Обучение дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития составлению рассказа по серии сюжетных картин.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Дышкант Оксана Григорьевна

В данной статье представлена методика обучения дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития составлению рассказа по серии сюжетных картин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_novaya.docx18.76 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель-логопед ГБДОУ д/c №70

Дышкант  О.Г

Обучение дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития составлению рассказа по серии сюжетных картин.

        Дошкольники с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития  имеют значительные трудности в овладении навыками связной монологической речи, что связано с недоразвитием основных компонентов языковой системы. Так, дети с ОНР испытывают значительные затруднения при составлении рассказа по серии сюжетных картин. Отмечается  нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение логико-временных и причинно-следственных связей в тексте. Все эти специфические особенности сопряжены с низкой степенью самостоятельной активности ребенка при составлении рассказа, с неумением выделить главные и второстепенные элементы его замысла и связей между ними, с невозможностью четкого построения целостной композиции текста.

Особенности связного речевого высказывания у детей  с недоразвитием речи  многоаспектно изучены и описаны многими исследователями (В.П. Глуховым, Л.Ф. Спировой, Л.Б. Халиловой, Ю.А. Шулекиной, Т.Б. Филичевой, и др.) Тем не менее, до сих пор остаются недостаточно разработанными теоретические и практические аспекты дифференциации контингента детей с ОНР, раскрывающие специфику формирования их связной речи. Вот почему проблема исследования особенностей связной речи у дошкольников с ОНР является одной из наиболее актуальных и значимых для логопедической науки. Для изучения особенностей состояния связной монологической  речи у дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития нами был проведён констатирующий эксперимент. Опираясь на результаты эксперимента, нами была разработана методика обучения составления рассказа по серии сюжетных картин.

        В основу данной методики легли   труды  И.Н. Лебедевой и Т.А. Ткаченко.

        Для обучения составлению рассказа мы рекомендуем использовать серии сюжетных картинок, отвечающие следующим требованиям:

  1. серия должна включать в себя 4  картинки, связанных одних сюжетом;
  2. сюжетные картинки, входящие в состав серии, должны быть цветными, а изображение на них -  чётким;
  3. содержание серии сюжетных картинок должно быть  доступно и интересно  детям, а также связано с окружающей действительностью.

        Так, например можно использовать серии сюжетных картин, представленные в следующих наглядных пособиях: Волкова Ю.С. «Рассказы по рисункам», Воробьёва Т.А. «Составляем рассказ по серии сюжетных картин».  

        Обучение детей составлению рассказа по одной серии сюжетных картин должно включать в себя минимум три занятия.

        Первое занятие подготовительное, на нём детям еще не демонстрируется серия сюжетных картинок, по которой они будут составлять рассказ; здесь необходимо дать детям те знания, которые в дальнейшем помогут детям понять целиком и полностью  содержание серии сюжетных картин и составить по ней интересный связный  рассказ.

Главная роль на этом  занятии отводится словесному методу. Логопед должен рассказать детям необходимую информацию по определенной теме. Но эта информация не должна быть «сухой» и неинтересной дошкольникам, занятие не должно превратиться в скучную лекцию. А потому, используя метод рассказа, специалист не должен забывать о других методах обучения, должен органично совмещать их. Так, мы рекомендуем сопровождать рассказ логопеда большим количеством наглядности, которая может быть представлена как на бумажной основе, так и на мониторе компьютера в виде презентации. По ходу рассказа детям необходимо задавать вопросы, это способствует лучшему  запоминанию информации, а по окончанию его следует провести беседу с дошкольниками. Кроме того, у рассказа логопеда, должна быть определённая цель, понятная детям. Эта цель не должна быть сформулирована как простое обогащение знаний детей по определенной теме. Необходимость её понятна логопеду, взрослому, но никак не 5-6-летнему ребёнку. Другими словами, нужно создать у детей мотивацию, почему они должны внимательно слушать рассказ логопеда. Мотивацию же эту следует создать с помощью игрового момента, игровой ситуации. Так, например, в разработанном нами фрагменте занятия по серии сюжетных картин «Подснежники»  мы следующим образом объясняем  детям необходимость прослушивания рассказа о подснежниках: «К  нам в детский сад пришло письмо от одного редактора цветочного журнала. Дело в том, что в журнале скоро должна выйти статья о подснежниках и к ней нужно сделать иллюстрации. Так вот, редактор журнала просит нас помочь и подготовить иллюстрации к статье про подснежники. Но прежде чем  приступать к данному нам заданию, рисовать подснежники, давайте узнаем, что это за цветы и какими они бывают».

На первом, подготовительном, занятии по серии сюжетных картин логопед обязательно должен познакомить детей с одним из  произведений художественной литературы, содержание которого отвечает теме занятия. Это необходимо не только для того, чтобы воспитать любовь к творчеству отечественных и зарубежных писателей, повысить интерес дошкольника к занятию, развить его высшие психические функции, но и для того чтобы воспитать «чувства языка», дать ребёнку образец правильной речи, верно составленного рассказа. После прочтения  произведения художественной литературы по теме занятия необходимо провести беседу с дошкольниками по его содержанию и разыграть на основе этого содержания сценку.

