"Роль специальных символов Т. А. Ткаченко при подготовке к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи"
статья по логопедии по теме

Каранова Наталия Владимировна

Статья рассказывает о системе зрительных и жестовых символов, применяемой на занятиях по формированию фонетической стороны речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon n.v.karanova_npk.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Роль специальных символов Т. А. Ткаченко при подготовке к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи

Н.В. Каранова

учитель-логопед г. Бийск, МБДОУ «Детский сад № 62»

       Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребёнком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Однако, как показывает практика, знание букв не исключает серьёзных затруднений у дошкольников при обучении грамоте. Основные причины подобного явления – нарушение фонематического восприятия, дефекты произношения, а также несформированность навыков звукового анализа и синтеза.

       Для того чтобы грамотно писать, ребёнку необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова из слогов и звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности.

        Навык чтения формируется у ребёнка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова. По мнению известного психолога Д. Б. Эльконина, «чтение – есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели» [5]. К. Д. Ушинский отмечал, что сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко – слоговое строение слова» [4]. То есть, если мы хотим, чтобы ребёнок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу. В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка.

        Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, что по данным многих современных исследователей одно и то же, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы). Н. Х. Швачкин отмечает, что уже к концу второго года жизни, при понимании речи, ребёнок пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка.

         Звуковой анализ в отличие от фонематического восприятия, при нормальном речевом развитии, требует специального планомерного обучения. Подвергаемая звуковому анализу речь из средства общения превращается в объект познания.

        А. Н. Гвоздев отмечает, что «хотя ребёнок замечает разницу в отдельных звуках, но разложение слов на звуки им самостоятельно не производится» [1]. И действительно, самостоятельно выделить последний согласный звук в слове, несколько гласных звуков одновременно, установить позицию заданного звука или количество слогов вряд ли доступно малышу без помощи взрослых. И очень важно, чтобы эта помощь была квалифицированной, обоснованной, современной.

      Основной задачей любого дошкольного учреждения является подготовка ребёнка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Одним из показателей готовности ребёнка к чтению и письму является чистая, правильная во всех отношениях речь. Если у ребёнка обнаруживаются дефекты произношения или более сложные речевые нарушения (общее недоразвитие речи), задержка психического развития, то процесс обучения грамоте такого дошкольника серьёзно осложняется.

       Использование авторской символики позволяет наиболее эффективно готовить детей с проблемами в речевом развитии к усвоению чтения и письма. В своей работе данный метод мы используем с 2002 года с детьми старшего дошкольного возраста. Применение зрительных символов гласных и согласных звуков, позволило добиваться стойких, быстрых, осознанных навыков звукового анализа у детей не только с ОНР, но и с задержкой психического развития. Слияние звуков, материализованных с помощью символов, есть моделирование чтение, а составление слов с помощью тех же символов – аналог письма. Только и то и другое происходит в облегчённом, занимательном, игровом варианте.

       Детям, имеющим общее недоразвитие речи, доступна далеко не вся символика. Например, условные обозначения в виде стрелок, сложных геометрических форм, частей предметов, элементов букв или цифр не воспринимается детьми данной категории. Автор данной методики предложил такие символы, которые легко усваиваются, быстро запоминаются и однозначно ассоциируются детьми с соответствующими звуками родного языка. Причём, при выборе логических связей автор учитывал характерные особенности детей, имеющих недоразвитие речи, а также своеобразие их внимания, восприятия, мышления и памяти.

      Т. А. Ткаченко увязывает цвет символов с общепринятой символикой (красные квадраты для гласных звуков и синие для согласных).  Такой подход даёт возможность детям перейти от зрительного символа, который вызывает прямую аналогию со звуком, к общепринятым квадратам.

        Известно, что формирование навыков звукового анализа начинается с гласных звуков, так как их проще воспринять, выделить, отдифференцировать в словах, чем согласные.

        При выборе условных обозначений для гласных звуков автор подбирал аналогию, которую можно воспроизвести легко и быстро, а также проконтролировать в случаях затруднений.

         Для этого педагогу достаточно обратить внимание ребёнка на положение губ при артикуляции соответствующего гласного звука и соотнести каждую артикулемму со знакомыми детям геометрическими формами (звук У обозначается – маленьким кружком, звук А – большим, И - горизонтальной полоской, О – овалом).

         Согласные звуки воспринимаются и дифференцируются дошкольниками сложнее. Т. А. Ткаченко предложила к зрительному символу использовать дополнительно жестовый символ. Жестовый символ обогащает слуховой и зрительный образы каждого согласного звука, создавая дополнительную опору восприятию и расширяя звуковую рецепцию. Такое комплексное воздействие различных ощущений (слуховых, зрительных, мышечных, кинестетических) многократно усиливает фонематические представления ребёнка.

       Таким образом, развивая фонематическое восприятие детей с ОНР с помощью зрительных символов, мы создаём базу, на которой происходит дальнейшее формирование звукового анализа и синтеза.

   

Список литературы

1. Гвоздев, А. Н. Усвоение ребёнком звуковой стороны русского языка. – М.: Издательство АПН РСФСР, - 1948. – 60 с.

2. Ткаченко, Т. А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте: Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. – 48 с.

3.Ткаченко, Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 112 с.

4. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений, т. 2. – М.: Издательство АПН РСФСР, - 1948. – 189 с.

5. Эльконин, Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. – М., 1958. – 85 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Обучение дошкольников с общим недоразвитием речи рассказыванию по картине как одно из направлений работы по формированию связной речи».

Обучение дошкольников рассказыванию по картинке является одним из направлений работы по формированию связной речи. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и приро...

"Применение биоэнергопластики в подготовке артикуляционного аппарата детей с общим недоразвитием речи к постановке звуков"

Познакомить участников мастер-класса  с технологией применения упражнений биоэнергопластики в работе с дошкольниками....

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Представленный опыт отражает результат углубленной работы, направленной на предупреждение школьной дезадаптации детей с общим недоразвитием речи....

Мастер-класс «Кинезиологические игровые приемы в процессе подготовки к школе детей с общим недоразвитием речи»

laquo;Мозг хорошо устроенный стоит больше,чем мозг хорошо наполненный» М.Монтень....

Подготовка детей к письму с общим недоразвитием речи.

Подготовка детей к письму  начинается задолго до поступления ребенка  в школу. В подготовительной группе этому уделяется особое внимание....