Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
статья по коррекционной педагогике на тему

Богданова Татьяна Борисовна

Формирование временных представлений у детей

дошкольного возраста

с задержкой психического развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_vremennyh_predstavleniy_u_detey.docx23.94 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование временных представлений у детей

дошкольного возраста

с задержкой психического развития

 Все события, явления в окружающем нас мире протекают во времени. Временные характеристики реальных явлений, их длительность, порядок следования друг за другом, скорость протекания, частота повторений и ритм - как всё это объяснить дошкольнику? Как ребёнку показать время?

    Знакомство единицами времени необходимо осуществлять в последовательности и системе, чтобы знание одних интервалов времени служили бы основой для ознакомления со следующими и раскрывали детям существенные характеристики времени: его текучесть, непрерывность, необратимость.

    Какие же существуют меры времени? - минута, час, сутки, неделя, месяц, год.

    Знакомство с единицами времени я начинаю с понятия «сутки». Понятие «сутки» делю на четыре части: утро, день, вечер, ночь.

    Во время обследования детей, я обратила внимание на то, что дети определяют их по своей деятельности, характерной для данного отрезка времени. Легче дети показывают свою деятельность днём и ночь, труднее утром и вечером.

    Предлагаю детям ответить на такие вопросы, как: «Когда ты спишь?», «Когда тебя мама приводит в детский сад?», «Когда ты гуляешь?», «Когда тебя мама забирает из детского сада?». Использую наборы картинок, на которых изображены виды деятельности, характерные для каждой части суток. Дети по изображённому виду деятельности учатся определять и называть время, отвечая на вопрос дефектолога «Когда это бывает?».

     При рассматривании с детьми картинок с частями суток (в деятельности), обращаю внимание на освещение (дневное освещение - день, сумеречное - вечер), свет или темнота за окном, восход солнца или луны.

    Как правило, дети с ЗПР чаще пытаются определять время по хорошо знакомой и постоянно повторяющейся своей деятельности. Поэтому постепенно с помощью картинок и бесед, я насыщаю части суток разнообразными признаками детской деятельности взрослых. Для закрепления этого материала использую игры:

> «Когда это бывает?» На картинках изображены разнообразные виды деятельности (детей, взрослых, сказочных персонажей). Дети по виду деятельности определяли время действия, с помощью дефектолога объясняли, почему это утро, день, вечер или ночь.

> «Назови пропущенное слово» - Дефектолог говорит предложение, пропуская название частей суток, а дети заканчивают его.

  «Утром мы встаём с постели, а вечером  ......................».

  «Мы завтракаем утром, а обедаем  .....................»

    «Игры - путешествия» (в утро, день, вечер, ночь). Во время таких игр рассказываю детям о разнообразии деятельности, характерной для каждой из частей суток, тем самым закрепляю навык в определение частей суток, включение в речь их названия. Например: «Представьте, что мы с вами вечером вышли на прогулку. Идём мы по улице вечером и видим ....... Закрываются детские сады, поликлиники, магазины. Люди спешат домой. Улицы пустеют. На мостовых зажгли фонари. Кто это поздно вечером зажёг фонари? ........... и т.д.».

    Использую для закрепления знаний детей чтение отрывков из рассказов, стихов, в которых описываются характерные для данной части суток практические действия или присущие им признаки.

    Углубляя работу над этой темой начинаю включать объективные показатели для распознавания частей суток (положение солнца утром, днём, вечером, появление луны ночью; различную силу освещённости земли, неба - светлее, темнее и т.д., обращаю внимание на то, как окрашивается всё окружающее в разные части суток, в какой цвет). При рассматривании картинок я подвожу детей к выводу, что утром преобладает голубой цвет, днём жёлтый цвет, вечером - серый, ночь -чёрный цвет. После определения цветовых характеристик частей суток перехожу к обозначению их цветовыми знаками (символами).

    Такие знаки служат наглядным материалом для распознавания частей суток, для установления последовательности между ними.

    Дети с задержкой психического развития трудно улавливают последовательность частей суток, запоминают как правило с точки отсчёта - утро. Решая эту задачу, я обращаю внимание детей на то когда и в какой последовательности дети делают свои дела в течение дня, обращаю внимание на дела других детей в течение дня, дела взрослых людей.

