Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте.
методическая разработка по теме

Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьёзным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с данной категорией детей. В приложении представлены примеры конспектов по обучению грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_razrabotki.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методические разработки.

Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Примеры конспектов по обучению грамоте.

Одна из наиболее распространенных причин школьной неуспеваемости - задержка психического развития. Дети этой категории составляют около половины стойко неуспевающих в начальных классах общеобразовательных школ.

Многочисленные исследования психологических особенностей детей с задержкой психического развития указывают на то, что у детей данной категории недостаточно сформированы многие психические функции: логическое мышление, слуховое и зрительное внимание, восприятие, память. Отмечается замедленность процессов переработки сенсорной информации, снижение работоспособности. Кроме того, выявляется чрезмерная эмоциональность, впечатлительность, повышенная утомляемость, двигательная расторможенность либо, наоборот, вялость, апатичность.

Вопросами этиологии и классификации задержки психического развития занимались М.С.Певзнер, Т.А.Власова, К.С.Лебединская. Для практических работников наиболее значима классификация задержки психического развития по этиологическому принципу К.С.Лебединской (1982), которая выделяет четыре формы задержки психического развития: конституциональная, самотогенная, психогенная и церебрально-органического генеза.

Дифференциальная диагностика этих форм указывает на отставание в развитии и ряд характерных особенностей незрелости как эмоционально-волевой, так и интеллектуальной сферы каждой из них.

Дизонтогенез психофизического развития детей с задержкой психического развития (ЗПР) и, в частности, особенности познавательной деятельности изменяют процесс овладения ими речевой функцией и определяет своеобразие их речевого развития: ограниченность словаря, однообразие синтаксических и недостаток использования морфологических форм затрудняют развернутое высказывание [1;5;6].

По исследованиям Г.Н.Рахмановой, Н.А.Цыпиной, у этих детей выявляются трудности в формировании письменной речи, а также недостатки регулирующей функции речи и речевого общения.

На особенности обучения грамоте детей с ЗПР указывают исследования Л.Ф.Спировой, Н.А.Цыпиной, Р.Д.Тригер, Н.А.Никашиной и др. Они указывают на то, что дети с ЗПР и их нормально развивающиеся сверстники, овладевая грамотой, находятся на принципиально разных уровнях.

У детей с задержкой психического развития, в отличие от нормально развивающихся сверстников, чаще наблюдаются недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижение слуховой памяти, нарушения звукопроизносительной стороны речи (Е.В.Мальцева, Р.Д.Тригер, Н.А.Никашина).

Дети с ЗПР с трудом овладевают анализом и синтезом звукового состава слова, которые лежат в основе обучения грамоте. Кроме этого, они испытывают значительные трудности в ориентировке языковой действительности, не вычленяют из потока речи крупных речевых единиц: предложение, слово. Их речь несовершенна в грамматическом отношении. Они делают ошибки в употреблении предлогов, в согласовании слов в предложении, а также в использовании других синтаксических связей.

Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьезным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с данной категорией детей.

Подготовка детей к обучению грамоте предусматривает решение следующих задач:

1. Активизация устной речи. Сделать предметом их внимания слово и предложение в целом, научить практически изменять слова и образовывать новые, сравнивать и обобщать различные явления языка.

2. Формирование у детей направленности на звуковую сторону речи. Развитие умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять из него отдельные звуки и звуковые комплексы, различать звуки, близкие по артикуляции и по акустическим признакам, что соответствует этапу овладения простыми видами звукового анализа.

3. Развитие умения детей последовательно выделять из слова звуки, устанавливая их точное место в слове, а также количество звуков в слове.

Работа по обучению грамоте строится поэтапно. При разработке содержания и методов обучения детей с ЗПР на подготовительном этапе учитывались достижения как специальной, так и общей педагогики и психологии.

Эффективность обучения и воспитания обеспечивается максимальным использованием практической деятельности детей на занятиях, а также использованием игровых приемов, наглядного и дидактического материала, разнообразных пособий, позволяющих формировать интерес к занятиям и активно усваивать новое.

Применяются следующие виды дидактического материала:

- предметные и сюжетные картинки;

- текстовой материал (стихи, загадки, рассказы, сказки, скороговорки, чистоговорки, поговорки, потешки);

- разнообразный игровой материал (ребусы, кроссворды, шарады);

- схемы и таблицы и др.

