Опыт работы ДОУ по обеспечению преемственности на уровнях дошкольного и начального общего образования посредством использования педагогических технологий
консультация на тему

Пронина Виктория Борисовна

Консультативный материал для педагогов ДОУ  -  Опыт работы ДОУ по обеспечению преемственности на уровнях дошкольного и начального общего образования посредством использования педагогических технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx27.26 КБ

Предварительный просмотр:

«Опыт работы ДОУ по обеспечению преемственности на уровнях дошкольного и начального общего образования посредством использования педагогических технологий»

В соответствии с законом об образовании РФ дошкольное образование стало первой ступенью общего образования.

Завершение дошкольного периода и поступление в школу – это сложный и ответственный этап в жизни ребенка. Создание условий для успешной адаптации младших школьников – наша общая задача.

С введением ФГОС начального общего образования актуальным становится обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования, в том числе и преемственности психологического сопровождения образовательной деятельности в детском саду и начальной школе.

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т.е. от развития умственных способностей ребёнка. Таким образом, преемственность — это не только подготовка к новому, но и сохранение, и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития процесса.

Так наша деятельность, как дошкольного образовательного учреждения призвана смягчить переход ребенка из детского сада или из семьи в школу. Но это вовсе не должно превратиться в натаскивание детей на материал первого класса. Главной целью предшкольного образования является выравнивание стартовых возможностей будущих школьников, чтобы у них не возникло стрессов, комплексов, которые могут отбить желание учиться на все последующие года.

Важным условием для успешной адаптации детей к школьному обучению, по нашему мнению, является наличие той самой преемственности в использовании педагогических технологий. Тех, технологий, которые позволяют достичь таких результатов в обучении и воспитании воспитанников, с которыми наши выпускники с легкостью вступают в школьную жизнь.

Что же такое педагогические технологии?

Педагогическая  технология (Б. Т. Лихачёв): это совокупность психолого - педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств. Это организационно - методический инструментарий педагогического процесса.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию ФГОС ДО.

Важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно - образовательном процессе - «Я сам учусь, а не меня учат!» и отношение к ребенку взрослых - «Не рядом, не над ним, а вместе!».

Среди педагогических технологий, которые используются в работе с детьми дошкольного возраста, мы выделяем следующие:

        Здоровьесберегающие  педагогические технологии - это воспитание валеологической культуры  и  культуры здоровья дошкольников, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка. В комплексе здоровьесберегающие технологии формируют у ребенка - стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие и хорошую физическую готовность к школе. Эти технологии включают в себя утренние встречи детей на улице, разного вида игры, динамические паузы, релаксация, гимнастики (пальчиковая, для глаз, дыхательная и др.,),  гимнастика динамическая, корригирующая, ортопедическая; это физкультурные занятия, коммуникативные игры, серия занятий «Уроки про здоровье». Для сохранения здоровья детям – школьникам, учителя начальных классов также применяют данные технологии здоровьесбережения и в учебном процессе – во время урока дети делают динамические паузы, физкультминутки, расслабляющие массажи шеи, кистей…

        Технологии  личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и ДОУ, бесконфликтных и безопасных условий ее развития. Для достижения наилучшего результата в данной технологии, нами соблюдаются следующие условия:

        создание разносторонней развивающей предметно – пространственной среды – благоприятного психологического климата,  для возможности детей реализовать себя;

        накопление банка данных о формирующемся у детей ин¬дивидуальном опыте – в виде индивидуальных карт развития детей.

В процессе изучения  таких индивидуальных карт развития  каждого ребенка у учителя появляется возможность выстроить основу для выбора оптимальных, дифференцированных форм обучения.

        Технологии  проектной деятельности - это целенаправленная деятельность по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования. В основе лежит идея о направленности деятельности на результат, который достигается в процессе совместной работы взрослого и детей над определенной практической проблемой (продуктом проектирования являются макеты, плакаты, модели, театрализации, сценические представления и пр.). В нашем учреждении данная технология давно и активно используется педагогами. С детьми организуются и проводятся как краткосрочные проекты, так и долгосрочные. Тематика проектной деятельности чаще всего задается самими детьми, когда они начинают задавать интересные вопросы, ставить перед собой проблемные ситуации.

Так в течение последних двух лет старшая и подготовительная к школе группы прошли через такие проекты, как: «Чем знаменито Дымково?» - целью которого было -  организация работы по созданию оптимальных условий для развития творчества детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности; с целью воспитания нравственных качеств, патриотических чувств проведен проект «Моя малая Родина»; в рамках подготовки к обучению в школе в подготовительной группе проведен проект «Здравствуй школа!»; с целью воспитания любви и уважения к литературному творчеству, проведен проект «Моя любимая книга».  Почти каждый проект был проведен с привлечением школы – приглашали учителя, ходили в школу на экскурсии, посещали школьную библиотеку.

