Опыт работы "Преемственности дошкольного и начального общего образования, посредством адаптированной воспитательной программы «Возрождение».
статья
Опыт работы на тему:
«Образовательное пространство в рамках преемственности дошкольного и начального общего образования,
посредством адаптированной воспитательной программы «Возрождение».
С введением ФГОС начального общего образования и ФГОС дошкольного образования актуальным становится обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования, в том числе и преемственности психологического сопровождения образовательной деятельности в детском саду и начальной школе.
«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком» -так говорил еще Л. С. Выготский. Что же такое преемственность? Преемственность – это непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, необходимо учителям знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях.
В чем же отражается преемственность?
- согласование целей и задач осуществления преемственности на дошкольном и начальном школьном уровне,
- обогащение организационных форм и методов обучения, как в дошкольном учреждении, так и в начальной школе
- отбор содержания образования для детей дошкольного и младшего школьного возраста с учётом принципов непрерывности образования и психолого-педагогических условий реализации непрерывного образования в соответствии с ФГОС
Цели нашей работы по преемственности:
- Определить общие принципы преемственности между ступенями
образования.
- Обеспечить безболезненный переход детей в школу, помочь первоклассникам адаптироваться к новым условиям.
Задачи
Дошкольного звена:
- Приобщение детей к ценностям здорового образа жизни.
- Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка.
- Развитие инициативности, любознательности, способности к творческому самовыражению.
- Развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям и себе.
- Стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой активности в различных видах деятельности.
Начального школьного звена:
- Формирование осознанного принятия детьми ценностей здорового образа жизни.
- Развитие готовности ребёнка к активному взаимодействию с окружающим миром.
- Формирование желания и умения учиться.
- Развитие инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества в разных видах деятельности.
- Совершенствование достижений ребенка.
- Задачи перекликаются, они составлены с учетом возрастных особенностей детей.
Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности. Перед воспитателем детского сада на дошкольной ступени, а далее и учителем начальной школы стоит задача раннего раскрытия и формирования интересов и способностей к научно-поисковой, проектной деятельности.
Преемственность в работе школы и детского сада в нашем учреждении предусматривает использование программы «Возрождение». Мы обмениваемся опытом работы, ищем оптимальные пути совершенствования педагогической работы, формируем у детей интерес.
Работая по нашей воспитательной программе «Возрождение» мы опираемся на тематическое планирование и утверждённые тематические декады. Основываясь на них в нашем учреждение формируется единый тематический план мероприятий, благодаря этому педагоги детского сада и школы имеют возможность тесно взаимодействовать между собой, и, исходя из этого, организовывать мероприятия и внутри сада и совместно со школьниками. Об одной из таких декад мы и хотели бы вам рассказать сегодня. Это декада проектов. Основываясь на совместно разработанных краткосрочных проектах, мы с Клавдией Ильиничной составили определённый план мероприятий с детьми школьниками и дошколятами.
Месяц, Тема | Название | Взаимодействие со школой | Декада |
Февраль «Народное творчество» | «Зимние Узоры» | Занятие с учителем в классе и группе. Творческая мастерская с детьми класса. | Декада проектов. 1. Проект «Будущие школьники» 2. Проект «Твори добро» 3.Проект «Праздники и традиции народов мира» |
«Устное народное творчество» | Литературный час - чтение книг, разыгрывание сцен из сказок. | ||
«Народная культура и традиции» | Фольклорный досуг «Русские посиделки» | ||
«Народные игрушки» | МК по изготовлению русской тряпичной куклы «Берегини» - взаимодействие с родителями. Родительские всеобучи и конференции. | ||
Март «Творчество народов мира»
| «Славянская культура» | Неделя добра. | |
«Культура народов Прибайкалья» | «Игры народов мира» - прогулка на свежем воздухе | ||
«Азиатская культура» | |||
«Европейская культура» | |||
Апрель «Моя семья» | «Я и мой дом» |
| |
«Я ребенок – имею право» | |||
«Я в мире Человек» | |||
«Мое здоровье» | |||
Май «Помним, гордимся, будем достойны» | «Праздник весны и труда» | Совместный субботник на территории игрового участка | Декада нравственно – патриотического воспитания. |
«Праздник Победы» | Устный журнал «Как это было» | ||
«Герои – земляки» | Встреча с участниками комитета «Дети войны» | ||
«Я – гражданин России» | Знакомство детей с символами нашей страны. | ||
«Мир безопасного поведения» | Интеллектуальная игра «А что, если?» |
В эту декаду вошли следующие мероприятии:
- Занятие с учителем в классе и группе. Творческая мастерская с детьми класса (предполагает посещение дошколятами школы в рамках экскурсии, участие в творческой мастерской совместно со школьниками)
- Литературный час (экскурсия ребят совместно с учениками в школьную библиотеку, с последующим чтением книг в группе детского сада, обыгрывание сказок по прочитанным книгам)
- В рамках тематики месяца был проведён фольклорный досуг «Русские посиделки»; совместный мастер класс по изготовлению русской тряпичной куклы Берегини, организованный родителями учеников Клавдии Ильиничны и моих воспитанников.
- В неделю добра, ребята школьники ежедневно посещали нашу группу с интересными мероприятиями: дарили детям книги, игры и игрушки, проводили познавательные викторины и эстафеты.
- В свободной деятельности школьники знакомили дошколят с играми народов мира (Африканские салки по кругу – Танзания, Потяг – Белоруссия, Ручейки, озёра- игры народов крайнего севера и т.д.), а дошколята в свою очередь делились своим игровым опытом (Иголка – нитка - узелок, Табун, Шапка ит.д.).
Следующим этапом нашей совместной работы будет Нравственно – патриотическая декада. И в эту декаду запланированы немаловажные мероприятия. Особое внимание уделяется празднованию Дня Победы.
Этот праздник развивает и укрепляет в детях чувство справедливости, формирует представления о подвиге нашего народа в годы Великой Отечественной войны, воспитывает чувство гордости за принадлежность к своей стране. Поэтому запланирована встреча с живыми свидетелями прошлых военных событий представителями комитета «Дети войны». Как показывает опыт, общение детей с очевидцами этих событий,
позволит не просто повысить интерес детей к людям, защищавшим Родину много лет назад, но и поспособствуют формированию подлинно гражданско – патриотической позиции у школьников и дошкольников в соответствии с их возрастными возможностями.
В результате такой совместной деятельности педагогов детского сада и начальной школы достигается их взаимопонимание. По результатам бесед с родителями и отзывов учителей выпускники детского сада хорошо осваивают программу; уровень их соответствует требованиям, предъявляемым к дошкольникам, подготовка детей к школе оценивается как хорошая.
Подводя итог, отмечу, что сотрудничество детского сада и школы с целью обеспечения преемственности помогает педагогам улучшить качество учебного процесса, а детям - войти в школьный мир безболезненно и спокойно, с повышенным познавательным интересом, отсутствием школьной тревожности, высоким уровнем мотивации учебной деятельности и быстрой адаптацией к условиям школьного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Опыт работы Преемственность ДОО и НОО | 2.33 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь дальнейший путь к знаниям». Сухомлинский. В.А.
С введением ФГОС начального общего образования и ФГОС дошкольного образования актуальным становится обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования, в том числе и преемственности психологического сопровождения образовательной деятельности в детском саду и начальной школе. Начальная школа начинается с дошкольного образования.
Преемственность – это непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию.
Отражение преемственности в согласование целей и задач осуществления преемственности на дошкольном и начальном школьном уровне обогащение организационных форм и методов обучения, как в дошкольном учреждении, так и в начальной школе отбор содержания образования для детей дошкольного и школьного возраста с учётом принципов непрерывности образования и психолого-педагогических условий реализации непрерывного образования в соответствии с ФГОС
Определить общие принципы преемственности между ступенями образования. Обеспечить безболезненный переход детей в школу, помочь первоклассникам адаптироваться к новым условиям. Цель:
Задачи: Дошкольного звена: Приобщение детей к ценностям здорового образа жизни. Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка. Развитие инициативности, любознательности, способности к творческому самовыражению. Развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям и себе. Стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой активности в различных видах деятельности. Начального школьного звена: Формирование осознанного принятия детьми ценностей здорового образа жизни. Развитие готовности ребёнка к активному взаимодействию с окружающим миром. Формирование желания и умения учиться. Развитие инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества в разных видах деятельности. Совершенствование достижений ребенка.
