«Обучение дошкольников с общим недоразвитием речи рассказыванию по картине как одно из направлений работы по формированию связной речи».
консультация (подготовительная группа) на тему

Князькова Ольга Владиславовна

Обучение дошкольников рассказыванию по картинке является одним из направлений работы по формированию связной речи. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rasskazyvanie_po_kartine.docx16.28 КБ

Предварительный просмотр:

«Обучение дошкольников с общим недоразвитием речи

           рассказыванию по картине как  одно

 из направлений работы  по формированию связной речи».    

                                     

                         

 

Обучение дошкольников рассказыванию по картинке является одним из направлений работы по формированию связной речи. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых.

Для методики обучения рассказыванию по картинке значение имеет понимание особенностей восприятия картин.

Так, в младшей группе надо научить  детей рассматривать картину, формируя умение замечать в ней  главное. Поскольку трехлетний ребенок  не может составить связного подробного изложения,  учитель-логопед упражняет в связной речи путем ответов на вопросы и составления небольших рассказов.

Например, в младшей группе это выглядит следующим образом:

- рассматривание картины с помощью вопросов учителя-логопеда

- заключительный рассказ учителя-логопеда, являющийся образцом для    

  детей

- самостоятельные рассказы детей

 Основной формой проведения непосредственно образовательной деятельности является беседа.  

Первые картины для младших дошкольников – это картины, изображающие отдельные объекты (игрушки, предметы домашнего обихода, домашние животные, а так же несложные сюжеты, близкие личному опыту детей: «Наша Таня, «Мы играем» и др.)

В НОД в средней группе учитель-логопед подводит  детей к составлению небольшого связного повествования, развивает монологическую речь, т.к. в этом возрасте совершенствуется речь, возрастает речевая и мыслительная активность.

Структура НОД:

- рассматривание картины

- беседа, уточняющая основное содержание картины и ее детали.

- рассказ учителя-логопеда ( дается  описание одного персонажа, а остальных дети описывают самостоятельно)

- рассказ детей  ( 2-3 предложения)

В старшей группе учитель-логопед  учит детей правильно понимать содержание картины,  составлять связный рассказ, при этом автоматизирует поставленные звуки, активизирует и расширяет словарный запас детей, развивает память, внимание, инициативное мышление. Рассказ-образец учитель-логопед  дает  для обобщенного подражания, а не для простого воспроизведения. В некоторых случаях можно подсказать детям возможный сюжет или  наметить основные этапы его развития. Важно учить детей не только видеть то, что изображено на картине, но и воображать предшествующие и последующие события. Таким образом, придумывая начало или конец к изображенному, дети приобретают умения, необходимые для самостоятельного рассказывания.

В НОД с детьми подготовительной  к школе группы используются все типы картин и все виды детских рассказов. При этом особое внимание уделяется автоматизации поставленных звуков, самостоятельности и творчеству. В качестве образца часто используется художественное произведение.

Структура НОД:

- рассматривание картин осуществляется по частям

- используются творческие задания, детям предлагается самим задавать вопросы.

- учитель-логопед может начать рассказ об одном эпизоде, дети продолжают;

  Можно использовать указания, кому начинать, о чем рассказать сначала, в какой последовательности развивать сюжет.

- после пояснений и указаний дети принимают участие в коллективном рассказывании.

Образец учитель-логопед прилагает в том случае, если дети плохо владеют умением связно излагать содержание картины. В таком случае дается план, подсказывается возможный сюжет и последовательность рассказа. В работе над связной речью учитель-логопед использует различные виды НОД по обучению детей рассказыванию по картине:

- составление описательного рассказа по сюжетной картин;

- составление описательного рассказа по предметной картине;

- придумывание повествовательного рассказа по с/картине;

- составление рассказа по последовательной сюжетной серии картин;

- составление описательного рассказа по пейзажной картине;

- творческое рассказывание по сюжетной картине.

Так же должны учитываться следующие требования к картине:

- интересное, понятное содержание, воспитывающее положительное отношение к окружающему;

- реалистичное изображение;

- картина должна быть высокохудожественной;

- доступность содержания и изображения (отсутствие множества деталей, сильного сокращения и заслонения предметов, излишней штриховки, незаконченности рисунка.)

В результате проделанной работы дети с ОНР к концу учебного года умеют составлять рассказы по картине. У детей расширяется словарный запас, улучшается грамматический строй речи, развивается внимание, память, мышление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития пересказу с опорой на серию сюжетных картин

В данной статье представлена методика обучения дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития пересказу с опорой на серию сюжетных картин...

«Обзор коррекционно-логопедических методик и технологий, направленных на формирование связной речи детей».

В статье представлен анализ норм осуществления связного высказывания для детей различных возрастных групп, этапы коррекционной работы по развитию связной речи. Так же предлагаются  наиболее эффек...

Обучение дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития составлению рассказа по серии сюжетных картин.

В данной статье представлена методика обучения дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития составлению рассказа по серии сюжетных картин....

Игровые приемы, направленные на формирование связной речи старших дошкольников

Дошкольный возраст – это время активного развития речи и, основном, овладение правильным звукопроизношением. Именно поэтому большая ответственность лежит на педагогах, занимающихся развитием речи...

План-конспект коррекционно- образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности по формированию связной речи по теме: «Защитники Отечества».

План-конспект коррекционно- образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности по формированию связной речи по теме: «Защитники Отечества»....

«Обзор коррекционно-логопедических методик и технологий, направленных на формирование связной речи детей».

laquo;Обзор коррекционно-логопедических методик и технологий, направленных на формирование связной речи детей»....