Важно так же включить в структуру данного занятия какое-либо музыкальное произведение, отвечающее заявленной теме. Работать с такими произведением мы рекомендуем так: нужно включить мелодию (при этом заранее информировав дошкольников о её названии, авторстве и содержании) и попросить детей её внимательно прослушать  с закрытыми глазами, представить себе что-то определённое. Подобного рода задания помогут воспитать у детей любовь к музыке, развить их слуховое внимание, восприятие, а главное -  воображение, которое очень важно при составлении рассказа.

На втором занятии по обучению дошкольников составлению рассказа по серии сюжетных картин вначале следует предложить детям отгадать загадку, отгадка которой и будет темой занятия. Затем детям предлагается вспомнить, что они уже знают по этой теме из предыдущего занятия. Только после этого детям, наконец-то, демонстрируется серия сюжетных картин. Причем правильную последовательность этих картин дети должны определить сами. По каждой сюжетной картине логопед проводит с детьми беседу: задаёт репродуктивные, констатирующие и проблемные вопросы, которые позволяют дошкольникам как можно глубже понять содержание картины, подготовиться к самостоятельному рассказу. Для поддержания интереса и внимания детей метод беседы следует сочетать с другими методами обучения, видами деятельности. Так можно разнообразить беседу по картине соответствующей физминуткой, подвижной или сюжетно-ролевой игрой, трудовой деятельностью (аппликацией или лепкой из пластилина), изобразительной деятельностью (рисованием) и т.д. Например, во время беседы по картине, на которой нарисованы дети, дарящие маме открытку с 8 марта и цветы, мы предлагаем детям сделать аппликацию — смастерить открытку «8 марта» из уже готовых .

После того, как беседа будет проведена по каждой из картин одной серии, установлена связь между ними, определена единая сюжетная линия, главные герои, можно приступать к составлению коллективному рассказа по данной серии картин, в составлении которого обязательно должны принять участие все дети. Перед составлением «коллективного рассказа» целесообразно предложить дошкольникам  придумать название рассказа, который они будут сочинять.

Третье, заключающее, занятие по обучению составления рассказа по серии сюжетных картин, которое предполагает индивидуальную форму проведения, мы рекомендуем проводить следующим образом. Вначале следует предложить ребёнку стихотворение (с помощью которого  он сможет определить тему занятия), провести по нему беседу; попросить вспомнить, что он ещё знает  по данной теме. Затем нужно ребёнку дать серию сюжетных картин, попросить  расположить картины в нужной последовательности; вспомнить каков был сюжет рассказа, составленного по данной серии  на прошлом занятии. Только после всей этой проделанной работы следует предложить дошкольнику составить самостоятельно свой рассказ по данной серии, придумать его название. Причём составление этого рассказа дошкольником должно быть обязательно мотивировано: можно, например, попросить ребёнка составить рассказ для детского журнала, писатель которого тяжело заболел. Составленный ребёнком рассказ следует записать на диктофон с тем, чтобы ребёнок после прослушал его внимательно и исправил свои ошибки, если таковые были  им  допущены.

        Такая последовательность занятий, на наш взгляд, позволит дошкольником с ОНР успешно овладеть пересказом и различного рода рассказами; совершенствует их лексико-грамматический строй речи и стилистическое оформление высказывания.

Литература:

1. Глухов В.П. Методика формирования связной речи дошкольников с ОНР. – М., 2004.

3. Лебедева И.Н. Развитие связной речи дошкольников. — СПб,2009.

4. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. — СПб, 1999.

6. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение.— М., 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по позновательно-речевому развитию «Составление рассказов по серии сюжетных картин «Ай да малыши»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей с ОНР подготовительной группы компенсирующей направленности.Направление – «Познавательно-речевое развитие».Образовательная область – «По...

Обучение пересказу в работе по формированию связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития

Связная речь – это смысловое развёрнутое высказывание или цепь логически сочетающихся, грамматически правильных предложений. Пересказ - осмысленное, творческое воспроизведение литературного текста в у...

Методическая разработка по обучению детей c ОНР, III уровнем речевого развития составлению рассказа по серии сюжетных картин с использованием природного материала

Конспект 2 подгрупповых логопедических занятий по обучению составлению рассказа по серии сюжетных картин В. Сутеева «Три Котёнка» для детей старшего дошкольного возраста с ОНР, III уровнем речевого ра...

Обучение дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития пересказу с опорой на серию сюжетных картин

В данной статье представлена методика обучения дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития пересказу с опорой на серию сюжетных картин...

Теоретические основы изучения связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития

Данная статья посвящена характеристике связной речи и ее особенностям у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития.  В статье представлены теоретические аспекты формиров...

Алгоритм работы учителя-логопеда по формированию словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития в подготовительной к школе группе.

Предлагаемый алгоритм работы по формированию словоизменения у детей с ОНР III уровня речевого развития в подготовительной к школе группе охватывает целый учебный год. В нем отражено распределение соде...