«Обучение дошкольников с общим недоразвитием речи различению звуков с помощью метода наглядного моделирования»
проект по логопедии на тему

Бондаренко Екатерина Николаевна

проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon blank_proekta.doc145 КБ

Предварительный просмотр:

   

                         

«Обучение дошкольников с общим недоразвитием речи различению звуков с помощью метода наглядного моделирования»

           Авторы проекта:

  Булах Оксана Витальевна

должность: воспитатель

Бондаренко Екатерина Николаевна

должность: воспитатель

Сухова Наталья Викторовна

должность: учитель-логопед

 МБУ детский сад №153 «Олеся»  

 

Тольятти 2014

ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ПРОЕКТУ

 

Титульный лист

Содержание папки

Формулирование проблемы.

 Миссия проекта.

 Цель и задачи проекта.

Команда проекта      

Декомпозиция работ.

Календарный график работ.

Необходимые ресурсы.

Критерии выхода и детальные характеристики конечного результата.

Мониторинг качества осуществления проекта.

Команда проекта и схема обязанностей.

Область рисков и план работы с ними.

Формы отчетности.

Приложения

Формулирование проблемы

ХОРОШО ОПРЕДЕЛЕННАЯ ПРОБЛЕМА –

НАПОЛОВИНУ РЕШЕННАЯ ПРОБЛЕМА

  1. СФОРМУЛИРУЙТЕ ПРОБЛЕМУ. Дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи испытывают трудности при различении звуков близких по акустическим и артикуляторным признакам
  2. ПОТОЛКУЕМ С ПРОБЛЕМОЙ
  • Почему это стало проблемой?  Признаки звуков являются абстрактным понятиями, и поэтому с трудом усваиваются дошкольниками с ОНР
  • Почему ее следует решать?    Для облегчения детям понимания и усвоения абстрактных признаков звуков
  • Когда она становится проблемой?  При ознакомлении дошкольников с основами обучения грамоте 
  • Чья это проблема?       Воспитателя, логопеда, Родителей и детей 
  • Касается ли эта проблема других?   Музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, педагог-психолог
  • Кажется ли она им проблемой? В недостаточной степени 
  • Захотят ли они участвовать в ее решении?  При наличии информации о данной проблеме
  • Кто будет настолько обеспокоен проблемой, что захочет попытаться решить ее? Педагог
  • Кто будет сопротивляться решению проблемы?   Родители, имеющие пассивную позицию к речевым проблемам ребенка. 
  • Что случится, если мы не решим проблему?  Ребенок будет недостаточно различать слова, испытывать проблемы при овладении письменной речью, что скажется на его социализации и успешности

Миссия проекта

Миссия проекта – облегчить детям дошкольного возраста с общим недоразвитием речи усвоение признаков звуков,  используя метод наглядного моделирования в игровой, самостоятельной и образовательной деятельности детей.

  1. Для кого мы это делаем?
  2. Что мы делаем?
  3. Как мы делаем это?

Для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, родителей и педагогов.

Облегчаем детям процесс различения звуков близких по акустическим и артикуляторным признакам

В игровой, самостоятельной и образовательной деятельности детей,  используя метод наглядного моделирования

Цель и задачи проекта

ЦЕЛЬ. Организовать процесс усвоения дошкольниками с общим недоразвитием речи различения признаков звуков,   используя метод наглядного моделирования.

ЗАДАЧА 1.  Помочь детям преодолеть трудности в различении звуков близких по акустическим и артикуляторным признакам

ЗАДАЧА 2. Мотивировать участников педагогического процесса на успешное усвоение признаков звуков

ЗАДАЧА 3.Внедрить использование метода наглядного моделирования для обучения дошкольников с общим недоразвитием речи различению звуков.

Команда проекта и схема обязанностей

КОМАНДА ПРОЕКТА

Участник проекта (заинтересованное лицо проекта)

Знак заинтересованности участника проекта:

+ - положительный

-  - отрицательный

Интерес участника

Учитель - логопед

+

Оптимизация процесса обучения дошкольников различению оппозиционных звуков.

Воспитатель

+

Успешная социализация воспитанников, готовность к обучению в школе.

 Родители

+ -

Наличие «чистой» речи у детей.

