Преемственность дошкольного и начального общего образования как условие реализации ФГОС ДО и НОО
статья на тему

Скареднова Ирина Самсоновна

Статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО И НОО

И.С. Скареднова, старший воспитатель

филиала № 1 «Чебурашка» МДОУ детский сад «Родничок»

с.Турочак, Турочакского района, Республики Алтай

В Российской Федерации законодательно установлено, что дошкольное образование является первой ступенью образования в целом, поэтому тема дошкольного образования актуальна и важна сегодня.

Дошкольная образовательная организация – это организация, в которой реализуется ООП ДО, учитывающая требования государственного стандарта.

Дошкольное детство – это сложный и важный этап развития личности ребенка. В период дошкольного детства ребенок овладевает определенным набором знаний, умений, навыков; у него формируются социально-коммуникативные, духовно-нравственные, физические качества. В детском саду ребенок учится общаться со сверстниками и взрослыми, овладевая общепринятыми нормами и правилами поведения в обществе; познает основы безопасной жизнедеятельности и окружающий мир.

Дошкольная общеобразовательная организация создает все необходимые условия для обучения, воспитания и развития ребенка-дошкольника, опираясь на целевые ориентиры государственного стандарта.

Поступление выпускников ДОО в начальные классы школы – следующий сложный и ответственный этап в жизни ребенка. Ребенок должен быть готов не только к новой деятельности в школе, но и к новому статусу – статусу ученика, который имеет свои права и обязанности. На данном этапе происходит приспособление к новым условиям, которое осуществляется на основе формирования готовности к обучению в начальной школе.

Создание условий для успешной адаптации младших школьников – наша общая педагогическая задача. Еще одной важнейшей задачей  является преемственность образования, создающая общий благоприятный фон для физического, эмоционального и интеллектуального развития ребенка в детском саду и начальной школе.

ФГОС НОО устанавливает требования к результатам обучающихся: к личностным качествам, способности к саморазвитию, формированию мотивации к обучению и познанию, социальной компетентности. ФГОС отражает преемственность начального общего и дошкольного образования.

Преемственность между детским садом и начальной школой отмечается как по содержанию обучения и воспитания, так и по методам, приемам, технологиям, организационным формам учебно-воспитательной работы, направленностью основных образовательных программ ДО и НОО.

Учитель начальной школы для повышения эффективности обучения использует игровые приемы, часто применяемые в детском саду, а воспитатель детского сада включает в процесс обучения специальные учебные задания, упражнения, постепенно усложняя их, и тем самым формирует у детей дошкольного возраста предпосылки учебной деятельности.

В практике дошкольных организаций сложился уже определенный опыт связи детского сада и начальной школы. Воспитатели знакомятся с содержанием и спецификой учебно-воспитательной работы в начальной школе, определяется перспектива развития детей, через совместную деятельность педагогов ДОО и начальной школы, обеспечивая тот уровень, который требует школа. В свою очередь, учителя получают представление о содержании воспитательно-образовательной работы, осуществляемой в детском саду, для того, чтобы опираться на имеющиеся у детей знания и опыт.

Формы связи между педагогами детского сада и начальной школы разнообразны:

  1. Совместное обсуждение и составление плана мероприятий по вопросам преемственности между детским садом и начальной школой (тематика педсоветов, консультаций, конференций, круглых столов, анализ результатов адаптации детей к обучению в школе).
  2. Наблюдение воспитателями за своими воспитанниками в первые месяцы обучения в школе с целью выявления того, как они проявляют себя в новом коллективе, как усваивают программу, с какими трудностями встречаются.
  3. Взаимопосещение педагогами двух ступеней образования занятий, уроков, внеклассных мероприятий.
  4. Взаимосвязи психологических служб детского сада и школы. Проведение тренингов и коррекционной работы с детьми.
  5. Использование здоровьесберегающих, информационных, игровых и других технологий.
  6. Проведение экскурсий для дошкольников (в школьную библиотеку, музей и т. д.); проведение совместных культурно-досуговых мероприятий, выставок детского творчества.
  7. Взаимосвязь с родителями (участниками образовательного процесса). Получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе и т.д.

Установление связи и творческого сотрудничества между детским садом и начальной школой – необходимое условие реализации ФГОС ДО и НОО.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что преемственность заложена в самой природе обучения и воспитания детей, является их атрибутом.

Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей, обозначенные в ФГОС ДО и НОО, требует нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и начальной школы, построение новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.

Использованная литература:

  1. Арнаутова, Е. П. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников: Методическое пособие / Е. П. Арнаутова, Г. Г. Зубова. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  2. Должикова, Р. А. Реализация преемственности при обучении и воспитании в ДОУ и начальной школе / Р. А. Должикова, Г. М. Федосимов, Н. Н. Кулинич, И. П. Ищенко. – М.: Школьная Пресса, 2008.
  3. Интернет-ресурсы.
  4. Материалы лекций курса «Организация методической деятельности. Внедрение ФГОС ДО и обновление образовательного процесса» К. Ю. Белой.
  5. ФГОС ДО.
  6. ФГОС НОО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема преемственности дошкольного и начального общего образования в рамках реализации ФГОС

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой в рамках ФГОС дошкольного и начального общ...

Преемственность дошкольного и начального общего образования в рамках реализации ФГОС

Преемственность дошкольного и начального образования - одна из сложнейших и все еще не решенных проблем общего образования.  Актуальность проблемы преемственности дошкольного и начального общего ...

Лекция: Преемственность дошкольного и начального общего образования в контексте реализации ФГОС ДО

Целью преемственности должно стать обеспечение полноценного личностного развития ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания....

Лекция: Преемственность дошкольного и начального общего образования в контексте реализации ФГОС ДО

Целью преемственности должно стать обеспечение полноценного личностного развития ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания....

Преемственность дошкольного и начального общего образования в рамках реализации ФГОС

В статье рассказывается о преемственности дошкольного и начального образования....

Доклад "Педагогические технологии обучения дошкольников в обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях реализации ФГОС."

Опыт применения информационно-коммуникативной технологии (ИКТ) в образовательной деятельности при формировании интегративных качеств и компетенций (Умений и навыков) дошкольника....