    Затем вместе с детьми раскладываем карточки с изображением деятельности. Для установления последовательности использую карточки с изображением цвета неба, положением солнца.

    На следующем этапе мы с детьми подбираем «пары» (к карточке с изображением объективных показателей, карточку с изображением деятельности детей в данную часть суток). Устанавливали связь с цветовыми знаками. На каждую карточку прикрепляли цветовой знак.

для утра - голубой

для дня - жёлтый

для вечера - серый

для ночи - чёрный

    После такой работы переходили с детьми только на цветовые знаки. Из этих цветовых знаков выстраивали цепочку смены частей суток в последовательности.

    Так как для детей с задержкой психического развития при установлении последовательности частей суток точкой отчёта является утро, я учу детей устанавливать эту последовательность разных точек отсчёта («Что наступит после дня?»; «Что было перед ночью?» и т.д.)

    Когда у детей уже сформированы знания о частях суток -раскрываю значение слова «сутки».

    Утро, день, вечер, ночь - это четыре части одного целого - «суток».

    Отсчёт последовательности частей суток можно производить начиная с любой из них.

    Для более наглядного восприятия последовательности частей суток, мы с детьми складывали части суток одна за другой в одно целое - в круг.

     Такая схема последовательности смены частей суток даёт возможность понять детям необратимость, поочерёдность смены. «Закончилась ночь и наступает опять утро, за утром опять день, за днём - вечер, затем опять ночь, и так будет всегда, изо дня в день.

    На закрепление знаний о последовательности смены частей суток я раздавала детям карточки со схемой домой, а затем просила на занятиях самостоятельно раскрасить части круга в соответствующий цвет и в соответствующей последовательности.

    Дети с задержкой психического развития, как правило, имеют узкое представление о временах года, их характерных особенностях, последовательности их смены друг за другом. Поэтому с самого начала учебного года я проводила посезонно работу над уточнением и закреплением каждого времени года.

    На Iэтапе своей работы в тесной связи с воспитателями мы проводили экскурсии-наблюдения, беседы о каждом времени года. Следили за поэтапным изменением в природе (осень ранняя, поздняя, начало зимы, зима в полной своей красе, весна ранняя, весна поздняя, начало лета, лето в разгаре).

    На своих занятиях каждое время года мы выкладывали на фланеграфе из отдельных деталей, постепенно добавляя новые изменения в природе, тем самым к концу сезона добиваясь полной и ясной картины: «что бывает осенью?; зимой?; весной?; летом?».

    Для того, чтобы от детей не ускользнула ни одна деталь (признак) данного времени года, мы опирались на схему-план, в которой в последовательности размещены важные признаки, усложняющиеся и сменяющиеся последующими.

Солнце- Дети рассказывают о солнце в определённое время года: светит да не греет, часто бывает за тучами, жарко греет и т.п.

Небо- Какое небо чаще всего видят они в то или иное время года: ясное, безоблачное или серое, пасмурное, покрытое тучами.

Земля- Дети рассказывают о том, как выглядит земля в разное время года: покрыта снегом или сырая от дождя, трава на ней зелёная или сухая и жёлтая.

Деревья- Дети рассказывают о лиственных деревьях в разное время года: листья на деревьях желтеют и опадают, появляются почки, деревья покрыты яркой зелёной листвой.

Люди- Дети рассказывают об изменение в одежде людей и причинах такого явления (зимой холодно и люди надевают зимние пальто и шубы, тёплые шапки и сапоги, варежки и шарфы).

Звери- Дети рассказывают об изменениях в жизни животных в зависимости от времён года (зверям в лесу не хватает корма, они впадают в спячку, звери запасают корм на зиму, меняют «шубки»).

Птицы- Дети отражают в рассказе сезонные изменения в жизни птиц (готовятся к отлёту, вьют гнёзда, выводят птенцов).

Занятия детей- Дети рассказывают, чем они занимаются на улице в то или иное время года: собирают сухие листья, катаются на лыжах, лепят снежную бабу, купаются в реке.

    Для облегчения при запоминании признаков времён года воспитатели с детьми наблюдают одно и тоже место в разные сезоны. Я с детьми схематически зарисовывала это место на большом листе бумаги и постепенно в течение 3-месяцев в красках дополняла вместе с детьми нарастающие признаки данного времени года.

