Проблема взаимосвязи и преемственности в работе учителей-логопедов ДОУ и школы в рамках реализации ФГОС дошкольного и начального общего образования
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Луканина Галина Александровна

ДОКЛАД

на семинаре для учителей начальных классов

общеобразовательных учреждений и работников ДОУ

«Преемственность в работе ДОУ и начальной школы

в условиях введения  ФГОС»

в Ресурсном центре МОУ Гимназии № 4 на тему:

«Проблема взаимосвязи и преемственности в работе учителей-логопедов ДОУ и школы в рамках реализации ФГОС дошкольного и начального общего образования»

                                                                    

 

 

Дата проведения: 24.10.2018г.

Подготовила: учитель-логопед

МДОУ № 21 «Росинка» Луканина Г.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx21.15 КБ

Предварительный просмотр:

Названная проблема довольно актуальна в настоящее время. Она затрагивает многие вопросы воспитания и развития детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Часть выпускников логопедических детских садов, интегрированных в общеобразовательную школу, испытывают значительные трудности в овладении процессами чтения и письма. Кроме того, дефицит концентрации памяти и внимания, низкая работоспособность, быстрая утомляемость затрудняют обучение по основным предметам. Поэтому, проблема подготовки к интегрированному обучению детей с речевыми нарушениями в условиях логопедического детского сада занимает одно из важнейших мест в современной логопедии.

                Для того, чтобы осуществить комплексный подход к коррекции речевых нарушений, имеющихся у детей, необходима действенная преемственность в работе двух очень важных звеньев – дошкольной и школьной логопедических служб. Тесное взаимодействие поможет логопедам дошкольных учреждений, с одной стороны, более четко представить трудности, возникающие у детей, имеющих речевые нарушения, в процессе обучения в школе, и познакомиться с направлением и методами коррекционной работы на школьном логопункте, а с другой – наиболее целесообразно и целенаправленно построить свою работу, чтобы предупредить эти трудности и свести до минимума.

                Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания. Цель данной системы преемственности – реализовать единую линию развития ребёнка на этапах дошкольного и начального школьного детства, придав педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер.

                Определение общих целей непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста, определяет решение следующих приоритетных задач: 

  1. приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;  
  2. обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развития его положительного самоощущения;  
  3. развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
  4. формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и других форм активности детей в различных видах деятельности;
  5. развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение детей в различные формы сотрудничества (с взрослыми и детьми разного возраста).

Преемственность с позиции школы – это опора на те знания, навыки и умения, которые имеются у ребенка, пройденное осмысливается на более высоком уровне. Организация работы в школе должна происходить с учетом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребенка. Преемственность с точки зрения детского сада – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.

             В настоящее время интеграция в общество детей с отклонениями в развитии является одной из острых и дискуссионных проблем. Наиболее широко обсуждается вопрос об интегрированном обучении детей с нарушениями слуха, зрения,  речи и  опорно-двигательного аппарата.

      Однако проблемы интегрированного обучения детей с речевыми нарушениями освещаются недостаточно. Часть выпускников логопедических детских садов, интегрированных в общеобразовательную школу, испытывают значительные трудности в овладении процессами чтения и письма. Кроме того, дефицит концентрации памяти и внимания, низкая работоспособность, быстрая утомляемость затрудняют обучение по основным предметам.

Поэтому, проблема подготовки к интегрированному обучению детей с речевыми нарушениями в условиях логопедического детского сада занимает одно из важнейших мест в современной логопедии, а содержание понятия «готовности к школьному обучению» является одним из актуальных. 

У  этих  детей  снижены учебные возможности и работоспособность, повышена утомляемость, в результате чего они испытывают чрезмерное напряжение ведущих функциональных систем. Все это резко снижает адаптационные возможности организма, затрудняет процесс  и  особенности функциональной адаптации детей в школе. И главная задача состоит в том, чтобы подготовить детей с общим недоразвитием речи и перевести на новую образовательную ступень, в школу. Для этого необходимо осуществлять анализ устной речи с позиций системного строения речевой деятельности, учета принципа развития и не допустить отставания в усвоении программного материала по родному языку.

Своевременная   и адекватная структура речевой неполноценности, организация коррекционного обучения позволяет скорректировать дефект на уровне устной формы речи и тем самым   предупредить   его   вторичное проявление в виде нарушений чтения и письма.

Таким   образом, только принцип системного подхода к анализу нарушений речи дает возможность видеть, как первичные проявления основного дефекта, так и более отдельные его последствия, позволяет более четко квалифицировать все проявления     речевой    недостаточности   и   определить    эффективные   пути коррекционного обучения. Чем раньше будет начато коррекционно-развивающее обучение детей, тем  выше  будет его результат.


Трудности осуществления преемственности:

  1. Часто дети из одной логопедической группы идут в разные школы, поэтому сложно проследить динамику их развития и установить контакт со школьными учителями-логопедами.
  2. Учителя-логопеды школ не всегда имеют чёткое представление о структуре   и содержании логопедической   работы   в ДОУ, и, напротив, учителя-логопеды ДОУ мало знакомы с образовательными программами школы, организацией и содержанием работы школьных логопедов. Следовательно, первым трудно оценить работу, проделанную дошкольным логопедом с данным ребёнком, а вторым – оценить уровень готовности ребёнка к освоению той или иной программы.
  3. Нет отработанной системы взаимодействия дошкольных и школьных логопедов, традиций преемственности.

Взаимодействие логопедов ДОУ и школы осуществляется в:

- ознакомлении со списочным составом детей-логопатов;

- ознакомлении с дефектами речи у детей-логопатов согласно списку;

- составлении плана работы по устранению речевых нарушений;

- посещении занятий в ДОУ логопедами школы;

- участии в проведении родительского собрания, проведении занятий, консультировании будущих первоклассников (март);

- составлении подробной характеристики детей-логопатов в ходе работы совещания «круглого стола» (май);

- передаче сопроводительных карт воспитанников ДОУ (май);

- ознакомлении с планом сопровождения учеников-логопатов;

- посещении занятий в школе логопедами ДОУ

- участии в работе совещания «круглого стола» на базе школы.

Что дает такое взаимодействие?

  1. Четкое представление о психофизических особенностях будущего первоклассника.
  2. Целостное видение проблем будущего ученика.
  3. Экономию времени в диагностировании ребенка.
  4. Постановку и формулирование грамотного речевого заключения.
  5. Выбор действенных педагогических технологий обучения и успешного сопровождения детей-логопатов.
  6. Осуществление планирования коррекционного воздействия с целью успешного усвоения учебного материала учащимися.

Результатом совместной работы логопедов ДОУ–школы является:

  • более мягкое прохождение периода адаптации у ребенка;
  • успешное выполнение работы по постановке звуков в стенах ДОУ;
  • стопроцентный охват детей, нуждающихся в помощи логопеда;
  • отсутствие разночтений в речевых заключениях у логопедов ДОУ и школы;
  • возможность отслеживания логопедами ДОУ результатов обучения в школе в течение четырех лет с целью совершенствования коррекционной работы;
  • прогноз уровня усвоения учебного материала учениками-логопатами по результатам диагностики, составление плана сопровождения детей с особыми педагогическими потребностями в области логопедии;
  • сформированное позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку;
  • достижение необходимого уровня читательской компетенции и общего речевого развития;
  • овладение чтением как видом коммуникативной деятельности.

Предложения для учителей-логопедов и учителей начальных классов:

  1. согласно Плану по преемственности ДОУ и школ объединить усилия учителей-логопедов ДОУ и учителей начальных школ с целью обсуждения мероприятий по созданию условий для успешного обучения в школе детей с речевыми нарушениями:
  • консультации «Виды речевых нарушений» (ознакомление учителей с видами, наиболее часто встречающимися у детей видами речевых нарушений, нарушений устной и письменной речи, с этиологией и проявлениями этих патологий), «Методические рекомендации по работе с детьми, имеющими речевую патологию» (познакомить учителей с видами работ, способствующими благоприятному влиянию на развитие речи детей), «Закрепление приобретенных речевых навыков» (обсуждение основных направлений коррекционной работы с выпускниками логопедической группы, уточнение индивидуальных особенностей детей); донести до учителей информацию о необходимости закрепления приобретенных на логопедических занятиях навыков, с целью повышения результативности логопедических занятий и повышения школьной успеваемости учащихся);
  • посещение учителем-логопедом первоклассников-выпускников ДОУ, ранее посещавших коррекционно-развивающие занятия в ДОУ;
  • опрос учителей первых классов об успехах и трудностях учащихся с целью выявления проблемного поля, связанного с усвоением материала в школе, установления этих причин для коррекции действий учителя-логопеда ДОУ в процессе подготовки детей к школе).
  1. Учителям-логопедам ДОУ заполнять карточки по выпуску на всех выпускников логопедической группы, поступающих в школу, и подклеивать её в медицинскую карту ребёнка. Карточка по выпуску позволит логопеду школы своевременно выявить детей, посещавших логопедические группы, облегчит обследование, поможет составить коррекционно-развивающую программу работы с данным ребёнком (логопед школы должен обследовать устную и письменную речь всех обучающихся начальных классов до середины сентября текущего учебного года; в такие сроки углубленное обследование осуществить нереально). На основе рекомендаций учителя-логопеда ДОУ учитель-логопед школы может направить ребёнка на консультацию к психологу или другим специалистам, дать рекомендации родителям и учителям, осуществлять динамическое наблюдение за развитием и обучением ребёнка.

Общие предложения:

  • По возможности, создать и апробировать единые коррекционные программы речевого развития детей.
  • Разработать нормативно-правовую базу для обеспечения данной модели преемственности.

        Единая система логопедической работы по устранению речевых нарушений в детском саду и начальных классах общеобразовательной школы позволила бы в значительной мере повысить эффективность коррекционного обучения, направленного на повышение грамотности. Проблема преемственности в работе детского сада и школы продолжает оставаться актуальной, и для ее разрешения необходимо тесное сотрудничество в логопедическом сообществе детских садов и школ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования в рамках реализации ФГТ и ФГОС

Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе образов...

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

"Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества".                                ...

Проблема преемственности дошкольного и начального общего образования в рамках реализации ФГОС

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой в рамках ФГОС дошкольного и начального общ...

Доклад "Развитие математических способностей у дошкольника в условиях реализации ФГОС дошкольного и начального общего образования"

Развитие математических способностей у дошкольника в условиях реализации ФГОС дошкольного и начального общего образования...

Работа учителя-логопеда по формированию речеязыковой компетенции в условиях реализации ФГОС ДО

Работа учителя-логопеда по формированию речеязыковой компетенции в условиях реализации ФГОС ДО...