Подготовка к обучению грамоте дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи в рамках преемственности программ дошкольного и начального общего образования.
статья по логопедии

Кобзарь Наталия Юрьевна

Раскрыта проблема преемственности дошкольного и начального школьного образования. Описана система работы учителя-логопеда в рамках предшкольного образования детей с тяжёлыми нарушениями речи и подготовки  их к обучению грамоте. 

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_gramota.docx29.51 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка к обучению грамоте дошкольников

с тяжёлыми нарушениями речи в рамках преемственности программ дошкольного и начального общего образования.

Наталия Юрьевна Кобзарь,

учитель-логопед,

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 43 Пушкинского района

 

«Научить пользоваться тем инструментом, без которого ему с каждым годом все труднее и труднее овладевать знаниями, без которого он становится неуспевающим и неспособным». 

В.А. Сухомлинский

С введением Государственного образовательного стандарта дошкольное образование является первой ступенью общего образования человека, и направлено обеспечить качественное дошкольное образование для каждого ребёнка (см. Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17.10.2013 года, Общие положения, пункт 1.5).

Одной из задач Государственного стандарта является обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования. Преемственность - это согласованность всех компонентов системы образования: целей, задач, содержания,  методов, средств, форм организации воспитания и обучения детей (см. Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17.10.2013 года, Общие положения, пункт 1.6).

Сотрудники института возрастной физиологии РАО много лет изучали показатели готовности детей к школе, их успешной адаптации и возможных трудностей в обучении. Важнейшими составляющими общей готовности ребёнка к школе,  по мнению ученых, являются:

  • уровень речевого развития: сформированность звукопроизношения и фонематических процессов, лексико-грамматического строя и связной речи;
  • способность владеть навыками синтеза, анализа, обобщения;
  • хорошо развитым произвольным вниманием, памятью и самоконтролем, а так же моторики.

В последние годы значительно увеличилось количество школьников, не справляющихся с программой начальной школы. К числу таких учеников можно отнести детей с тяжелыми нарушениями речи.

Волкова Л.С. отмечает, что эти дети имеют неполноценную речевую деятельность, проявляющаяся во всех компонентах, которые откладывают отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Дети забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий, у них снижена вербальная память, хотя относительно сохранна смысловая и логическая память. Так же отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности при его распределении, низкая активность понимания с ограниченными возможностями познавательной деятельности. Наряду с общей соматической ослабленностью, детям с тяжёлыми нарушениями речи присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы. [1,  с. 615].  

Проблема преемственности, а так же предшкольного образования детей с тяжёлыми нарушениями речи и подготовки  их к обучению грамоте является актуальной, так как дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития детей, а так же коррекции речевых нарушений.

Нами разработана система работы в рамках данной проблемы, где огромная роль отводится учителю – логопеду, который определяет цель и задачи, приоритетные направления и формы  коррекционно – развивающей деятельности. С учётом индивидуальных особенностей дошкольников создаются условия и развивающая среда, позволяющая успешной совместной деятельности учителя-логопеда с ребёнком-логопатом.

Цель системы - коррекция речевых нарушений и обеспечение детям с тяжёлыми нарушениями речи равных возможностей для последующего обучения в начальной школе.

Для достижения поставленной цели работаем в режиме «обходного пути», координируя функциональные расстройства путем использования современных технологий общения, ориентированных на раскрытие  сохранных возможностей и способностей ребенка через побуждение его к деятельности, связанной с его потребностями (мотивы).

Основными линиями нашей системы являются:

  • коррекция нарушений звукопроизношения;
  • развитие фонематических процессов и овладение  элементами грамоты;
  • расширение активного, пассивного словаря, грамматического строя  и связной речи;
  • развитие умений слушания и говорения;  
  • формирование чувства языка, профилактика нарушений письма и чтения;
  • формирование мотивации к обучению.

