Опыт работы "Преемственности дошкольного и начального общего образования, посредством адаптированной воспитательной программы «Возрождение».
статья

Былкова Людмила Александровна

                                  Опыт работы на тему:

«Образовательное пространство в рамках преемственности дошкольного и начального общего образования,

посредством адаптированной воспитательной программы «Возрождение».

    С введением ФГОС начального общего образования и ФГОС дошкольного образования актуальным становится обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования, в том числе и преемственности психологического сопровождения образовательной деятельности в детском саду и начальной школе.

«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком» -так говорил еще Л. С. Выготский.  Что же такое преемственность?     Преемственность – это непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, необходимо учителям знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях.

 В чем же отражается преемственность?

  • согласование целей и задач осуществления преемственности на дошкольном и начальном школьном уровне,
  • обогащение организационных форм и методов обучения, как в дошкольном учреждении, так и в начальной школе
  • отбор содержания образования для детей дошкольного и младшего школьного возраста с учётом принципов непрерывности образования и психолого-педагогических условий реализации непрерывного образования в соответствии с ФГОС

Цели нашей работы по преемственности:

  • Определить общие принципы преемственности между ступенями

образования. 

  • Обеспечить безболезненный переход детей в школу, помочь первоклассникам адаптироваться к новым    условиям.

Задачи

Дошкольного звена:

  • Приобщение детей к ценностям здорового образа жизни.
  • Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка.
  • Развитие инициативности, любознательности, способности к творческому самовыражению.
  • Развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям и себе.
  • Стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой активности в различных видах деятельности.

Начального школьного звена:

  • Формирование осознанного принятия детьми ценностей здорового   образа жизни.
  • Развитие готовности ребёнка к активному взаимодействию с окружающим миром.
  • Формирование желания и умения учиться.
  •  Развитие инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества в разных видах деятельности.
  • Совершенствование достижений ребенка.
  • Задачи перекликаются, они составлены с учетом возрастных особенностей детей.

Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности. Перед воспитателем детского сада на дошкольной ступени, а далее и учителем начальной школы стоит задача раннего раскрытия и формирования интересов и способностей к научно-поисковой, проектной деятельности. 

Преемственность в работе школы и детского сада в нашем учреждении предусматривает использование программы «Возрождение». Мы  обмениваемся опытом работы, ищем оптимальные пути совершенствования педагогической работы, формируем у детей интерес.

Работая по нашей воспитательной программе «Возрождение» мы опираемся на тематическое планирование и утверждённые тематические  декады.  Основываясь на них в нашем учреждение формируется единый тематический план мероприятий, благодаря этому педагоги детского сада и школы имеют возможность тесно взаимодействовать между собой, и, исходя из этого, организовывать мероприятия и внутри сада и совместно со школьниками. Об одной из таких декад мы и хотели бы вам рассказать сегодня. Это декада проектов. Основываясь на совместно разработанных краткосрочных проектах, мы с Клавдией Ильиничной составили определённый план мероприятий с детьми школьниками и дошколятами.

 

   Месяц, Тема

Название

Взаимодействие со школой

Декада

Февраль

«Народное

творчество»

«Зимние Узоры»

Занятие с учителем в классе и группе. Творческая мастерская с детьми класса.

Декада проектов.

1.  Проект «Будущие школьники»  

2.  Проект «Твори

добро»

3.Проект «Праздники и традиции народов мира»

«Устное народное творчество»

Литературный час - чтение книг, разыгрывание сцен из сказок.

«Народная культура и традиции»

Фольклорный досуг «Русские посиделки»

«Народные игрушки»

МК по изготовлению русской  тряпичной куклы «Берегини» - взаимодействие с родителями. Родительские всеобучи и конференции.

Март

«Творчество

народов мира»

 

«Славянская культура»

Неделя добра.

«Культура народов Прибайкалья»

«Игры народов мира» -  прогулка на свежем воздухе

«Азиатская культура»

«Европейская культура»

Апрель

«Моя семья»

«Я и мой дом»

 

 

«Я ребенок – имею право»

«Я в мире Человек»

«Мое здоровье»

Май

«Помним, гордимся, будем достойны»

«Праздник весны и труда»

Совместный субботник на территории игрового участка

Декада нравственно – патриотического воспитания.