    Убедившись к концу года в овладении детьми знаниями о временах года, сначала на занятиях, а потом как закрепление с воспитателями и дома с родителями давала готовые карточки с изображением «нашего» места и просила раскрасить и дополнить «Как выглядело «наше» место осенью, зимой, весной, летом».

    Детям с задержкой психического развития трудно установить необратимую последовательность времён года. Для помощи в усвоении временной последовательности я изготовила цветовые символы-знаки, которые служат наглядным материалом для распознавания времён года и установлению последовательности между ними. Обращаю внимание на то, как окрашивается вся природа с наступлением того или иного времени года. Осенью преобладают жёлтые краски, зимой - белые и голубые, весной - зелёные, летом - красные (припекает красно солнышко, земля расцветает яркими цветами).

    Знаки-символы мы раскладываем в последовательность в крут, что даёт возможность понять необратимость процесса смены времён года (заканчивается лето и опять будет осень, и будут сменятся по кругу: за осенью - зима, за зимой - весна, за весной - лето и опять ... и так будет всегда ...

    К цветовым знакам-символам мы с детьми подбирали разнообразные картинки с временами года, раскладывая их тоже по кругу.

    Убедившись к концу года в овладении знаниями детьми о временах года, я давала на закрепление воспитателям и родителям домой готовые схемы-карточки (круг разделённый на 4 части) с просьбой раскрасить каждое время года в свой цвет в последовательности и нарисовать основные признаки.

    Были использованы следующие дидактические игры и упражнения:

    «Угадай время года» - Детям показывается ряд картинок со знаками (цветовыми символами). Предлагаю быстро отобрать те карточки, на которых на которых нарисовано осень или весна, зима или лето. Быстро разобрав картинки по цветным знакам, дети проверяли правильность отбора, анализируя их содержание.

    Словесная д/и «Что наступило?»:

    Читаются строки стихотворений, прозы. Их чтение завершается вопросами «Что наступило?»

    Д/и «Назови соседей»

- Назови соседей осени?

- Назови соседей зимы? И т.д..

«Назови по порядку»

- Дети, я назову одно время года, а вы назовёте все остальные, которые следуют за ним.

Д/и «Бывает - не бывает?»

    Рассказываю детям о признаках времени года, добавляя не подходящие признаки к рассказываемому: «Наступило лето. Ярко светит солнце. На лугу растут цветы. Жарко. Ваня одел валенки, шубу, шапку, взял санки и пошёл кататься с горки...».

- Дети дружно отвечают: «Так не бывает!» - и вместе объясняем почему?

    В течении всего года я работаю над такими временными понятиями, как (сегодня, завтра, вчера). Детям с ЗПР трудно усвоить эти понятия, поэтому в повседневной жизни совместно с воспитателями как можно чаще пользуемся этими словами, побуждали самих детей к этому.

    Ежедневно в группе обращаемся к детям с вопросами: «Когда мы с вами рисовали?», «Что мы наблюдали сегодня, вчера?», «Завтра мы будем конструировать домик для матрёшек».

    Параллельно знакомим детей со значением слов «быстро - медленно», раскрывая их значение на примерах. «Катя справляется с заданием быстро, а Галя делает всё медленно, поэтому ничего не успевает сделать до конца».

    Воспитатели обращают внимание детей на степень быстроты их движений в играх («Машина едет медленно, затем всё быстрее и быстрее»). На прогулках сравнивают движение пешехода и велосипедиста, автомобиля и электрички, гусеницы и жука. Используем словесные дидактические игры и упражнения д/и «Продолжай!». Это упражнение можно проводить с мячом.

    Дети вступают в круг, воспитатель произносит короткую фразу и бросает мяч. Тот, кто поймает мяч, называет соответствующую скорость движения или соответствующее время. «В кино мы ходили ... - вчера» - заканчивают дети, «занятие по музыке у нас будет ... - сегодня» - заканчивают дети. «Рисовать мы будем?... - завтра», «Жук ползёт быстро, а гусеница ... - медленно», «автобус едет медленно а поезд ... - быстро».

    Важно как можно чаще побуждать детей к установлению временных отношений, к пониманию значения и использованию слов: завтра, вчера, сначала, потом, до, после, перед, до этого, после этого. Это имеет существенное значение для понимания логики временных отношений.

    В подготовительной группе на основе имеющихся у детей знаний начинаем знакомить их при помощи календаря с неделей, месяцами, годом.

    На занятиях дефектологом дети узнают, что сутки, которые в разговоре люди обычно называют словом «день», сменяются одни за другими. Семь таких дней составляют неделю. Каждый день недели имеет своё название. Последовательность дней недели одна и та же, и необратима (понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье и опять ... понедельник и т.д., и так будет всегда).

    Для лёгкого усвоения названий дней недели, я название дня недели связываю с конкретным содержанием деятельности детей. («По средам у нас занятия по математике и физкультуре, по четвергам музыкальное занятие и т.д.).

    После этого на каждом занятии ежедневно называем утром текущий день недели, а также обговариваем какой день недели был вчера, какой будет завтра. На занятиях по РЭМП я периодически предлагаю назвать дни недели по порядку, обговариваем какой день идёт до или после названного. Когда дети научатся считать по порядку, название дня недели начинаем связывать с его порядковым номером. Понедельник - первый день недели; вторник - второй день недели; среда - третий день недели, середина её; четверг - четвёртый день недели, пятница - пятый день недели; суббота - шестой день недели, воскресенье - седьмой день недели. Наблюдение за сменой дней недели позволяет подвести детей к пониманию периодичности, сменяемости времени, раскрыть идею его движения: идут дни за днями, недели за неделями.

     Для более наглядно-образного восприятия изготовила цветовые знаки-символы.

    Когда дети овладевают этими знаниями, в группу вносим календарь, начинаем знакомить с названием текущего месяца, формировать понятие о текущем времени года.

    Календарь выглядит следующим образом:

1) 1 кармашек - картинка с изображением времени года.

2) 7 кармашков - дни недели.

3) 5 кармашков - недели

4) 12 кармашков - месяцы.

 

 

    Семь суток составляет одну неделю. Заканчивается одна неделя, начинается вторая, затем третья, затем четвёртая ...

    Прошли 4 недели, закончится 1 месяц, начинается другой месяц и опять всё в том же порядке. Прошли 12 месяцев (4 времени года) - закончится один год. И опять начинается другой год и всё опять сначала.

    Работа с календарём крайне необходима. Она облегчает детям ориентировку в окружающей действительности, распорядок жизни в детском саду и дома. С помощью календаря определяется время праздников (их наступление). Календарь помогает логически осознать последовательность смены времён года, месяцев, дней недели. С помощью календаря наглядно отражается взаимосвязь всех мер календарного времени.

    Используемые дидактические игры:

* Д/и «Найди пару» - Поставить парами дни недели с рядом стоящим днём недели.

* Д/и «Найди соседей» - К названому дню найти дни, рядом стоящие с ним.

    Из всего выше изложенного хочу пояснить, что мой опыт работы заключается в том, что у детей с ЗПР наблюдается трудности в процессе восприятия, недостаточно развита память (непроизвольная и произвольная), отставание в мыслительной деятельности, дети не владеют интеллектуальными операциями (анализом, синтезом, сравнением, обобщением, абстрагированием), наблюдается отставание в развитии всех форм мышления (наглядно-действенного, словесно-логического), и исходя из этих особенностей развития детей с ЗПР необходимо всю коррекционную работу строить так, чтобы детям был изучаемый материал интересен, доступен, полностью усваивался и давал толчок к развитию словесно-логического мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему:"Использование современных образовательных технологий в развитии элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития."

Известно, что математические представления у детей с ЗПР имеют качественное своеобразие, связанное с  особенностями их психического развития....

Работа по формированию навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Дети с задержкой в развитии. Их психофизические особенности.Необходимость формирования навыков для самообслуживания у детей.Основные задачи по формированию навыков самообслуживания у детей.Занятия для...

Работа по формированию навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Дети с задержкой в развитии. Их психофизические особенности.Необходимость формирования навыков для самообслуживания у детей.Основные задачи по формированию навыков самообслуживания у детей.Занятия для...

Тематическое планирование работы по формированию графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Данное тематическое планирование представляет собой комплексную работу по развитию графомоторных навыков у детей с ЗПР в течение всего учебного года. Оно составлено на каждую неделю в соотвествии с ле...

Тема: «Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

1.   Актуальность рассмотрения вопроса об изучении состояния пространственных представлений дошкольников с задержкой психического развития обусловлена рядом причин психолого-педагогического ...

Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития....