Основные принципы обучения грамоте детей дошкольного возраста
методическая разработка по обучению грамоте на тему
«ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Обучение грамоте детей дошкольного возраста – это:
- развитие их фонематического слуха,
- овладение навыками звукового анализа и синтеза;
- формирование навыка чтения.
Для организации успешного обучения необходимы следующие пособия:
- азбука на кубиках;
- палочки для выкладывания букв;
- картонные муляжи букв;
- трафареты, шаблоны букв;
- карточки с буквами разного шрифта;
- речевые домино, лото;
- ребусы, кроссворды, головоломки;
- картинки – рифмы.
Выделяют четыре ступени формирования навыка чтения, каждая из которых тесно связана с последующей и предыдущей, и которые необходимо учитывать при работе:
1ступень – овладение звуко-буквенными обозначениями
Дети анализируют речевой поток, предложения, делят слова на слоги и звуки. Выделив звук из речи, ребенок соотносит его с определенным графическим изображением – буквой. Затем в процессе чтения он осуществляет синтез букв в слоги и слова, соотносит прочитанное слово со словом устной речи. Затем в процессе чтения он осуществляет синтез букв в слоги и слова, соотносит прочитанное слово со словом устной речи.
Работа начинается над звуком (различение и выделение звуков), затем – над буквой. Успешное и быстрое усвоение букв возможно лишь при достаточной сформированности функций:
- дифференцировании и различении звуков;
- возможностью выделения звуков из речи;
- способностью определения сходства и различия букв;
- возможностью запоминания зрительного образа буквы.
2 ступень – послоговое чтение
Узнавание букв и смешение звуков в слоги осуществляется без затруднений. Трудность состоит в объединении слогов в слово.
3 ступень – становление синтетических (целостных) приемов чтения
Простые и знакомые слова читаются целостно, малознакомые и трудные по своей звуко-слоговой структуре – читаются по слогам.
4 ступень – синтетическое чтение
Дети читают словами, группами слов. Главная задача – осмысление прочитанного. Происходит синтез слов в предложения, синтез фраз в едином контексте.
В процессе овладения навыком чтения большое значение имеет умение анализировать слово на составляющие его слоги, слоги на звуки.
Возможно применение следующих упражнений:
- выделить из речевого потока определенный звук;
- придумать слов с соответствующим звуком;
- определить место звука в слове, показать соответствующую букву;
- из названий картинок выделить первый звук, назвать получившееся слово (Н: собака, утка, мухомор, кот, арбуз – сумка);
- назвать гласный или согласный звук в слове;
- придумать слова к графическим схемам;
- отстучать или отхлопать слово по слогам;
- определить пропущенный слог в слове;
- составить слово из слогов;
- игра «в слова»: придумать слово, которое начинается на последнюю букву названного перед этим слова;
- определить последовательность звуков в слове.
-
На начальном этапе используются символы звуков (Н: «з» - песенка комара, «р» - рычание собаки). Для запоминания зрительного образа буквы используют соотнесение буквы с каким-либо сходным по форме предметом (Н: О – колечко, Ж – жук, З – змея).
Возможно применение следующих упражнений:
- составление букв из палочек;
- выкладывание букв из шнурочка;
- лепка букв из пластилина;
- вырезание букв из бумаги;
- рисование букв в воздухе;
- узнавание букв с недостающими элементами;
- дописать недостающие элементы буквы;
- найти букву среди графически сходных (Н: Л – М, Т – Г, С – О, В – Р);
- определение буквы, находящейся в неправильном положении;
- назвать или записать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями;
- обвести контуры букв, выполненных пунктиром;
- назвать буквы, наложенные друг на друга;
- показать «правильную» букву среди пар букв, правильно и зеркально изображенных;
- реконструирование букв (Н: добавлять элементы Р – В, убавляя элементы Ж – К).
Порядок работы над звуками и буквами
Существует разный порядок изучения букв алфавита. Обязательно соблюдение следующей логики:
- сначала изучаются простые (не йотированные) гласные (У А О И);
- затем изучаются простые по артикуляции, легкие для чтения согласные (М Н П Т К и другие);
- после этого изучаются более сложные буквы.
Возможен следующий порядок изучения (можно использовать другой порядок): У А О И М Н Ы П Т К Э Б Д Г В Ф Я Е Ё Ю Ц С З Ш Ж Ч Щ Л Р.
Одновременно с изучением букв идет работа над чтением сочетаний букв и слогов. При этом обязательно соблюдение следующей логики:
1. Чтение слогов, состоящих из двух гласных (Н: АУ, ИА и другие).
2. Чтение закрытых слогов, состоящих из первой гласной и второго согласного (Н: АМ, ОП, УХ и другие).
3. Чтение открытых слогов, состоящих из первого согласного и второй гласной (Н: БИ, КУ, ДА и другие).
4. Чтение слов типа ОСА, УХА и другие.
5. Чтение слов типа ДОМ, КОТ и другие.
6. Чтение слов типа МАМА, КОРА и другие.
7. Чтение слогов со стечением согласных (Н: СТА, ВРА, ЖДЫ и другие).
8. Чтение слов типа ЦИРК, КРАН, СЛОН и другие.
Грубой ошибкой при обучении считается побуквенное чтение, когда ребенок сначала называет буквы слога, а только после этого читает сам слог (Н: Мэ-А – МА). Это путает и мешает ребенку, к тому же этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом. На начальном этапе ребенок пусть сколь угодно долго тянет первую букву слога, лишь бы слитно прочел буквы слога.
Примерный перспективный план по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте.
Тема занятия | Задачи звукового анализа | Задачи по чтению и письму | Количество занятий |
Звук и буква У | Определение позиции звука У в начале и конце слова. | Знакомство с буквой У. | 2 |
Звук и буква А | Определение позиции звука А в начале и конце слова. | Знакомство с буквой А. | 2 |
Звуки и буквы А, У | Анализ и синтез сочетаний типа АУА, УАУ. | Чтение сочетаний АУ, УА, АУА, УАУ. | 1 |
Звук и буква И | Определение позиции звука И в начале и конце слова. Анализ сочетаний типа АУИ. | Чтение сочетаний АУИ, ИУА. | 1 |
Звук и буква К | Определение позиции звука К в начале, середине и конце слова. Анализ обратного слога: АК, ОК, УК, ИК. | Чтение сочетаний АК, УК, ИК. | 2 |
Звук и буква Т | Определение позиции звука Т в начале, середине и конце слова. Анализ обратного слога типа АТ. | Чтение сочетаний АТ, УТ, ИТ. | 2 |
Звук и буква П | Определение позиции звука П в начале, середине и конце слова. Анализ обратного слога типа АП. | Чтение сочетаний АП, ИП. | 2 |
Звук и буква О | Определение позиции звука О в начале, середине и конце слова. Анализ обратного слогов: ОК, ОП, ОТ. | Чтение сочетаний ОП, ОТ, ОК. | 2 |
Гласные звуки А, О, У, И | Закрепление полученных навыков. Понятие «гласный звук». | Закрепление полученных навыков. | 2 |
Звуки и буквы И, Ы | Определение позиции звуков И, Ы в середине и конце слова. | Закрепление полученных навыков. | 1 |
Звук и буква С | Знакомство с понятием «слог». Определение позиции звука С в начале, середине и конце слова. Полный анализ слов типа СУП, СОМ, САМ. Синтез звуков а односложное слов. Понятие «согласный звук». | Чтение прямых слогов СА, СО, СУ, СЫ. Чтение обратных слогов АС, ОС, УС, ИС. Чтение односложных слов СОК, СУП, САМ. | 2 |
Мягкий согласный звук СЬ | Закрепление полученных навыков. | Чтение односложных слов. | 2 |
Звуки С, СЬ | Знакомство со схемой односложных слов типа СОК, СУП. | Чтение односложных слов. | 2 |
Звук и буква З | Деление слов на слоги. Схемы слов типа ЗУБЫ, СОВЫ. Понятие «звонкий согласный звук». | Чтение односложных слов. | 2 |
Звуки З, ЗЬ | Схема слов типа О-СЫ, У-СЫ. | Выкладывание одно-сложных слов из букв. | 1 |
Звуки и буквы С, З | Подбор слов с заданным количеством слогов. | Выкладывание одно-сложных слов из букв. | 2 |
Звук Ц | Подбор слов с заданным количеством слогов и позицией звука (начало, середина или конец слова) | Выкладывание одно-сложных слов из букв. | 2 |
