Обеспечение преемственности между уровнями дошкольного и начального общего образования при реализации ФГОС до.
методическая разработка на тему

Белова Татьяна Владимировна

Материал для проведения круглого стола или выступления по вопросам преемственности между дошкольным и начальным общим образованием. Рассматриваются основные "плюсы" и "минусы" предшкольной подготовки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preemstvennost.docx20.94 КБ

Предварительный просмотр:

Обеспечение преемственности между уровнями дошкольного и начального  общего образования при реализации ФГОС ДО.

Чтобы малыш- первоклассник легко привык к школе, сохранил в период адаптации физическое и психическое здоровье, необходима качественная предшкольная подготовка. Есть разные виды организаций, которые готовят детей к школьному обучению:

  • Детский сад – в подготовительных к школе группах;
  • Школа – в предшкольных классах;
  • Центры детского развития – на специальных занятиях.

Казалось бы, подобное разнообразие форм подготовки к школе должно приносить только удовлетворение и родителям и педагогам.  Но у  такой вариативности есть и свои подводные камни. Подготовка малышей к школе в этих учреждениях разная: в дошкольных – доминируют «детсадовские», в школе – учебные» методы. Центры детского развития выбирают собственные модели обучения.

Детсадовская подготовка к школе.

Плюсы:

  • Последняя группа детского сада направлена исключительно на подготовку ребенка к школе;
  • Обучение и воспитание в садике подчинено программам, зарекомендовавшим себя на протяжении многих лет;
  • Методы обучения и воспитания одобрены педагогами и психологами, которые являются ведущими специалистами страны в этом вопросе.

Минусы:

  • Детский сад ограничен  периодизацией развития, согласно которой, возраст детей, посещающих подготовительную группу должен быть от 6 до 7 лет. В реальности, многие родители принимают решение начать обучение ребенка в школе с 6 лет. Следовательно, предшкольная подготовка  у таких детей начинается на 1 год раньше, а программа подготовительной группы на этот возраст не рассчитана.

Школьная подготовка

Плюсы:

  • Направлена на требования, которые школа предъявляет к будущему первокласснику;
  • В год перед школой ребенок входит в ее жизнь постепенно, знакомится с учителями, программой, по которой ему предстоит учиться.

Минусы:

  • Система плохо вписывается в возрастные нормы развития ребенка, где главный вид деятельности старшего дошкольника – игровая деятельность;
  • Школы, которые предлагают формой подготовки предшкольные классы, не могут обеспечить детям развитее социальных и коммуникативных навыков общения с другими детьми, что является важной частью школьной готовности.

Преемственность – это не только подготовка к новому, но и, что ещё более важно и существенно, сохранение необходимого целесообразного старого, связь между новым и старым, как основа поступательного развития процесса.

Преемственные и перспективные задачи дошкольного  учреждения и начальной школы:

  • Задача дошкольного образования в рамках проблемы преемственности — это обеспечение условий для психического развития ребенка через различные виды продуктивной деятельности детей
  • Задача начальной школы — оказание помощи в адаптации ребенка к школе. Школа должна быть готова учить, развивать и любить самых разных детей, помогать их личностному росту — таков основополагающий принцип истинно гуманной педагогики

Алгоритм преемственности «8 шагов»:

  1. Образование методических объединений учителей и воспитателей.
  2. Договоренность об общих целях (умениях), соблюдении технологий, принципов и т.д.
  3. Посещение учителями начальной школы НОД в детском саду и коллективное обсуждение занятий с позиции соблюдения принципов и технологий развивающего образования.
  4. Разработка учителями начальной школы и педагогами 1-го класса совместных занятий, уроков.
  5. Диагностика готовности детей к школе, их психологического состояния на выходе из ДОО и на входе в школу.
  6. Посещение уроков в 1-м классе руководителем метод.объединения и воспитателями ДОО.
  7. Регулярные метод.объединения в 1-м классе – обсуждение и решение возникающих проблем.
  8. Определение эффективности – диагностика, анализ.

Новые Федеральные государственные образовательные стандарты

Решить проблему конфликта интересов детского сада и школы призван принятый в 2013 году  ФГОС  ДО. Теперь модель выпускника детского сада четко регламентирована. Программа предшкольной подготовки, вне зависимости от места ее реализации – в детском саду или на курсах в школе, должна «подвести»  ребенка к стандарту выпускника, оговоренному  образовательным стандартом.

Пункт 4.1 ФГОС ДО.  Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально – нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.  Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в РФ, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат), делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обуславливают необходимость определения результатов  освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Пункт 4.6. ФГОС ДО описывает целевые ориентиры образования ребенка на этапе завершения дошкольного образования.

Пункт 4.7. ФГОС ДО. Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Универсальные учебные действия

  • Коммуникативные УУД:
  • Планирование учебного сотрудничества
  • Разрешение конфликтов;
  • Управление поведением партнера;
  • Умение полно выражать свои мысли;
  • Владение монологической и диалогической формами речи.
  • Регулятивные УУД:
  • Целеполагание;
  • Планирование;
  • Прогнозирование;
  • Контроль;
  • Коррекция;
  • Оценка;
  • Волевая саморегуляция;
  • Эмоциональная устойчивость.
  • Познавательные УУД:
  • Общеучебные (самостоятельное выделение и формулирование  цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; выбор способов решения задач)
  • Логические (анализ; синтез; сравнение; классификация; выделение следствий, причинно – следственных связей).
  • Постановка и решение проблемы (формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера).
  • Личностные УУД:
  • Самопознание и самоопределение (Я-концепция; формирование личностной идентичности)
  • Нравственно – этическая ориентация (выделение морально – этического содержания событий и действий; построение системы нравственных ценностей; нравственно – этическое оценивание событий; ориентировка в моральной дилемме);
  • Смыслообразование (установление значений и результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов и жизненных интересов).

Педагоги делятся на группы. Им предлагается определить методы и формы формирования предпосылок УУД в ДОУ.

Игра на развитие предпосылок  коммуникативных УУД

«Пересказ по кругу»

Водящий читает текст. Участники игры внимательно слушают. Пересказ начинают с любого из игроков. Далее по часовой стрелке. Каждый говорит по одному предложению, затем все вместе еще один раз слушают текст и дополняют пересказ, исправляют сделанные ошибки.

Игра на развитие  предпосылок  регулятивных УУД

«Рисуем по памяти узоры»

Направлена на развитие зрительной памяти. На листе бумаги нарисован узор. Попросите ребенка 2 минуты посмотреть на этот узор. После этого узор уберите и предложите воспроизвести его по памяти.

Игры на развитие предпосылок познавательных УУД

«Двенадцать вопросов»

Участники делятся на две команды. Ведущий кладет в коробку какой-нибудь предмет так, чтобы никто не видел, после чего спрашивает игроков, что за предмет. Команды должны отгадать, что лежит в коробке, задавая такие вопросы, на которые можно отвечать «да» или «нет». Например: Круглое? Съедобное? Железное? Побеждают участники, которые после двенадцати вопросов называют предмет.

Игры на развитие предпосылок личностных  УУД

«Придумай хороший конец к рассказу»

Петя гулял во дворе. Прямо перед ним на землю упал плюшевый мишка. Петя посмотрел наверх: было открыто окно второго этажа, но в окне никого не было. Петя поднял Мишку. Игрушка ему очень понравилась, он давно мечтал о такой.  Петя смотрел на мишку и думал. Как вы считаете, о чем думал Петя? И, наконец, он принял правильное решение. Какое решение принял Петя?

 «Дошкольное детство – не подготовка к школе. Не ребенок должен быть готов к школе, а школа должна быть готова принять ребенка таким, каким он выходит из детского сада».

Н.Е.Асмолов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы ДОУ по обеспечению преемственности на уровнях дошкольного и начального общего образования посредством использования педагогических технологий

Консультативный материал для педагогов ДОУ  -  Опыт работы ДОУ по обеспечению преемственности на уровнях дошкольного и начального общего образования посредством использования педагогических ...

«Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования как основание преемственности дошкольного и начального общего образования в контексте ФГОС»

Статья "Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования как основание преемственности дошкольного и начального общего образования в контексте ФГОС»...

Доклад "Опыт работы ДОУ по обеспечению преемственности на уровнях дошкольного и начального общего образования посредством использования педагогических технологий"

Выступление на семинаре "Основы преемственности дошкольного и начального образования в рамках ФГОС как эффективное условие реализации образовательного кластера"...

Преемственность в системе дошкольного и начального общего образования: факты, проблемы, условия реализации.

В современных условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного и начального общего образования, профессионального стандарта учителя возрастает значимость организа...

Презентация "Опыт работы ДОУ по обеспечению преемственности на уровнях дошкольного и начального общего образования посредством использования педагогических технологий"

Презентация к докладу" Опыт работы ДОУ  по обеспечению преемственности  на уровнях дошкольного и начального общего образования  посредством использования педагогических технологий...

Преемственность уровней дошкольного и начального общего образования в едином образовательном учреждении.

Завершение дошкольного периода и поступление в школу – это сложный и ответственный этап в жизни ребенка. Создание условий для успешной адаптации младших школьников – наша общая задача. Под...