Основные принципы обучения грамоте детей дошкольного возраста
методическая разработка по обучению грамоте на тему

Малиновская Зинаида Ивановна

«ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

 

Обучение грамоте детей дошкольного возраста – это:

-         развитие их фонематического слуха,

-         овладение навыками звукового анализа и синтеза;

-         формирование навыка чтения.

 

Для организации успешного обучения необходимы следующие пособия:

-         азбука на кубиках;

-         палочки для выкладывания букв;

-         картонные муляжи букв;

-         трафареты, шаблоны букв;

-         карточки с буквами разного шрифта;

-         речевые домино, лото;

-         ребусы, кроссворды, головоломки;

-          картинки – рифмы.

 

Выделяют четыре ступени формирования навыка чтения, каждая из которых тесно связана с последующей и предыдущей, и которые необходимо учитывать при работе:

1ступень – овладение звуко-буквенными обозначениями

Дети анализируют речевой поток, предложения, делят слова на слоги и звуки. Выделив звук из речи, ребенок соотносит его с определенным графическим изображением – буквой. Затем в процессе чтения он осуществляет синтез букв в слоги и слова, соотносит прочитанное слово со словом устной речи. Затем в процессе чтения он осуществляет синтез букв в слоги и слова, соотносит прочитанное слово со словом устной речи.

Работа начинается над звуком (различение и выделение звуков), затем – над буквой. Успешное и быстрое усвоение букв возможно лишь при достаточной сформированности функций:

-         дифференцировании и различении звуков;

-         возможностью выделения звуков из речи;

-         способностью определения сходства и различия букв;

-         возможностью запоминания зрительного образа буквы.

2 ступень – послоговое чтение

Узнавание букв и смешение звуков в слоги осуществляется без затруднений. Трудность состоит в объединении слогов в слово.

3 ступень – становление синтетических (целостных) приемов чтения

Простые и знакомые слова читаются целостно, малознакомые и трудные по своей звуко-слоговой структуре – читаются по слогам.

4 ступень – синтетическое чтение

Дети читают словами, группами слов. Главная задача – осмысление прочитанного. Происходит синтез слов в предложения, синтез фраз в едином контексте.

 

В процессе овладения навыком чтения большое значение имеет умение анализировать слово на составляющие его слоги, слоги на звуки.

Возможно применение следующих упражнений:

-         выделить из речевого потока определенный звук;

-         придумать слов с соответствующим звуком;

-         определить место звука в слове, показать соответствующую букву;

-         из названий картинок выделить первый звук, назвать получившееся слово (Н: собака, утка, мухомор, кот, арбуз – сумка);

-         назвать гласный или согласный звук в слове;

-         придумать слова к графическим схемам;

-         отстучать или отхлопать слово по слогам;

-         определить пропущенный слог в слове;

-         составить слово из слогов;

-         игра «в слова»: придумать слово, которое начинается на последнюю букву названного перед этим слова;

-         определить последовательность звуков в слове.

-           

На начальном этапе используются символы звуков (Н: «з» - песенка комара, «р» - рычание собаки). Для запоминания зрительного образа буквы используют соотнесение буквы с каким-либо сходным по форме предметом (Н: О – колечко, Ж – жук, З – змея).

Возможно применение следующих упражнений:

-         составление букв из палочек;

-         выкладывание букв из шнурочка;

-         лепка букв из пластилина;

-         вырезание букв из бумаги;

-         рисование букв в воздухе;

-         узнавание букв с недостающими элементами;

-         дописать недостающие элементы буквы;

-         найти букву среди графически сходных (Н: Л – М, Т – Г, С – О, В – Р);

-         определение буквы, находящейся в неправильном положении;

-         назвать или записать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями;

-         обвести контуры букв, выполненных пунктиром;

-         назвать буквы, наложенные друг на друга;

-          показать «правильную» букву среди пар букв, правильно и зеркально изображенных;

-         реконструирование букв (Н: добавлять элементы Р – В, убавляя элементы Ж – К).

