Главные вкладки

    Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте.
    методическая разработка по теме

    Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьёзным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с данной категорией детей. В приложении представлены примеры конспектов по обучению грамоте.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon metodicheskie_razrabotki.doc62.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методические разработки.

    Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

    Примеры конспектов по обучению грамоте.

    Одна из наиболее распространенных причин школьной неуспеваемости - задержка психического развития. Дети этой категории составляют около половины стойко неуспевающих в начальных классах общеобразовательных школ.

    Многочисленные исследования психологических особенностей детей с задержкой психического развития указывают на то, что у детей данной категории недостаточно сформированы многие психические функции: логическое мышление, слуховое и зрительное внимание, восприятие, память. Отмечается замедленность процессов переработки сенсорной информации, снижение работоспособности. Кроме того, выявляется чрезмерная эмоциональность, впечатлительность, повышенная утомляемость, двигательная расторможенность либо, наоборот, вялость, апатичность.

    Вопросами этиологии и классификации задержки психического развития занимались М.С.Певзнер, Т.А.Власова, К.С.Лебединская. Для практических работников наиболее значима классификация задержки психического развития по этиологическому принципу К.С.Лебединской (1982), которая выделяет четыре формы задержки психического развития: конституциональная, самотогенная, психогенная и церебрально-органического генеза.

    Дифференциальная диагностика этих форм указывает на отставание в развитии и ряд характерных особенностей незрелости как эмоционально-волевой, так и интеллектуальной сферы каждой из них.

    Дизонтогенез психофизического развития детей с задержкой психического развития (ЗПР) и, в частности, особенности познавательной деятельности изменяют процесс овладения ими речевой функцией и определяет своеобразие их речевого развития: ограниченность словаря, однообразие синтаксических и недостаток использования морфологических форм затрудняют развернутое высказывание [1;5;6].

    По исследованиям Г.Н.Рахмановой, Н.А.Цыпиной, у этих детей выявляются трудности в формировании письменной речи, а также недостатки регулирующей функции речи и речевого общения.

    На особенности обучения грамоте детей с ЗПР указывают исследования Л.Ф.Спировой, Н.А.Цыпиной, Р.Д.Тригер, Н.А.Никашиной и др. Они указывают на то, что дети с ЗПР и их нормально развивающиеся сверстники, овладевая грамотой, находятся на принципиально разных уровнях.

    У детей с задержкой психического развития, в отличие от нормально развивающихся сверстников, чаще наблюдаются недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижение слуховой памяти, нарушения звукопроизносительной стороны речи (Е.В.Мальцева, Р.Д.Тригер, Н.А.Никашина).

    Дети с ЗПР с трудом овладевают анализом и синтезом звукового состава слова, которые лежат в основе обучения грамоте. Кроме этого, они испытывают значительные трудности в ориентировке языковой действительности, не вычленяют из потока речи крупных речевых единиц: предложение, слово. Их речь несовершенна в грамматическом отношении. Они делают ошибки в употреблении предлогов, в согласовании слов в предложении, а также в использовании других синтаксических связей.

    Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьезным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с данной категорией детей.

    Подготовка детей к обучению грамоте предусматривает решение следующих задач:

    1. Активизация устной речи. Сделать предметом их внимания слово и предложение в целом, научить практически изменять слова и образовывать новые, сравнивать и обобщать различные явления языка.

    2. Формирование у детей направленности на звуковую сторону речи. Развитие умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять из него отдельные звуки и звуковые комплексы, различать звуки, близкие по артикуляции и по акустическим признакам, что соответствует этапу овладения простыми видами звукового анализа.

    3. Развитие умения детей последовательно выделять из слова звуки, устанавливая их точное место в слове, а также количество звуков в слове.

    Работа по обучению грамоте строится поэтапно. При разработке содержания и методов обучения детей с ЗПР на подготовительном этапе учитывались достижения как специальной, так и общей педагогики и психологии.

    Эффективность обучения и воспитания обеспечивается максимальным использованием практической деятельности детей на занятиях, а также использованием игровых приемов, наглядного и дидактического материала, разнообразных пособий, позволяющих формировать интерес к занятиям и активно усваивать новое.

    Применяются следующие виды дидактического материала:

    - предметные и сюжетные картинки;

    - текстовой материал (стихи, загадки, рассказы, сказки, скороговорки, чистоговорки, поговорки, потешки);

    - разнообразный игровой материал (ребусы, кроссворды, шарады);

    - схемы и таблицы и др.

