Обеспечение преемственности целей, задач и содержания коррекционного образования в рамках образовательных программ дошкольного и начального школьного образования.
статья по логопедии на тему

Альвухина Татьяна Викторовна

Прежде чем начать раскрывать данную проблему, давайте сначала ответим на следующие вопросы: что такое же речевое развитие? Для чего нам так необходимо добиваться речи без речевых нарушений? В чем же заключает работа учителя-логопеда? И, наконец, в чем же заключается взаимосвязь и преемственность дошкольного и начального общего образования?

Формирование готовности детей к обучению в школе представляет длительный и сложный процесс, целью которого является всестороннее развитие дошкольников.

Необходимо различать специальную и общую готовность ребенка к учению в школе. Специальная готовность определяется наличием у него знаний, представлений и умений, которые составляют основу изучения, прежде всего, таких школьных учебных предметов, как родной язык, математика. Общая готовность определяется его физическим и психическим развитием.

Уровень развития речевой готовности ребенка является одним из важных составляющих общей готовности к школе. И особенно это важно для детей с нарушениями речи, с которыми я и работаю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_26.03.14_alvukhina.docx22.63 КБ

Предварительный просмотр:

Обеспечение преемственности целей, задач и содержания

Коррекционного образования в  рамках образовательных программ дошкольного и начального школьного образования.

Прежде чем начать раскрывать данную проблему, давайте сначала ответим на следующие вопросы: что такое же речевое развитие? Для чего нам так необходимо добиваться речи без речевых нарушений? В чем же заключает работа учителя-логопеда? И, наконец, в чем же заключается взаимосвязь и преемственность дошкольного и начального общего образования?

Формирование готовности детей к обучению в школе представляет длительный и сложный процесс, целью которого является всестороннее развитие дошкольников.

Необходимо различать специальную и общую готовность ребенка к учению в школе. Специальная готовность определяется наличием у него знаний, представлений и умений, которые составляют основу изучения, прежде всего, таких школьных учебных предметов, как родной язык, математика. Общая готовность определяется его физическим и психическим развитием.

Уровень развития речевой готовности ребенка является одним из важных составляющих общей готовности к школе. И особенно это важно для детей с нарушениями речи, с которыми я и работаю.

 Проблемы интегрированного обучения детей с речевыми нарушениями освещаются недостаточно. Часть выпускников логопедических детских садов, интегрированных в массовую школу, испытывают значительные трудности в овладении процессами чтения и письма. Кроме того, дефицит концентрации памяти и внимания, низкая работоспособность, быстрая утомляемость затрудняют обучение по основным предметам. Поэтому, проблема подготовки к интегрированному обучению детей с речевыми нарушениями в условиях логопедического детского сада занимает одно из важнейших мест в современной логопедии, а содержание понятия “готовности к школьному обучению” является одним из актуальных.

Группы для детей с  нарушением речи функционируют в нашем дошкольном учреждении с 2001года.

Клиническая и психолого-педагогическая характеристики детей, получающих логопедическую помощь, весьма вариативны. Речь идет о детях, имеющих, как не резко, так и явно выраженную неврологическую симптоматику (при заикании, дизартрии, ринолалии), нарушения двигательной сферы (общей, мелкой, артикуляционной моторики), недостаточность высших психических функций (внимания, восприятия, памяти и т.д.).

Организация коррекционного процесса строится согласно имеющимся нормативно-правовым документам в области образования и Основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №51», в основу которой положены:

  • Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
  • Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития у детей Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Т.В.Туманова.
  • Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей. Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина.
  • Рабочая программа учителя-логопеда «В царстве звуков».

В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273  « … содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида». В связи с этим,  для получения общего образования детьми с ОВЗ в нашем дошкольном учреждении, ПМПк ДОУ начал работу по составлению соответствующей адаптированной основной общеобразовательной программы (отдельным документам) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей.  Первый этап данной работы заключается в проведении мониторинга материально-технических условий реализации адаптированной образовательной программы:

- средства воспитания и обучения в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;

- оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной среды;

- материально-техническое обеспечение программы (учебно-методической комплект, оборудование, оснащение).

Основной документ, который содержит гигиенические требования к организации данной работы  – это новые «Санитарно-эпидемиологические правила, нормативы   и требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 (далее – СанПиН 2.4.1.3049-13; начало действия документа – 30.07.2013),  в которых говорится: «Образовательная организация должна создать условия для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей – инвалидов в случае их пребывания   в учреждении…».  Нормы СанПиН 2.4.1.3049-13 распространяются на все дошкольные учреждения, независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности.  

На основании этих документов в логопедических группах предусматривается четкая организация всего коррекционного процесса. Она обеспечивается:

- своевременным обследованием детей;

- рациональным составлением расписания НОД;

- планированием индивидуальной работы с каждым ребенком;

- оснащением процесса необходимым оборудованием и наглядными пособиями;

- совместной работой логопеда с воспитателями групп и родителями воспитанников.

Общая цель коррекционно-развивающей работы – освоение детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормативами. Основными задачами коррекционно-развивающего обучения в логопедических группах дошкольного образовательного учреждения являются:

  • Укрепление и развитие здоровья детей.
  • Обеспечение гибкости и пластичности общей системы педагогических воздействий в соответствии с изменяющимися возможностями детей.
  • Индивидуализация и дифференциация педагогических методов, приемов и средств, применительно к каждому конкретному ребенку.
  • Развитие познавательных интересов, познавательной активности в освоении окружающей действительности

Для решения поставленных задач в нашем ДОУ создано единое коррекционно-образовательное пространство, в центре которого – ребенок. Учитель-логопед является основным звеном, которое  регулирует отношения участников коррекционно-образовательного пространства.