Порядок работы над звуками и буквами

Существует разный порядок изучения букв алфавита. Обязательно соблюдение следующей логики:

-         сначала изучаются простые (не йотированные) гласные (У А О И);

-         затем изучаются простые по артикуляции, легкие для чтения согласные (М Н П Т К и другие);

-         после этого изучаются более сложные буквы.

Возможен следующий порядок изучения (можно использовать другой порядок): У А О И М Н Ы П Т К Э Б Д Г В Ф Я Е Ё Ю Ц С З Ш Ж Ч Щ Л Р.

 

Одновременно с изучением букв идет работа над чтением сочетаний букв и слогов. При этом обязательно соблюдение следующей логики:

1.            Чтение слогов, состоящих из двух гласных (Н: АУ, ИА и другие).

2.            Чтение закрытых слогов, состоящих из первой гласной и второго согласного (Н: АМ, ОП, УХ и другие).

3.            Чтение открытых слогов, состоящих из первого согласного и второй гласной (Н: БИ, КУ, ДА и другие).

4.            Чтение слов типа ОСА, УХА и другие.

5.            Чтение слов типа ДОМ, КОТ и другие.

6.            Чтение слов типа МАМА, КОРА и другие.

7.            Чтение слогов со стечением согласных (Н: СТА, ВРА, ЖДЫ и другие).

8.            Чтение слов типа ЦИРК, КРАН, СЛОН и другие.

 

Грубой ошибкой при обучении считается побуквенное чтение, когда ребенок сначала называет буквы слога, а только после этого читает сам слог (Н: Мэ-А – МА). Это путает и мешает ребенку, к тому же этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом. На начальном этапе ребенок пусть сколь угодно долго тянет первую букву слога, лишь бы слитно прочел буквы слога.

Примерный перспективный план по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте.

 

Тема занятия

Задачи звукового анализа

Задачи по чтению и письму

Количество занятий

Звук и буква У

Определение позиции звука У в начале и конце слова.

Знакомство с буквой У.

2

Звук и буква А

Определение позиции звука А в начале и конце слова.

Знакомство с буквой А.

2

Звуки и буквы А, У

Анализ и синтез сочетаний типа АУА, УАУ.

Чтение сочетаний АУ, УА, АУА, УАУ.

1

Звук и буква И

Определение позиции звука И в начале и конце слова. Анализ сочетаний типа АУИ.

Чтение сочетаний АУИ, ИУА.

1

Звук и буква К

Определение позиции звука К в начале, середине и конце слова. Анализ обратного слога: АК, ОК, УК, ИК.

Чтение сочетаний АК, УК, ИК.

2

Звук и буква Т

Определение позиции звука Т в начале, середине и конце слова. Анализ обратного слога типа АТ.

Чтение сочетаний АТ, УТ, ИТ.

2

Звук и буква П

Определение позиции звука П в начале, середине и конце слова. Анализ обратного слога типа АП.

Чтение сочетаний АП, ИП.

2

Звук и буква О

Определение позиции звука О в начале, середине и конце слова. Анализ обратного слогов: ОК, ОП, ОТ.

Чтение сочетаний ОП, ОТ, ОК.

2

Гласные звуки А, О, У, И

Закрепление полученных навыков. Понятие «гласный звук».

Закрепление полученных навыков.

2

Звуки и буквы И, Ы

Определение позиции звуков И, Ы в середине и конце слова.

Закрепление полученных навыков.

1

Звук и буква С

Знакомство с понятием «слог». Определение позиции звука С в начале, середине и конце слова. Полный анализ слов типа СУП, СОМ, САМ. Синтез звуков а односложное слов. Понятие «согласный звук».

Чтение прямых слогов СА, СО, СУ, СЫ. Чтение обратных слогов АС, ОС, УС, ИС. Чтение односложных слов СОК, СУП, САМ.

2

Мягкий согласный звук СЬ

Закрепление полученных навыков.

Чтение односложных слов.

2

Звуки С, СЬ

Знакомство со схемой односложных слов типа СОК, СУП.

Чтение односложных слов.

2

Звук и буква З

Деление слов на слоги. Схемы слов типа ЗУБЫ, СОВЫ. Понятие «звонкий согласный звук».

Чтение односложных слов.

2

Звуки З, ЗЬ

Схема слов типа О-СЫ, У-СЫ.

Выкладывание одно-сложных слов из букв.

1

Звуки и буквы С, З

Подбор слов с заданным количеством слогов.

Выкладывание одно-сложных слов из букв.

2

Звук Ц

Подбор слов с заданным количеством слогов и позицией звука (начало, середина или конец слова)

Выкладывание одно-сложных слов из букв.

2

Звуки С, Ц

Схема слов типа РЫ-БАК, ДЫ-МОК, ВА-ГОН.

Введение букв Ш, Р, М, Н.

2

Звук Б

Схема слов типа БУЛ-КА, МЫШ-КА.

Буквы Б, Л и другие.

2

Звуки П, Б

Схема слов типа КРЫ-ША, ГРО-ЗЫ.

Выкладывание и чтение двусложных слов типа РА-МА, ЛА-ПЫ, ШУ-БА.

3

Звук В

Схема слов типа ФАР-ТУК, БАШ-МАК.

2

Звуки В, Ф

Схема слов типа СТОЛ, СТУЛ, КРАН.

Выкладывание и чтение двусложных слов.

2

Звук Д

Схема слов типа МОСТ, ШАРФ.

Выкладывание и чтение двусложных слов.

2

Звуки Д, Т

Подбор слов к схемам всех типов.

Выкладывание и чтение двусложных слов.

2

Звук Г

Игровые приемы звукового анализа всех типов слов.

Выкладывание и чтение двусложных слов.

2

Звуки Г, К

Игровые приемы звукового анализа всех типов слов.

Выкладывание слов со стечением согласных.

2

Звук Ш

Игровые приемы звукового анализа всех типов слов.

Выкладывание слов из двух слогов

2

Звуки С, Ш

Игровые приемы звукового анализа всех типов слов.

Чтение слов различной сложности в игровых ситуациях.

4

Звук Л

Игровые приемы звукового анализа всех типов слов.

2

Звуки Л,Р

Игровые приемы звукового анализа всех типов слов.

Преобразования слов, составленных из букв.

2

Звук Ж

Игровые приемы звукового анализа всех типов слов.

Выкладывание сочетаний слов.

2

Звуки З, Ж

Игровые приемы звукового анализа всех типов слов.

Выкладывание сочетаний слов.

2

Звуки С, Ш, З, Ж

Игровые приемы звукового анализа всех типов слов.

Выкладывание сочетаний слов.

2

Звук Ч

Игровые приемы звукового анализа всех типов слов.

Письмо печатными буквами под диктовку слов, сочетаний слов.

2

Звук Щ

Игровые приемы звукового анализа всех типов слов.

Письмо печатными бук-вами под диктовку слов, сочетаний слов, предложений, предложений с предлогами.

2

Звуки Ч, Щ

Игровые приемы звукового анализа всех типов слов.

2

Звуки Ч, Щ, ТЬ, СЬ

Игровые приемы звукового анализа всех типов слов.

2

Письмо диктантов.

4

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon osnovnye_printsipy_obuchenie_gramote.pdf302.88 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте.

Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьёзным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с да...

Обучение грамоте детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по методике Н. А. Зайцева

Статья посвещена проблеме обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи по новаторской методике Зайцева. Её целью явлеятся рассмотрение актуальности методики для групп ОНР. В статье показана адапт...

Мастер класс для воспитателей массовых групп: Основные особенности обучения грамоте детей дошкольного возраста.

1.      Оказать практическую помощь педагогам в проведении занятий по подготовке детей к обучению грамоте в каждой возрастной группе дошкольно-образовательного учреждения.2....

Консультация «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим недоразвитием речи»

Консультация будет полезна воспитателям старшей и подготовительной группы при подготовке к образовательной деятельности по обучению грамоты. В консультациии представлен материал для решения следующих ...

Консультация «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим недоразвитием речи»

Уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию консультацию на тему «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим ...

Основные этапы обучения грамоте детей дошкольного возраста

В статье рассмотрены основные этапы обучения грамоте и письму детей дошкольного возраста...