консультация для педагогов "Преемственность между дошкольным и начальным общим образованием"
консультация на тему

Денисова Виктория Викторовна

Цель консультации - психологическое просвещение педагогов по вопросам преемственности между дошкольным и начальным общим образованием. На консультации педагогам предоставляется информация о преемственности и готовности к школе, а также упражения для развития всех её компонентов и способы развития психических процессов у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preemstvennost.docx34.64 КБ
Файл preemstvennost.pptx2.93 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект консультации для педагогов ДОУ

Тема: Преемственность между дошкольным и начальным общим образованием

Цель: психологическое просвещение педагогов по вопросам преемственности между дошкольным и начальным общим образованием.

Задачи:

- информирование о понятиях «преемственность», «готовность к школьному обучению», «компоненты готовности к школе»;

- формирование знаний о том, как помочь детям сформировать предпосылки учебной деятельности.

Ход работы:

Психолог: Понятие преемственности в философском словаре обозначает непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении элементов целого при переходе к новому состоянию.

Под преемственностью понимают последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитании.

Цель преемственности – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе (слайд 2).

Во ФГОС дошкольного образования понятие «преемственность» упоминается в связи с проблемой формирования у дошкольников предпосылок учебной деятельности, опоры на целевые ориентиры дошкольного образования и результаты освоения основной образовательной программы. При этом в документе не указываются направления, пути и механизмы реализации преемственности.

Ключевым моментом в реализации преемственности является определение готовности ребёнка к обучению в школе. Это является приоритетными направлениями работы педагогов в образовательных учреждениях.

Готовность к школе - это, прежде всего психологическое, эмоциональное, нравственно-волевое развитие ребенка, сформированное желание учиться и элементы учебной деятельности (слайд 3).

Выделяют следующие компоненты готовности  ребенка к школе:

  • Мотивационный компонент.
  • Интеллектуальный компонент.
  • Волевой компонент.
  • Коммуникативный компонент.
  • Речевой компонент.
  • Физиологический компонент.

Сформулирую определение каждого из компонентов:

Мотивационный компонент предполагает отношение к учебной деятельности как к общественно значимому делу и стремление к приобретению знаний. Компонент характеризуется сформированностью внутренней позиции ребенка, его готовностью к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», которая предполагает определенный круг обязанностей и выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителю, к самому себе, к своим способностям и результатам работы. Предпосылка возникновения этих мотивов - общее желание детей поступить в школу и развитие любознательности (слайд 4).

Первый путь создание положительного отношения к деятельности достигается формированием положительных эмоций (а затем и чувств) в отношении к объекту и процессу деятельности. Это отношение формируется на основе выражения педагогом положительного отношения к ребенку и к деятельности, знакомства с прекрасными образцами деятельности, выражения веры в силы и возможности ребенка.

        Второй путь создания положительного сознательного отношения к деятельности лежит через формирование понимания смысла деятельности, ее личной и общественной значимости. Понимание это достигается при посредстве образного рассказа о смысле деятельности, доступного объяснения и показа значимого результата и т.п. 

             Какие же условия необходимы для целенаправленного воздействия на мотивационную сферу детей? (слайд 4)

1.     Важно у ребенка вызвать интерес к деятельности, стимулируя его любознательность.

2.     Строить процесс обучения по принципу сотрудничества с педагогом, по принципу педагогической поддержки: верить в каждого ребенка и его возможности; оценивать не личность, а действия, поступки; видеть ценность не только результата, но и самого процесса взаимодействия с ребенком.

3.     Учить детей планировать свою деятельность, определять цель деятельности и предвидеть результат.

4.     Строить деятельность так, чтобы в процессе работы возникали новые вопросы и ставились новые задачи, которые становились бы неисчерпаемыми на данном занятии.

5.     Учить детей грамотному объяснению своих успехов и неудач.

6.     Оценка педагогом не способностей ребенка в целом, а усилий, которые прилагает ребенок при выполнении задания.

7.     Поддержка детской активности, исследовательского интереса и любопытства. Оказывать помощь в воплощении детских замыслов, в способах справиться с возникающими трудностями.

Давайте рассмотрим несколько упражнений для развития положительной мотивации к школьному обучению (слайд 5).

-Упражнение "Школьные принадлежности!" 

Педагог загадывает детям загадки о школьных принадлежностях.

-Игра «Первоклассник»

На столе лежит портфель и много разнообразных предметов. Педагог предлагает ребенку как можно быстрее собрать свой портфель. Нужно обращать внимание не только на то, как быстро справился ребенок с заданием, но и на то, насколько аккуратно он это сделал.

