Программа сотрудничества образовательных учреждений на этапе дошкольного и начального общего образования с учётом ФГОС и ФГТ
рабочая программа на тему

Программа составлена с учётом федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования и на основе Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_sotrudnichestva_758.docx147.94 КБ
Файл proekt_programmy_sotrudnichestva.pptx1.19 МБ

Предварительный просмотр:

Картинка 5 из 103697

Департамент образования города Москвы

Северо-Восточное окружное управление образования

 

       

Содержание:

Введение…………………………………………………………………….……..3

  1. Цели и задачи непрерывного образования детей дошкольного

и младшего школьного возраста…………………………………………..7

  1. Принципы отбора содержания непрерывного образования

детей дошкольного и младшего школьного возраста……………………8

  1. Психолого-педагогические условия реализации непрерывного образования…………………………………………………………..……10
  2. Формы осуществления преемственности…………………………….…11
  3. Ожидаемые результаты…………………………………………………..13

Приложения…………………………………………………………………...…14

 

       

Введение

       Особую актуальность в настоящее время имеет проблема преемственности между ступенями образования. Ещё в 70-е годы прошлого столетия выдающийся детский психолог Д.Б. Эльконин указывал на внутреннюю общность двух «формаций» эпохи детства – дошкольного и младшего школьного возрастов. Это давало учёному основание считать, что дети 3-10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином культурно-образовательном пространстве.

       Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком.

       Подготовка детей к школе – одна из актуальных проблем российского образования. Учитывая то, что одних детей готовят в детском саду, других – в учреждениях дополнительного образования, а третьих – в семье, в школу они приходят с разным уровнем знаний. Перед учителем младших классов встает задача "выровнять" их знания. Между тем это не основная проблема, с которой сталкиваются учителя. У детей различные индивидуальные возможности и способности, поэтому вполне закономерно, что у них разный уровень подготовки.

       Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам. Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.

       Согласно многочисленным исследованиям педагогов-психологов "правильная" подготовка должна быть сосредоточена на игровой деятельности, физическом, физиологическом и психологическом развитии дошкольника. Важным условием успешного обучения в начальной школе является наличие у ребенка соответствующих мотивов обучения: отношение к учебе как к важному, общественно значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным предметам.

       Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. В дошкольном возрасте закладываются важнейшие черты будущей личности. Необходимо стремится к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.

       Преемственность создает условия для реализации в педагогическом процессе детского сада и школы единой, динамической и перспективной системы воспитания и обучения, которая обеспечивает неуклонное поступательно-восходящее формирование личности. Установление преемственности между детским садом и школой способствует сближению условий воспитания и обучения старших дошкольников и младших школьников. Благодаря этому переход к новым условиям школьного обучения осуществляется с наименьшими для детей психологическими трудностями.

       При этом обеспечивается естественное вхождение детей в новые условия, что способствует повышению эффективности воспитания и обучения учащихся с первых дней пребывания в школе. Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. А ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться.

       Существенные изменения произошли в содержании образования детей дошкольного и младшего школьного возраста, в общем характере и стиле педагогического процесса: все большее распространение приобретает вариативность программ, учебных планов, форм и средств обучения, что значительно обогащает содержание как дошкольной, так и начальной ступени образования.  Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности в системе образования. Анализ ситуации показывает, что эта тенденция должна оставаться характерной чертой системы образования в будущем.

       Учитывая то, что непрерывное образование выступает как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования, решение проблемы преемственности мы видим в создании программы сотрудничества начальной школы  и детского сада.

       Цель: реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства, придав педагогическому процессу целостный последовательный  и перспективный характер.

Основными задачами сотрудничества ДОУ и школы являются:

  • установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;
  • выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;
  • создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;
  • всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;
  • оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;
  • формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.

       Программа составлена с учётом федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования и на основе Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено).

       

Структура программы опирается на три направления:

  1. Согласование целей и задач осуществления преемственности на дошкольном и начальном школьном уровне.
  2. Учёт принципов отбора содержания непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста и психолого-педагогических условий реализации непрерывного образования в соответствии с ФГОС и ФГТ.
  3. Обогащение организационных форм и методов обучения, как в дошкольном учреждении, так и в начальной школе.

Цели и задачи непрерывного образования детей

дошкольного и младшего школьного возраста

       Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности.

Общие цели образования детей дошкольного и младшего школьного возраста:

  • воспитание нравственного человека;
  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • оказание квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников и обучающихся;
  • сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое, психическое развитие детей.

       Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач:

На дошкольной ступени:

  • приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
  • обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;
  • развитие, инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
  • формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности;
  • развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).

В соответствии со Стандартом на ступени начальной школы осуществляется:

  • становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
  • формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
  • осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;
  • совершенствование достижений дошкольного развития, специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств;
  • индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.

Принципы отбора содержания непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста

       При отборе содержания непрерывного образования необходимо учитывать устоявшиеся в дидактике принципы.

1. Принцип развития. Предполагает ориентацию содержания образования на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребенка, на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей ребенка в различных видах деятельности, а не только на накопление знаний и формирование навыков решения предметных задач. При этом сохраняется значимость усвоения детьми знаний, овладения умениями и навыками как средства для детского развития, а не самоцель дошкольного и начального образования.

2. Принцип гуманитаризации. Усиление гуманитарной направленности предметов естественнонаучного и математического циклов и влияния всех учебных предметов на эмоциональное и социально-личностное развитие ребенка; придание особого значения предметам гуманитарного и художественно-эстетического цикла, увеличение доли разнообразной творческой деятельности детей.

3. Принцип целостности. Требует отбора такого содержания образования, которое поможет ребенку удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечит осознание им разнообразных связей между его объектами и явлениями, и в то же время - сформированность умения увидеть с разных сторон один и тот же предмет.

4. Принцип культуросообразности. Понимается как "открытость" различных культур, создание условий для наиболее полного  ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.

5. Принцип содержания образования. Предполагает возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологии обучения, по-разному осуществляющих реализацию целей образования с учетом развития современной науки, потребностей общества и региональных особенностей. Кроме этого вариативность обеспечивает дифференциацию образования, то есть возможности индивидуального развития каждого ребенка. При этом обязательно сохранение инвариантного минимума образования как условия, обеспечивающего право каждого ребенка - гражданина РФ на получение равного с другими дошкольного и начального образования.

Психолого-педагогические условия реализации

непрерывного образования

       Реализация общей цели и задач образования детей 3 - 10 лет требует соблюдения ряда психолого-педагогических условий:

На дошкольной ступени:

  • личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;
  • формирование предпосылок учебной деятельности как важнейшего фактора развития ребенка
  • построение образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми, опора на игру при формировании учебной деятельности.

На ступени начальной школы:

  • опора на наличный уровень достижений дошкольного детства;
  • направленность процесса обучения на формирование умения учиться как важнейшего достижения этого возрастного периода развития;
  • сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, коллективных и индивидуальных форм активности.

Общие условия:

  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
  • создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;
  • учёт индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания, и путей их достижения;
  • воспитательно-образовательный процесс должен быть подчинен становлению личности ребенка: развитию его компетентности, инициативности, самостоятельности, ответственности свободы и безопасности поведения, самосознания и самооценки;
  • создание основы для самостоятельного успешного усвоения обучающимися, воспитанниками новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности;
  • разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
  • осуществление индивидуальной работы в случаях опережающего или более низкого темпа развития ребёнка;
  • доброжелательный деловой контакт между педагогическими коллективами образовательных учреждений.

Формы осуществления преемственности

       Цели и задачи осуществления преемственности в работе дошкольного образовательного учреждения и школы реализуются на основе проведения совместных мероприятий, организации единого образовательного пространства, использования преемственных технологий, форм, методов обучения и воспитания.

       Механизм осуществления преемственности, его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов ДОУ, учителей начальных классов по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу. Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными, и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений образовательных учреждений.

Формы осуществления преемственности:

   1. Работа с детьми:

  • экскурсии в школу;
  • посещение школьного музея, библиотеки;
  • знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
  • участие в  совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;
  • выставки рисунков и поделок;
  • встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);
  • совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
  • участие в театрализованной деятельности;
  • посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).