«Праздник Победы»

Устный журнал «Как это было»

«Герои – земляки»

Встреча с участниками комитета «Дети войны»

«Я – гражданин России»

Знакомство детей с символами нашей страны.

«Мир безопасного поведения»

Интеллектуальная игра «А что, если?»

 

В эту декаду вошли следующие мероприятии:

  1. Занятие с учителем в классе и группе. Творческая мастерская с детьми класса (предполагает посещение дошколятами школы в рамках экскурсии, участие в творческой мастерской совместно со школьниками)
  2. Литературный час (экскурсия ребят совместно с учениками в школьную библиотеку, с последующим чтением книг в группе детского сада, обыгрывание сказок по прочитанным книгам)
  3. В рамках тематики месяца был проведён фольклорный досуг «Русские посиделки»; совместный мастер класс по изготовлению русской тряпичной куклы Берегини, организованный  родителями учеников Клавдии Ильиничны и моих воспитанников.
  4. В неделю добра, ребята школьники ежедневно посещали нашу группу с интересными мероприятиями: дарили детям книги, игры и игрушки, проводили познавательные викторины и эстафеты.
  5. В свободной деятельности школьники знакомили дошколят с играми народов мира (Африканские салки по кругу – Танзания, Потяг – Белоруссия, Ручейки, озёра- игры народов крайнего севера и т.д.), а дошколята в свою очередь делились своим игровым опытом (Иголка – нитка - узелок, Табун, Шапка ит.д.).

Следующим этапом нашей совместной работы будет Нравственно – патриотическая декада. И в эту декаду запланированы немаловажные мероприятия. Особое внимание уделяется празднованию Дня Победы.

Этот праздник развивает и укрепляет в детях чувство справедливости, формирует представления о подвиге нашего народа в годы Великой Отечественной войны, воспитывает чувство гордости за принадлежность к своей стране. Поэтому запланирована встреча с живыми свидетелями прошлых военных событий представителями комитета «Дети войны». Как показывает опыт,  общение  детей с очевидцами этих событий,

позволит не просто повысить интерес детей к людям, защищавшим Родину много лет назад, но и поспособствуют формированию подлинно гражданско – патриотической позиции у школьников и дошкольников в соответствии с их возрастными возможностями.

В результате такой совместной деятельности педагогов детского сада и начальной школы достигается их взаимопонимание. По результатам бесед с родителями и отзывов учителей выпускники детского сада хорошо осваивают программу; уровень их соответствует требованиям, предъявляемым к дошкольникам, подготовка детей к школе оценивается как хорошая. 

Подводя итог, отмечу, что сотрудничество детского сада и школы с целью обеспечения преемственности помогает педагогам улучшить качество учебного процесса, а детям -  войти в школьный мир безболезненно и спокойно, с повышенным познавательным интересом, отсутствием школьной тревожности, высоким уровнем мотивации учебной деятельности и быстрой адаптацией к условиям школьного обучения.

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Образовательное пространство в рамках преемственности дошкольного и начального общего образования, посредством адаптированной воспитательной программы «Возрождение». Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Начальная школа-детский сад №13 Подготовили: Учитель начальных классов – Томилова К.И. Воспитатель - Былкова Л.А. 2019 год.

Слайд 2

« От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь дальнейший путь к знаниям». Сухомлинский. В.А.

Слайд 3

С введением ФГОС начального общего образования и ФГОС дошкольного образования актуальным становится обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования, в том числе и преемственности психологического сопровождения образовательной деятельности в детском саду и начальной школе. Начальная школа начинается с дошкольного образования.

Слайд 4

Преемственность – это непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию.

Слайд 5

Отражение преемственности в согласование целей и задач осуществления преемственности на дошкольном и начальном школьном уровне обогащение организационных форм и методов обучения, как в дошкольном учреждении, так и в начальной школе отбор содержания образования для детей дошкольного и школьного возраста с учётом принципов непрерывности образования и психолого-педагогических условий реализации непрерывного образования в соответствии с ФГОС

Слайд 6

Определить общие принципы преемственности между ступенями образования. Обеспечить безболезненный переход детей в школу, помочь первоклассникам адаптироваться к новым условиям. Цель:

Слайд 7

Задачи: Дошкольного звена: Приобщение детей к ценностям здорового образа жизни. Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка. Развитие инициативности, любознательности, способности к творческому самовыражению. Развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям и себе. Стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой активности в различных видах деятельности. Начального школьного звена: Формирование осознанного принятия детьми ценностей здорового образа жизни. Развитие готовности ребёнка к активному взаимодействию с окружающим миром. Формирование желания и умения учиться. Развитие инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества в разных видах деятельности. Совершенствование достижений ребенка.

Слайд 8

Условиями эффективного взаимодействия ДОУ и НОО выступают: Единый тематический план мероприятий Учёт индивидуальных и возрастных особенностей Преемственность Совместная и продуктивная деятельность Детский сад Школа Родители Педагоги Дети (Учитель и воспитатель)

Слайд 9

Месяц,Тема Название Взаимодействие со школой Декада Февраль «Народное творчество» «Зимние Узоры» Занятие с учителем в классе и группе. Творческая мастерская с детьми класса. Декада проектов. Проект «Будущие школьники» Проект «Твори добро» Проект «Праздники и традиции народов мира» «Устное народное творчество» Литературный час - чтение книг, разыгрывание сцен из сказок. «Народная культура и традиции» Фольклорный досуг «Русские посиделки» «Народные игрушки» МК по изготовлению русской тряпичной куклы « Берегини » - взаимодействие с родителями. Родительские всеобучи и конференции. Март «Творчество народов мира» «Славянская культура» Неделя добра. «Культура народов Прибайкалья» «Игры народов мира» - прогулка на свежем воздухе «Азиатская культура» «Европейская культура» Апрель «Моя семья» «Я и мой дом» Декада нравственно – патриотического воспитания. «Я ребенок – имею право» «Я в мире Человек» «Мое здоровье» Май «Помним, гордимся, будем достойны» «Праздник весны и труда» Совместный субботник на территории игрового участка «Праздник Победы» Устный журнал «Как это было» «Герои – земляки» Встреча с участниками комитета «Дети войны» «Я – гражданин России» Знакомство детей с символами нашей страны. «Мир безопасного поведения» Интеллектуальная игра «А что, если?» Темы планирования 2018-2019 учебный год по программе «Возрождение»

Слайд 10

Занятие с учителем в классе и группе. Творческая мастерская с детьми класса.

Слайд 11

Литературный час – посещение библиотеки, чтение книг, разыгрывание сцен из сказок.

Слайд 12

Праздник «Русские посиделки»

Слайд 13

МК по изготовлению русской тряпичной куклы « Берегини » - взаимодействие с родителями.

Слайд 14

«Твори добро» - неделя добра

Слайд 15

«Игры народов мира» - прогулка на свежем воздухе.

Слайд 16

Встреча с участниками комитета « Дети войны»

Слайд 17

Наша совместная работа способствует улучшению качества учебного и воспитательного процесса; Помогает детям войти в школьный мир безболезненно и спокойно, с повышенным познавательным интересом, отсутствием школьной тревожности, высоким уровнем мотивации учебной деятельности и быстрой адаптацией к условиям школьного обучения. Даёт родителям возможность быть уверенными в том, что их ребенок получает всяческую профессиональную поддержку и успешно осваивает новую для себя социальную роль – роль школьника. Вывод:

Слайд 18

Благодарим за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.

    Завершение дошкольного периода и поступление в школу – это   сложный и ответственный этап  в жизни ребенка. Создание условий для успешной адаптации младших школьник...

Опыт работы ДОУ по обеспечению преемственности на уровнях дошкольного и начального общего образования посредством использования педагогических технологий

Консультативный материал для педагогов ДОУ  -  Опыт работы ДОУ по обеспечению преемственности на уровнях дошкольного и начального общего образования посредством использования педагогических ...

Организация преемственности воспитательно-образовательного процесса между дошкольным и начальным общим образованием как эффективная форма инновационной деятельности

laquo;Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда  опирается на определённую стадию  развития, проделанную ребёнком».Л.С. Выготский....

Доклад "Опыт работы ДОУ по обеспечению преемственности на уровнях дошкольного и начального общего образования посредством использования педагогических технологий"

Выступление на семинаре "Основы преемственности дошкольного и начального образования в рамках ФГОС как эффективное условие реализации образовательного кластера"...

Презентация "Опыт работы ДОУ по обеспечению преемственности на уровнях дошкольного и начального общего образования посредством использования педагогических технологий"

Презентация к докладу" Опыт работы ДОУ  по обеспечению преемственности  на уровнях дошкольного и начального общего образования  посредством использования педагогических технологий...