-Упражнение "Кот и лодыри"

Педагог читает стихотворение С.Я. Маршака "Кот и лодыри", затем ведет беседу по вопросам: Кто такой лодырь? Быть лодырем - это плохо или хорошо? Что может случиться с лодырем в будущем, когда он вырастет? Можно ли пропускать уроки без уважительной причины и почему? Зачем люди учатся? Зачем дети ходят в школу?

-Упражнение "Что я знаю о школе?"

Педагог проводит блиц-опрос детей. Примерные вопросы: Как надо обращаться к учителю? Как привлечь к себе внимание, если нужно о чем-то спросить? Что говорят, если нужно выйти в туалет? Что такое урок? Как узнают, что нужно начинать урок? Что такое перемена? Для чего нужна перемена? Как в школе называется стол, за которым дети пишут?

Какие вы можете привести примеры игры или упражнений, направленных на развитие положительной мотивации? Поделитесь, пожалуйста, своим опытом.

Педагоги приводят примеры игр.

Психолог: Волевой компонент умение ребенка действовать в соответствии с образцом и осуществлять контроль путем сопоставления с ним как с эталоном (образец может быть дан в форме действий другого человека или в форме правила). Включает сформированность следующих компонентов волевого действия: способность ставить цель, принимать решения, намечать внутренний план действия, выполнять его, проявлять определенное  волевое усилие в случае необходимости преодоления препятствия, способность оценивать результат своего действия (слайд 6).

Приведу примеры игр на развитие произвольности у детей (слайд 7)

- Упражнение "Раскрась фигуры": Ребенку показывают бланк с нарисованными геометрическими фигурами и просят аккуратно закрасить цветным карандашом каждую из них. Ребенка нужно предупредить, что главное - аккуратность, время не имеет значения. Как только он начинает проявлять небрежность, работа прекращается. Ребенок 6-7 лет аккуратно закрашивает 15-20 фигур.

- Упражнение "Зачеркни фигуры": Детям предлагается картинка с изображением предметов: домиков, мячиков, елочек. Нужно зачеркнуть все домики, мячики, елочки или только два любых предмета, по выбору педагога. Время работы ограничивается до 2,5 мин.

- Упражнение «"Да"и"Нет" не говорить»: Педагог задает детям вопросы, а они отвечают, но существует правило: при ответе на вопрос нельзя говорить "Да" и "Нет".

Коммуникативный компонент – наличие произвольно-контекстного общения со взрослыми и кооперативно-соревновательного со сверстниками.

Приведу в пример лишь малую часть для развития навыков общения у детей (слайд 7).

-Игра «Доброе животное»: Педагог говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. Так животное не только дышит, но так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т. д. Давайте возьмем себе дыхание и стук сердца этого животного».

-Игра «Попроси игрушку»: Группа делится на пары, один из участников пары (участник 1) берет в руки какой-нибудь предмет. Другой участник (участник 2) должен попросить этот предмет.

-Игра "Глаза в глаза": Детям предлагается смотреть друг другу в глаза и, чувствуя руки, молча передавать разные состояния: "я грущу", "мне весело, давай играть", "я рассержен", "не хочу ни с кем разговаривать"...».

Физиологический компонент – это навыки самообслуживания, состояние общей моторики, уровень физической подготовленности, состояние здоровья, правильное телосложение, осанка (слайд 8).

На физкультурных занятиях и на улице можно проводить следующие игры: "попади в цель", упражнение "подкинь и хлопни", игра "Рыбалка" (ловить рыбу на магнитные удочки), упражнение "Отбивание мяча" и д.р.

Речевой компонент предполагает овладение грамматикой и лексикой языка, определенная степень осознанности речи (слайд 9).

На своих занятиях я использую следующие упражнения: «составить рассказ по картинкам, "закончи предложение", «поймай слог» (придумать слова на слог), «чьё всё это?» (хвост лисы – лисье и т.д.),  «наоборот» (подобрать антоним).

Интеллектуальный компонент предполагает достижение достаточно высокого уровня развития познавательных процессов: дифференцированное восприятие, произвольное внимание, интуитивное мышление, первые шаги к овладению логическим мышлением, логическое запоминание;
развитие тонких движений руки и зрительно-двигательной координации (слайд 10).

Сейчас я расскажу об упражнениях и играх, которые я провожу с детьми, а вы подумайте, для развития какого познавательного процесса, нужна каждая из них.

