Методическая разработка по обучению детей c ОНР, III уровнем речевого развития составлению рассказа по серии сюжетных картин с использованием природного материала
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Савина Валерия Константиновна

Конспект 2 подгрупповых логопедических занятий по обучению составлению рассказа по серии сюжетных картин В. Сутеева «Три Котёнка» для детей старшего дошкольного возраста с ОНР, III уровнем речевого развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tri_kotyonka.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                     Савина Валерия Константиновна,

                                                                                                                            учитель-логопед ГБДОУ №81

                                                                                                                                    Центрального р-на СПБ

Конспект подгрупповых логопедических занятий по серии сюжетных картин В. Сутеева «Три Котёнка» для детей старшего дошкольного возраста

Занятие 1

Тема:  «Летние приключения трёх котят».

Цель: Развивать умение детей воспринимать текст, осмысливать и анализировать его элементы.

Задачи:

  1. Совершенствовать слуховое восприятие детей;
  2. Развивать умение детей воспринимать текст;
  3. Формировать операционно-техническую сторону предметно-моделирующей деятельности детей;
  4. Обогащать представления об окружающем мире;
  5. Пополнять лексический запас детей (самовар, самоварная труба);
  6. Актуализировать словарь детей по лексической теме «Лето»;
  7. Формировать положительный эмоциональный фон на занятии.

Количество детей в малой подгруппе: 3 человека.

Материалы и оборудование: Клеёнка на стол, картинки по лексической теме «Лето», книга Владимира Сутеева «Три котёнка» и  иллюстрации к ней,  природные материалы (мука, чёрная глина, кусочек меха, кора дерева,  шишка, жёлудь, ракушка, миска с водой, зелёный листок. Котята (белый, черный и серый, рыжий, полосатый, чёрно-белый) из картона, маски с изображением трёх котят.  Предметные картинки «самовар», «самоварная труба».

Ход занятия

Деятельность логопеда

Деятельность детей

Организационный момент: В кабинете висит сюжетная картинка с изображением лета. Дети заходят, садятся за стол и рассматривают её.

        Введение в тему:

Ребята, вы хотите узнать в какое время года мы с вами попадём на сегодняшнем занятии? А чтобы узнать, нам нужно отгадать загадку:

Отгадайте время года:

Жаркая стоит погода,

Рано солнышко встает,

Днем и греет, и печет,

Речка манит нас прохладой,

В лес за ягодами надо,

Правильно, сегодня мы с вами попадем в самое теплое время года - лето.

3.        Актуализировать словарь детей по лексической теме «Лето».

Ребята, а какие приметы лета вы знаете?

       Скажите, а вы все любите лето?

Давайте расскажем друг другу за что вы любите лето.

Игра "Я люблю лето, потому что..."

Молодцы!

Ребята, лето- это время путешествий! Вот и я предлагаю отправиться вам в путешествие. Но отправимся мы не одни, а вместе с героями сказки Владимира Сутеева "Три котенка"

4. Сегодня я хочу вам прочитать рассказ замечательного детского писателя Владимира Сутеева «Три котёнка». В ней мы узнаем о летних приключениях трёх котят!

Педагог открывает книгу и начинает читать рассказ, демонстрируя детям  в процессе чтения иллюстрации к рассказу. (см. Приложение 1; Приложение 2).

- Ребята, о ком мы узнали в рассказе Владимира Сутеева?

-  Вы запомнили, как он называется?

Затем дети рассаживаются вокруг стола, где лежат природные материалы: кусочек меха, банка с мукой, зелёный листочек, бутылка с обрезанным горлышком и дном, в которой насыпана чёрная глина, миска с водой, ракушка, на которой нарисована рыбка).

Логопед показывает детям природные материалы и рассказывает о них.

Чтение рассказа по частям с составлением наглядного плана

«Три котёнка – чёрный серый и белый»

Логопед выкладывает 6 картонных изображение котят разных цветов.

- Ребята, посмотрите внимательно на этих котят, выберите котят тех цветов, которые встречаются в тексте.

 - Саша, какого котёнка возьмешь ты? Ира, а ты?

Каждому ребёнку прикрепляется картонный котёнок на липучке.

Молодцы! Давайте вспомним, что случилось потом.

«Три котёнка увидели мышь и бросились за ней…»

- Что из наших природных материалов больше всего напоминает мышь?

- Верно.

Логопед показывает детям  мех.

«Мышь прыгнула в банку с мукой»

Логопед опускает «мышь» в банку с мукой.

Ребята, а вы знаете, что такое мука?

Правильно. Муку можно получить, если измельчить зерна таких растений как рожь или пшеница. К ней добавляют воду, соль или сахар, и пекут хлеб, булочки и печенье.

- Какого цвета мука?

-Давайте мы, как котята нырнём сейчас в банку с мукой.

Логопед опускает свою ладонь в коробочку с мукой.

- Почему котята стали белыми?

«Три белых котёнка увидели  на дворе лягушку и бросились за ней»

- Кого увидели котята?

Логопед показывает детям зелёный листок

«Лягушка прыгнула в старую самоварную трубу. Котята за ней! Лягушка ускакала, а из трубы вылезли три чёрных котёнка»

Логопед помещает свою ладонь в бутылку с сухой глиной. Ладонь становится чёрной.

-Ребята а вы знаете, что такое самовар?

- Верно, раньше, когда ещё не было чайников, чай варили в самоваре. (Демонстрация картинки). Самовар, как печка, затапливался деревянными щепками, на него одевалась самоварная труба. Через эту трубу шёл черный дым от сгоревших щепок. Поэтому там было грязно.

Логопед прячет листочек в «самоварную трубу» (бутылку, в которой находится чёрная глина), вытаскивает не зелёный, а чёрный листочек)

- Почему листочек был зелёный, а стал чёрный? Почему все три котёнка превратились из белых в чёрных?

-Значит в как было в трубе? Чисто или грязно.

«Три чёрных котёнка увидели в пруду рыбу и бросились за ней»

Логопед показывает детям «пруд» – миска с водой; опускает в пруд «рыбку» - ракушку.

Опускает «чёрного котёнка» - ладонь в миску с водой.

«Рыба уплыла, а из воды вынырнули три мокрых котёнка».

- Какими котята были до того, как упали в воду? Сухими или мокрыми?

- А стали?

«Три мокрых котёнка пошли домой. По дороге они обсохли и стали как были: ….»

- Какими были котята? Посмотрите друг на друга, у кого какой котёнок прикреплен на липучке?

- Ребята, внимательно посмотрите на природные материалы на столе. Выберете из них только те, о которых мы прочитали в тексте.

- Поставьте их в той последовательности, в которой они встречаются в тексте. (С опорой на картинки в качестве подсказки).

  1. Подведение итогов:

Какой рассказ мы сегодня прочитали с вами?

Кто его написал?

В какое время года происходили эти приключения котят?

Это время года - лето!

Летом очень тепло.

Можно купаться!

Летом не надо ходить в детский сад.

Летом в огороде зреют овощи, фрукты и ягоды.

Летом бывает гроза и гром.

Дети внимательно слушают рассказ и рассматривают иллюстрации.

О трёх котятах!

«Три котёнка»

Серого.

Белого

Чёрного

Кусочек меха.

То, из чего пекут хлеб.

Белого

Потому, что прыгнули в банку с мукой.

Дети повторяют действия за логопедом.

Лягушку

Дети повторяют действия за логопедом

Из него пьют чай в сказках

Потому что они испачкались в трубе.

Грязно.

Дети повторяют действие за логопедом.

Чёрными, сухими.

Мокрыми.

Чёрный, серый и белый.

Дети выбирают: муку, глину, листочек, ракушку, мех, воду.

  1. мех (мышь)
  2. мука (банка с мукой)
  3. листок (лягушка)
  4. бутылка с сухой чёрной глиной (самоварная труба)
  5. ракушка (рыбка)
  6. вода

«Три котёнка»

Владимир Сутеев.

Летом.

Занятие 2

(Проводит логопед индивидуально с каждым ребёнком)

Цель: Учить детей построению высказывания с опорой на серию картин.

Задачи:

  1. Учить детей воспринимать картинки как модель окружающей действительности;
  2. Совершенствовать содержание, структуру и речевое оформление текста;
  3. Развивать навыки словоизменения;

Оборудование и материалы: Серия сюжетных картинок к рассказу «Три котёнка», картинки (мышь, кот, вода, рыба, банка), мячик.

Ход занятия

Деятельность логопеда

Деятельность детей

Ребёнок садится на стульчик. Перед ним лежит раскрытая книга В. Сутеева «Три котёнка».

1. Организационный момент. Введение в тему.

Развитие мелкой моторики, активизация внимания. «Упражнение с мячом».

Все котята любят играть с мячиками, катать их лапками.

Я мячом круги катаю,

Взад – вперёд его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.

А теперб последний трюк мяч летает между рук.

2. Развитие навыков словоизменения: Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

Игра «Назови ласково»

Я буду кидать тебе мячик и говорить слово, а ты кидать мячик мне обратно и называй это слово ласково

Мышь

Кот

Вода

Рыбка

Банка

3.  Логопед напоминает игровую ситуацию:

Ребёнок сидит рядом с логопедом. Логопед вслух читает рассказ и вместе с ребёнком рассматривает иллюстрации в книге.

  1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок:

Логопед предлагает ребёнку составить  рассказ о приключениях трёх котят. В этом нам помогут яркие картинки.

А .  Составление картинного плана:

Логопед вразнобой выкладывает перед ребёнком картинки  и предлагает ему положить их в правильной последовательности.

Б. Посмотри на картинки и расскажи, что случилось с котятами?

5. Подведение итога.

Действия с мячом соответствуют тексту.

Мышка

Котёнок

Водичка

Рыбка
Баночка

Ребёнок раскладывает картинки в нужной последовательности.

Составляет рассказ  по картинкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по позновательно-речевому развитию «Составление рассказов по серии сюжетных картин «Ай да малыши»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей с ОНР подготовительной группы компенсирующей направленности.Направление – «Познавательно-речевое развитие».Образовательная область – «По...

«Развитие связной речи дошкольников через обучение составлению рассказа по серии сюжетных картин»

Одним из средств развития связной речи является картина. Учить ребенка рассказывать по картинам – это значит, формировать его связную речь. Картина не только расширяет и углубляет детские представлени...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию для детей 4-5 лет«Составление рассказа по серии сюжетных картин «Моя кукла».

Цель: способствовать развитию связной речи детей 4-5 лет посредством обучения их составлению рассказов по серии сюжетных картин. Задачи: - обучать детей внимательно рассматривать ...

Обучение дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития составлению рассказа по серии сюжетных картин.

В данной статье представлена методика обучения дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития составлению рассказа по серии сюжетных картин....

Конспект ООД по речевому развитию в разновозрастной группе с 4 до 6 лет для детей ТНР Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как помочь птицам зимой?»

Цель: создать условия  для  формирование связной речи старших дошкольников, через составление рассказа по серии сюжетных картин.Задачи:Обучающие: Закреплять умения составлять самостояте...

Конспект ООД по речевому развитию в разновозрастной группе с 4 до 6 лет для детей ТНР Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как помочь птицам зимой?»

Цель: создать условия  для  формирование связной речи старших дошкольников, через составление рассказа по серии сюжетных картинно.кЗадачи:Обучающие: Закреплять умения составлять самосто...