Важное направление в данной системе – это работа по подготовке к обучению грамоте детей с тяжёлыми нарушениями речи, которая определена двумя периодами и на протяжении каждого периода решаются определённые задачи:

  1. Подготовительный период  (1 год обучения – старшая группа)

Задачи:         

  1. Стимулировать развитие  ВПФ на основе работы участников  коррекционно-педагогического процесса.
  2. Развить слуховое  восприятие,  внимание и память, как основу для подготовки к обучению грамоте.
  3. Познакомить с органами артикуляции и способами произнесения звуков и их условными обозначениями. Поставить и закрепить правильное произношение звуков.
  4. Учить слышать отдельные звуки в составе слова, определять их положение в слове и дифференцировать звуки по их характеристикам, употреблять в речи термины – «звук», «слог», «слово», «предложение», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук».
  5. Развить общую и мелкую моторику, конструктивный праксис.
  6. Пропагандировать среди родителей идеи коррекционно – развивающего образования и обеспечить их активное сотрудничество в рамках предшкольного образования детей.

II. Букварный период  (2 год обучения – подготовительная группа)

Задачи:     

  1. Стимулировать развитие  ВПФ на основе работы участников  коррекционно-педагогического процесса.
  2. Учить  выявлять различия в звуковом составе слов; слоговому анализу  и синтезу с использованием схем; составлять слова из звуков и слогов.
  3. Учить употреблять термины: «глухой звук», «звонкий звук», «ударный гласный звук».
  4. Познакомить с буквами, упражнять в дифференцировке понятий «звук» и «буква». Воспитывать навык читать отдельные слова.
  5. Развить общую и мелкую моторику, конструктивный праксис.
  6. Пропагандировать среди родителей идеи коррекционно – развивающего образования и обеспечить их активное сотрудничество в рамках предшкольного образования детей.

Такая система работы позволила нам выйти на конечный результат, который может быть представлен ввиде модели выпускника логопедической группы:

  1. Максимально скорректированы речевые нарушения и раскрыт индивидуальный  потенциал ребенка  с тяжёлыми нарушениями речи.  
  2. Ребенок умеет оперировать единицами языка: звук, слог, слово, предложение, внимателен  к собственной речи и речи окружающих.
  3. Ребенок владеет речевой коммуникацией, умеет  сотрудничать со взрослыми и сверстниками, у него сформирована линия  произвольного поведения.
  4. У ребенка сформирована мотивационная готовность к школьному обучению.

        Таким образом, система работы учителя-логопеда с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи,  может рассматриваться, как связующее звено в преемственности между школой и детским садом, потому что созданные нами условия и развивающая среда, позволяют каждому ребенку, посещающему логопедическую группу, развиваться в соответствие со своими индивидуальными и  возрастными особенностями.

Положительным результатом работы по данной системе, мы считаем успешное обучение в начальной школе наших выпускников.

  1. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 216 с.
  2. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. -  М.: Просвещение, 1982. - 206 с.
  3. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с. 
  4. Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17.10.2013 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение преемственности целей, задач и содержания коррекционного образования в рамках образовательных программ дошкольного и начального школьного образования.

Прежде чем начать раскрывать данную проблему, давайте сначала ответим на следующие вопросы: что такое же речевое развитие? Для чего нам так необходимо добиваться речи без речевых нарушений? В чем же з...

Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.

    Завершение дошкольного периода и поступление в школу – это   сложный и ответственный этап  в жизни ребенка. Создание условий для успешной адаптации младших школьник...

консультация для педагогов "Преемственность между дошкольным и начальным общим образованием"

Цель консультации - психологическое просвещение педагогов по вопросам преемственности между дошкольным и начальным общим образованием. На консультации педагогам предоставляется информация о преемствен...

Проблема взаимосвязи и преемственности в работе учителей-логопедов ДОУ и школы в рамках реализации ФГОС дошкольного и начального общего образования

ДОКЛАД на семинаре для учителей начальных классов общеобразовательных учреждений и работников ДОУ «Преемственность в работе ДОУ и начальной школы в условиях введения  ФГОС» в Ресурсно...

Преемственность уровней дошкольного и начального общего образования в едином образовательном учреждении.

Завершение дошкольного периода и поступление в школу – это сложный и ответственный этап в жизни ребенка. Создание условий для успешной адаптации младших школьников – наша общая задача. Под...

Художественно - эстетическое развитие детей в МАОУ СОШ № 26 "Преемственность ООП дошкольного и начального общего образования по художественно-эстетическому развитию

Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды о...