    При использовании дидактического материала на занятии по обучению грамоте педагоги должны придерживаться ряда требований:

    1. Отбор наглядного, занимательного и практического материала осуществляется в соответствии с задачами обучения, а также с учетом уровня психофизического развития детей, индивидуализации заданий.

    2. Отобранный материал эффективно используется на занятии по обучению грамоте.

    3. Педагог осуществляет руководство деятельностью детей при работе с подобранным материалом.

    4. Игры, задания, упражнения применяются как для закрепления материала, так и для решения новых задач.

    5. Практикуется создание положительных эмоций, способствующих более осознанному восприятию предлагаемого материала.

    6. Необходимо сочетать наглядные средства с использованием речевых приемов и методов.

    7. Следует производить варьирование демонстрационного материала и практической деятельности.

    В современной методической литературе имеется большой арсенал дидактических игр. Многие педагоги, проявляя творчество в своей работе, придумывают их самостоятельно.

    Предлагаются следующие задания, игровые упражнения и дидактические игры, которые можно - - использовать при подготовки детей к обучению грамоте:

    - уточнить артикуляции звука (узнать по картинкам, по губам);

    - определить наличие или отсутствие заданного звука хлопками, сигналами, картинками;

    - отобрать картинки, в названии которых есть изучаемый звук, утрированно его произнося;

    - придумать слова, в которых изучаемый звук слышится в начале, середине, в конце слова;

    - узнать, какой звук часто встречается в рассказе, стихотворении;

    - находить в сюжетной картинке предметы или их части, в которых есть нужный звук;

    - отгадать загадку и выделить первый или последний звук в словах-отгадках;

    - выделить из ряда слов, произносимых педагогов, те, в которых имеется заданный звук;

    - выделить из предложения слова с заданным звуком.

    Таким образом, работа по обучению грамоте детей с задержкой психического развития проводится системно, поэтапно, предусматривает использование целого комплекса дидактического материала, который применяется в различных формах организации детей: фронтальные, дифференцированные и индивидуальные задания. Систематическое его применение и продуманная методика работы обеспечивает возможность лучшего усвоения учебного материала, развития устной речи, формирования интереса к учебной деятельности в целом и освоение основ грамоты.

    Примерные конспекты занятий находятся в приложении (4 конспекта). Конспекты составлены по лексическим темам.

    Список литературы:

    1. Обучение детей с ЗПР в подготовительном классе // Под ред. В. Ф. Мачихиной, Н. А. Цыпиной.

    М., 1992.

    2. Обучение детей с ЗПР (пособие для учителей) //Под ред. В. И. Лубовского. Смоленск, 1994.

    3. Рахманова Г.Н. Особенности построения предложений в речи младших школьников с задержкой психического развития //Дефектология. 1987. №6.

    4. Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития. Минск, 1989.

    5. Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. Дидактический материал по русскому языку для работы с детьми с задержкой психического развития. М., 1992.

    6. Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром учащихся с задержкой психического развития. М., 1990.

    7. Яссман Л.В. Особенности употребления грамматических категорий детьми с задержкой психического развития //Дефектология. 1976. №3.


    ПРИЛОЖЕНИЕ.


    Конспект 1.

    Звук и буква У

    Цель: 

    1. Четкое произнесение звука.

    2. Выделение начального ударного гласного.

    3. Договаривание предложений по картинкам (употребление существительных в именительном и винительном падежах единственного числа).

    4. Знакомство с буквой У.

    Оборудование: предметные картинки со звуком У, индивидуальные зеркала, демонстрационная карточка с буквой У, разрезная азбука, пластилин, панно.

    План занятия

    1. Оргмомент.

    2. Знакомство с темой - выделение на слух звука У из слов: улица, умный, Уля.

    3. Длительное произнесение звука У:

    а) логопедом;

    б) детьми (хором, индивидуально);

    в) громким и тихим голосом;

    г) наблюдение за положением губ (в зеркалах), за воздушной струёй, голосом;

    д) характеристика звука У: поется - гласный

    4. Выделение звука У на слух (лицо логопеда закрыто экраном)

    а) из ряда гласных: уа, ау, иу, оу, уо, ауи, иуа, уиа...;

    б) из слов: дуб, береза, туча, сук, осина, ураган, буря, осень.

    5. Выделение ударного начального гласного в слоге, слове: ух, ах, ох, их, эх, ум, ам, он, Аня, Оля, Уля.

    6. Физкультминутка

    7. Выделение звука У на слух и в произношении по предметным картинкам на панно: проговаривание картинок, отбор картинок на звук У.

    8. Игры на развитие внимания и памяти: «Что изменилось?» «Чего не стало?»

    9. Знакомство с буквой У: рассматривание карточки с буквой У, отыскивание ее в разрезной азбуке, лепка буквы У из пластилина, выкладывание из красных ниток.

    10. Припоминание ранее рассмотренных картинок на У.

    11. Упражнение в составлении предложений - договаривание начатых логопедом предложений с использованием ранее предъявленных картинок на У:

    В реке плавает... (утка)

    У ребенка болит ...(ухо)

    На листе сидит ...(улитка)

    У Михаила черные ...(усы)

    12. Итог.


    Конспект 2.

    Звук и буква А

    Цель: 

    1. Четкое произнесение звука.

    2. Выделение начального ударного гласного (повторение)

    3. Звуковой анализ ряда из двух гласных

    4. Развитие внимания и памяти

    5. Договаривание предложений по предметным картинкам

    6. Знакомство с буквой А.

    Оборудование: предметные картинки со звуком А, индивидуальные зеркала, карточка с изображением буквы А, разрезная азбука, пластилин, нитки красного цвета, панно.

    План занятия

    1. Оргмомент

    2. Повторение звука У, припоминание рассмотренных ранее картинок на звук У.

    3. Знакомство с темой - выделение звука А из слов: август, аист, адрес, Анна.

    4. Произнесение звука А, наблюдение за артикуляцией, характеристика (пение звука логопедом, детьми, руками регулируем силу звука). Вывод: звук А - гласный.

    5. Выделение звука А на слух (с закрытыми глазами):

    а) из ряда гласных: у а, ау, аи, и а, ао, ио, уо, уиа

    б) из обратных слогов: ал, уп, ом, ах, их, им, он

    в) из слов: осень, холод, туча, дождь, лист, береза, осина, дуб, тополь

    6. Звуковой анализ слов из двух гласных - «Отгадай, сколько произнесу звуков»: ау, уа, аи, иа, ну, уи, ао, оа

    7. Выделение звука А в произношении в словах по предметным картинкам:

    а) хоровое проговаривание

    б) отбор картинок на А. Игра «Четвертый лишний»

    в) игра на развитие внимания с оставшимися картинками «Чего не стало?»,  «Что изменилось?»

    8. Знакомство с буквой А: рассматривание демонстрационной карточки, отыскивание буквы в разрезной азбуке, обведение пальцем по контуру буквы А, лепка из пластилина красного цвета буквы А, выкладывание на панно из ниток буквы А.

    9. Упражнение с разрезной азбукой - составление из букв по следам анализа слов: ау, у а

    10. Итог.

    Игра «Отгадай слово» (пропущен первый гласный А или У): …тка, … литка, …ист,

    …раган, …стра, …гурец.


    Конспект 3.

    Звуки [П] и [П′].

    Буква П.

    Цель: 

    1. Закрепление произношения и различения звуков [П] и [П′].

    2. Выделение последнего глухого согласного. Звуковой анализ и синтез обратных слогов ап, уп, ип.

    3. Составление и преобразование предложений по сюжетным картинкам по образцу - согласование глаголов настоящего времени с существительными в числе.

    4. Знакомство с буквой П.

    5. Упражнения с разрезной азбукой: составление, чтение обратных слогов.

    Оборудование: предметные картинки на звуки [п],[п′], сюжетные

    картинки (Поля поливает. Петя поливает. Дети поливают.), индивидуальные зеркала, разрезные азбуки, счетные палочки.

    План занятия

    1. Оргмомент.

    2. Повторение и характеристика изученных гласных.

    3. Знакомство со звуками [п],[п′]:

    а) выделение повторяющегося звука [п]: полоть, поливать, Поля, помидор. Произнесение его логопедом, детьми. Характеристика звука: не поется - не гласный - согласный, активно участвуют губы.

    б) выделение звука [п]: пить, помидор, песок, пирог.

    в) попеременное произношение, наблюдение за артикуляцией и звучанием.

    Вывод: П - твердый - ап, уп, ип.

       П′ - мягкий - апь, упь, ипь.

    4. Различение П-П′ на слух (выделение П):

    а) па, пя, по, пе, пу, пи, пю, ап, оп, апь, ипь...

    б) пить, полоть, компот, песок, пирог, помидор.

    в)  игра «Наоборот»      

    па - пя       ап - апь

    по -            опь –

    пу -            упь –

    пы -            топ -

    5. Дифференциация в произношении по картинкам:

    - проговаривание названий картинок на панно;

    - отбор картинок на звук [п], игра с ними на развитие внимания и памяти

    «Назови указанную картинку».

    - отбор картинок на звук [п] - «Чего не стало?»

    6. Физкультминутка.

    7. Звуковой анализ обратных слогов ап, оп, уп, ип:

    - выделение первого гласного;

    - выделение последнего согласного;

    - полный анализ слога синтез обратного слога.

    8. Воспроизведение слоговых рядов:

    ап-оп-уп    ап-оп-уп-ип

    ап-уп-оп    оп-уп-ип-ап

    оп-уп-ап    уп-ип-ап-оп

    9. Составление и преобразование предложений по сюжетным картинкам, на  которых изображено простое действие, с помощью вопросов по образцу:

    Поля поливает. Петя поливает. Дети поливают.

    Упражнение в согласовании в числе глаголов настоящего времени с существительными.

    10. Знакомство с буквой П: рассматривание буквы, отыскивание ее, конструирование из счетных палочек.

    11. Упражнения с разрезной азбукой: составление слогов: ап, уп, ип, по следам анализа, чтение.

    12. Итог.


    Конспект 4.

    Звук и буква Ы

    Перелетные птицы.

    Цель:

    1. Закрепление правильного произношения звука, знакомство с буквой Ы. 

     2. Звуковой анализ слогов без стечения согласных. Воспроизведение слоговых рядов со звуком Ы.

    3. Чтение слогов из изученных букв.

    4. Развитие слухового внимания и памяти.

    Оборудование: предметные картинки со звуком [ы], разрезные азбуки, таблицы слогов.

    План занятия

    1. Оргмомент (чтение написанных слогов - по цепочке):

    ап ат  ак        ка па та

    оп от ок        ко по то

    уп ут ук        ку пу ту

    ип ит ик        ки пи ти

    2. Знакомство с темой – определить общий звук в словах: дрозды, крылья, хвосты, аисты.

    3. Знакомство с буквой Ы: рассматривание, отыскивание.

    4. Упражнения с разрезной азбукой: звуковой анализ, скла дывание из букв слогов: ып → пы → ты → ыт → ык → кы → пыт → тып

    5. Воспроизведение слоговых рядов:

    пы-ты-кы-хы     пы-кы-хы-ты   ых-ык-ып-ыт

    ты-кы-хы-пы     пы-хы-ты-кы   ык-ып-ыт-ых

    кы-хы-пы-ты     пы-ты-кы-хы   ып-ыт-ых-ык

    хы-пы-ты-кы     кы-хы-ты-пы   ыт-ых-ык-ып

    6. Физкультминутка.

    7. Игры на развитие внимания и памяти: «Чего не стало?» - с 9 картинками;

    «Цепочка».

    8. Итог.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста с задержкой психического развития с помощью бельевых прищепок.

    Материал рекомендован к использованию в группах компенсирующей направленности для детей с ЗПР. Использовать в работе могут учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатели коррекционных групп....

    Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста с задержкой психического развития с помощью бельевых прищепок.

    Материал рекомендован к использованию в группах компенсирующей направленности для детей с ЗПР. Использовать в работе могут учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатели коррекционных групп....

    Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

    Большую роль в структуре дефекта детей с ЗПР играют речевые нарушения, которые характеризуются определенными чертами. Эти особенности раскрыты в данной статье....

    Статья на тему:"Использование современных образовательных технологий в развитии элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития."

    Известно, что математические представления у детей с ЗПР имеют качественное своеобразие, связанное с  особенностями их психического развития....

    «Роль нетрадиционных техник изобразительной деятельности в развитии детей дошкольного возраста с задержкой психического развития».

    «Роль нетрадиционных техник изобразительной деятельности в развитии детей дошкольного возраста с задержкой психического развития»....

    Развитие творческого воображения средствами театральной деятельности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

    Наблюдения за развитием детей старшего дошкольного возраста с ЗПР выявили, что воображение у дошкольников имеет ряд особенностей в развитии этой функции. Они выражаются, прежде всего, в том, что вообр...

    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ ПРОИЗВОЛЬНОЙРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ...