Сценарий проведения дискуссии на городском семинаре «Преемственность дошкольного и начального общего образования в контексте ФГОС»
статья по логопедии по теме

Пугачёва Лариса Анатольевна

Дискуссионные качели «Логопедическое сопровождение детей дошкольного и школьного возраста. «Организация совместной деятельности  ребенка с ОВЗ  и с  детьми дошкольного возраста» (презентация опыта)Дискуссионные качели «Логопедическое сопровождение детей дошкольного и школьного возраста. «Организация совместной деятельности  ребенка с ОВЗ  и с  детьми дошкольного возраста» (презентация опыта)

Презентация

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий

проведения дискуссии на городском семинаре

«Преемственность дошкольного и начального общего образования в контексте ФГОС»

СЛАЙД   Дискуссионные качели

«Логопедическое сопровождение детей дошкольного и школьного возраста.

«Организация совместной деятельности  ребенка с ОВЗ  и с  детьми дошкольного возраста» (презентация опыта)

-  Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы приветствуем вас на нашей дискуссионной площадке, где мы поговорим об «особых»  детях, о работе, которая с ними ведется и  о преемственности этой работы. Мы предлагаем начать с того, как преемственность представлена в стандартах ДОУ  и школы.

 СЛАЙД (таблица: ФГОСы)

- Так в пункте 1.6., где определены  задачи  Стандарта ДОУ, сказано, что он  направлен на

3) обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);

- И далее на

7) обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

- А в Стандарте школы  в п.6 говориться, что он направлен на обеспечение

  • условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, - одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

 - Вот здесь и хотелось бы обозначить категорию детей, у которых эти образовательные потребности  «особые»

СЛАЙД

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья — это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий Пункт 16 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ)

- Существует еще один Федеральный образовательный стандарт – стандарт для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).  Этот Стандарт уже принят Министерством образования, еще должен пройти апробацию на пилотных площадках, а применять его можно будет с 1 сентября 2016 года (Приказ МинОбраз №1598 от 19 декабря 2014г). И во ФГОСе для детей с ОВЗ подробно прописаны группы детей с ограниченными возможностями здоровья.

СЛАЙД   Группа школьников с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в неё входят дети с различными нарушениями.

  • слуха; 
  • зрения; 
  • речи; 
  • опорно-двигательного аппарата; 
  • задержкой психического развития; 
  • интеллекта
  • расстройствами аутистического спектра; 
  • множественными нарушениями развития. 

- В нашем городе уже созданы специальные условия для детей с ОВЗ: так, например, для детей  с нарушениями речи осуществляется ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ.

В детских садах организованы логопедические группы и логопедические пункты. Кроме того, при ДОУ планируется организация дополнительных логопедических услуг «Логоритмика» (Звездочка) и «(?)Учусь говорить…» («Дружба»)

К сожалению, специальные условия для детей с нарушениями речи созданы в основном в дошкольных образовательных учреждениях.

Единственная школа, в которой созданы условия для «речевых» детей это Основная общеобразовательная школа №5.Коротко об этом расскажет Вафина Ольга Владимировна, учитель начальных классов МОУ ООШ №5.

- (Вафина О.В.) При школе создан логопедический пункт, в который по результатам обследования зачисляются обучающиеся 1-4 классов, но приоритет отдается первоклассникам, чтобы своевременно провести профилактическую работу по предупреждению дисграфии. С ними учитель-логопед проводит подгрупповые коррекционно-логопедические  занятия. Логопедическое обследование проводится и для вновь прибывших детей 5-9 классов в рамках работы школьного  ПМПконсилиума. Кроме того, в рамках коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития в коррекционном классе учителем-логопедом реализуется составительская коррекционная программа, а также в школе с детьми, имеющими  нарушения речи,  в 1,2,3 классе   учитель-логопед занимается и во внеурочной деятельности.

К сожалению, это единственный вариант преемственности, как непосредственной прямой взаимосвязи «детский сад-школа» (кадровая проблема).

   СЛАЙД

Логопедическое сопровождение

детей дошкольного           и          школьного возраста

  • Логопедические группы:

МДОУ – детский сад «Ладушки», МДОУ – детский сад «Звездочка»,

МДОУ «ЦРР- детский сад «Улыбка»,

МДОУ «ЦРР- детский сад «Дружба»

  • Логопункты (в каких?…) 

  • (новые/другие)   логопедические услуги при ДОУ (как правильно называется?)

  • городская ПМПК (роль?)
  • Логопункт в МОУ ООШ №5 (диагностика обучающихся 1-4 классов, подгрупповые коррекционные занятия), коррекционные занятия по составительской программе «Речевая мозаика», внеурочная деятельность по программе «Азбука движения» для  1-3 классов, реализуемая  учителем-логопедом.

 - В нашем городе созданы специальные условия не только для  детей с нарушениями речи, но и для других детей с ОВЗ.

-  Мы представляем вашему вниманию презентацию опыта по Организации совместной деятельности  ребенка с ОВЗ  и с  детьми дошкольного возраста. Пермякова Ольга Петровна, воспитатель МДОУ – детский сад «Звёздочка»

СЛАЙД

Презентация опыта «Организация совместной деятельности  ребенка с ОВЗ  и с  детьми дошкольного возраста»

- Сейчас мы постарались коротко представить вам варианты сопровождения детей с ОВЗ и проследить, где осуществлЯется преемственность в работе с детьми с ОВЗ между ДОУ и школой, а где нет. И  мы, конечно,  понимаем, что преемственности  в этом вопросе практически нет.

-  Мы приглашаем  вас на наши дискуссионные качели, для того, чтобы постараться найти пути решения одной  из самых давних, но всегда актуальных проблем в образовании — проблема преемственности при переходе учащихся с ОВЗ из ДОУ в начальную школу.

Для создания «эффекта качелей»  нам нужно разделиться на 2 группы:  

СЛАЙД 

Дискуссионные качели

  1. «мнение ДОУ» (с точки зрения педагогов ДОУ)
  2. «мнение ОУ» (с точки зрения педагогов ОУ)

-  Призываем  всех участников  дискуссии активно высказывать свои предложения, освещать проблемы, строить свой разговор открыто.

-  Попробуем на наших дискуссионных качелях «раскачать» разные варианты осуществления  преемственности.

-  Для начала, хотелось бы услышать ваши мысли по поводу уже сказанного:

- вы согласны, что недостаточно осуществляется преемственность  между ДОУ и ОУ в работе с «речевыми» детьми и с детьми с ОВЗ?

- а считаете ли вы, что преемственность  с «особыми»  детьми  особенно  необходима?

- может быть у вас уже есть какие-либо варианты, того как может осуществляться преемственность,  при отсутствии  кадров?

- Мы со своей стороны хотели бы предложить к обсуждению вариант преемственности программ: учителя начальных классов вполне могут выявить в 1 классе детей с речевыми нарушениями. Учитывая постепенно приближающуюся стратегию  введения инклюзивного образования, педагог все чаще будет оказываться в ситуации, когда среди нормально развивающихся (нормированных) детей  «сядут» дети  с ОВЗ  с различными нарушениями,  и с ними тоже нужно будет реализовывать стандарт.

Предложение и Тезис для обсуждения:  Учителю начальных классов при появлении в классе детей  с ОВЗ включать в рабочую программу  специальный коррекционный блок, который предусматривает коррекционную работу с такими детьми. Ведь в оба стандарта призывают нас  обеспечить необходимые условия…

Это предложение касается и программ подготовительных курсов и учителей других «параллелей» . Учитель вполне может предусмотреть  и прописать особые приемы, методы в работе с «особым» ребенком на уроке и во внеурочной деятельности. Здесь не имеются ввиду какие-либо специфические упражнения, … (у всех есть педагогическое образование и общие сведения и представления о детях с проблемами и о работе с ними)

СЛАЙД

Тезис 1: «Коррекционный блок в рабочих программах педагогов ОУ по работе с детьми с  ОВЗ»

ЗА – ПРОТИВ

- Следующий тезис очень взаимосвязан с предыдущим: чтобы помочь педагогу разобраться  в диагнозе и в построении коррекционной работы с «особым» ребенком мы предлагаем продумать вариант взаимодействия ПМПконсилиумов ДОУ  и ОУ  в  плане совместных заседаний для обмена информацией без называния фамилий детей, а например, проговаривая диагнозы и консультируя по разработке дальнейшего образовательного маршрута детей со схожими заключениями. В Положениях консилиумов (добавить пункт) прописать частоту таких заседаний, цель и режим работы и степень ответственности,  вопросы о персональных данных и т.п (и /или что-либо еще)

СЛАЙД

Тезис 2:Взаимодействие ПМПк ДОУ и ПМПк ОУ

ЗА – ПРОТИВ

Подведение итогов. Рефлексия

— Мы останавливаем наши дискуссионные качели.  Спасибо всем за конструктивную и плодотворную работу. Многие проблемы преемственности были вскрыты. Спасибо, что мы вместе искали и обсуждали  пути решения некоторых из них. Прошу вас, уважаемые коллеги, для протокола нашей секции сформулировать и озвучить принятые решения (по группам).

СЛАЙД

«Школа не должна вносить

резкого перелома в жизнь детей.

Пусть, став учеником, ребенок

продолжает делать сегодня то,

что делал вчера.

Пусть новое появляется в его жизни

постепенно и не ошеломляет лавиной

впечатлений»

В.А. Сухомлинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекция: Преемственность дошкольного и начального общего образования в контексте реализации ФГОС ДО

Целью преемственности должно стать обеспечение полноценного личностного развития ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания....

Лекция: Преемственность дошкольного и начального общего образования в контексте реализации ФГОС ДО

Целью преемственности должно стать обеспечение полноценного личностного развития ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания....

Обобщение опыта на тему: «Преемственность дошкольного и начального общего образования в контексте реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования».

Одной из главных задач дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе. Поступление в школу - это, прежде всего, переход ребенка на качественно - новую ступень  своего р...

«Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования как основание преемственности дошкольного и начального общего образования в контексте ФГОС»

Статья "Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования как основание преемственности дошкольного и начального общего образования в контексте ФГОС»...

Преемственность дошкольного и начального общего образования в контексте ФГОС

Дошкольное детство – очень важный и сложный этап развития личности ребенка.       В это время формируется фантазия, речь, социальные навыки, принятие ролей и нравст...

«Преемственность дошкольного и начального общего образования в контексте ФГОС»

Преемственность дошкольного и начального звеньев образования – как процесс непрерывного образования ребенка...

Окружной семинар-практикум «Преемственность и непрерывность дошкольного и начального общего образования в контексте ФГОС ДО и ФГОС НОО. Математика в детском саду и школе. Единая линия развития ребёнка».

Окружной семинар-практикум «Преемственность и непрерывность дошкольного и начального общего образования в контексте ФГОС ДО и ФГОС НОО. Математика в детском саду и школе. Единая линия развития р...