«ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ»
статья (подготовительная группа)

Аннотация.  В статье раскрываются особенности преемственности дошкольного и начального школьного образования на примере  АНО СОШ «Баярд» и АНО ДО «Берлек».

Abstract.  Annotations:this article depicts the peculiarities of preschool and primary school education based on examples of ANO SOSH(autonomous non-profit organization  secondary school) Bayard and ANO DO (autonomous non-profit organization of preschool organization) Berlek.

Ключевые слова: дошкольная образовательная организация, начальное школьное образование, преемственность.

Кeywords: organization  secondary school, preschool organization, succession.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon petrova_statya.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

 УДК: 37

«ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ К  ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ»

        

«THE SUCCESSION OF PRESCHOOL AND PRIMARY SCHOOL EDUCATION, AS A FACTOR OF PRESCHOOLERS' SUCCESSFUL ADAPTATION FOR THE FURTHER EDUCATION»

 Петрова С.Е., воспитатель АНО ДО «Берлек»,

Петрова Т.Н., воспитатель АНО ДО «Берлек»

г.Уфа

Аннотация.  В статье раскрываются особенности преемственности дошкольного и начального школьного образования на примере  АНО СОШ «Баярд» и АНО ДО «Берлек».

Abstract.  Annotations:this article depicts the peculiarities of preschool and primary school education based on examples of ANO SOSH(autonomous non-profit organization  secondary school) Bayard and ANO DO (autonomous non-profit organization of preschool organization) Berlek.

Ключевые слова: дошкольная образовательная организация, начальное школьное образование, преемственность.

Кeywords: organization  secondary school, preschool organization, succession.

"Школа не должна вносить резкого

перелома в жизнь. Став учеником, ребенок

продолжает делать сегодня то, что делал

вчера. Пусть новое появляется в его жизни

постепенно и не ошеломляет лавиной

впечатлений”

(В. А. Сухомлинский).

Введение Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования – важный этап преемственности детского сада и школы.

Детский сад и школа– два смежных звена в системе образования.

По определению Д. Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая “детством”. Он считал, что дети 3 – 10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином образовательном пространстве. Следовательно, проблема преемственности в образовании не нова.

Период перехода от дошкольного к школьному детству - наиболее сложный и уязвимый.  В настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.

От того, с какими чувствами ребенок впервые переступит порог школы, во многом зависит его успешность в обучении.

Наш детский сад АНО ДО «Берлек»  и АНО СОШ «Баярд» сосуществуют в едином как территориальном, так и образовательном пространстве, поэтому работу по преемственности со школой мы ведем уже не первый год. Детский сад и школу объединяют не только общие помещения, но и педагогический коллектив.

Свою работу  мы начали с создания творческой группы, сформированной  из учителей начальной  школы, психологов школы и детского сада, старшего воспитателя, для выработки проекта договора о сотрудничестве между АНО ДО «Берлек» и АНО СОШ «Баярд». В договоре  определили цели и задачи преемственности, разработали направления и формы работы. Были выбраны три направления: работа с педагогическим коллективом, работа с детьми и  работа с родителями.

Методическая работа с коллективом включала в себя ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику ДОО, разработку “психологического портрета будущего первоклассника”, поиск новых образовательных технологий в преемственности ДОО и школы и др. Было проведено совместное методическое объединение.

Для ознакомления с методами и приемами обучения детей, как в детском саду, так и в школе,  организовано взаимопосещение занятий и уроков, анализ которых помогает  более творческому взаимодействию педагогов. У воспитателей есть возможность видеть, как их выпускники адаптировались в школе, как ведут себя на занятиях, знакомятся с требованиями, предъявляемыми к ученикам, и понимают  на что следует обратить внимание при подготовке детей к школе. Учитель, в свою очередь, наблюдая за работой детей, замечает способности ребенка, какие знания и навыки он приобретает. А приглашение будущего учителя на выпускной вечер в подготовительной к школе группе приносит радость, как детям, так и взрослым.

Единое образовательное пространство способствует тесному сотрудничеству школьного психолога и психолога ДОО, что позволяет им совместно разрабатывать диагностические тесты, обсуждать результаты, отслеживать их в динамике. Так как дети подготовительной к школе группы практически единым коллективом переходят в 1 класс начальной школы. Сформированность детского коллектива во многом облегчает процесс адаптации к школе. Режим дня в 1 классе максимально приближен к режиму дня в детском саду: присутствуют  как прогулки, так и наличие дневного сна. Таким образом  осуществляется организация естественного и плавного перехода от дошкольного к начальному школьному образованию.

