Обучение дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития пересказу с опорой на серию сюжетных картин
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

Дышкант Оксана Григорьевна

  В данной статье представлена методика обучения дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития пересказу с опорой на серию сюжетных картин

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dyshkant_o.g.docx19.7 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель-логопед

Дышкант Оксана Григорьевна

ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ  ПЕРЕСКАЗУ С ОПОРОЙ НА СЕРИЮ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН.

Дошкольники с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития  имеют значительные трудности в овладении навыками связной монологической речи, что связано с недоразвитием основных компонентов языковой системы. Так, дети с ОНР испытывают значительные затруднения при пересказе. Отмечается  нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, нарушение логико-временных и причинно-следственных связей в тексте. [1;3].

Для изучения особенностей состояния связной монологической  речи у дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития нами был проведён констатирующий эксперимент. Опираясь на результаты эксперимента, нами была разработана методика обучения пересказу.

Для обучения детей с ОНР пересказу мы рекомендуем использовать методику Т. А. Ткаченко «Пересказ рассказа с опорой на серию сюжетных картин», цель которой - научить детей пересказывать текст с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин, отображающих последовательность событий и, таким образом, являющихся зрительным планом изложения [2, 23].

Большое внимание следует уделить выбору произведений для пересказа. На начальном этапе работы следует  использовать небольшие тексты; в дальнейшем их объем должен увеличиваться по мере возрастания речевых возможностей детей. Тексты для пересказа лучше отбирать с наличием однотипных эпизодов, повторяющихся сюжетных моментов, тексты с четким делением на фрагменты-эпизоды и ясной логической последовательностью событий. Это облегчит составление пересказа и поспособствует усвоению определенных языковых средств. Примерами таких произведений могут служить «Умей обождать» К.Д. Ушинского, «Скучная шуба» Л.Е. Улицкой, сказка «Рукавичка» и др. [1, 48].

Особое внимание при отборе текста так же следует  обращать на познавательность содержания, доступность языкового — лексического и грамматического — материала текста для обучаемой группы детей.

Так же тексты для пересказа могут быть придуманы самим логопедом. Сюжеты же для таких рассказов специалисту могут подсказать различные наглядные пособия, выпускаемые в настоящее время в большом количестве. Наиболее удачным из таких пособий, на наш взгляд, является  пособие Волковой Ю.С. «Рассказы по рисункам», предназначенное для индивидуальной и фронтальной работы по развитию связной речи с детьми 5-6 лет.

Обучение пересказу на материале каждого произведения следует проводить на трех занятиях.

Первое занятие – подготовительное, его цель — актуализировать, уточнить и расширить знания детей по определённой теме, речь о которой пойдёт в рассказе, предназначенного для пересказа детьми. На данном занятии детям ещё не даётся рассказ для пересказа, с ним они познакомятся только на втором занятии, а пока они получают необходимые знания, играя. Именно «играя», так как  в основе данного занятия лежит игровой метод. Игры должны быть разнообразными и по жанру (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные), и по содержанию (направленные на развитие внимания, памяти, мышления, конструктивного праксиса, общей и мелкой моторики и т.д.).

Для  проведения сюжетно-ролевых игр мы рекомендуем использовать, среди прочих средств, оборудование «Альма». Мультисенсорные игровые изделия этого предприятия пользуются особой  популярностью у дошкольников благодаря необычности форм, яркости расцветки, лёгкости и конструктивной простоте.  

Так же  на этом занятии нельзя забывать и о  методе  беседы.

Следует отметить, что до занятия можно провести с детьми соответствующую экскурсию, тогда первое занятие закрепит полученные в ходе неё знания.

Цель второго занятия – знакомство  дошкольников с текстом для пересказа, обучение их «коллективному» пересказу предложенного текста.

Прежде чем познакомить детей с текстом, им  необходимо предложить внимательно рассмотреть серию сюжетных картинок, соответствующих содержанию рассказа, и разложить их в верной последовательности. После того, как картинки будут правильно разложены, логопед должен задать детям следующие вопросы: «Теперь опять внимательно посмотрите на картинки и скажите, как вы думаете, кто главный герой рассказа? Сколько всего действующих лиц в рассказе? Каков основной сюжет рассказа? Как вы думаете, о чём пойдет речь?». Затем логопеду необходимо  прочитать рассказ детям, провести  беседу по его содержанию и предложить проиграть ситуацию, описанную в рассказе. Поэтому желательно, чтобы  рассказ был подобран так, чтобы все дети приняли участие в подобной сценке.

И только после этого детям можно  предложить  попробовать пересказать данный рассказ. Учитывая, что форма данного занятия групповая, не целесообразно, на наш взгляд, просить каждого ребёнка пересказать целый текст: во-первых, это  будет детям неинтересно, а, во-вторых, займёт очень много времени, поэтому лучше предложить детям  поучаствовать в «коллективном» пересказе: один ребёнок начинает, другой продолжает и так по цепочке. После того как пересказ будет сделан, логопед обязательно должен прочитать детям то, что у них получилось, это необходимо для того, чтобы дети смогли представить, что у них получилось в общем, и за одно имели возможность исправить ошибки, если таковые были по ходу пересказа.

Цель третьего занятия, которое должно проводиться обязательно в индивидуальной форме, – научить ребёнка самостоятельно пересказывать  текст с опорой на серию сюжетных картинок. На данном занятии ребенка необходимо попросить разложить серию сюжетных картинок в нужной последовательности, вспомнить по ним содержание рассказа. Только после этого логопед читает  рассказ, ребёнок внимательно слушает,  и после они выясняют, всё ли ребёнок вспомнил, что забыл. Полезно будет перед тем, как предложить ребёнку пересказать текст, попросить его исправить ошибки в пересказе, составленном «маленькими коллегами» ребёнка или сказочными персонажами. Свой же пересказ ребёнок тоже должен иметь возможность прослушать и «усовершенствовать», именно поэтому необходимо использовать на занятии диктофон. В данное занятие обязательно должны быть включены игры, которые повысят интерес ребенка к занятию, и позволят закрепить ему определённые знания, связанные с темой рассказа для пересказа. Можно так же предложить ребёнку сделать аппликацию, отгадать загадки по  теме занятия.

Подводя итоги, хочется отметить, что на всех трёх занятиях, логопед, должен быть «неким образцом» для детей, именно поэтому рассказ, который он хочет предложить детям для пересказа, должен не читать по бумажке, а свободно рассказывать, для этого же логопеду необходимо рассказ хорошо выучить. На наш взгляд, нельзя просить сделать ребёнка то, что сам сделать не можешь. Кроме того, если рассказ будет выучен, у логопеда будет возможность контактировать с детьми глазами во время того, как он этот текст будет им излагать. В психологии давно известно, что «контакт глаз» играет огромную роль.

Такая последовательность занятий, на наш взгляд, позволит дошкольникам с ОНР успешно овладеть пересказом; совершенствует их лексико-грамматический строй речи и стилистическое оформление высказывания. 

Литература:

1. Глухов В.П. Методика формирования связной речи дошкольников с ОНР. – М.: АРКТИ, 2004. -168 с. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.pedlib.ru/Books/5/0005/5_0005-48.shtml

2. Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи: Логопедическая тетрадь / Худ. И.Н. Ржевцева. - СПб.: Детство-пресс, 1999. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.pedlib.ru/Books/3/0335/3_0335-23.shtml

3. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение.— М., «Гном-Пресс», 1999. – 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фразовой речи у заикающихся дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня

Заикание является широко распространённым речевым нарушением. Оно возникает у детей раннего возраста в период наиболее активного формирования их речи и личности. В конце XIX в. психиатр И.А...

Обучение пересказу в работе по формированию связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития

Связная речь – это смысловое развёрнутое высказывание или цепь логически сочетающихся, грамматически правильных предложений. Пересказ - осмысленное, творческое воспроизведение литературного текста в у...

Обучение дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития составлению рассказа по серии сюжетных картин.

В данной статье представлена методика обучения дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития составлению рассказа по серии сюжетных картин....

Теоретические основы изучения связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития

Данная статья посвящена характеристике связной речи и ее особенностям у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития.  В статье представлены теоретические аспекты формиров...

Рабочая программа по коррекции речевых нарушений на логопункте для детей с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития четвертого и пятого года обучения (5-6 лет, 6-7 лет)

Рабочая программа по коррекции речевых нарушений на логопункте для детей с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития четвертого  и пятого  года обучения (5-6 лет, ...

Алгоритм работы учителя-логопеда по формированию словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития в подготовительной к школе группе.

Предлагаемый алгоритм работы по формированию словоизменения у детей с ОНР III уровня речевого развития в подготовительной к школе группе охватывает целый учебный год. В нем отражено распределение соде...