 Основные задачи проектной деятельности направлены на формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; стимулирование желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности. Все эти задачи являются основополагающими для детей, готовящихся к обучению в школе.

        Технологии  исследовательской деятельности – эта модель исследовательских технологий, которая  совпадает с моделью научного исследования. При организации работы в данной технологии воспитанникам предлагается проблемная  задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.

        Игровые  технологии – эта деятельность строится как целостный процесс, охватывающий определенную часть образовательного процесса и объединенный общим содержанием.

        Технологии  «Портфолио дошкольника» и «Портфолио педагога»:

* «Портфолио дошкольника» - индивидуальные образовательные достижения - это своего рода копилка успехов, инструмент в формировании самооценки и само презентации личных достижений ребенка. Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией. Вариантов портфолио очень много.

* «Портфолио педагога» -  все мы знаем, что современное образование нуждается в новом типе педагога: творчески думающим, владеющим современными технологиями образования, приемами психолого- педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат. У каждого педагога должно быть досье успехов, в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога. Таким досье может стать портфолио педагога.

        Информационно - коммуникативные технологии:

* «Информационные технологии» - комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации, направленные на повышение эффективности образовательного процесса.

* «Коммуникационные технологии» – определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой.

В нашем учреждении ИКТ педагоги используют не только в отношении детей, но и в отношении себя. Мы называем эту технологию – «Сайтостроение» - один из основных способов получения информации. У каждого педагога есть собственный сайт. Благодаря созданным сайтам происходит:

        развитие сотрудничества между педагогами и родителями посредством общения  на страницах сайта;

        информирование родителей о развитии и воспитании детей, о деятельности ДОУ;

        педагогическое просвещение  (полезные ссылки, статьи);

        непосредственный обмен видео-фото-материалами на страницах сайта.

Интерактивные игры  для детей в ДОУ.

Педагоги нашего детского сада начинают постепенно овладевать элементами компьютерной грамотности. Для того, чтобы научиться создавать интерактивные игры и упражнения  не обязательно проходить специальные курсы.  В сети Интернет  масса сайтов, которые научат  вас работать с доской, поскольку такая доска уже стала постоянным атрибутом всех классов наших школ и каждый учитель применяет возможности доски почти на каждом уроке.

Задачи,  решаемые при работе с интерактивной доской:

        развитие познавательной и творческой активности детей;

        формирование готовности ребенка к школьному обучению;

        овладение навыками работы с интерактивной доской.

Интерактивная доска позволяет:

        показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес;

        в доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал;

        привлечь внимание детей движением, мультипликацией, звуком;

        способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов;

        поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей.

И в заключении, хотелось бы сказать - грамотное использование современных педагогических технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению, успешно готовить их к школе, способствует широкому раскрытию способностей и активизации умственной деятельности дошкольников.

Список литературы:

1.        Дергунская В. А. - «Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ». Управление ДОУ. 2005-№3

2.        Материал с сайта www.deti-club.ru

3.        О.В. Дыбина. – Формирование ключевых компетенций у детей дошкольного возраста / Тольятти:ТГУ, 2009 Современные педагогические технологии

4.        Сивцова А. М. - Организационно-педагогические условия реализации здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного – младшего школьного возраста. Автореферат кандидата педагогических наук. СПб., 2008.

5.        Хабарова Т. В. - Педагогические технологии в дошкольном образовании. СПб ООО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение преемственности между уровнями дошкольного и начального общего образования при реализации ФГОС до.

Материал для проведения круглого стола или выступления по вопросам преемственности между дошкольным и начальным общим образованием. Рассматриваются основные "плюсы" и "минусы" предшкольной подготовки....

Доклад "Опыт работы ДОУ по обеспечению преемственности на уровнях дошкольного и начального общего образования посредством использования педагогических технологий"

Выступление на семинаре "Основы преемственности дошкольного и начального образования в рамках ФГОС как эффективное условие реализации образовательного кластера"...

Презентация "Опыт работы ДОУ по обеспечению преемственности на уровнях дошкольного и начального общего образования посредством использования педагогических технологий"

Презентация к докладу" Опыт работы ДОУ  по обеспечению преемственности  на уровнях дошкольного и начального общего образования  посредством использования педагогических технологий...

Преемственность уровней дошкольного и начального общего образования в едином образовательном учреждении.

Завершение дошкольного периода и поступление в школу – это сложный и ответственный этап в жизни ребенка. Создание условий для успешной адаптации младших школьников – наша общая задача. Под...

Опыт работы "Преемственности дошкольного и начального общего образования, посредством адаптированной воспитательной программы «Возрождение».

                                Опыт работы на тему:«Образовательное пространство в рамках преемственн...

Выступление на педагогическом совете перед педагогами ДОУ. Преемственность уровней дошкольного и начального общего образования в едином образовательном учреждении.

Проблема преемственности во все времена являлась одной из самых насущных и важных проблем в образовании. Преемственность – это последовательный переход от одной ступени образования к другой, выр...