Приведем  сравнительную диагностику сформированности коммуникативных универсальных учебных действий учащихся первых классов. [приложение 1]. В диагностике приняли участие дети 1А класса (выпускники АНО ДО «Берлек») и 1Б класса (дети, пришедшие из  разных детских садов). Результат: 45% обучающихся 1А класса и 29% 1Б класса на момент обследования показали высокий уровень развития коммуникативных действий. На основании чего мы можем прогнозировать более легкую адаптацию  или сокращение сроков адаптации к школьному обучению учеников 1А класса.

В свою очередь,  ознакомление самих дошкольников со школой (экскурсия по школе, в класс, школьную библиотеку и столовую), учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться. Начиная уже с младшей группы, наши дети знают, какой учитель будет учить их в школе! С первого дня посещения детского сада они общаются с учениками, как младших, так и старших классов, участвуют в школьных мероприятиях, таких как «День Знаний», «Последний звонок», «Посвящение в первоклассники» и т.д. А участие школьников в утренниках способствует более бережному отношению к малышам.

В успешной адаптации ребенка к школе заинтересованы не только педагоги, но и родители будущих первоклассников. Зачастую они имеют завышенные требования к интеллектуальной готовности ребенка к школе, упуская эмоциональную и психологическую. Повышение педагогической компетенции родителей – задача всего педагогического коллектива!  Педагог - психолог ДОО знакомит их с критериями готовности детей к школьному обучению,  проводит анкетирования родителей «Индивидуальные особенности Вашего ребенка», тестирование детей по определению  «школьной зрелости» в подготовительной к школе группе, консультации и советы родителям «Готов ли Ваш ребенок к обучению в школе». Воспитателями ДОО проводятся открытые занятия для родителей, где они могут посмотреть, чему дети научились в детском саду.

Перед началом подготовки в школе проходит родительское собрание с участием будущего учителя 1 класса, воспитателя подготовительной к школе группы, школьного психолога и психолога ДОО, логопеда и медицинского работника.

Только согласованная работа детского сада и школы позволяет оценить адаптацию наших выпускников, обсудить каждого ребёнка, помочь ему, основываясь на данных наблюдений, проведённых за ним. У воспитателей есть уникальная возможность следить за учёбой своих воспитанников и вносить коррективы в свою педагогическую деятельность по подготовке к школе; учителя ближе знакомятся с будущими первоклассниками, системой работы воспитателя, родителями. Именно заинтересованность всех сторон позволяет по-настоящему решить проблемы преемственности дошкольного и начального образования, обеспечить успешный переход ребенка из детского сада в начальную школу.

Приложение 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

преемственность дошкольного и начального школьного образования

Дошкольное и начальное образование - единый развивающий мир. Еще в 70 е годы прошлого столетия выдающийся детский психолог Д.Б. Эльконин указывал на внутреннюю общность двух "формаций" эпохи детства -...

Преемственность дошкольного и начального школьного образования

Условием преемственности в методах обучения в детском саду и в школе выступает единство их направленности на личностное развитие ребенка. Основой педагогического процесса, построенного на комплексно-т...

Преемственность дошкольного и начального школьного образования.

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить эту проблему? Этот вопрос сегодня ставят перед собой педагоги и психологи образовате...

Проблема преемственности дошкольного и начального школьного образования

В статье поднимаются вопросы преемственности дошкольного и начального школьного образования, авторы рассматривают различные подходы к решению данного вопроса....

Семинар «Проблемы преемственности дошкольного и начального школьного образования в русле реализации ФГОС ДО» с участием педагогов ДОУ и педагогов начального школьного образования

Цель семинара: повысить эффектвность работы по программе «Проблемы преемственности дошкольного и начального школьного образования в русле реализации ФГОС ДО»....

Выступление на областной научно-практической конференции по преемственности дошкольного и начального школьного образования "Формирование логических приёмов мыслительной деятельности будующих школьников"

"Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребёнком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью напряжения всей активности его собственной мысли". А.С. Выготский....

Преемственность дошкольного и начального школьного образования.Проблемы реализации преемственности.

Преемственность дошкольного и начального школьного образования.Проблемы  реализации преемственности....