Главные вкладки

    Статья на тему:"Использование современных образовательных технологий в развитии элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития."
    статья по математике по теме

    Калистратова Светлана Владимировна

    Известно, что математические представления у детей с ЗПР имеют качественное своеобразие, связанное с  особенностями их психического развития. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ispolzovanie_sovremennyh_obrazovatelnyh_tehnologiy.docx295.95 КБ

    Предварительный просмотр:

    Использование современных образовательных технологий (познавательно-исследовательская деятельность, здоровьесберегающие технологии) в развитии элементарных  математических представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

    Известно, что математические представления у детей с ЗПР имеют качественное своеобразие, связанное с  особенностями их психического развития. У большинства из них наблюдается недоразвитие сенсомоторных функций, существенно страдает координация движений обеих рук и зрительный контроль, снижена двигательная память, что задерживает как двигательное, так и умственное развитие, в том числе и процесс формирования элементарных математических представлений. Восприятие характеризуется замедленностью и фрагментарностью. Страдают зрительное и слуховое внимание и сосредоточение, идентификация и группировка по различным признакам, что затрудняет формирование количественных представлений, не позволяет ребенку осуществлять счет на основе зрительного и слухового восприятия. Низкий уровень формирования количественных представлений выражается в неосознанном механическом счете в прямом порядке и отсутствии обратного счета, несформированности обобщенных представлений о количестве, в трудностях правил пересчета предметов, в безытоговом счете, в усвоении цифр, в отсутствии переноса имеющихся знаний в новые ситуации. Наиболее несформированными оказываются пространственно-временные представления. Детям сложно ориентироваться в сторонах собственного тела и объектов относительно себя. Затруднена дифференциация геометрических форм по названию и определение названия, предъявленного геометрического объекта, выделение знакомых форм в окружающих предметах. При решении арифметических задач дети не понимают предметные и количественные отношения, выраженные в условиях задачи, показывают низкий уровень предметно-практических действий, являющихся средством для понимания условия задачи, не могут сосредоточиться на задании, удерживать в памяти числовые данные, в ряде случаев не понимают вопрос задачи. Данные существенные нарушения в познавательной сфере характеризуются недостаточной сформированностью приемов умственной деятельности, ограниченностью представлений и знаний об окружающем мире, низкой интеллектуальной активностью.

    Первостепенной задачей предматематической подготовки детей дошкольного возраста является формирование интереса к математической деятельности и прежде всего к процессу и результату деятельности. Его наличие служит необходимым условием успешного овладения ребенком математическими знаниями и умениями. На фоне сниженной познавательной активности и своебразно протекающей всей познавательной деятельности такой интерес у детей с ЗПР спонтанно не формируется. Наиболее успешна игровая совместная образовательная деятельность – как наилучшая форма совместной деятельности по освоению математического содержания. Я отметила, что необычная игровая ситуация с элементами проблемности, присущая занимательной задаче, интересна моим воспитанникам. Желание достичь цели, например, составить фигуру, дать правильный ответ и т. д. стимулирует активность. Разнообразия игр обеспечивает возможность многократного повторения формируемых знаний и умений, что ведет к их закреплению.

    Эффективным является использование следующей последовательности в применении приемов обучения при организации игр и игровых упражнений с математическим содержанием:

    1. Проигрывание действий педагогом на глазах у детей;
    2. Совместное проигрывание действий педагогом с детьми;
    3. Выполнение ребенком действий с опорой на образец педагога;
    4. Выполнение ребенком действий по словесной инструкции;
    5. Сопровождение ребенком  выполняемых действий речью.

    Особый интерес вызывают игры-соревнования типа «Кто быстрее найдет (назовет)».В соответствии с особенностями детей с ЗПР использую разнообразные формы непосредственно образовательной деятельности: работа с демонстрационным материалом, самостоятельная работа детей под руководством педагога с раздаточным материалом, постановка и разрешение проблемных ситуаций, экспериментирование, элементы театрализованной деятельности.

    Использование демонстрационного дидактического материала обогащает зрительные представления ребенка, включает его в практическую деятельность, повышает эффективность обучения, способствует лучшему усвоению поставленных задач. Поэтому в качестве демонстрационного материала помимо традиционных объемных и плоскостных пособий эффективно использую яркие объемные пособия типа: «Загадочная планета», «Чудо-куб». 

                         

    Благодаря сменному материалу на липучках, предъявленному в

    виде моделей на «планете» и «кубе», детям в занимательной форме представляется все содержание совместной образовательной деятельности, а они сами в роли исследователей, открывающих основополагающие свойства и отношения. Такое «знакомство» с планом предстоящей деятельности позволяет направить внимание детей на решение учебных задач, приучает их планировать свою деятельность.

    Изучение нового материала предлагаю построить следующим образом:

    1. Объяснение нового материала с демонстрацией наглядных пособий;
    2. Выполнение заданий под контролем педагога/самостоятельная работа детей с раздаточным материалом;
    3. Проверка выполнения заданий.

    Обязательно использую физкультминутки, позволяющие переключать активность (умственную, двигательную, речевую), не выходя из учебной ситуации.  В том числе к разряду очень увлекательных игр, связанных с активным движением детей, можно отнести игры с необычным мячом. «Наш веселый мяч» помогает усваивать детям прямой и обратный счет, временные понятия, решать примеры и задачи и  т.д.

    Усложнение и вариантность приемов работы, смена пособий и ситуаций стимулируют проявление детьми самостоятельности, активизирует их мышление, речь. Хорошее побудительное воздействие оказывает на детей поощрение, поддержка словами, показ достижений, положительная оценка, что позволяет им почувствовать удовлетворение от своих действий.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование логоритмических технологий в процессе коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

    В статье приведены сведения о том, что использование логоритмики позволяет оптимизировать формы обучения и повысить качество образования....

    Презентация "Современные образовательные технологии в коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО (Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой)"

    Биоэнергопластика является новым и интересным направлением работы по развитию речи детей и включает в себя три понятия: био – человек, энергия – сила, пластика- движение. .Применение артик...

    Рекомендации родителям « Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития».

    Материал о том, как можно эффективнее развивать мелкую моторику у современных дошкольников с задержкой психического развития....

    Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

    Развитие связной речи у детей дошкольного возраста  с задержкой психического развития...

    Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

    Формирование временных представлений у детейдошкольного возрастас задержкой психического развития...

    Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством художественной деятельности

    Приобретенные в период дошкольного детства знания и практические умения определяют ход и интенсивность всех сторон развития ребенка. Несмотря на то, что педагогическое сообщество определенно заин...