Условиями эффективного взаимодействия ДОУ и НОО выступают: Единый тематический план мероприятий Учёт индивидуальных и возрастных особенностей Преемственность Совместная и продуктивная деятельность Детский сад Школа Родители Педагоги Дети (Учитель и воспитатель)
Месяц,Тема Название Взаимодействие со школой Декада Февраль «Народное творчество» «Зимние Узоры» Занятие с учителем в классе и группе. Творческая мастерская с детьми класса. Декада проектов. Проект «Будущие школьники» Проект «Твори добро» Проект «Праздники и традиции народов мира» «Устное народное творчество» Литературный час - чтение книг, разыгрывание сцен из сказок. «Народная культура и традиции» Фольклорный досуг «Русские посиделки» «Народные игрушки» МК по изготовлению русской тряпичной куклы « Берегини » - взаимодействие с родителями. Родительские всеобучи и конференции. Март «Творчество народов мира» «Славянская культура» Неделя добра. «Культура народов Прибайкалья» «Игры народов мира» - прогулка на свежем воздухе «Азиатская культура» «Европейская культура» Апрель «Моя семья» «Я и мой дом» Декада нравственно – патриотического воспитания. «Я ребенок – имею право» «Я в мире Человек» «Мое здоровье» Май «Помним, гордимся, будем достойны» «Праздник весны и труда» Совместный субботник на территории игрового участка «Праздник Победы» Устный журнал «Как это было» «Герои – земляки» Встреча с участниками комитета «Дети войны» «Я – гражданин России» Знакомство детей с символами нашей страны. «Мир безопасного поведения» Интеллектуальная игра «А что, если?» Темы планирования 2018-2019 учебный год по программе «Возрождение»
Занятие с учителем в классе и группе. Творческая мастерская с детьми класса.
Литературный час – посещение библиотеки, чтение книг, разыгрывание сцен из сказок.
Праздник «Русские посиделки»
МК по изготовлению русской тряпичной куклы « Берегини » - взаимодействие с родителями.
«Твори добро» - неделя добра
«Игры народов мира» - прогулка на свежем воздухе.
Встреча с участниками комитета « Дети войны»
Наша совместная работа способствует улучшению качества учебного и воспитательного процесса; Помогает детям войти в школьный мир безболезненно и спокойно, с повышенным познавательным интересом, отсутствием школьной тревожности, высоким уровнем мотивации учебной деятельности и быстрой адаптацией к условиям школьного обучения. Даёт родителям возможность быть уверенными в том, что их ребенок получает всяческую профессиональную поддержку и успешно осваивает новую для себя социальную роль – роль школьника. Вывод:
Благодарим за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.
Завершение дошкольного периода и поступление в школу – это сложный и ответственный этап в жизни ребенка. Создание условий для успешной адаптации младших школьник...
Опыт работы ДОУ по обеспечению преемственности на уровнях дошкольного и начального общего образования посредством использования педагогических технологий
Консультативный материал для педагогов ДОУ - Опыт работы ДОУ по обеспечению преемственности на уровнях дошкольного и начального общего образования посредством использования педагогических ...
Опыт работы ДОУ по обеспечению преемственности на уровнях дошкольного и начального общего образования посредством использования педагогических технологий
выступление на семинаре...
Организация преемственности воспитательно-образовательного процесса между дошкольным и начальным общим образованием как эффективная форма инновационной деятельности
laquo;Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком».Л.С. Выготский....
Доклад "Опыт работы ДОУ по обеспечению преемственности на уровнях дошкольного и начального общего образования посредством использования педагогических технологий"
Выступление на семинаре "Основы преемственности дошкольного и начального образования в рамках ФГОС как эффективное условие реализации образовательного кластера"...
Презентация "Опыт работы ДОУ по обеспечению преемственности на уровнях дошкольного и начального общего образования посредством использования педагогических технологий"
Презентация к докладу" Опыт работы ДОУ по обеспечению преемственности на уровнях дошкольного и начального общего образования посредством использования педагогических технологий...