-Игра "Нарисуй по клеточкам" (слайд 11)
Детям выдаются бланки с заданием: нужно повторить по клеточкам фигуру.

- Упражнение на развитие ассоциативной памяти (слайд 12)

Предъявляется 10 предметных картинок для запоминания. Одновременно зачитываются 10 слов, каждое из которых связано по смыслу с одной из картинок. Детям необходимо соотнести изображения и слова, объяснить свое решение. 

-Упражнения на развитие зрительной памяти (слайд 12)

Детям предлагаются для запоминания 5 карточек разного цвета с изображенными на них значками. Необходимо запомнить значки (время для запоминания 20 с) и воспроизвести в тетради по памяти.

- Игра "Магазин": Детям зачитывается 10 продуктов, которые их попросила мама купить в магазине, затем они подходят к интерактивной доске и перетаскивают в корзину те продукты, которые запомнили. Если предмет не надо было покупать, он не сможет перетащиться в корзину (слайд 13).

- Упражнение "Где что стояло": Детям на 30 секунд предоставляется изображение с расставленными в разных местах геометрическими фигурами разного цвета, детям надо запомнить и нарисовать геометрические фигуры у себя на листках, также как в образце (слайд 14).

-Игра "Не пропусти растение": Играющие садятся в круг и внимательно слушают слова, которые произносит педагог. Всякий раз, когда среди слов встретится название растения, дети должны встать и тут же сесть (слайд 15).

-Игра "Четыре стихии": Дети сидят на стульях по кругу. По команде ведущего выполняют движение руками: "Земля"- дети опускают руки вниз, "Вода" - вытягивают руки вперед,  "Воздух" - поднимают руки вверх, "Огонь" - вращают руками в локтевых суставах (слайд 15).

-Игра "Нос, нос, рот"

Педагог говорит: "Нос, нос, нос, рот..." Дети должны делать все не так, как говорит педагог, а так, как они видят (как он делает). Кто ошибается - выбывает. Один, самый внимательный, выигрывает (слайд 15).

-Игра "Найди отличия" (слайд 15).

-Игра "Найди, где прячется": На интерактивной доске высвечивается картина, внизу которой нарисованы предметы, которые на этой картине прячутся, детям надо их найти. Они подходят к доске и обводят найденные предметы (слайд 15)..

-Корректурные пробы: Зачеркнуть все необходимые изображения, которые назовет педагог (слайд 16).

-Упражнение "Найди лишнее слово"

Педагог читает серию из четырех слов. Три слова в серии являются однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.

- Упражнение «Четвертый лишний»: Дети зачеркивают на интерактивное одно изображение из предложенных четырех (слайд 17).

- Упражнение «Найди фигуру»: Детям требуется нарисовать недостающую фигуру (слайд 18).

- Упражнение "Поезд" (слайд 19): Для игры необходимы картинки в форме вагончиков с изображением различных предметов, связанных между собой по смыслу. По 5 картинок на каждого ребенка. Все картинки должны быть одинакового размера. Вагончики-картинки должны быть скреплены логически. (например, кладем картинку, на которой нарисована ложка, за ней можно положить, тарелку, ложка и тарелка - это посуда).

- Упражнение "Закончи предложение": Дети садятся в кружок. Педагог кидает одному из них мяч и говорит начало предложения. Ребенок, поймавший мяч, должен закончить его. После этого он возвращает мяч педагогу (слайд 19):.

- Игра "Много - один": Дети садятся в круг. Педагог, бросая мяч, называет слово во множественном числе. Ребенок, возвращая мяч, - в единственном (слайд 19).

-Игра "Кем (чем) был раньше?": Дети садятся в круг. Педагог, по очереди обращаясь к каждому ребенку, задает вопрос: "Кем (чем) был раньше?" (например, курица была яйцом - слайд 19).

-Упражнение "Что было раньше"

Детям раздается комплект из 4-х последовательных картинок. Задание: «Посмотрите на эти картинки. По ним можно придумать рассказ, но для этого их нужно выложить по порядку происходящих событий. Попробуйте это сделать самостоятельно» (слайд 19).

- Гимнастические комплексы на развитие у детей тонкой моторики (слайд 19).

-Упражнение "Обведи по точкам": развитие у детей целостного восприятия предметов, обучение выполнению плавных линий без отрыва карандаша от бумаги (слайд 19).

-Упражнение "Штрихи в рисунке": Упражнение заключается в штриховке различных фигурок. Можно использовать самые различные виды штриховки: по вертикали, горизонтали, диагонали, петлями, волнистыми линиями и т. п. (слайд 19).

- Упражнение «Архитектор»: Детям дается образец изображения, составленный из геометрических фигур, и они должны собрать такое же изображение.

- Игра «Расставь правильно» (слайд 20): На интерактивной доске изображены различные герои, педагог просит подойти к доске и расставить их, слушая инструкцию (например, поставить Айболита в верхний правый угол).

Во время того, как психолог приводит примеры игр, педагоги обсуждают, для чего они нужны, какой познавательный процесс развивается благодаря им.

Психолог: Можно выделить три основных направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием. А именно (слайд 21):

- Методическая работа.

- Работа с родителями.

- Работа с детьми.

1.Методическая работа осуществлялась через проведение педсовета, бесед, методических встреч для педагогов школы и детского сада по темам:

- Адаптация учащихся 1-ых классов к обучению в школе.

- Психологическая готовность ребёнка к школе.

- Задачи детского сада и семьи в подготовке ребёнка к школе.

Хотелось бы добавить взаимопосещение уроков в первых классах школы и открытых занятий в подготовительных группах. Чтобы на занятиях в детском саду присутствуют учителя, набирающие детей в 1 класс в следующем учебном году. После занятий педагоги бы обязательно совместно обсуждали насущные проблемы и скорректировали свою деятельность, что давало бы возможность совершенствовать методы обучения детей.

2. Работа с родителями ведётся на протяжении всего учебного выпускного года. Для родителей можно разработать темы родительских собраний, совместных досугов с детьми, анкеты, памятки. Можно организовать встречу учителей и родителей, где учителя будущих первоклассников отвечали бы на все вопросы родителей, а после собраний проводили индивидуальные консультации.

3.Чтобы сформировывать у детей представления о повседневной жизни в школе, можно использовать следующие формы работы:

- Разговор с детьми о Дне знаний;

- Праздник День знаний;

- Экскурсии в школу;

- Встречи с первоклассниками;

- Игры в школу;

- Чтение художественной литературы о школе;

 - Интеллектуальные викторины и др.

Хотелось бы закончить консультацию словами В.А. Сухомлинского:

«…Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей.

Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера…

Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений…" (слайд 22).

Литература

  1. Агафонова И. Н. « Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации» Начальная школа 1999 г. № 1.
  2. Запорожец А. В. «Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогике». / Под редакцией А.В. Запорожца, Г. А. Марковой.
  3. Ильичёв Л. Ф. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. / Под редакцией Л. Ф. Ильичёв П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
  4. Козлов Н. А. «Лучшие психологические игры и упражнения» Екатеринбург М. 1998 г.
  5. Никитин Б. П. «Развивающие игры». 1994 г.
  6. Самоухина Н. В. «Игры в школе и дома: психологические упражнения, и коррекционные программы» М. 1993 г.
  7. Эльконин Д. Б. Венгер Л. А. «Особенности психологического развития детей 6-7 летнего возраста». М. 1988.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 13

- Упражнение "Где что стояло"

Слайд 16

-Упражнение "Найди лишнее слово" - Упражнение "Четвертый лишний"

Слайд 19

Три основных направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием : - Методическая работа (проведение педсоветов, бесед, методических встреч для педагогов школы и детского сада) . - Работа с родителями ( родительские собрания, анкеты, памятки, встречи учителей и родителей). - Работа с детьми (экскурсии в школу, встречи с первоклассниками, игры в школу, чтение художественной литературы о школе, интеллектуальные викторины и т.д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В  материале представлена преемственность дошкольного и начального общего образования в рамках введения ФГОС дошкольного образования...

Обеспечение преемственности между уровнями дошкольного и начального общего образования при реализации ФГОС до.

Материал для проведения круглого стола или выступления по вопросам преемственности между дошкольным и начальным общим образованием. Рассматриваются основные "плюсы" и "минусы" предшкольной подготовки....

Обобщение опыта на тему: «Преемственность дошкольного и начального общего образования в контексте реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования».

Одной из главных задач дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе. Поступление в школу - это, прежде всего, переход ребенка на качественно - новую ступень  своего р...

«Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования как основание преемственности дошкольного и начального общего образования в контексте ФГОС»

Статья "Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования как основание преемственности дошкольного и начального общего образования в контексте ФГОС»...

Организация преемственности воспитательно-образовательного процесса между дошкольным и начальным общим образованием как эффективная форма инновационной деятельности

laquo;Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда  опирается на определённую стадию  развития, проделанную ребёнком».Л.С. Выготский....