Лекция: Преемственность дошкольного и начального общего образования в контексте реализации ФГОС ДО
материал на тему

Целью преемственности должно стать обеспечение полноценного личностного развития ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publichnaya_lektsiya_preemstvennost.docx17.23 КБ

Предварительный просмотр:

Лекция: Преемственность дошкольного и начального общего образования в контексте реализации ФГОС ДО

Вопрос преемственности между дошкольным и начальным образованием актуален во все времена. До недавнего времени преемственность  понималась  только как  подготовка детей к обучению. И сводилась к экскурсиям в школу и взаимопосещеним  занятий в детском саду и уроков в школе.

      В таком взаимодействии  преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определялась не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а наличием или отсутствием у ребенка определенных знаний по учебным предметам.

         В  настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.

 Особая     необходимость изменений организованной деятельности по преемственности дошкольного и начального общего образования назрела в связи с модернизацией Российского образования, а именно в связи  с принятием новых  федеральных государственных образовательных стандартов как  дошкольного образования (ФГОС  ДО)  так и  федеральных государственных образовательных стандартов  начального общего образования ( ФГОС НОО ). Где преемственность рассматривается через призму   выполнение  социального заказа  государства.

         Разбираясь в данном вопросе.   я обратилась к словарю, где преемственность трактуется как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий связь между различными ступенями развития. Целью преемственности должно стать обеспечение полноценного личностного развития ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.

Я считаю, что при осуществлении преемственности должна быть такая организация образовательного процесса.  при котором осуществляется опора нового учебного материала на сформированный ранее.

Преемственность в образовании - это переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания. Преемственность между дошкольным и школьным начальным образованием рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка.

Уважаемые коллеги, как вы думаете,  при таком подходе возникает  необходимость взаимного изучения Программ и требований обоих уровней образования?

  Несомненно, преемственность − двухсторонний процесс.  

С точки зрения ДОУ: это – ориентация на требования школы, формирование тех фундаментальных личностных качеств и достижение дошкольниками необходимого уровня общего развития, которые служат основой для начального обучения в школе;

 С  точки зрения начальной школы: это опора на достигнутый старшими дошкольниками уровень развития, и дальнейшее развитие накопленного им потенциала, подготавливая его таким образом к переходу в среднее звено образования.

Таким образом  мы видим, что  возникла острая необходимость в организации нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы.

      По моему мнению  Суть нового подхода в том, что  Целевые ориентиры, выделенные в документе (ФГОС ДО)  выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации  Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования, что позволит детям более  успешно адаптироваться  к условиям жизни в школе и требованиям учебного процесса.

Проведя сравнительный анализ федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного и начального общего образования можно сказать, что в вопросе преемственности  оба эти документа  имеют точки соприкосновения.

И   пришли к выводу,  что основная задача дошкольного образовательного учреждения  заключается в
формировании у детей предпосылок  универсальных учебных действий.

(В этом и есть суть преемственности дошкольного и начального общего образования.)

Также нельзя забывать, что основным принципом преемственности является игра – деятельность которая в дошкольном воспитании является ведущей. Игру необходимо использовать на уроках, игра должна пронизывать всю внеклассную деятельность младших школьников.

Практическим обеспечением преемственных связей по нашему мнению может стать создание системы технологической преемственности,  а именно выбор  тех  педагогических технологий, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития ребенка.

Такими едиными технологиями на наш взгляд являются: здоровьесберегающие технологии, технологии проектной деятельности, технология исследовательской деятельности, информационно-коммуникационные технологии,   технологии ТРИЗ, технология портфолио дошкольника

Механизм осуществления преемственности функционирует с помощью форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности.

Данная работа  может  строится в трех основных направлениях:

1. Это взаимодействие педагогов двух уровней где формами взаимодействия могут быть:

-совместные педагогические советы, дни методического взаимодействия, семинары-практикумы, мастер-классы, технологические мастерские, взаимодействие педагогов-психологов.

2.Работа с родителями может включать  проведение совместных родительских встреч, дискуссий, круглых столов, родительских конференций, вечеров вопросов и ответов.

Имеют место быть такие формы как консультации специалистов, Дни открытых дверей, творческие мастерские, анкетирование, тестирование и мониторинг для родителей будущих первоклассников, семейные вечера и тематические досуги.

3.Так же необходимо планировать работу с детьми в форме участия в совместной образовательной деятельности, проектной деятельности, в форме  минуток общения дошкольников и первоклассников, совместных Акций, ознакомительных экскурсий в класс, в школьную библиотеку, в школьную столовую, в спортивный зал, игровые программы, совместные спортивные мероприятия, мастерские и выставки творчества.

Такой подход реализации единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного образования может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер.

И наконец,  можно предположить,  что   две ступени образования будут действовать не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи, что позволит школе опираться на развитие ребенка, получаемое в дошкольном учреждении.

Закончить свой доклад хочу словами В.А. Сухомлинского
«…Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей. Пусть, став учеником,
ребёнок продолжает делать сегодня то, что делал вчера… Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений…»