Устранение дефектов речи невозможно без специальной коррекционной работы, которая предполагает развитие разных компонентов речи: звукопроизношения, обогащения словаря, грамматического строя речи, умения говорить выразительно, способности связно выстраивать речь. Все это мы развиваем на занятиях по обучению детей грамоте, развитию речи,  а также на занятиях познавательных и художественно-эстетических. Все занятия способствуют накоплению и обогащению словарного запаса детей,  развитию связной монологической и диалогической  речи, у детей формируются способности осуществлять мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщении. В зависимости от возраста и уровня речевого развития каждый ребенок посещает от 5 до 9 различных логопедических занятий в неделю: индивидуальные, подгрупповые, фронтальные.  

Таким образом, дети, поступающие в группы с речевыми нарушениями,  усваивают объем основных знаний, умений и навыков, который необходим для успешного обучения в общеобразовательной школе.

Мы  поддерживаем тесный контакт с  учителями начальных классов СОШ №8.   Ежегодно   нами   проводятся   различные мероприятия   по преемственности:

  • Обследование выпускников логопедических групп с использованием речевой диагностики Т.А. Фотековой, заполнение «карточки по выпуску»  (в условиях детского сада);
  • Индивидуальное и групповое консультирование родителей по результатам речевого обследования и готовности ребенка к школе;
  • Посещение итоговых логопедических и комплексных занятий, выпускных праздников для воспитанников логопедических групп детского сада родителями, учителями начальных классов;
  • Выступление   на   родительском   собрании  учителей начальных классов  по  теме  «Речевая   подготовка  ребёнка  к  школе»  (в условиях  школы).
  • Ознакомление родителей с  «Методическими рекомендациями по подготовке к школьному обучению» (оформление стендов).
  • Обсуждение с учителями начальных классов основных направлений коррекционной работы с выпускниками, которые нуждаются в продолжение коррекционных занятий, уточнений индивидуальных и психологических особенностей этих детей.

Совместная работа приводит к положительным результатам:

  • Так как дети знакомятся с учителями начальных классов до поступления в школу, знакомятся  с  общими представлениями  о жизни школы, мы наблюдаем более мягкое прохождение периода адаптации у ребенка в первом классе;
  • Мотивация детей на дальнейшее школьное обучение приводит к более  успешному выполнению работ по постановке звуков  и коррекции речи в стенах ДОУ;
  • Своевременное выявление детей с нарушениями речи в дошкольном возрасте обеспечивает максимальный охват детей, нуждающихся в помощи логопеда;
  • Тесная взаимосвязь с учителями начальных классов дает возможность отслеживания результатов обучения бывших воспитанников логопедических групп, в школе в течение четырех лет с целью совершенствования коррекционной работы.

Например, за период 2011 – 2013 г. выпущено  35 воспитанников  из групп для детей с нарушением речи:

- 1 ребенок продолжил обучение в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

- 5 детей успешно проходят обучение в гимназиях и лицеях города.

- 29 детей являются учениками СОШ №8. Так как в школе нет учителей-логопедов, к сожалению, мы не можем предоставить конкретные данные по выявлению дальнейших логопедических трудностей данного контингента детей. Мы можем лишь проанализировать их успеваемость  по основным предметам. Около 64% наших выпускников усваивают общеобразовательную программу начальной школы на оценки «4», «5», некоторые дети успешно занимаются в школьном театральном кружке,   и около 36% детей  - имеют удовлетворительные оценки. То есть, у некоторых наших детей возникают сложности в усвоении общеобразовательной программы начальной школы и существует необходимость продолжения логопедической коррекции.

Учителя начальных классов  так же указывают на неохваченность значительной части детей целенаправленной дошкольной подготовкой в логопедическом плане, что приводит к резкому снижению успеваемости.

Проанализировав данную ситуацию, мы пришли к выводу о неосведомленности родителей в вопросе оказания коррекционной помощи детям с ОВЗ. Родители либо не знают о проблемах своих детей, либо не владеют информацией о том, где и как получить необходимую помощь.  И это действительно так. В настоящее время, все группы компенсирующей направленности (для детей с нарушением ОДА, зрения, речи) комплектуются по направлениям ПМПК. Работа ПМПК по обследованию детей осуществляется в апреле-мае по запросу родителей. В лучшей ситуации находятся родители, дети которых посещают детские сады комбинированного вида, где работают специалисты. Именно они выявляют детей с ОВЗ и направляют детей на ПМПК. Родителям детей, посещающих обычные дошкольные учреждения, приходится самостоятельно выявлять проблемы своего ребенка, отслеживать начало работы ПМПК и записывать ребенка на проведение обследования, собирать необходимый пакет документов и по результатам обследования переводить ребенка в специализированный детский сад или искать альтернативную помощь (ДОЦ, частные специалисты и иное). К сожалению, таких родителей очень мало.

Выход из данной ситуации можно найти в создании сетевого взаимодействия между образовательными учреждениями отдельного микрорайона. Своевременное выявление детей с ОВЗ, оказание  консультативной помощи специалистов  родителям в  воспитании детей, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития  позволит обеспечить равные возможности для полноценного развития каждого ребенка.

Таким образом, проблема преемственности в работе детского сада и школы продолжает оставаться актуальной, и для ее разрешения необходимо продолжать тесное сотрудничество в  педагогическом сообществе детских садов и школ.