Звуки С, Ц | Схема слов типа РЫ-БАК, ДЫ-МОК, ВА-ГОН. | Введение букв Ш, Р, М, Н. | 2 |
Звук Б | Схема слов типа БУЛ-КА, МЫШ-КА. | Буквы Б, Л и другие. | 2 |
Звуки П, Б | Схема слов типа КРЫ-ША, ГРО-ЗЫ. | Выкладывание и чтение двусложных слов типа РА-МА, ЛА-ПЫ, ШУ-БА. | 3 |
Звук В | Схема слов типа ФАР-ТУК, БАШ-МАК. | 2 | |
Звуки В, Ф | Схема слов типа СТОЛ, СТУЛ, КРАН. | Выкладывание и чтение двусложных слов. | 2 |
Звук Д | Схема слов типа МОСТ, ШАРФ. | Выкладывание и чтение двусложных слов. | 2 |
Звуки Д, Т | Подбор слов к схемам всех типов. | Выкладывание и чтение двусложных слов. | 2 |
Звук Г | Игровые приемы звукового анализа всех типов слов. | Выкладывание и чтение двусложных слов. | 2 |
Звуки Г, К | Игровые приемы звукового анализа всех типов слов. | Выкладывание слов со стечением согласных. | 2 |
Звук Ш | Игровые приемы звукового анализа всех типов слов. | Выкладывание слов из двух слогов | 2 |
Звуки С, Ш | Игровые приемы звукового анализа всех типов слов. | Чтение слов различной сложности в игровых ситуациях. | 4 |
Звук Л | Игровые приемы звукового анализа всех типов слов. | 2 | |
Звуки Л,Р | Игровые приемы звукового анализа всех типов слов. | Преобразования слов, составленных из букв. | 2 |
Звук Ж | Игровые приемы звукового анализа всех типов слов. | Выкладывание сочетаний слов. | 2 |
Звуки З, Ж | Игровые приемы звукового анализа всех типов слов. | Выкладывание сочетаний слов. | 2 |
Звуки С, Ш, З, Ж | Игровые приемы звукового анализа всех типов слов. | Выкладывание сочетаний слов. | 2 |
Звук Ч | Игровые приемы звукового анализа всех типов слов. | Письмо печатными буквами под диктовку слов, сочетаний слов. | 2 |
Звук Щ | Игровые приемы звукового анализа всех типов слов. | Письмо печатными бук-вами под диктовку слов, сочетаний слов, предложений, предложений с предлогами. | 2 |
Звуки Ч, Щ | Игровые приемы звукового анализа всех типов слов. | 2 | |
Звуки Ч, Щ, ТЬ, СЬ | Игровые приемы звукового анализа всех типов слов. | 2 | |
Письмо диктантов. | 4 |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_printsipy_obuchenie_gramote.pdf | 302.88 КБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте.
Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьёзным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с да...
Обучение грамоте детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по методике Н. А. Зайцева
Статья посвещена проблеме обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи по новаторской методике Зайцева. Её целью явлеятся рассмотрение актуальности методики для групп ОНР. В статье показана адапт...
Мастер класс для воспитателей массовых групп: Основные особенности обучения грамоте детей дошкольного возраста.
1. Оказать практическую помощь педагогам в проведении занятий по подготовке детей к обучению грамоте в каждой возрастной группе дошкольно-образовательного учреждения.2....
Консультация «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим недоразвитием речи»
Консультация будет полезна воспитателям старшей и подготовительной группы при подготовке к образовательной деятельности по обучению грамоты. В консультациии представлен материал для решения следующих ...
Консультация «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим недоразвитием речи»
Уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию консультацию на тему «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим ...
Основные этапы обучения грамоте детей дошкольного возраста
В статье рассмотрены основные этапы обучения грамоте и письму детей дошкольного возраста...