При использовании дидактического материала на занятии по обучению грамоте педагоги должны придерживаться ряда требований:

1. Отбор наглядного, занимательного и практического материала осуществляется в соответствии с задачами обучения, а также с учетом уровня психофизического развития детей, индивидуализации заданий.

2. Отобранный материал эффективно используется на занятии по обучению грамоте.

3. Педагог осуществляет руководство деятельностью детей при работе с подобранным материалом.

4. Игры, задания, упражнения применяются как для закрепления материала, так и для решения новых задач.

5. Практикуется создание положительных эмоций, способствующих более осознанному восприятию предлагаемого материала.

6. Необходимо сочетать наглядные средства с использованием речевых приемов и методов.

7. Следует производить варьирование демонстрационного материала и практической деятельности.

В современной методической литературе имеется большой арсенал дидактических игр. Многие педагоги, проявляя творчество в своей работе, придумывают их самостоятельно.

Предлагаются следующие задания, игровые упражнения и дидактические игры, которые можно - - использовать при подготовки детей к обучению грамоте:

- уточнить артикуляции звука (узнать по картинкам, по губам);

- определить наличие или отсутствие заданного звука хлопками, сигналами, картинками;

- отобрать картинки, в названии которых есть изучаемый звук, утрированно его произнося;

- придумать слова, в которых изучаемый звук слышится в начале, середине, в конце слова;

- узнать, какой звук часто встречается в рассказе, стихотворении;

- находить в сюжетной картинке предметы или их части, в которых есть нужный звук;

- отгадать загадку и выделить первый или последний звук в словах-отгадках;

- выделить из ряда слов, произносимых педагогов, те, в которых имеется заданный звук;

- выделить из предложения слова с заданным звуком.

Таким образом, работа по обучению грамоте детей с задержкой психического развития проводится системно, поэтапно, предусматривает использование целого комплекса дидактического материала, который применяется в различных формах организации детей: фронтальные, дифференцированные и индивидуальные задания. Систематическое его применение и продуманная методика работы обеспечивает возможность лучшего усвоения учебного материала, развития устной речи, формирования интереса к учебной деятельности в целом и освоение основ грамоты.

Примерные конспекты занятий находятся в приложении (4 конспекта). Конспекты составлены по лексическим темам.

Список литературы:

1. Обучение детей с ЗПР в подготовительном классе // Под ред. В. Ф. Мачихиной, Н. А. Цыпиной.

М., 1992.

2. Обучение детей с ЗПР (пособие для учителей) //Под ред. В. И. Лубовского. Смоленск, 1994.

3. Рахманова Г.Н. Особенности построения предложений в речи младших школьников с задержкой психического развития //Дефектология. 1987. №6.

4. Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития. Минск, 1989.

5. Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. Дидактический материал по русскому языку для работы с детьми с задержкой психического развития. М., 1992.

6. Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром учащихся с задержкой психического развития. М., 1990.

7. Яссман Л.В. Особенности употребления грамматических категорий детьми с задержкой психического развития //Дефектология. 1976. №3.


ПРИЛОЖЕНИЕ.


Конспект 1.

Звук и буква У

Цель: 

1. Четкое произнесение звука.

2. Выделение начального ударного гласного.

3. Договаривание предложений по картинкам (употребление существительных в именительном и винительном падежах единственного числа).

4. Знакомство с буквой У.

Оборудование: предметные картинки со звуком У, индивидуальные зеркала, демонстрационная карточка с буквой У, разрезная азбука, пластилин, панно.

План занятия

1. Оргмомент.

2. Знакомство с темой - выделение на слух звука У из слов: улица, умный, Уля.

3. Длительное произнесение звука У:

а) логопедом;

б) детьми (хором, индивидуально);

в) громким и тихим голосом;

г) наблюдение за положением губ (в зеркалах), за воздушной струёй, голосом;

д) характеристика звука У: поется - гласный

4. Выделение звука У на слух (лицо логопеда закрыто экраном)

а) из ряда гласных: уа, ау, иу, оу, уо, ауи, иуа, уиа...;

б) из слов: дуб, береза, туча, сук, осина, ураган, буря, осень.

5. Выделение ударного начального гласного в слоге, слове: ух, ах, ох, их, эх, ум, ам, он, Аня, Оля, Уля.

6. Физкультминутка

7. Выделение звука У на слух и в произношении по предметным картинкам на панно: проговаривание картинок, отбор картинок на звук У.

8. Игры на развитие внимания и памяти: «Что изменилось?» «Чего не стало?»

9. Знакомство с буквой У: рассматривание карточки с буквой У, отыскивание ее в разрезной азбуке, лепка буквы У из пластилина, выкладывание из красных ниток.

10. Припоминание ранее рассмотренных картинок на У.

11. Упражнение в составлении предложений - договаривание начатых логопедом предложений с использованием ранее предъявленных картинок на У:

В реке плавает... (утка)

У ребенка болит ...(ухо)

На листе сидит ...(улитка)

У Михаила черные ...(усы)

12. Итог.


Конспект 2.

Звук и буква А

Цель: 

1. Четкое произнесение звука.

2. Выделение начального ударного гласного (повторение)

3. Звуковой анализ ряда из двух гласных

4. Развитие внимания и памяти

5. Договаривание предложений по предметным картинкам

6. Знакомство с буквой А.

Оборудование: предметные картинки со звуком А, индивидуальные зеркала, карточка с изображением буквы А, разрезная азбука, пластилин, нитки красного цвета, панно.

План занятия

1. Оргмомент

2. Повторение звука У, припоминание рассмотренных ранее картинок на звук У.

3. Знакомство с темой - выделение звука А из слов: август, аист, адрес, Анна.

4. Произнесение звука А, наблюдение за артикуляцией, характеристика (пение звука логопедом, детьми, руками регулируем силу звука). Вывод: звук А - гласный.

5. Выделение звука А на слух (с закрытыми глазами):

а) из ряда гласных: у а, ау, аи, и а, ао, ио, уо, уиа

б) из обратных слогов: ал, уп, ом, ах, их, им, он

в) из слов: осень, холод, туча, дождь, лист, береза, осина, дуб, тополь

6. Звуковой анализ слов из двух гласных - «Отгадай, сколько произнесу звуков»: ау, уа, аи, иа, ну, уи, ао, оа

7. Выделение звука А в произношении в словах по предметным картинкам:

а) хоровое проговаривание

б) отбор картинок на А. Игра «Четвертый лишний»

в) игра на развитие внимания с оставшимися картинками «Чего не стало?»,  «Что изменилось?»

8. Знакомство с буквой А: рассматривание демонстрационной карточки, отыскивание буквы в разрезной азбуке, обведение пальцем по контуру буквы А, лепка из пластилина красного цвета буквы А, выкладывание на панно из ниток буквы А.

9. Упражнение с разрезной азбукой - составление из букв по следам анализа слов: ау, у а

10. Итог.

Игра «Отгадай слово» (пропущен первый гласный А или У): …тка, … литка, …ист,

…раган, …стра, …гурец.


Конспект 3.

Звуки [П] и [П′].

Буква П.

Цель: 

1. Закрепление произношения и различения звуков [П] и [П′].

2. Выделение последнего глухого согласного. Звуковой анализ и синтез обратных слогов ап, уп, ип.

3. Составление и преобразование предложений по сюжетным картинкам по образцу - согласование глаголов настоящего времени с существительными в числе.

4. Знакомство с буквой П.

5. Упражнения с разрезной азбукой: составление, чтение обратных слогов.

Оборудование: предметные картинки на звуки [п],[п′], сюжетные

картинки (Поля поливает. Петя поливает. Дети поливают.), индивидуальные зеркала, разрезные азбуки, счетные палочки.

План занятия

1. Оргмомент.

2. Повторение и характеристика изученных гласных.

3. Знакомство со звуками [п],[п′]:

а) выделение повторяющегося звука [п]: полоть, поливать, Поля, помидор. Произнесение его логопедом, детьми. Характеристика звука: не поется - не гласный - согласный, активно участвуют губы.

б) выделение звука [п]: пить, помидор, песок, пирог.

в) попеременное произношение, наблюдение за артикуляцией и звучанием.

Вывод: П - твердый - ап, уп, ип.

   П′ - мягкий - апь, упь, ипь.

4. Различение П-П′ на слух (выделение П):

а) па, пя, по, пе, пу, пи, пю, ап, оп, апь, ипь...

б) пить, полоть, компот, песок, пирог, помидор.

в)  игра «Наоборот»      

па - пя       ап - апь

по -            опь –

пу -            упь –

пы -            топ -

5. Дифференциация в произношении по картинкам:

- проговаривание названий картинок на панно;

- отбор картинок на звук [п], игра с ними на развитие внимания и памяти

«Назови указанную картинку».

- отбор картинок на звук [п] - «Чего не стало?»

6. Физкультминутка.

7. Звуковой анализ обратных слогов ап, оп, уп, ип:

- выделение первого гласного;

- выделение последнего согласного;

- полный анализ слога синтез обратного слога.

8. Воспроизведение слоговых рядов:

ап-оп-уп    ап-оп-уп-ип

ап-уп-оп    оп-уп-ип-ап

оп-уп-ап    уп-ип-ап-оп

9. Составление и преобразование предложений по сюжетным картинкам, на  которых изображено простое действие, с помощью вопросов по образцу:

Поля поливает. Петя поливает. Дети поливают.

Упражнение в согласовании в числе глаголов настоящего времени с существительными.

10. Знакомство с буквой П: рассматривание буквы, отыскивание ее, конструирование из счетных палочек.

11. Упражнения с разрезной азбукой: составление слогов: ап, уп, ип, по следам анализа, чтение.

12. Итог.


Конспект 4.

Звук и буква Ы

Перелетные птицы.

Цель:

1. Закрепление правильного произношения звука, знакомство с буквой Ы. 

 2. Звуковой анализ слогов без стечения согласных. Воспроизведение слоговых рядов со звуком Ы.

3. Чтение слогов из изученных букв.

4. Развитие слухового внимания и памяти.

Оборудование: предметные картинки со звуком [ы], разрезные азбуки, таблицы слогов.

План занятия

1. Оргмомент (чтение написанных слогов - по цепочке):

ап ат  ак        ка па та

оп от ок        ко по то

уп ут ук        ку пу ту

ип ит ик        ки пи ти

2. Знакомство с темой – определить общий звук в словах: дрозды, крылья, хвосты, аисты.

3. Знакомство с буквой Ы: рассматривание, отыскивание.

4. Упражнения с разрезной азбукой: звуковой анализ, скла дывание из букв слогов: ып → пы → ты → ыт → ык → кы → пыт → тып

5. Воспроизведение слоговых рядов:

пы-ты-кы-хы     пы-кы-хы-ты   ых-ык-ып-ыт

ты-кы-хы-пы     пы-хы-ты-кы   ык-ып-ыт-ых

кы-хы-пы-ты     пы-ты-кы-хы   ып-ыт-ых-ык

хы-пы-ты-кы     кы-хы-ты-пы   ыт-ых-ык-ып

6. Физкультминутка.

7. Игры на развитие внимания и памяти: «Чего не стало?» - с 9 картинками;

«Цепочка».

8. Итог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста с задержкой психического развития с помощью бельевых прищепок.

Материал рекомендован к использованию в группах компенсирующей направленности для детей с ЗПР. Использовать в работе могут учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатели коррекционных групп....

Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста с задержкой психического развития с помощью бельевых прищепок.

Материал рекомендован к использованию в группах компенсирующей направленности для детей с ЗПР. Использовать в работе могут учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатели коррекционных групп....

Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Большую роль в структуре дефекта детей с ЗПР играют речевые нарушения, которые характеризуются определенными чертами. Эти особенности раскрыты в данной статье....

Статья на тему:"Использование современных образовательных технологий в развитии элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития."

Известно, что математические представления у детей с ЗПР имеют качественное своеобразие, связанное с  особенностями их психического развития....

«Роль нетрадиционных техник изобразительной деятельности в развитии детей дошкольного возраста с задержкой психического развития».

«Роль нетрадиционных техник изобразительной деятельности в развитии детей дошкольного возраста с задержкой психического развития»....

Консультация для воспитателей Особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Одним из определений сенсорного развития можно считать следующее - это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира.Дошкольный возраст - это период п...

Коррекционно-развивающая программа для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития «Развитие высших психических функций»

Пояснительная запискаПо данным Министерства образования Российской Федерации  среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизическ...