Семинар "Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Программы Нищевой Н.В. по подготовке к обучению грамоте дошкольников
материал по обучению грамоте
Семинар для воспитателей ДОУ. Посвящен обзору программ Н.В. Нищевой по обучению грамоте и основным правилам обучения грамоте дошкольников.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Программы Нищевой Н.В. по подготовке к обучению грамоте дошкольников.
Цель: повышение профессиональной компетенции воспитателей по вопросу обучения грамоте дошкольников.
Примечание: семинар подготовлен на основе материалов вебинаров Н.В. Нищевой — учителя-логопеда, старшего преподавателя института коррекционной педагогики и психологии, автора парциальных программ «Обучение грамоте детей дошкольного возраста», «Звуковая культура речи и подготовка к обучению грамоте в общеразвивающих группах ДОО на основе ФОП ДО» - и материала парциальных программ.
1. Введение в тему Вопросы педагогам: - Должны ли воспитатели готовить детей дошкольного возраста к обучению грамоте? - С какого возраста начинается подготовка к обучению грамоте в соответствии с ФОП ДО? (с младшей группы) (В области речевого развития основными задачами образовательной деятельности являются: 3-4 года: … 5) Подготовка детей к обучению грамоте: формировать умение вслушиваться в звучание слова, знакомить детей с терминами "слово", "звук" в практическом плане... 4-5 лет: … 5) Подготовка детей к обучению грамоте: продолжать знакомить с терминами "слово", "звук" практически, учить понимать и употреблять эти слова при выполнении упражнений, в речевых играх. Знакомить детей с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно, звуки в слове произносятся в определенной последовательности, могут быть разные по длительности звучания (короткие и длинные). Формировать умения различать на слух твердые и мягкие согласные (без выделения терминов), определять и изолированно произносить первый звук в слове, называть слова с заданным звуком; выделять голосом звук в слове: произносить заданный звук протяжно, громче, четче, чем он произносится обычно, называть изолированно... 5-6 лет: … 5) Подготовка детей к обучению грамоте: формировать у детей умение производить анализ слов различной звуковой структуры, выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова, качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук), правильно употреблять соответствующие термины. Познакомить детей со словесным составом предложения и звуковым составом слова... 6-7 лет: … 5) Подготовка детей к обучению грамоте: упражнять в составлении предложений из 2-4 слов, членении простых предложений на слова с указанием их последовательности. Формировать у детей умение делить слова на слоги, составлять слова из слогов, делить на слоги трехсложные слова с открытыми слогами; знакомить детей с буквами; читать слоги, слова, простые предложения из 2-3 слов…) - Какие вы знаете программы по обучению грамоте детей 5-7 лет? - Какие вы знаете программы по подготовке к обучению грамоте детей 3-5 лет? - Поднимите руку, у кого в период профессионального обучения преподавалась методика обучения грамоте детей дошкольного возраста? - Как мы видим, нам есть чему учиться для того, чтобы реализовывать задачи ФОП ДО по речевому развитию детей. | Слайд выписка из ФОП | ||||||||||||||
2. Парциальные программы по обучению грамоте детей дошкольного возраста Парциальные программы по подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте: 1) Журова Л.Е. «Подготовка к обучению грамоте детей 4-7 лет» 2) Колесникова Е.В. «От звука к букве». 3) Нищева Н.В. «Обучение грамоте детей дошкольного возраста». 4) Нищева Н.В. «Звуковая культура речи и подготовка к обучению грамоте в общеразвивающих группах ДОО на основе ФОП ДО» 5) другие. При выборе парциальной программы по обучению грамоте дошкольников нужно учитывать, что ФОП ДО говорит о подготовке к обучению грамоте на основе аналитико-синтетического метода, создателем которого считается К.Д. Ушинский. Поэтому, парциальная программа должна быть основана на аналитико-синтетическом методе. Какую бы парциальную программу по обучению грамоте дошкольников не выбрал педагогический коллектив, необходимо правильно понимать основные понятия, положения программы, соблюдать основные правила при обучении грамоте именно детей дошкольного возраста. | Слайд фото книг | ||||||||||||||
3. Тест Чтобы правильно воспринимать дальнейшую информацию, давайте вспомним и уточним свои знания. (1. Звуковая культура речи (ЗКР) — звуковой анализ и синтез — фонематическое восприятие — фонематический слух — фонематические представления - подготовка к обучению грамоте — грамматический строй речи - это синонимы? (нет) 2. Соедините в цифровые пары понятие и его правильное содержание.
Правильные пары: 1-2 2-6 Если звуковой анализ не сформирован или сформирован не до конца, то дети будут писать с ошибками, например: вместо страна – сана, тана или др. 3-1 4-4 5-7 6-5 7-3 3. Что означает запись: [г] [у] [з,] ? Прочитайте правильно. 4. Фонема и звук — это одно и тоже? (нет) 5. Что такое «фонема»? Выберите правильный вариант ответа: А) это группа звуков (гласных или согласных) Б) это обобщенное представление о звуке, общее, абстрактное понятие, не обозначающее никакой конкретно звук. (фонему нельзя произнести. А звук — реально произносимый, конкретная звуковая единица) 6. Какие цвета используются для обозначения звуков? (красный — гласный, синий — согласный, зеленый — мягкий согласный) 7. Что значит «открытый слог» и «закрытый слог»? 8. Что значит «Выделять звук на фоне слова»? (услышать звук в звучащем слове) 9. Что значит «Определить место звука в слове»? ( в начале слова, в середине или в конце) 10. Что значит « вуковой анализ слова»? (воспитатель произносит слово. Ребенок должен определеить, сколько звуков в этом слове, назвать их по порядку, дать характеристику каждому звуку) 11. Что значит «Дать полную характеристику звуку»? (гласный — согласный; глухой-звонкий; твердый — мягкий).) | Слайды с вопросами и ответами | ||||||||||||||
4. Система работы по подготовке к обучению грамоте. Остановимся подробно на понятии «Звуковая культура речи». Еще раз вспомним, что ЗКР — является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и пр. ЗКР — база, на которой основывается обучение грамота. - это и есть подготовка к обучению грамоте. - это добукварный период. Без развития ЗКР нельзя правильно обучить грамоте. Т.к., в соответствии с ФОП ДО подготовка к обучению грамоте и обучение грамоте начинаются с младшей группы, то вся система работы строится следующим образом: - младшая группа — только развитие ЗКР; - средняя группа — развитие ЗКР + звуковой анализ и синтез - старшая и подготовительная группы — развитие ЗКР + обучение грамоте. | |||||||||||||||
5. Программы Нищевой Н.В. Программы Нищевой Н.В. для дошкольников по подготовке к обучению грамоте построены именно по такой системе. Первая программа Н.В. Нищевой - парциальная программа «Обучение грамоте дошкольников». Эта программа парциальная, была разработана несколько лет назад для старших и подготовительных групп. Т. к. эта программа для старшей и подготовительной групп, то занятия по этой программе включают и развитие ЗКР (т. е. освоение детьми базы основ подготовки к обучению грамоте), и обучение грамоте. После издания ФОП ДО автором в 2023г. году была разработана новая программа по подготовке к обучению грамоте для общеразвивающих групп, начиная с младшей группы - «Звуковая культура речи и подготовка к обучению грамоте в общеразвивающих группах ДОО на основе ФОП ДО». К каждой программе разработан свой комплект УМК: 1) парциальная программа «Обучение грамоте дошкольников». - сама программа, которая содержит подробные конспекты занятий; - «Мой букварь» - который должен быть у каждого ребенка и воспитателя; - рабочие тетради, которые должны быть у каждого ребенка; - прописи для каждого ребенка; - картотека предметных картинок (4 выпуска); - дополнительные книги для воспитателя («Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза», «Грамотейка», «Различайка», «Читайка») Пособия: - «Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников» - Играйка. Грамотейка. - Играйка. Различайка. - Играйка. Читайка. содержат игры и упражнения на развитие фонематических процессов, звукового анализа и синтеза и дидактический материал к этим играм (карточки, картинки). Материал этих пособий можно использовать дополнительно на обычных занятиях по развитию речи, в работе с детьми помимо занятий, рекомендовать для работы дома. 2) «Звуковая культура речи и подготовка к обучению грамоте в общеразвивающих группах ДОО на основе ФОП ДО». - сама программа — содержит методические рекомендации для воспитателей, которые нужно обязательно изучить, и конспекты занятий для всех групп; - «Домашний букварь» - должен быть у каждого ребенка в старшей и подготовительной группах; - домашние прописи (для старшей и подготовительной групп) - для каждого ребенка; - карманная азбука (набор образных картинок к каждой букве с каким-то стишком, который приводится в конспекте занятия при знакомстве с буквой); - разрезная азбука — в помощь воспитателю; - дополнительные пособия:
Начинать работать по программе «Звуковая культура речи и подготовка к обучению грамоте в общеразвивающих группах ДОО на основе ФОП ДО» нужно именно с младшей группы. Если работа по обучению грамоте начинается со старшей или подготовительной группы, то нужно работать по программе «Обучение грамоте дошкольников». | Слайды: Фото программ УМК. Файлы PDF (демонстрация пособий) | ||||||||||||||
6. Содержание работы по программе «Звуковая культура речи и подготовка к обучению грамоте в общеразвивающих группах ДОО на основе ФОП ДО» Итак, познакомимся более подробно с содержанием программы «Звуковая культура речи и подготовка к обучению грамоте в общеразвивающих группах ДОО на основе ФОП ДО» в каждой группе. Младшая группа (дети 3-4 лет) Всего 10 занятий в год, т. е. 1 занятие в месяц. Главная задача — научить детей слышать звук, правильно произносить, правильно ставить язык, зубы, раскрывать рот. 1-4 занятие — просто практическое знакомство детей со звуками вообще — чтобы они поняли, что значит «звук», «слышать звук», что звуки бывают разные. Ознакомление происходит на материале звуков природы, животных. С 5 занятия дети начинают подробно знакомиться со звуками русского языка. Но только со звуками — без букв. Не вводятся понятия гласный и согласный звук, но подводят к этому: обращаем внимание, что а,о и др. гласные — их можно петь, рот открывается свободно, а другие звуки (согласные) нельзя петь и тянуть Всего в младшей группе подробно познакомятся со звуками: а,у,о,и,ы,э,б,м,т,х Средняя группа Всего 20 занятий в год, т. е. 2 раза в месяц. Основные задачи в средней группе: - формирование правильного звукопроизношения; - выработка четкой дикции; - развитие интонационной стороны речи; - воспитание выразительности речи. Также изучаются только звуки, без букв. Не вводятся понятия гласный-согласный, глухой-звонкий, твердый-мягкий, но детей подводят к этим понятиям: учат практически слышать разницу и чувствовать разницу при произношении разных звуков (глухих-звонких, твердых-мягких, согласных-гласных) Занятия сразу начинаются с ознакомления с новым звуком. Те звуки, которые изучили в младшей группе, не повторяются. Но на знакомство с одним звуком может быть 2-4 занятия. Это зависит от трудности звука. Всего в средней гр. изучат звуки: б,н,д,в,с,з,ц,ш,ж,ч,щ. Старшая группа Всего 19 занятий в год, т. е. 1 занятие в 2 недели. Старшая группа — самое насыщенное содержание, которое должны пройти за год. Вводятся понятия гласный и согласный звуки, затем разные виды согласных (звонкие…) Начинается знакомство с буквой как с символом звука. Начинается работа с букварем. Вся работа в старшей группе опирается на пройденную в младшей и средней группе базу. 1ое занятие — вспоминают то, что знают о гласных звуках и вводится понятие «гласный звук». 2ое занятие — аналогично про согласные. Здесь дети уже уверенно должны слышать и дифференцировать звуки, слышать их в начале и в конце слова. С 3го занятия начинается знакомство с буквой А и обозначаемым буквой звуком. За старшую группу пройдут буквы и звуки: а, м, у, н, и, п, о, т, к, в, ф, х, б, д, г, ы, э — именно в такой последовательности. На знакомство с каждой буквой отводится 1 занятие. Подготовительная группа Всего 20 занятий в год, т. е. 1 раз в 2 недели. 2 первых и 2 последних занятия — повторение пройденного. Т.е. на изучение новых букв — 16 занятий. Пройдут буквы и звуки: й, с, з, ш, ж, е, ё, ю, я, л, р, ц, ч, щ, ь, ъ — именно в такой последовательности. По содержанию и структуре занятия не отличаются от старшей группы: Структура занятия 1. Развитие слухового восприятия и фонематического слуха. (Работа по узнаванию определенного звука). 2. Уточнение произношения данного звука. (Работа по произношению отдельного звука, слогов с этим звуком. Называются слова с этим звуком). 3. Чистоговорки, потешки, речевые игры на данный звук. Структура занятий практически одинаковая во всех группах. Могут быть небольшие отличия из-за увеличивающегося объема и сложности материала. Структуру занятия нарушать нельзя. Нельзя менять порядок заданий, исключать какой-то этап в целях экономии времени. На занятиях не нужно требовать полных и развернутых ответов детей, т. к. на этих занятиях стоят другие задачи. | Слайды: количество часов, основные задачи. Копии некоторых конспектов занятий. | ||||||||||||||
7. Основные правила, которые нужно соблюдать при обучении грамоте дошкольников. 1) Буквы называем как звуки. С правильным названием букв (эл, эм и т. д.) можно познакомить только тогда, когда будут изучены абсолютно ВСЕ буквы. Но это не обязательно. 2) Нельзя приступать к изучению буквы и звука, если в группе есть дети, которые не произносят правильно этот звук. Программа построена так, что звуки, трудные для четкого проговаривания, изучаются в конце. Сначала идет знакомство с буквами и звуками, легко произносимыми. Но, если в группе есть ребенок, который не выговаривает звук, к которому подошли, то этот звук пропускаем - иначе у такого ребенка при освоении письма в школе разовьются нарушения письменной речи. Например: ребенок не выговаривает [р] и вместо него говорит [в]. Если изучить букву «р» и звук, то у этого ребенка, в его слышании и понимании, будет 2 буквы «в»: «в» и «р» как «в». Следовательно, писать он будет не «корова», а «ковова» и не сможет понять, что здесь неправильно. Если по причине непроговаривания какими-то детьми некоторых звуков эти буквы останутся неизученными, это допустимо. Т. к. дети к этому времени все равно научатся слышать и дифференцировать звуки, а также читать слоги и простые слова с уже изученными буквами. 3) Дошкольников не знакомят с йотированными звуками. Если по конспектам дошли до йотированных букв (я, е, ё, ю), то знакомим только с буквами. Со звуками, которые обозначают эти буквы, не знакомим. 4) Для звукового анализа нельзя давать слова с йотированными звуками и слова, написание и произношение которых различаются. Например: яблоко, носорог, ухо и др. 5) Не нужно приступать к изучению новой буквы пока не убедитесь, что все дети усвоили материал предыдущего занятия по знакомству с предыдущей буквой. 6) Изучение новой буквы обязательно должно включать чтение слогов с этой буквой. Когда дети начнут читать слова и первые предложения, обязательно нужно проводить полноценную работу над развитием осознанного чтения — т. е. дети должны понимать, что они прочитали. Поэтому, после прочтения детьми предложения обязательно нужно проводить работу — вопросы по прочитанному. Дети должны суметь объяснить, что означает прочитанное слово, о чем они прочитали, соотнести прочитанное слово с картинкой. | Слайд. Памятки для воспитателей. | ||||||||||||||
8. Педагогические приемы, используемые на занятиях по обучению грамоте 1. Чтобы не было хоровых ответов при выполнении фонематических упражнений Поднять флажок (листок и т. п.) синего (красного) цвета, когда услышите слово со звуком... 2. Как объяснить ребенку, когда нужно выделить заданный звук в слове - «Потяни звук». Например: в слове «мак» нужно выделить [м] : произнеси слово «мак» и потяни звук [м]. 3. Как объяснить разницу между гласными и согласными Когда рот открыт и нет препятствий в виде зубов, губ, языка, то это гласный звук. При произнесении согласных воздуху постоянно что-то мешает легко выпрыгнуть изо рта: то зубы, то губы, а звук М вообще выходит через нос. Можно дать детям зеркальца – пусть сравнивают, как ведет себя ротик, когда он по очереди произносит гласные и согласные звуки. Расскажите сказку: «Ротик – это домик, в котором есть и дверки, и пол, и потолок. Жили в этом домике гласные звуки счастливо и весело – могли легко выбегать на улицу гулять и никто им не мешал». Произнесите все гласные – покажите, что ротик действительно открыт, язычок лежит спокойно, а воздух выходит беспрепятственно. «Но однажды поселился в этом домике злой змей и не стал выпускать звуки на улицу. То сбоку их прижмет, то зубки закроет». Произнесите согласные. «Но согласные звуки были умные и придумали они как змея обхитрить. Стали они с гласными звуками за ручки держаться и вместе пробегать мимо змея. Попробуй». Ребенок должен заметить, что при произнесении открытых слогов воздух выходит свободно. «Так, с тех пор стали звуки жить дружно и змея не боялись». 4. Как научить определять количество слогов в слове - Количество слогов в слове равно количеству гласных в слове. - Ладонь тыльной стороной вверх горизонтально поднести чуть ниже подбородка. Произнести слово, широко открывая рот. Сколько раз подбородок опустился и коснулся ладони? 5. Как научить слитно читать слоги и соединять звуки - Для этого предложите ему интересный образ. Это могут быть два кубика LEGO, которые плотно соединились, и их не нужно разъединять. Или две буквы-подружки. Главное, донести мысль – что одна буква тянется к другой (бежит или едет), и к первому звуку плавно присоединяется второй. Ребенок должен понять, что первая буква бежит ко второй, и в итоге обе произносятся слитно, вместе, неотрывно друг от друга. Например: Первая буква слога (например -«М» ) бежит ко второй букве (например -«а»). Получается: «м-м-м-ма-а-а-а-а» - «м-м-м-ма-а-а-а-а». - Методика «бегущего человечка» Н.С. Жуковой: указываем карандашом первую букву, передвигаем карандаш ко второй букве, и предлагаем ребенку соединить их дорожкой: «Тяни первую букву до тех пор, пока ты с человечком не добежишь по дорожке до второй буквы». 6. Правила выполнения артикуляционной гимнастики 1) обязательно детям нужно правильно сесть: - ровная спина прижата к спинке стула - ноги стоят на полу - руки лежат на коленях. 2) После каждого упражнения нужно сглотнуть слюну. | Памятки для воспитателей | ||||||||||||||
9. Итог При помощи бросания кубика Блума каждый педагог задает группе уточняющий вопрос по теме семинара. | Кубик Блума |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые упражнения для подготовки к обучению грамоте дошкольников с нарушением зрения
Развитие зрительного восприятия, оптико-пространственных представлений и предупреждения нарушений письменной речи у дошкольников с нарушениями зрения.Данная разработка может быть использована на...

План проведения семинара-практикума по подготовке к обучению грамоте дошкольников.
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах подготовки дошкольников к обучению в школе, упражнение в умении общаться и вырабатывать единое мнение в коллективе или в микрог...

Методическая разработка по теме: "Особенности подготовки к обучению грамоте дошкольников с ЗПР"
Вопросы подготовки воспитанников детских садов к обучению в школе приобретают все большее значение в...

"Роль специальных символов Т. А. Ткаченко при подготовке к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи"
Статья рассказывает о системе зрительных и жестовых символов, применяемой на занятиях по формированию фонетической стороны речи...
Система работы по подготовке к обучению грамоте дошкольников 5-7 лет с общим недоразвитием речи третьего уровня в условиях логопедической группы дошкольного учреждения.
В статье описан опыт работы автора по подготовке дошкольников старшего дошкольного возраста с ОНР третьего уровня к обучению грамоте....

Подготовка к обучению грамоте дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи в рамках преемственности программ дошкольного и начального общего образования.
Раскрыта проблема преемственности дошкольного и начального школьного образования. Описана система работы учителя-логопеда в рамках предшкольного образования детей с тяжёлыми нарушениями речи и подгото...

«Использование игровых технологий в коррекционной работе учителя-логопеда и воспитателя по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста с ФФНР и в подготовке их к обучению грамоте».
совместной работы логопеда и воспитателя в условиях реализации образовательной области «Речевое развитие»-это создание оптимальных условий, способствующих коррекции и полному раскрытию пот...