Основные этапы обучения грамоте детей дошкольного возраста
статья по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)

Поденако Марина Анатольевна

В статье рассмотрены основные этапы обучения грамоте и письму детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnye_etapy_obucheniya_gramote.docx21.38 КБ

Предварительный просмотр:

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ

ОБУЧЕНИЯ  ЧТЕНИЮ

Условно в ходе обучения чтению можно выделить три периода: подготовительный, буквенный и послебуквенный (заключительный).

Подготовительный  период.  Известный психолог Л. С. Выготский считал, что обучение должно идти впереди развития и вести его за собой. Иначе говоря,  обучение следует начинать в период становления психических функций дошкольника. Опаздывая в обучении, педагоги теряют возможность направлять детское развитие по нужному пути, регулировать этот процесс. Наиболее эффективным для использования богатых возможностей ребенка в освоении грамоты считается возраст 4—5 лет, так называемый период «языковой одаренности», особой восприимчивости дошкольника к звуковой стороне речи.

Обучение чтению — это усвоение определенной системы знаний, где выделяются основополагающие средства языка. В основе методик начального обучения чтению лежит звуковой аналитико-синтетический метод, требующий как анализа звукового аспекта речи в процессе обучения, так и синтеза звуков, слогов, слов уже при чтении.

Предлагаемая подготовка к обучению чтению направлена на формирование ориентировки у детей в звуковой стороне речи. Это позволяет всем детям, прошедшим подготовительный период, успешно учиться чтению и в дальнейшем осваивать русский язык.

В подготовительный период желательно реализовать следующие задачи:

1. Развивать у ребенка устную речь с помощью разговоров, бесед, связных высказываний.

2. Научить ребенка составлять предложения с заданным количеством слов (в два-три слова и более) по картинкам, иллюстрациям.

3. Научить ребенка различать в предложении слова на слух, указывать количество слов в предложении, их последовательность.

4. Научить ребенка подбирать и называть слова, отвечающие на вопросы: кто это? что это? что делает? какой? как?

5. Научить ребенка слоговому членению слов, выделять слоги из слов, определять ударный слог.

6. Научить ребенка выделять по слуху звук из слова и слога.

В работе с четырехлетними детьми можно ограничиться определением только первого звука в слове. С пятилетними детьми ведется работа по определению места звука в слове (начало, середина, конец).

7. Научить старших дошкольников (с 5 лет) пользоваться моделями (схемами) слов.

8. Научить ребенка различать звуки: гласные и согласные; согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие.

Буквенный  период. Самый ответственный период в обучении чтению, в течение которого ребенок должен усвоить правильный прием чтения по слогам, — без называния букв. К концу подготовительного периода дети узнают несколько букв. В буквенный период они знакомятся со всеми буквами. Параллельно с чтением дети овладевают письмом. В подготовительном периоде дети научились отыскивать рабочую строку в тетради, правильно держать карандаш и ручку, правильно сидеть за столом во время занятия, обводить, штриховать, рисовать орнаменты и бордюры, писать буквы печатного шрифта.

Следует  отметить,  что  в ходе  занятий  по  грамоте  следует изучать не только отношения между звуком и буквой, но и решать лингвистические задачи. Лингвистическое содержание занятий позволит расширить языковой опыт  детей, подготовить их к освоению лексики, грамматики, орфографии. Рекомендуется работа в занимательной форме с синонимами, омонимами, антонимами, многозначными и однокоренными словами.

Опора на занятиях по обучению чтению производится на дифференциацию гласных и согласных звуков, твердых и мягких, звонких и глухих согласных звуков. Это важно для дальнейшего изучения орфографии.

Обучение осуществляется в определенной последовательности: изучению букв и освоению техники чтения предшествует языковое обучение. Ребенок должен предельно овладеть общими знаниями о структуре языка, письменности, которые могут стать в дальнейшем основой системы лингвистических знаний и умений ученика. Основная цель обучения — сформировать осознанное отношение к языку.

Принцип последовательности находит отражение в содержании занятий с ребенком. Звуки и буквы изучаются не в алфавитном порядке, а в порядке их трудности выделения из слова, произношения и изображения на письме: сначала более легкие гласные:  А, У, О; затем согласные: К, Т, П, М. К концу обучения отнесено ознакомление с буквами, которые обычно считаются трудными для усвоения: И, Е, Ё, Ю. Я, Ч, Ц, Щ. Ф, Ь, Ъ.

Определенная последовательность требуется в работе над слоговым анализом и синтезом: сначала предлагаются слова, состоящие из одного или двух слогов:  А-У; КОТ; МА-МА; затем количество слогов в составе слов для чтения увеличивается: МА-ЛИ-НА; появляются слова с закрытыми слогами: БУК-ВЫ, ДУ-БОК.

После ознакомления со звуком и буквой  И  ребенок осваивает понятие о мягкости согласных звуков в таких словах, как НИНА, КИТ, НИТКИ.

Рекомендуется широкое использование дидактической (учебной) игры как переходной формы занятий от дошкольного к школьному возрасту. Это способствует формированию у старших дошкольников в  недрах игры учебной деятельности как развертывания системы учебных задач.

Занятия с детьми желательно проводить в форме совместной работы, сотрудничества, в котором взрослый выполняет роль не учителя, а старшего, более опытного товарища. В ходе работы, если ребенок не сразу понимает и одолевает правильное чтение, не следует раздражаться или сразу подсказывать ребенку.

Следует  поощрять  самостоятельность детей при выполнении  заданий. В ходе обучения не следует  спешить. Материал каждого этапа должен быть тщательно отработан. Надо  помнить, что темп освоения чтения индивидуален для каждого ребенка. Рекомендуется проводить обучение чтению исключительно на материале звуков, правильно произносимых детьми. Содержание обучения должно способствовать умственному развитию ребенка, максимальному выявлению и использованию резервов развития ребенка 4—6 лет.

Необходимо избегать однообразия в работе и перегрузок. Занятия со старшими дошкольниками проводятся 20—30 мин с физкультурной паузой в середине и активным отдыхом после занятия. Упражнениям в звуковом анализе слов отводится на занятии 4—5 минут.

Послебуквенный  период  (Заключительный).   В  этот период, после изучения всех букв алфавита и освоения чтения трудных слов, рекомендуется поупражнять ребенка в чтении коротких рассказов, стихов, сказок.

Умение прочитать текст без предварительной подготовки — результат процесса обучения чтению. Навык слитного и выразительного чтения формируется не сразу, а путем упражнений в чтении специально подобранных легких для понимания текстов.

ЭТАПЫ  ОБУЧЕНИЯ  НАПИСАНИЮ  БУКВ

  1. Подготовительный  этап:
  •  Рассматривание  буквы.
  •  Рассматривание,  из  скольких  элементов  состоит  буква.
  •  Лепка  буквы  из  пластилина.
  •  Выкладывание  буквы  из  ниток.
  •  Выкладывание  буквы  из  мозаики.  
  •  Выкладывание  буквы  из  палочек.
  1. Основной  этап:
  •  Обвести  пальцем  букву,  нарисованную  на  доске.
  •  Нарисовать  букву  в  воздухе.
  •  Обвести  букву  по  точкам.
  •  Печатание  буквы  в  тетради  в  крупную  клетку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте.

Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьёзным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с да...

Обучение грамоте детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по методике Н. А. Зайцева

Статья посвещена проблеме обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи по новаторской методике Зайцева. Её целью явлеятся рассмотрение актуальности методики для групп ОНР. В статье показана адапт...

Основные принципы обучения грамоте детей дошкольного возраста

«ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Обучение грамоте детей дошкольного возраста – это:-         развитие их фонематического слу...

Мастер класс для воспитателей массовых групп: Основные особенности обучения грамоте детей дошкольного возраста.

1.      Оказать практическую помощь педагогам в проведении занятий по подготовке детей к обучению грамоте в каждой возрастной группе дошкольно-образовательного учреждения.2....

Консультация «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим недоразвитием речи»

Консультация будет полезна воспитателям старшей и подготовительной группы при подготовке к образовательной деятельности по обучению грамоты. В консультациии представлен материал для решения следующих ...

Консультация «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим недоразвитием речи»

Уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию консультацию на тему «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим ...