«Обучение дошкольников с общим недоразвитием речи различению звуков с помощью метода наглядного моделирования»
проект по логопедии на тему
Предварительный просмотр:
«Обучение дошкольников с общим недоразвитием речи различению звуков с помощью метода наглядного моделирования»
Авторы проекта:
Булах Оксана Витальевна
должность: воспитатель
Бондаренко Екатерина Николаевна
должность: воспитатель
Сухова Наталья Викторовна
должность: учитель-логопед
МБУ детский сад №153 «Олеся»
Тольятти 2014
ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ПРОЕКТУ
Титульный лист
Содержание папки
Формулирование проблемы.
Миссия проекта.
Цель и задачи проекта.
Команда проекта
Декомпозиция работ.
Календарный график работ.
Необходимые ресурсы.
Критерии выхода и детальные характеристики конечного результата.
Мониторинг качества осуществления проекта.
Команда проекта и схема обязанностей.
Область рисков и план работы с ними.
Формы отчетности.
Приложения
Формулирование проблемы
ХОРОШО ОПРЕДЕЛЕННАЯ ПРОБЛЕМА –
НАПОЛОВИНУ РЕШЕННАЯ ПРОБЛЕМА
- СФОРМУЛИРУЙТЕ ПРОБЛЕМУ. Дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи испытывают трудности при различении звуков близких по акустическим и артикуляторным признакам
- ПОТОЛКУЕМ С ПРОБЛЕМОЙ
- Почему это стало проблемой? Признаки звуков являются абстрактным понятиями, и поэтому с трудом усваиваются дошкольниками с ОНР
- Почему ее следует решать? Для облегчения детям понимания и усвоения абстрактных признаков звуков
- Когда она становится проблемой? При ознакомлении дошкольников с основами обучения грамоте
- Чья это проблема? Воспитателя, логопеда, Родителей и детей
- Касается ли эта проблема других? Музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, педагог-психолог
- Кажется ли она им проблемой? В недостаточной степени
- Захотят ли они участвовать в ее решении? При наличии информации о данной проблеме
- Кто будет настолько обеспокоен проблемой, что захочет попытаться решить ее? Педагог
- Кто будет сопротивляться решению проблемы? Родители, имеющие пассивную позицию к речевым проблемам ребенка.
- Что случится, если мы не решим проблему? Ребенок будет недостаточно различать слова, испытывать проблемы при овладении письменной речью, что скажется на его социализации и успешности
Миссия проекта
Миссия проекта – облегчить детям дошкольного возраста с общим недоразвитием речи усвоение признаков звуков, используя метод наглядного моделирования в игровой, самостоятельной и образовательной деятельности детей.
- Для кого мы это делаем?
- Что мы делаем?
- Как мы делаем это?
Для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, родителей и педагогов. | |
Облегчаем детям процесс различения звуков близких по акустическим и артикуляторным признакам | |
В игровой, самостоятельной и образовательной деятельности детей, используя метод наглядного моделирования | |
Цель и задачи проекта
ЦЕЛЬ. Организовать процесс усвоения дошкольниками с общим недоразвитием речи различения признаков звуков, используя метод наглядного моделирования.
ЗАДАЧА 1. Помочь детям преодолеть трудности в различении звуков близких по акустическим и артикуляторным признакам
ЗАДАЧА 2. Мотивировать участников педагогического процесса на успешное усвоение признаков звуков
ЗАДАЧА 3.Внедрить использование метода наглядного моделирования для обучения дошкольников с общим недоразвитием речи различению звуков.
Команда проекта и схема обязанностей
КОМАНДА ПРОЕКТА
№ | Участник проекта (заинтересованное лицо проекта) | Знак заинтересованности участника проекта: + - положительный - - отрицательный | Интерес участника |
Учитель - логопед | + | Оптимизация процесса обучения дошкольников различению оппозиционных звуков. | |
Воспитатель | + | Успешная социализация воспитанников, готовность к обучению в школе. | |
Родители | + - | Наличие «чистой» речи у детей. | |
Дети | + | Участие в игровой деятельности |
№ | Участник проекта | Командные роли | Обязанности |
1 | Учитель - логопед | Организатор, исполнитель | формирование проектной группы; контроль на всех этапах проекта; |
2 | Воспитатель | исполнитель | Практическое применение метода наглядного моделирования с детьми |
3 | Родители | исполнитель | Выполнение рекомендаций логопеда и воспитателя |
4 | Дети | исполнитель | Выполнение заданий |
Требования, предъявляемые к этапам работам по проекту (список всех этапов работы, которые подлежат выполнению, и функционал участников проекта на каждом из них)
№ | Этап | Участники проекта | Функционал |
1. | Подготовительный | Учитель – логопед | - организация команды проекта; - распределение обязанностей между участниками проекта; - определение у детей трудностей в различении звуков; - мотивация участников проекта; - составление заданий для совместной деятельности родителей с детьми; |
Воспитатель | - знакомство с методикой использования наглядного моделирования при обучении различению звуков; - изготовление карточек с символами (картинок); - мотивация родителей; - составление заданий для совместной деятельности родителей с детьми; - подготовка анкеты для родителей; | ||
Родители | - Помощь в изготовлении демонстрационного и раздаточного материала | ||
Дети | - Знакомство с наглядными обозначениями признаков звуков | ||
2. | ПРАКТИЧЕСКИЙ | Учитель – логопед | - использование в образовательной деятельности с детьми символов признаков звуков для различения звуков: - изолированно - в слогах - в словах - во фразах |
Воспитатель | - применение в игровой деятельности с детьми символов признаков звуков для их различения: - изолированно - в слогах - в словах - во фразах. | ||
Родители | - выполнение рекомендаций логопеда и воспитателя | ||
Дети | - игры со звуками, слогами, словами с картинками-символами; | ||
3. | ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ | Учитель – логопед | - представление методики и результатов ее применения; - распространения опыта применения методики; |
Воспитатель | - презентация проекта;
| ||
Родители | Подготовка презентационных материалов; | ||
4. | КОНТРОЛЬНЫЙ | Учитель – логопед | - контрольный мониторинг фонематического восприятия и звуковой культуры речи детей; |
Воспитатель | - оказание помощи в контрольном мониторинге; | ||
Родители | - заполнение анкеты; | ||
Декомпозиция работ (блок-схема, таблица)
ЗАДАЧА 1. Помочь детям преодолеть трудности в различении звуков близких по акустическим и артикуляторным признакам | ЗАДАЧА 2. Мотивировать участников педагогического процесса на успешное усвоение признаков звуков | ЗАДАЧА 3. Внедрить использование метода наглядного моделирования для обучения дошкольников с общим недоразвитием речи различению звуков. |
- познакомить детей с признаками звуков и их наглядным обозначением. Например: свистящие – шипящие («стрелочка вниз» – «стрелочка вверх»); - произнесение пар звуков с опорой на наглядность; - произнесение цепочек слогов с оппозиционными звуками с опорой на наглядность; - произнесение слов, содержащих оппозиционные звуки с опорой на наглядность; - произнесение фраз (чистоговорок, скороговорок); | - знакомство родителей с результатами обследования детей; - оформление стенда для родителей «В стране Похожих звуков»; - групповые и индивидуальные консультации; | - публикация статей в СМИ; - презентация проекта на «Ярмарке педагогических идей»; - обмен опытом на методических объединениях и семинарах; |
План проекта
Название проекта (продукт) | |
Подготовлен Имя ответственного за структуру (организацию), реализующую проект | |
Дата: | |
Краткая информация о проекте | Включает название проекта и имя проектного менеджера, отвечающего за реализацию проекта, сроки реализации |
Обоснование проекта, общая цель |
|
Описание продукта. Ожидаемые результаты продукта | Определите, какой продукт станет результатом реализации проекта, а также промежуточные результаты. Опишите продукт, который удовлетворял бы вышеописанным нуждам или решал вышеописанную проблему |
Ожидаемые результаты проекта |
|
Цели и задачи | Формулирование целей и задач в соответствии с ожидаемым результатом |
Деятельность (расписание и описание всех мероприятий, начало и конец, ожидаемые результаты каждого мероприятия, ответственный за каждое мероприятие) | |
Команда и организационная структура проекта |
Отчетность |
Возможные риски и угрозы | Кратко опишите возможные допущения и риски, которые могут повлиять на процесс реализации проекта и/или на результат и которые требуют решения и действий со стороны проектной команды |
Ресурсы и бюджет | Определите требуемые и/или доступные ресурсы, которые могут быть использованы в проекте: (финансовые, человеческие и материальные ресурсы) - ресурсы, требуемые для начала и осуществления программы ДПО; - ресурсы, требуемые проектной командой; - бюджет полного цикла производства продукта (покрывающий расходы проектной команды и др. расходы по реализации продукта) |
Процесс коммуникации и отчетность | Определяется необходимая процедура коммуникации между проектной командой одной стороны и проектной командой другой стороны |
Одобрение результатов | Предоставляются методы и критерии для проектной команды, на основе которых результаты проекта будут оцениваться |
Управление изменениями | Совместно с проектной командой сторон определяются процедуры, которые будут использоваться в случае изменений в проектном плане - какие изменения могут быть сделаны в ходе реализации проекта - какими будут последствия, если эти изменения невозможно будет осуществить - кого нужно информировать о данных изменениях - кто будет утверждать изменения |
Календарный график работ (график, диаграмма, таблица)
I – II неделя сентября | - определение у детей трудностей в различении звуков; - изготовление необходимого наглядного материала; |
III неделя сентября – II неделя мая | - знакомство детей с признаками звуков и их наглядным обозначением; - произнесение пар звуков с опорой на наглядность; - произнесение цепочек слогов с оппозиционными звуками с опорой на наглядность; - произнесение слов, содержащих оппозиционные звуки с опорой на наглядность; - произнесение фраз (чистоговорок, скороговорок); |
III – IV неделя мая | - мониторинг фонематического восприятия; |
Необходимые ресурсы
Этап | Виды работ | Ресурсы | Прочее (цена, количество и т.п.) |
Подготовительный | - обследование - анализ - планирование - изготовление материала | Речевые карты, бумага, картинки, компьютер, интернет ресурсы, логопедический кабинет, помещение группы | |
Практический | -применение наглядного материала для обучения различению оппозиционных звуков -игровая деятельность - образовательная деятельность | логопедический кабинет, помещение группы, наглядный материал, ноутбук | |
Презентационный | - подготовка презентации проекта -презентация проекта | Проектор, флешкарта, экран, ноутбук | |
Контрольный | - анализ результатов проекта | Протокол осмотра мониторинга, анкета для родителей. |
Критерии выхода и детальные характеристики конечного результата
Ожидаемый результат: Организован процесс усвоения дошкольниками с общим недоразвитием речи различения признаков звуков.
Критерий | Показатели |
1. Различает на слух изолированные оппозиционные звуки | 1 балл– 10% 4 балла – 20% 8 баллов – 70% |
| 1 балл– 20% 4 балла – 20% 7 баллов – 10% 8 баллов – 50% |
| 1 балл– 10% 4 балла – 40% 8 баллов – 50% |
| 1 балл– 10% 6 баллов – 20% 8 баллов – 70% |
Мониторинг качества осуществления проекта
критерии оказатели | ||||||||
1 балл | 2 балла | 3 балла | 4 балла | 5 баллов | 6 баллов | 7 баллов | 8 баллов | |
1. | 10% | 20% | 70% | |||||
2. | 20% | 20% | 10% | 50% | ||||
3. | 10% | 40% | 50% | |||||
4. | 10% | 20% | 70% |
Область рисков и план работы с ними
Риски, способные повлиять на проект | Выход |
Пассивная позиция родителей к речевым проблемам ребенка. | Мотивация родителей с целью активизации их позиции: - индивидуальные консультирования; - мастер – класс; -наглядная пропаганда |
Формы отчетности
№ | Форма отчетности |
1. | Мониторинг фонематического восприятия и звукопроизношения. |
2. | Аналитический отчет по результатам мониторинга. |