Дети

+

Участие в игровой деятельности

Участник проекта

Командные роли

Обязанности

1

Учитель - логопед

Организатор, исполнитель

формирование проектной группы;

контроль на всех этапах проекта;

2

Воспитатель

исполнитель

Практическое применение метода наглядного моделирования с детьми

3

Родители

исполнитель

Выполнение рекомендаций логопеда и воспитателя

4

Дети

исполнитель

Выполнение заданий

                                   Требования, предъявляемые к этапам работам по проекту (список   всех этапов работы, которые подлежат выполнению, и функционал участников проекта на каждом из них)

Этап

Участники проекта

Функционал

1.

Подготовительный

Учитель – логопед

- организация команды проекта;

- распределение обязанностей между участниками проекта;

- определение у детей трудностей в различении звуков;

- мотивация участников проекта;

- составление заданий для совместной деятельности родителей с детьми;

Воспитатель

- знакомство с методикой использования наглядного моделирования при обучении различению звуков;

- изготовление карточек с символами (картинок);

- мотивация родителей;

- составление заданий для совместной деятельности родителей с детьми;

- подготовка анкеты для родителей;

Родители

- Помощь в изготовлении демонстрационного  и раздаточного материала

Дети

- Знакомство с наглядными обозначениями признаков звуков

2.

ПРАКТИЧЕСКИЙ

Учитель – логопед

- использование в образовательной деятельности с детьми символов признаков звуков для различения звуков:

                         - изолированно

                         - в слогах

                         - в словах

                         - во фразах

Воспитатель

 - применение в игровой деятельности с детьми символов признаков звуков для их различения:

                         - изолированно

                         - в слогах

                         - в словах

                         - во фразах.

Родители

- выполнение рекомендаций логопеда и воспитателя

Дети

- игры со звуками, слогами, словами с картинками-символами;

3.

ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ

Учитель – логопед

- представление методики и результатов ее применения;

- распространения опыта применения методики;

Воспитатель

- презентация проекта;

 

Родители

Подготовка презентационных материалов;

4.

КОНТРОЛЬНЫЙ

Учитель – логопед

- контрольный мониторинг фонематического восприятия и звуковой культуры речи детей;

Воспитатель

- оказание помощи в контрольном мониторинге;

Родители

- заполнение анкеты;

Декомпозиция  работ (блок-схема, таблица)

ЗАДАЧА 1.

 Помочь детям преодолеть трудности в различении звуков близких по акустическим и артикуляторным признакам

ЗАДАЧА 2.

Мотивировать участников педагогического процесса на успешное усвоение признаков звуков

ЗАДАЧА 3.

Внедрить использование метода наглядного моделирования для обучения дошкольников с общим недоразвитием речи различению звуков.

- познакомить детей с признаками звуков и их наглядным обозначением. Например: свистящие – шипящие («стрелочка вниз» – «стрелочка вверх»);

- произнесение пар звуков с опорой на наглядность;

 - произнесение цепочек слогов с оппозиционными звуками с опорой на наглядность;

- произнесение слов, содержащих оппозиционные звуки с опорой на наглядность;

- произнесение фраз (чистоговорок, скороговорок);

- знакомство родителей с результатами обследования детей;

- оформление стенда для родителей «В стране Похожих звуков»;

- групповые и индивидуальные консультации;

- публикация статей в СМИ;

- презентация проекта на «Ярмарке педагогических идей»;

- обмен опытом на методических объединениях и семинарах;

План проекта

Название проекта  (продукт)

Подготовлен

Имя ответственного за структуру (организацию), реализующую проект 

Дата:

Краткая информация о проекте

Включает название проекта и имя проектного менеджера, отвечающего за реализацию проекта, сроки реализации  

Обоснование проекта, общая цель

  • предыстория, обоснование потребности
  • анализ рынка (конкретно) с цифрами
  • целевая группа (конкретно) с цифрами
  • Определите клиентов, которые получат выгоду от создания продукта и которые нуждаются в нем
  • как проблему, которая будет решена, или как возможность, которую можно использовать
  • цель

Описание продукта.

Ожидаемые результаты продукта

Определите, какой продукт станет результатом реализации проекта, а также промежуточные результаты.

Опишите продукт, который удовлетворял бы вышеописанным нуждам или решал вышеописанную проблему 

Ожидаемые результаты проекта

  • Кратко изложите промежуточные результаты, которые покажут, что реализация проекта идет успешно.  Итоговые  предполагаемые результаты

Цели и задачи

Формулирование целей и задач в соответствии с ожидаемым результатом

Деятельность (расписание и описание всех мероприятий, начало и конец, ожидаемые результаты каждого мероприятия, ответственный за каждое мероприятие)

Команда и организационная структура проекта

  • Кратко укажите общий подход к управлению проектом (инструменты проектного менеджмента);
  • Критерии, использованные в подборе команды;
  • Полномочия, уровень принятия решения;

Отчетность

Возможные риски и угрозы

Кратко опишите возможные допущения и  риски, которые могут повлиять на процесс реализации проекта и/или на результат и которые требуют решения и действий со стороны проектной команды

Ресурсы и бюджет

Определите требуемые и/или доступные ресурсы, которые могут быть использованы в проекте: (финансовые, человеческие и материальные ресурсы) - ресурсы, требуемые для начала и осуществления программы ДПО;

- ресурсы, требуемые проектной командой;

- бюджет полного цикла производства продукта (покрывающий расходы проектной команды и др. расходы по реализации продукта)

Процесс коммуникации и отчетность

Определяется необходимая процедура коммуникации между проектной командой одной стороны и проектной командой другой стороны

Одобрение результатов

Предоставляются методы и критерии для проектной команды, на основе которых результаты проекта будут оцениваться

Управление изменениями

Совместно с проектной командой сторон определяются процедуры, которые будут использоваться в случае изменений в проектном плане

- какие изменения могут быть сделаны в ходе реализации проекта

- какими будут последствия, если эти изменения невозможно будет  осуществить

- кого нужно информировать о данных изменениях

- кто будет утверждать изменения

     

Календарный график работ (график, диаграмма, таблица)

I – II неделя

сентября

- определение у детей трудностей в различении звуков;

- изготовление необходимого наглядного материала;

III неделя сентября –

II неделя мая

- знакомство детей с признаками звуков и их наглядным обозначением;

- произнесение пар звуков с опорой на наглядность;

 - произнесение цепочек слогов с оппозиционными звуками с опорой на наглядность;

- произнесение слов, содержащих оппозиционные звуки с опорой на наглядность;

- произнесение фраз (чистоговорок, скороговорок);

III – IV неделя мая

- мониторинг фонематического восприятия;

Необходимые ресурсы

Этап

Виды работ

Ресурсы

Прочее (цена, количество и т.п.)

Подготовительный

- обследование

- анализ

- планирование

- изготовление материала

Речевые карты, бумага, картинки, компьютер, интернет ресурсы, логопедический кабинет, помещение группы

Практический

-применение наглядного материала для обучения различению оппозиционных звуков

-игровая деятельность

- образовательная деятельность

логопедический кабинет, помещение группы, наглядный материал, ноутбук

Презентационный

- подготовка презентации проекта

-презентация проекта

Проектор, флешкарта, экран, ноутбук

Контрольный

- анализ результатов проекта

Протокол осмотра мониторинга, анкета для родителей.

Критерии выхода и детальные характеристики конечного результата

Ожидаемый результат: Организован процесс усвоения дошкольниками с общим недоразвитием речи различения признаков звуков.

Критерий

Показатели

     1. Различает на слух изолированные оппозиционные      звуки

1 балл– 10%

4 балла – 20%

8 баллов – 70%

  1. Различает на слух слова-омофоны

1 балл– 20%

4 балла – 20%

7 баллов – 10%

8 баллов – 50%

  1. Без ошибок произносит слоговые цепочки

1 балл– 10%

4 балла – 40%

8 баллов – 50%

  1. Правильно произносит слова с оппозиционными звуками

 

1 балл– 10%

6 баллов – 20%

8 баллов – 70%

Мониторинг качества осуществления проекта

критерии

оказатели

1 балл

2 балла

3 балла

4 балла

5 баллов

6 баллов

7 баллов

8 баллов

1.

10%

20%

70%

2.

20%

20%

10%

50%

3.

10%

40%

50%

4.

10%

20%

70%

Область рисков и план работы с ними

Риски, способные повлиять на проект

Выход

Пассивная позиция родителей к речевым проблемам ребенка.

Мотивация родителей с целью активизации их позиции:

- индивидуальные консультирования;

- мастер – класс;

-наглядная пропаганда

Формы отчетности

Форма отчетности

1.

Мониторинг фонематического восприятия и звукопроизношения.

2.

Аналитический отчет по результатам мониторинга.