в составлении предложений с заданным количеством слов.

   Далее следует объяснить ребенку, что слова можно делить на части, слоги. Покажите, как это делается. Предложите отхлопать, протопать или отстучать слоги в словах сначала вслед за вами, потом вместе с вами, затем самостоятельно: ма-ма, па-па, да-ча, ли-са, во-да, ма-ши-на, до-ро-га, ра-ке-та, у-сы, о-са, дом, кот. Попробуйте вместе с ребенком составлять слова из данных слогов:

- Если сказать РЕ, а потом КА, что получится?

- Какое слово получится из слогов РО и СА?

- Составь слово из слогов КА, РЕ, ТА.

   Подготовку ребенка к обучению грамоте невозможно представить без развития тонкой моторики и навыков ориентировки на плоскости. Необходимо проверить, правильно ли ребенок держит карандаш, умеет ли закрашивать изображения разного размера и сложности, не выходя за контур, может ли проводить прямые и волнистые, вертикальные и горизонтальные линии, рисовать различные геометрические фигуры. Стоит научить ребенка работать в тетради в крупную клетку, видеть строку, выполнять обводку клеточек, рисовать в клеточках различные фигурки (круги, треугольники), писать палочки.

   Когда ребенок освоит слоговой анализ и синтез, можно переходить к звуковому анализу и синтезу. Работа над звуковым анализом и синтезом проводится параллельно с обучением грамоте. Ребенка знакомят с буквой и соответствующим ей гласным звуком или буквой и соответствующим ей пока только твердым согласным звуком. Какие задания предлагаются ребенку в этот период работы?

   Покажите, что из двух звуков [у] и [а] получается плач маленького ребенка «уа», из звуков [а] и [у] получается крик заблудившихся в лесу детей «ау», из звуков [и] и [а] получается песенка ослика «иа». Подберите соответствующие картинки, поупражняйте малыша в различении этих слияний гласных звуков. Предложите ему такие задания:

            -  Если я спою [а], а потом [у], что получится?

            - Я пою «иа». Какой звук я пою сначала, а какой потом? (И т. п.)

   (Здесь тоже не помешают картинки.)

   Потренируйте ребенка в выделении гласных звуков из начала слова в ударной позиции:

- Какой звук я тяну в начале слов: аист, утка, ослик, иглы?

- С какого звука начинаются имена Аня, Алик, Алла, Ася?

- Вспомни имя девочки, которое начинается со звука [о]. (И т. п.)

   А сможет ли ребенок выделить гласные звуки из начала слова, если они находятся в безударной позиции?

- Какой звук начинает слова арбуз, индюк, улитка?

- Какие слова, начинающиеся с этих звуков, ты можешь вспомнить?

   На этом этапе закрепляются представления о гласных звуках, вводится обозначение гласных звуков: красный кружок (квадратик).

   Затем следует начать работу по выделению конечных согласных из коротких слов: кот, мак, дом, суп. И сразу же дать представление о согласном звуке, объяснить, что согласные звуки нельзя петь, потому что во рту обязательно ель преграда для прохождения воздуха, но некоторые из них можно тянуть: [с], [ж], [р]. Можно дать обозначение пока только твердых согласных звуков: синий кружок (квадратик). На этом этапе целесообразно поупражнять ребенка в составлении и анализе закрытых слогов: [ам], [уп], [ок], [ит]. Для этой работы можно использовать вырезанные из картона красные и синие кружки (квадратики):

            - Я произнесу сначала [а], а потом [т]. Какой слог получился? Правильно, [ат]. Давай обозначим звуки этого слога кружками (квадратиками). Какой кружок (квадратик) ты положишь первым? Правильно, красный. Почему? Правильно, звук [а] — гласный, обозначается красным кружком (квадратиком). Какой кружок (квадратик) ты положишь потом? Правильно, синий, потому что звук [т] — согласный.

   В следующий период работы следует научить ребенка выделять согласные звуки из начала и середины слова. Произносите тот звук, который должен выбить ребенок, акцентированно, тяните его:

- Мммак. Какой звук слышится в начале слова? Правильно, звук [м].

- Нннос. Какой звук первый в этом слове? Правильно, звук [н].

- Марррка. Какой звук я тяну в середине слова? Правильно, звук [р].

   Далее следует дать ребенку представление о том, что согласные звуки бывают твердыми и мягкими: [б] и [б’], [т] и [т’], [с] и [с’] и т. п. Поупражнять детей в узнавании и различении твердых и мягких согласных звуков. Вводится обозначение мягких согласных звуков: зеленый кружок (квадратик). Можно предложить ребенку следующие задания.

- Я буду произносить слог с твердым звуком, а ты — с мягким. Например: ка-кя, мо-мё, ны-ни.

- Послушай слова кот и кит. Одинаково ли звучит в них первый звук? Нет, неодинаково. В первом слове звук [к] — твердый, а во втором слове звук [к’] — мягкий. Так же и в следующей паре слов: в слове бык первый звук [б] — твердый, а в слове бита [б’] — мягкий.

   Следует поупражнять ребенка в различении слов с начальными твердыми и мягкими согласными. Для игрового упражнения можно использовать цветовые сигналы синего и зеленого цветов: шары, флажки, кубики, шарики и т. п. Взрослый произносит ряд слов (мак, Миша, нос, нитка, пенка, пуля, бочка, бинт, кошка, кепка, вода, висок), а ребенок поднимает сигнал соответствующего цвета. Или предложить ребенку подниматься на носочки, если он слышит в начале слова твердый согласный, или приседать, если он слышит в начале слова мягкий согласный.

            Далее целесообразно научить ребенка определять место любого заданного звука в слове (начало, середина, конец). Например, предлагать такие задания.

- Рассмотри картинки (мак, сумка, сом). Произнеси их названия, подумай, в какой части каждого из этих слов (в начале, в середине или в конце) находится звук [м]. Раскрась в полосках под каждой картинкой квадрат, соответствующий началу, середине или концу слова.                                                                                                                                  

            - Рассмотри картинки (кот, носок, банка). Произнеси их названия, определи, в какой части каждого из этих слов (в начале, в середине, в конце) находится звук [к]. Положи картинку под соответствующую схему.

  Теперь важно научить ребенка определять количество и порядок звуков в слове, составлять звуковые схемы слов, подбирать слова с заданным количеством звуков, различать звонкие и глухие согласные.

   Используя на этом этапе работы «Играйку. Грамотейку», входящую в методический комплект к парциальной программе, вы сможете показать дошкольнику каждую новую букву, объяснить, что буква может быть заглавной (большой) и строчной (маленькой), подберете с ребенком картинки, в названии которых новая буква пишется в начале, составите слоги и слова из изученных уже букв.

   Не торопитесь переходить к изучению новой буквы и делайте это только тогда, когда ребенок хорошо запомнил все предыдущие, легко составляет и читает слоги и слова с ними. Пусть малыш не только составляет слоги и слова из букв разрезной азбуки, но и пишет их в тетради, альбоме, на доске карандашами, фломастерами, красками, цветными мелками. Подготовьте поднос с тонким слоем манки или сухого песка. Пусть ребенок упражняется в печатании букв, слогов, слов по манке или песку. Помогите ребенку, если он хочет слепить буквы из пластилина, вырезать из бумаги. Ведь из них тоже можно составить слоги и слова. Пишите с малышом новые буквы в воздухе, на запотевшем стекле или зеркале, мелом на асфальте, прутиком на дорожке в парке. Успехов и терпения вам!

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  1. Нищева Н. В. Мой букварь. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.
  2. Нищева Н. В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников. — СПб.:    

            ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.

  1. Нищева Н. В. Тетрадь по обучению грамоте № 1. — СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2014.
  2. Нищева Н. В. Тетрадь по обучению грамоте № 2. — СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2014.
  3. Нищева Н. В. Тетрадь по обучению грамоте № 3. — СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2014.
  4. Нищева Н. В. Играйка. Грамотейка. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.
  5. Нищева Н. В. Играйка. Различайка. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.
  6. Нищева Н. В. Играйка. Читайка. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.
  7. Нищева Н. В. Прописи для дошкольников. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.
  8. Денисова Т. В. Книга для чтения к обучающему пособию «Мой букварь».


[1] Упражнения подготовительного периода представлены в пособии Нищевой Н.В. «Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников». — СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте.

Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьёзным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с да...

Обучение грамоте детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по методике Н. А. Зайцева

Статья посвещена проблеме обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи по новаторской методике Зайцева. Её целью явлеятся рассмотрение актуальности методики для групп ОНР. В статье показана адапт...

«ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

выступление на семинаре из опыта работы по развитию речи дошколҗников...

Основные принципы обучения грамоте детей дошкольного возраста

«ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Обучение грамоте детей дошкольного возраста – это:-         развитие их фонематического слу...

Консультация «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим недоразвитием речи»

Консультация будет полезна воспитателям старшей и подготовительной группы при подготовке к образовательной деятельности по обучению грамоты. В консультациии представлен материал для решения следующих ...

Консультация «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим недоразвитием речи»

Уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию консультацию на тему «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим ...