Выступление на педагогическом совете перед педагогами ДОУ. Преемственность уровней дошкольного и начального общего образования в едином образовательном учреждении.
материал

ВАЛЕНТИНА ИВАНОВНА АКИМОВА

Проблема преемственности во все времена являлась одной из самых насущных и важных проблем в образовании. Преемственность – это последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания[1, c. 7]. Целью преемственности является обеспечение полноценного личностного развития, психологического и физиологического благополучия ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на дальнейшее формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания. Введение федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) стало важным этапом преемственности деятельности детского сада и школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_priemstvennost_akimova.docx16.28 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Детский сад № 4 «Гнездышко»

Выступление на педагогическом совете №2

 «Основные научные компетенции

Инновационной Программы «От рождения до школы»

ТЕМА ДОКЛАДА:

«Преемственность уровней дошкольного и начального общего образования в едином образовательном учреждении»

                                      Воспитатель: Акимова Валентина Ивановна

Апрелевка 2019 г.

Акимова Валентина Ивановна,

воспитатель

МАДОУ детский сад № 4, г.Апрелевка

 

Преемственность уровней дошкольного и начального общего образования в едином образовательном учреждении

   Проблема преемственности во все времена являлась одной из самых насущных и важных проблем в образовании. Преемственность – это последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания[1, c. 7]. Целью преемственности является обеспечение полноценного личностного развития, психологического и физиологического благополучия ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на дальнейшее формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.

   Введение федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) стало важным этапом преемственности деятельности детского сада и школы. Одной из задач Стандарта является обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней. Основными направлениями преемственности дошкольного и начального образования выступают преемственность стандартов, образовательных программ, методов и форм обучения детей. Все направления развития и образования детей, выделенные в программе дошкольного образования (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие), имеют прямую связь с предметами образовательной программы начальной школы. Основаниями преемственности дошкольного и начального образования выступают и целевые ориентиры Программы ДО. Данные целевые ориентиры предполагают формирование у дошкольников предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими ДОУ при соблюдении всех требований к условиям реализации Программы.

   После введения ФГОС произошли изменения в понимании готовности ребенка к обучению в школе. Наиболее значимым становится формирование познавательных мотивов обучения, то есть осознанное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на ранее полученные знания. Поэтому для будущего школьника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько умение правильно и осознанно применять их на практике. Таким образом, готовность ребенка к самостоятельной деятельности, его способность принять на себя новую социальную роль, выходит на первый план.

Исходя из этих взглядов на обучение, воспитание и развитие детей, необходимо использовать новые подходы к реализации преемственности детского сада и школы для обеспечения непрерывности образовательного процесса.

реемственность является процессом двухсторонним, поэтому важную роль в его эффективности играет тесное взаимодействие педагогов обеих ступеней образования как детского сада, так и школы. Для ДОУ суть преемственности состоит в формировании социально-коммуникативных качеств будущего школьника, в постепенном развитии и углублении знаний, в усложнении требований к интеллектуальной деятельности, в создании предпосылок учебной деятельности.

Со стороны школы преемственность выступает как более углубленное постижение тех знаний, умений и навыков, которыми овладел ребенок до прихода в школу. Обучение в школе должно осуществляться с учетом дошкольного операционного и понятийного уровня развития дошкольника. Для повышения эффективности обучения детей педагогу начальной школы необходимо применять игровые приемы, часто используемые в детском саду. Очень важным условием результативной работы по налаживанию преемственных связей между детским садом и школой является четкое понимание целей, задачи содержания осуществления преемственности.

Основными задачами сотрудничества ДОУ и школы являются: установление связей между формами, методами и программами работы ДОУ и школы для обеспечения непрерывности развития детей; формирование положительного отношения ребенка к обучению в школе; обеспечение успешной, безболезненной адаптации дошкольника к школьному образованию.

Для реализации целей и задач преемственности ДОУ и школы ведется работа по трем направлениям: работа с детьми, сотрудничество с родителями, взаимодействие педагогов. В работе с детьми воспитатели используют следующие формы преемственности: беседы с детьми о школе, экскурсии в школу, посещение библиотек, школьных музеев, художественных школ, участие в совместных мероприятиях (День знаний, выпускной в детском саду), проведение спортивных соревнований и др. Для взаимодействия педагогов проводятся совместные педагогические советы, семинары, круглые столы, открытые показы открытых уроков в начальной школе и НОД в детском саду и др. При сотрудничестве с родителями проводят совместные родительские собрания с учителями школы и педагогами ДОУ, консультации, анкетирования и тестирования родителей, встречи родителей с будущими учителями и др.

По определению выдающегося советского психолога Д. Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая детством. Он считал, что дети 3 – 10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином образовательном пространстве. Воспитатель и учитель начальных классов также имеют много общего, поэтому у них общее имя – педагог. Только заинтересованность обеих сторон и родительской общественности позволит в полной мере решить проблемы преемственности дошкольного и начального образования и сделать переход ребенка из детского сада в начальную школу безболезненным.


Литература

1. Должикова, Р. А., Федосимов, Г. М., Кулинич, Н. Н., Ищенко, И. П. Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе. – Школьная пресса, 2008.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : Приказы и письма Минобрнауки РФ.– М. : ТЦ «Сфера», 2016. – 96 с. (Правовая библиотека образования).

3. Белошистая, А. В. Современное понимание реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования /А.В. Белошистая //Начальная школа : плюс-минус . – 2012. – № 2. – С. 39 – 42.

4. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для учащихся пед. училищ /под ред. В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохина. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение преемственности между уровнями дошкольного и начального общего образования при реализации ФГОС до.

Материал для проведения круглого стола или выступления по вопросам преемственности между дошкольным и начальным общим образованием. Рассматриваются основные "плюсы" и "минусы" предшкольной подготовки....

Опыт работы ДОУ по обеспечению преемственности на уровнях дошкольного и начального общего образования посредством использования педагогических технологий

Консультативный материал для педагогов ДОУ  -  Опыт работы ДОУ по обеспечению преемственности на уровнях дошкольного и начального общего образования посредством использования педагогических ...

консультация для педагогов "Преемственность между дошкольным и начальным общим образованием"

Цель консультации - психологическое просвещение педагогов по вопросам преемственности между дошкольным и начальным общим образованием. На консультации педагогам предоставляется информация о преемствен...

Доклад "Опыт работы ДОУ по обеспечению преемственности на уровнях дошкольного и начального общего образования посредством использования педагогических технологий"

Выступление на семинаре "Основы преемственности дошкольного и начального образования в рамках ФГОС как эффективное условие реализации образовательного кластера"...

Презентация "Опыт работы ДОУ по обеспечению преемственности на уровнях дошкольного и начального общего образования посредством использования педагогических технологий"

Презентация к докладу" Опыт работы ДОУ  по обеспечению преемственности  на уровнях дошкольного и начального общего образования  посредством использования педагогических технологий...

Преемственность уровней дошкольного и начального общего образования в едином образовательном учреждении.

Завершение дошкольного периода и поступление в школу – это сложный и ответственный этап в жизни ребенка. Создание условий для успешной адаптации младших школьников – наша общая задача. Под...