Выступление на областной научно-практической конференции по преемственности дошкольного и начального школьного образования "Формирование логических приёмов мыслительной деятельности будующих школьников"
методическая разработка на тему

Барышева Татьяна Михайловна

"Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребёнком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью напряжения всей активности его собственной мысли". А.С. Выготский.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_oblastnoy_konferentsii.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на областной научно - практической конференции по преемственности дошкольного и начального школьного образования

 

«Формирование логических приёмов мыслительной деятельности будущих школьников»

              «Научные  понятия  не  усваиваются    и

                                                                   не  заучиваются  ребенком, не берутся

памятью, а возникают и складываются с

                                                                    помощью напряжения всей активности

его собственной мысли»

                                                                                                            А.С. Выготский.

И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе. 

Почему же многим детям так трудно дается математика не только в начальной школе, но уже сейчас, в период подготовки к учебной деятельности?

В современных обучающих программах начальной школы важное  значение придается логической составляющей. Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи. Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, в дошкольный период, нужно готовить ребенка соответствующим образом.

Многие  полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать. Однако при обучении математике по учебникам современных развивающих систем эти умения  недолго выручают ребенка на уроках. Запас заученных знаний кончается очень быстро, и несформированность собственного умения продуктивно мыслить  приводит к появлению "проблем с математикой".

Навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте - в школе. Важнейшим является навык логического мышления, способность «действовать в уме».

Работая в подготовительной группе детского сада, сочла возможным начать процесс формирования логических приемов мышления. Основывала свой выбор по нескольким причинам:

 1.Группа детей, с которыми работаю первый год, показала свою контрастность в плане общего развития. Некоторые дети значительно опережают своих сверстников. Они любопытны, пытливы, проявляют большой интерес к новому, неизвестному, при этом обладая неплохим запасом знаний.

2. «Примерная программа образования детей старшего возраста», являющаяся основой моей педагогической деятельности, подтверждает своим содержанием востребованность опыта. Она предполагает содействие общему интеллектуальному развитию ребенка;  обеспечение готовности к обучению в школе.

3.Учитывая психологические особенности детей старшего возраста  уделила игре большую роль - роль сближения детей в работе парами, группами.

 Цель: Формирование логических приемов мыслительной деятельности.

 Задачи:

  • 1.Познакомить детей с  приемами логического  мышления.                                                                          
  • 2.Развивать речь (умение  рассуждать, доказывать), познавательные интересы, творческое воображение, смекалку, быстроту реакции.
  • 3.Закреплять умение самостоятельно делать выводы и умозаключения, добиваясь определенного результата.
  • 4.Воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенности в себе, желание придти на помощь сверстникам.

Основные направления деятельности

Работа с детьми; Работа с родителями; Работа с педагогами (презентация опыта).

Работа с детьми

              Все мы гордимся своими детьми, наблюдая за их успехами и достижениями. Однако, едва ли не половина успеха в развитии личности ребенка, его интеллекта, творческих способностей, умения общаться, развития эмоциональной сферы зависит от нас, взрослых. Как зажечь в каждом ребенке желание получать новые знания, увлечь детей игрой, совместить приятное с полезным? Какими же методами и приемами этого добиться?  В этом помогли мои педагогические идеи! Итак, в чем же их суть?

Это внедрение в образовательный процесс различных игр, игровых приемов на развитие логического мышления при обучении элементарным математическим представлениям.

Игра для  детей – серьезная форма воспитания. Когда играть с детьми? до или после занятия? А мы играем с детьми на самом занятии, обучать их в процессе игры, играя с ними.

На занятиях, дети участвуют в различных состязаниях, где объединяясь в группы, выполняют задания с использованием следующих игровых приемов в различных формах проведения: Математический аукцион, Логико-математические игры, развлечения, досуги, спектакли, ринги, КВН, лото, «Урок логики в лесной школе»,  Клуб «Эрудит».

Также средством достижения поставленной цели и задач  способствуют игры на развитие логического мышления, творческого и пространственного воображения.  Игры разделила следующим образом: Дидактические, Развивающие, Настольно-печатные, Игры на развитие пространственного воображения, Словесные игры, Интеллектуальные игры.

Дидактические игры

Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:

  • игры с цифрами и числами;
  • игры путешествие во времени;
  • игры на ориентирование в пространстве;
  • игры с геометрическими фигурами;
  • игры на логическое мышление.

Развивающие игры

Блоки ДЬЕНЕША. В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладели  различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, а также логические операции «не», «и», «или».

 Палочки Кюизенера - это универсальный дидактический материал. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план. Занимаются с ними дети индивидуально или подгруппами. Достаточно эффективно использование палочек в индивидуально - коррекционной работе с детьми, отстающими в развитии. Палочки  использую  для выполнения диагностических заданий.

Настольно - печатные игры

В группе обязательно надо иметь настольно – печатные игры, которые позволяют развивать логическое мышление, навыки счета, знакомят детей с цифрами, развивают внимание, усидчивость. К их числу относятся игры, в которых надо бросать кубик, делать ходы. Разнообразные лото помогут закрепить знания, поупражнять в классификации. С  ребятами в группе мы изготовили табличное лото. Игровые карты представляют собой таблицы, в которых по вертикали предмет, по горизонтали – геометрическая фигура.

Важно использовать и такие игры, как «Посчитай и ответь», «Веселый счет». Особое место имеют геометрические мозайки, мелкие конструкторы, головоломки, домино, шашки, пазлы.

Игры на развитие пространственного воображения

 а)Игры со строительным материалом (развивают пространственное воображение, учат детей анализировать образец постройки, чуть позже - действовать по простейшей схеме (чертежу)). В творческий процесс включаются логические операции - сравнение, синтез (воссоздание объекта).

б) Игры со счетными  палочками. (развивают не только тонкие движения рук и пространственные представления, но и творческое воображение). Во время этих игр можно развивать представления ребенка о форме, количестве, цвете.

Словесные игры

а) Загадки. Тематический подбор загадок дает возможность формировать у детей начальные логические понятия. Для этого, после отгадывания загадок, целесообразно предлагать детям задания на обобщение, например: «А как одним словом назвать лесных обитателей: зайца, ежа, лису? (звери) и т.д.

б) Пальчиковые игры. Эти игры активизируют деятельность мозга, развивают мелкую моторику рук, способствуют развитию речи и творческой деятельности. «Пальчиковые игры» - это инсценировка каких - либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «вверх», «вниз» и т.д.

Интеллектуальные игры

Кроме того, важно использовать с детьми интеллектуальными играми на развитие логического мышления: Танграм, Пифагор, Монгольская игра, Колумбово яйцо, Вьетнамская игра, Волшебный круг. Наряду с этими играми у детей развивается память, внимание, восприятие. А поощрения, похвалы, станут хорошим стимулом для работы.

Формы работы с родителями

Консультация о подборе логических игр; Совместное создание предметно-развивающей среды; Индивидуальные беседы с рекомендациями по каждому конкретному ребенку; Собрание с показом фрагментов занятий; Состязания между командами родителей и детей; Подбор и демонстрация специальной литературы, направленной на развитие логического мышления;  Подбор детских презентаций с заданиями на развитие логического мышления; Разъяснительная и образовательная работа; Анкетирование; Совместные игры.

Результативность работы

Работа по развитию мышления  на основе игр и других игровых приемов дала свой результат: дошкольники стали математически развиты. Они знакомы с приемами  логического мышления, им понятно применение частицы отрицания «не», могут установить определенную последовательность некоторых событий, делают первые шаги по высказыванию суждения, доказательства (это достаточно сложная речевая деятельность, но она очень необходима). В группе испытывается устойчивый интерес к развивающим играм. Возросла степень их активности в самостоятельной деятельности.

В результате  высокий уровень вырос с 14%  до  60%.

           Ребята стали более внимательны, научились мыслить ясно и четко. Именно в этих видах деятельности происходит интеллектуальное развитие, развитие логического мышления. Учиться детям станет  легче, а значит, школьная жизнь будет приносить радость и удовлетворение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

преемственность дошкольного и начального школьного образования

Дошкольное и начальное образование - единый развивающий мир. Еще в 70 е годы прошлого столетия выдающийся детский психолог Д.Б. Эльконин указывал на внутреннюю общность двух "формаций" эпохи детства -...

Преемственность дошкольного и начального школьного образования

Условием преемственности в методах обучения в детском саду и в школе выступает единство их направленности на личностное развитие ребенка. Основой педагогического процесса, построенного на комплексно-т...

Семинар «Проблемы преемственности дошкольного и начального школьного образования в русле реализации ФГОС ДО» с участием педагогов ДОУ и педагогов начального школьного образования

Цель семинара: повысить эффектвность работы по программе «Проблемы преемственности дошкольного и начального школьного образования в русле реализации ФГОС ДО»....

Выступление на семинаре в МАОУ «Средняя шкала №8» по преемственности дошкольного и начального школьного ступеней обучения.

Стандарт для ДОУ - это требование нового закона, в котором дошкольное образование призвано первым уровнем общего образования....

«ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ»

Аннотация.  В статье раскрываются особенности преемственности дошкольного и начального школьного образования на примере  АНО СОШ «Баярд» и АНО ДО «Берлек».Abstract....

Проектная деятельность как содержательный аспект преемственности дошкольного и начального школьного образования

Детский сад и школа. Каким должно быть взаимодействие между этими социальными институтами? И должен ли быть процесс преемственности на каждом возрастном этапе развития ребенка? Проектная деятельн...

Преемственность дошкольного и начального школьного образования.Проблемы реализации преемственности.

Преемственность дошкольного и начального школьного образования.Проблемы  реализации преемственности....