   2. Взаимодействие педагогов:

  • совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
  • семинары, мастер- классы;
  • круглые столы педагогов ДОУ и  учителей школы;
  • психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;
  • проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
  • взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
  • открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
  • педагогические и психологические наблюдения.

   3. Сотрудничество с родителями:

  • совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
  • круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
  • родительские конференции, вечера вопросов и ответов;
  • консультации с педагогами ДОУ и школы;
  • встречи родителей с будущими учителями;
  • дни открытых дверей;
  • творческие мастерские;
  • анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
  • образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы;
  • семейные вечера,  тематические досуги;
  • визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);
  • заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар).

Ожидаемые результаты.

       Результатом реализации программы сотрудничества должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды:

  • обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся и воспитанников;
  • гарантирующей охрану и укрепление физического,  психологического и социального здоровья обучающихся и воспитанников;
  • комфортной по отношению к обучающимся, воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам.

       Результатом плодотворного сотрудничества педагогов начальной школы и дошкольного учреждения, родителей (законных представителей) воспитанников и обучающихся должно быть развитие интегративных качеств дошкольника, которые служат основой для формирования компетенций, необходимых для обучения в школе (см. Приложение 1 «Портрет выпускника ДОУ»; Приложение 2 «Портрет выпускника начальной школы»).

Приложение 1

Портрет выпускника ДОУ в соответствии с ФГТ

  1. Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.
  2. Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (предметов и вещей, отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
  3. Эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.
  4. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником в зависимости от ситуации.
  5. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений; соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице, в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).
  6. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослым, так и им самим. В зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач. Ребенок предлагает собственный замысел и воплощает его в рисунке, постройке, рассказе и др.
  7. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу, о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях, об обществе, его культурных ценностях, о государстве и принадлежности к нему, о мире.
  8. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
  9. Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Приложение 2

Портрет выпускника начальной школы:

  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

План работы

Мероприятие

Сроки

Ответственный

Методическая работа

1

Обсуждение плана работы по подготовке детей к школе

сентябрь

ст. воспитатель

уч. нач. классов

2

Знакомство воспитателя с программой обучения и воспитания в 1 классе

сентябрь

воспитатели

3

Знакомство учителя с воспитательно-образовательной работой в дошкольной группе

сентябрь

уч. нач. классов

4

Посещение воспитателями  уроков в 1 классе. Семинар «Осуществление преемственности дошкольного и начального школьного обучения на этапе реализации ФГОС».

ноябрьь

Воспитатели,

уч. нач. классов

5

Посещение учителями начальных классов занятий в дошкольной группе:

  • Цель: знакомство с уровнем полученных знаний, умений и навыков, творческих способностей детей дошкольной группы.

март

Воспитатели,

уч. нач. классов

6

Мониторинг успеваемости первоклассников – выпускников дошкольной группы.

декабрь

воспитатели,

учителя нач. кл.

7

Педагогическое совещание в дошкольной группе.

Вопросы для обсуждения:

  • роль дидактических игр в обучении дошкольников;
  • творческое развитие детей на занятиях по аппликации, лепке, конструированию, музыкальных занятиях;
  • итоги воспитательно-образовательной работы в дошкольной группе.

май

воспитатели,

учитель начальных классов

8

Мониторинг готовности дошкольников к школьному обучению

май

старший воспитатель

9

Круглый стол для педагогов ОУ по результатам мониторинга «Готовность дошкольников к школьному обучению»

сентябрь

воспитатели, учителя нач. классов

Работа с родителями

1

Нетрадиционные формы работы с родителями.

«Папа, мама, я – читающая семья» - конкурс читающих семей.

сентябрь

воспитатели

2

Круглый стол «Педагогика сотрудничества: педагог-ребенок-родители»

ноябрь

воспитатели, учителя нач. классов

3

Оформление стенда в ДОУ «Для вас, родители будущих первоклассников»

декабрь

воспитатели

4

Размещение рекомендаций для родителей будущих первоклассников

на сайте дошкольной группы и школы

в течение года

Воспитатели,

уч. нач. классов

5

«Как помочь ребенку подготовиться к школе»;

март

Воспитатели, учителя начальных классов

6

Анкетирование родителей «Ваш ребенок скоро станет первоклассником».

Январь

воспитатели, учителя нач. классов

7

«Особенности организации обучения по ФГОС в начальной школе».

май

учителя нач. классов

8

Индивидуальное консультирование родителей по результатам диагностики готовности детей к обучению в школе.

май

воспитатели

9

Собрание для родителей будущих первоклассников «Поступление детей в школу-важное событие в жизни детей».

апрель

воспитатели, учителя нач. классов

10

Выставки детских работ

в течение года

воспитатели

Работа с детьми

1

Экскурсии детей в школу:

  • знакомство со зданием школы;
  • знакомство с кабинетом (классом);
  • знакомство со школьной мастерской;
  • знакомство со физкультурным залом;
  • знакомство со школьной библиотекой.

в течение года

воспитатели, учителя нач. классов

2

Интеллектуальный марафон «Знай-ка!» для детей старшего дошкольного возраста

февраль

воспитатели

3

Работа «Школы будущего первоклассника»

Февраль-апрель

учителя нач. классов

4

«Прощай, любимый детский сад! Здравствуй, здравствуй, школа!»

май

воспитатели, музыкальный руководитель

5.4. Взаимодействие ДОУ и социума

В реализации образовательной  программы с использованием сетевой формы наряду
с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, участвуют  научные, медицинские, культурные, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой

Использование сетевой формы реализации образовательной программы  осуществляется
на основании договора между организациями

Направ

ление

Наименование общественных организаций, учреждений

Формы сотрудничества

Перио-

дичность

Образование

Вологодский институт развития образования

Курсы  повышения квалификации, участие в смотрах, семинарах, конференциях, обмен опытом, посещение выставок

По плану ДОУ,

ВИРО

БОУ ДПО Сокольский педагогический колледж

ДОУ – база практики для будущих воспитателей; показательные занятия, круглые столы, конференции, семинары, проведение консультаций, уроки мастерства, обмен опытом

По плану Сокольского педколледжа

БОУ СМР «СОШ № 3»  г. Сокола

Педсоветы, посещение уроков и занятий, семинары, практикумы, консультации для воспитателей и родителей, беседы, методические встречи, экскурсии для воспитанников, дни открытых дверей, совместные выставки, развлечения.

По плану преемственности ДОУ и школы

Дошкольные учреждения города  и района

Проведение методических объединений, консультации, методические встречи, обмен опытом

По плану УО, по мере необх-ти

«Дом детского творчества»

Экскурсии в ДДТ, участие в выставках, смотрах-  конкурсах;  сотрудничество с театральной студией «Дебют» и «Чудеса вокруг нас»:показ театрализованных постановок,  посещение кружков, обмен опытом

По плану на год

Медицина

Детская поликлиника

-проведение медицинского обследования;

-связь медицинских работников по вопросам заболеваемости и профилактики (консультирование)

1 раз в год

По мере необходимости

Аптека

- приобретение лекарств

-экскурсии с детьми

1 раз в квартал

Физкультура и спорт

Комитет по физкультуре и спорту

Участие в спортивных мероприятиях (День здоровья, «Весёлые старты», лыжные соревнования)

По плану комитета

Стадион

-экскурсии, проведение занятий с детьми, соревнования

По плану

Культура

Детская школа искусств

Экскурсии, посещение выставок, занятия по знакомству с музыкой разных направлений, инструментами, посещение концертов.

Встречи с художниками нашего города, экскурсии, посещение выставок, совместное творчество. Приглашение  художников на занятия в ДОУ во время каникул. Выступление учеников музыкальной школы

По плану Школы

искусств

Городской историко-краеведческий музей

Экскурсии, игры – занятия, встречи сотрудников в музее и в детском саду, совместная организация выставок, конкурсов;

2-3 раза в год

Детская библиотека

Коллективные посещения, литературные вечера, встречи с библиотекарем, познавательные викторины на базе библиотеки для родителей и детей, создание семейной библиотеки, организация встреч с поэтами и писателями.

По плану

МУ «Культурный центр»

Конкурсы детского творчества, театрализованные представления для детей, выставки детских рисунков, концерты

По плану на год

Вологодская областная филармония им.

В. Гаврилина

Встречи с  артистами филармонии, музыкальная гостиная, коллективные посещения детей, родителей и педагогов Вологодской филармонии.

1 раз в квартал

Театральные коллективы

Показ театрализованных постановок на базе ДОУ

В теч.года

Безопасность

Пожарная часть

Экскурсии, встречи с работниками пожарной части, конкурсы по ППБ, консультации, инструктажи.

По плану

ГИББД

проведение бесед с детьми по правилам

 дорожного движения, участие в выставках, смотрах-конкурсах

По плану

ПДН

воспитательно-профилактическая работа  с семьями детей, находящимися  в социально опасном положении

По мере необход-ти

Информационность

Сокольское радио, телевидение, газета

Публикации в газетах, выступление на радио и телевидении, рекламные блоки.

По мере необходимости

СМИ

( федеральный уровень)

журналы  «Обруч», «Цветной мир», электронные педагогические издания: написание статей  из опыта работы, публикация методических разработок  педагогов

По мере необходимости

Социальной защиты населения

МУ «Комплексный центр  социального  обслуживания населения»

Помощь в подготовке и проведении праздников и изготовлении сувениров и подарков, поздравление ветеранов войны и труда со знаменательными датами, концерты.

По просьбе МУ КЦСОН

Центр  социальной помощи семье и детям

Консультации для педагогов  по работе с семьями «Группы риска», консультирование родителей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Проведение акций «Подарок солдату», сбор детских вещей и оказание помощи   малообеспеченным семьям. Посещение детьми и родителями реабилитационных групп, участие в культурно-массовых мероприятиях; трудоустройство подростков

По плану центра

Молодежные инициативные группы

Совместные акции, фестивали  семейных клубов, конкурсы творчества для родителей

По плану

МИГ

Центр занятости населения

Трудоустройство в летний период

1 раз в год

Эко

логия

Комитет по охране природы

Совместная организация выставок, экологические акции, экологический театр.

По плану

Анализ успеваемости учеников 1-х  классов

 (бывших выпускников ДОУ)

Дата:_______________Воспитатели:_____________________________________

Фамилия,

имя,

ребёнка

Учебное заведение

Преподаватель

Уровни оценки:

              Общий уровень развития

                    Успеваемость

физического развития

заболеваемости

речевого развития

познавательного развития

математического развития

художественно-творческой деятельности

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

План сотрудничества

  1. Организация дня открытых дверей в ОУ для воспитателей ДОУ по теме: «Первые дни ребёнка в школе: адаптационный период» (рекомендуемый срок –сентябрь).
  1. Организация дней открытых дверей для родителей и будущих первоклассников в ОУ (рекомендуемый срок – октябрь, март).
  2. Организация анкетирования родителей будущих первоклассников.

4.     Организация  ознакомительных и тематических экскурсий воспитанников ДОУ в школу (в течение года).

5.      Организация совместных выставок творческих работ воспитанников ДОУ и младших школьников (в течение года).

6.      Организация взаимопосещений педагогических мероприятий воспитателями ДОУ и учителями СОШ: учебные занятия и уроки, досуги и праздники, заседания методических объединений и педагогические советы, семинары и круглые столы и т.д.

7.      Заключение договора ДОУ И СОШ.

8.      Организация встреч учителей с родителями будущих первоклассников.

C:\Documents and Settings\гоу 1767\Мои документы\Мои рисунки\belo_goluboe_siyanie-1400x1050.jpg


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Департамент образования города Москвы Северо-Восточное окружное управление образования Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы центр развития ребёнка – детский сад № 758 Разработка Программы сотрудничества образовательных учреждений на этапе дошкольного и начального общего образования с учётом ФГОС и ФГТ

Слайд 2

Введение Федеральных Государственных Требований (ФГТ) к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования – важный этап преемственности детского сада и школы.

Слайд 3

Структура программы опирается на три направления:

Слайд 4

Преамбула актуальность проблемы преемственности важность периода от рождения до поступления в школу подготовка детей к школе – как одна из актуальных проблем значение преемственности между детским садом и школой

Слайд 5

Развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки?

Слайд 6

Что такое деятельностный подход? Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения, помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Слайд 7

Защита проекта Работа в группах (поиск решения проблемы)

Слайд 8

Цель: реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства, придав педагогическому процессу целостный последовательный и перспективный характер. Основными задачами сотрудничества ДОУ и школы являются: установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой; выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов; создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей; всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей; оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу; формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.

Слайд 10

Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач: На дошкольной ступени : приобщение детей к ценностям здорового образа жизни; обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения; развитие, инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению; формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности; развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).

Слайд 11

В соответствии со Стандартом на ступени начальной школы осуществляется: становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе; духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними; совершенствование достижений дошкольного развития, специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств; индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.

Слайд 12

Принципы отбора содержания непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста

Слайд 13

Психолого-педагогические условия реализации непрерывного образования На дошкольной ступени: личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми; формирование предпосылок учебной деятельности как важнейшего фактора развития ребенка построение образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми, опора на игру при формировании учебной деятельности.

Слайд 14

На ступени начальной школы: опора на наличный уровень достижений дошкольного детства; направленность процесса обучения на формирование умения учиться как важнейшего достижения этого возрастного периода развития; сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, коллективных и индивидуальных форм активности.

Слайд 15

Общие условия: создание преемственной предметно-развивающей образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности ; учёт индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания, и путей их достижения ; воспитательно-образовательный процесс должен быть подчинен становлению личности ребенка: развитию его компетентности, инициативности, самостоятельности, ответственности свободы и безопасности поведения, самосознания и самооценки ; разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов; осуществление индивидуальной работы в случаях опережающего или более низкого темпа развития ребёнка ; доброжелательный деловой контакт между педагогическими коллективами образовательных учреждений.

Слайд 16

Формы осуществления преемственности: 1. Работа с детьми: экскурсии в школу; посещение школьного музея, библиотеки; знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы; участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности; выставки рисунков и поделок; встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы); совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников; участие в театрализованной деятельности; посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).

Слайд 17

2. Взаимодействие педагогов: совместные педагогические советы (ДОУ и школа); семинары, мастер- классы; круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы; психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей; проведение диагностики по определению готовности детей к школе; взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы; открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе; педагогические и психологические наблюдения.

Слайд 18

3. Сотрудничество с родителями: совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы; круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»; родительские конференции, вечера вопросов и ответов; консультации с педагогами ДОУ и школы; встречи родителей с будущими учителями; дни открытых дверей; творческие мастерские; анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе; образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы; семейные вечера, тематические досуги; визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.); заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар).

Слайд 19

Ожидаемые результаты Результатом реализации программы сотрудничества должно быть создание комфортной преемственной предметно-развивающей образовательной среды: обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся и воспитанников; гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся и воспитанников; комфортной по отношению к обучающимся, воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам.

Слайд 20

Портрет выпускника ДОУ в соответствии с ФГТ Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества … Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире… Эмоционально отзывчивый… Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками... Способный управлять своим поведением и планировать свои действия … Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту … Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе… Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Слайд 21

Портрет выпускника начальной школы: любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий проведения дискуссии на городском семинаре «Преемственность дошкольного и начального общего образования в контексте ФГОС»

Дискуссионные качели «Логопедическое сопровождение детей дошкольного и школьного возраста. «Организация совместной деятельности  ребенка с ОВЗ  и с  детьми дошкольного возраста» (презен...

Обеспечение преемственности между уровнями дошкольного и начального общего образования при реализации ФГОС до.

Материал для проведения круглого стола или выступления по вопросам преемственности между дошкольным и начальным общим образованием. Рассматриваются основные "плюсы" и "минусы" предшкольной подготовки....

Семинар - практикум "Сотрудничество по преемственности дошкольного и начального общего образования в рамках ФГОС"

Сотрудничество по преемственности дошкольного и начального общего образования в рамках ФГОС...

«Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования как основание преемственности дошкольного и начального общего образования в контексте ФГОС»

Статья "Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования как основание преемственности дошкольного и начального общего образования в контексте ФГОС»...

Преемственность дошкольного и начального общего образования в контексте ФГОС

Дошкольное детство – очень важный и сложный этап развития личности ребенка.       В это время формируется фантазия, речь, социальные навыки, принятие ролей и нравст...

«Преемственность дошкольного и начального общего образования в контексте ФГОС»

Преемственность дошкольного и начального звеньев образования – как процесс непрерывного образования ребенка...