Работа по формированию навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
статья (младшая группа) по теме

Никитина Людмила Павловна
  • Дети с задержкой в развитии. Их психофизические особенности.

  • Необходимость формирования навыков для самообслуживания у детей.

  • Основные задачи по формированию навыков самообслуживания у детей.

  • Занятия для формирования навыков самообслуживания.

  • Советы родителям.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное учреждение детский сад №15 компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников Выборгского района, г. Санкт-Петербурга

Тема:

Игры и игровые упражнения в структуре работы по формированию навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Работа выполнена:

Никитиной Людмилой Павловной

Должность:

Воспитатель группы детей с задержкой психического развития.

Санкт-Петербург 2012-2013 гг.

Дети с задержкой в развитии. Их психофизические особенности.

Внимание этих детей характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособность.

Многие из детей испытывают трудности и в процессе восприятия (зрительного, слухового,

тактильного). Снижена скорость выполнения перцептивных операций, дети не умеют обследовать предмет, длительное время прибегают к практическим способам ориентировки в свойствах предметов.

Ребёнок может правильно выполнить инструкцию, содержащую словесное обозначение признака, но самостоятельно назвать цвет затрудняется.

Особые трудности дети испытывают при овладении представлениями о величине, не выделяют и не обозначают отдельные параметры величины (длина, ширина, высота, толщина). Затруднён процесс распознавания предмета на ощупь.

У детей с задержкой психического развития замедлен процесс формирования межанализаторных связей, которые лежат в основе сложных видов деятельности. Отмечаются недостатки зрительно-моторной, слухо-зрительно-моторной координации. В дальнейшем эти недостатки препятствуют овладению чтением, письмом.

Память детей с задержкой психического развития также отличается качественным своеобразием, в первую очередь у детей ограничен объём памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память.

Значительное своеобразие отличается в развитии их мыслительной деятельности. Отставание отличается уже на уровне наглядных форм мышления, возникают трудности в формировании сферы образов - представлении. Исследователи подчёркивают сложность создания целого из частей и выделения частей из целого, трудности в пространственном оперировании образами.

Особого внимания заслуживает рассмотрение особенностей речевого развития детей с задержкой психического развития.

Нарушения речи при задержке психического развития преимущественно имеют системный характер и входят в структуру дефекта.

Дети рассматриваемой группы имеют ограниченный словарный запас. В их речи редко встречаются прилагательные, наречия, сужено употребление глаголов. Затруднены словообразовательные процессы, позже, чем в норме, возникает период детского словотворчества и продолжается до 7-8 лет.

Грамматический строй речи также отличается рядом особенностей. Ребёнку трудно воплотить мысль в развёрнутое речевое сообщение, хотя ему и понятно смысловое содержание изображённой на картинке ситуации или прочитанного рассказа, и на вопросы педагога от отвечает правильно. Незрелость внутренних механизмов приводят не только к трудностям в грамматическом оформлении предложений. Основные проблемы касаются формирования связной речи.

           Дети не могут пересказать небольшой текст, составить рассказ по серии сюжетных картинок, описать наглядную ситуацию, им недоступно творческое рассказывание.

В плане организации коррекционной работы с детьми важно учитывать и своеобразие формирования функций речи, особенно её планирующей, регулирующей функции. В различных видах деятельности важно учить детей сопровождать речью свои действия, подводить итоги выполненной работе;

Рассматривая психологическую структуру задержки психического развития у детей дошкольного возраста, Е.С.Слепович указывает на её основные звенья: недостаточную сформированность мотивационно - целевой основы деятельности, сферы образов - представлений, недоразвитие знаково - символической деятельности.

Незрелость эмоцинально - волевой сферы детей с ЗПР обуславливает своеобразие формирования их поведения и личностных особенностей. Страдает сфера коммуникации. По уровню коммуникативной деятельности дети находятся на более низкой степени развития, чем сверстники.

Отмечаются проблемы в формировании нравственно - этической сферы; страдает сфера социальных эмоций, дети не готовы к эмоционально тёплым отношениям со сверстниками, могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения.

Вследствие несформированного самоконтроля, дети не замечают неправильного выполнения действий, самостоятельно не улавливают ошибки и нуждаются в поддержке взрослого. Однако, как правило, многократное повторение действий улучшает качество их выполнения.

Уровень развития ручной моторики у детей с интеллектуальной недостаточностью, существенно ниже, чем у дошкольников с сохранным интеллектуальным развитием. Кроме этого были выявлены существенные различия между детьми с лёгкой умственной отсталостью и с задержкой психического развития в степени сформированности общей моторики. Это обусловлено относительной сохранностью, у дошкольников с задержкой психического развития, механизмов, отвечающих за организацию тонких ручных движений.

Характерным для дошкольников с ЗПР и с умственной отсталостью является также низкая степень координированности движений обоих рук. Слабо развитые, замедленные и неточные тонкие дифференцированные движения ладони и пальцев рук дошкольников с интеллектуальной недостаточностью отрицательно влияют на процесс овладения всеми видами деятельности.

Значительные трудности эти дети испытывают при застёгивании различных видов застёжек (пуговицы, застёжки-липучки, ремешки, кнопки и т.д.). Многим из них требуется демонстрация образца способа действия.

Мелкая моторика дошкольников с интеллектуальной недостаточностью характеризуется скованностью движений и замедленным их темпом, неловкостью, отсутствием гибкости и плавности, угловатостью, недостаточностью мышечной силы и ритмы произвольных движений, отсутствием направленности на результат, нарушениями координации движений, гиперкиназами, синкинезиями, тремором и т.д.

У дошкольников с интеллектуальной недостаточностью появление самостоятельной ориентировки в ситуации задерживается по срокам появления, а у некоторых в дошкольном возрасте так и не формируется. В связи с этим, многократное повторение предлагаемого взрослым образца выполнения действия является часто единственным способом формирования у них двигательного навыка.

Если нормально развивающиеся дети в возрасте 3-4 лет в состоянии воспроизвести словесную инструкцию после однократного её предъявления, то дошкольники с проблемами интеллектуального развития не могут воспроизвести её или воспроизводят фрагментарно инструкцию даже в тех случаях, когда указанные в ней действия хорошо им знакомы.

Недостатки словесной регуляции действий детей с интеллектуальной недостаточностью обусловлены, по мнению В. И. Лубовского, тремя группами причин.

Во первых, это нарушения моторики, запоздалое её развитие, и в большей или меньшей степени выраженная недостаточность (как функциональная, так и органическая) двигательного анализатора.

Во-вторых, это недостаточность дословесных уровней регуляции действий, дефицит межансорных связей, и прежде всего недостаточность самой словестной системы, т.е. непрочность словесной памяти и трудности соотнесения содержания словесной инструкции с малознакомыми, с неавтоматизированными движениями (Лубовский, 1978г.)

Таким образом, двигательная сфера дошкольников с интеллектуальной недостаточностью имеет ряд особенностей, проявляющихся у всех детей, хотя и в различной степени. Причём ярко проявляется тенденция, состоящая в том, что чем выше степень выраженности проблем, тем ниже ступень развития двигательной сферы ребёнка. Следовательно, очевидной является необходимость в проведении дифференцированной коррекционной работы с каждой группой детей.

Необходимость формирования навыков д л я самообслуживания у детей.

     

 Самообслуживание включает в себя следующее:

  • Освоение навыков приёма пищи;
  • Раздевание и одевание;
  • Гигиена тела;
  • Опрятности.

Оно формируется под воздействием воспитания при определённом уровне развития у ребёнка общей и мелкой моторики, зрения, слуха, мышления, внимания.

К самым важным навыкам общей моторики относятся: умение садиться, вставать, ходить, подниматься и спускаться по ступенькам. К основным навыкам мелкой моторики относятся: умение толкать, тянуть, держать и поворачивать предмет, держать предмет и выпускать его из рук, играть с водой, опускать предметы в отверстие в коробке, брать мелкие предметы двумя пальцами. К навыкам, связанным с умением концентрировать внимание относятся: умение смотреть, когда зовут, приходить, когда зовут; узнавать предметы, выполнять простые указания, уметь имитировать, то есть подражать действиям взрослых.

С этих умений начинаются более важные, в практическом отношении, навыки: умение самостоятельно есть и пить, одеваться, раздеваться, умываться, вытираться, чистить зубы, убирать за собой игрушки и т.д.

Итак, самообслуживание играет определённую роль в развитии ребёнка, так как способно резко поднять его самооценку и тем самым знаменует собой самый большой шаг на пути к его независимости.

У детей среднего возраста с задержкой психического развития плохо сформированы навыки самообслуживания, поэтому я выбрала данную тему.

Основные задачи по формированию навыков самообслуживания у детей.

Основные задачи заключаются в том, чтобы:

  • Учить детей раздеваться и одеваться;
  • Закреплять у детей привычку аккуратно складывать вещи в шкафчики;
  • Воспитывать у детей культурные привычки;
  • Воспитывать у детей опрятность;
  • Учить самостоятельно умываться, мыть руки перед едой;
  • Совершенствовать навыки аккуратного приёма пищи;
  • Учить детей стирать мелкие вещи;
  • Учить детей аккуратно развешивать выстиранные вещи;
  • Учить детей мыть и вытирать пластмассовые игрушки;
  • Формировать у детей интерес к изготовлению различных поделок из бумаги, природных и бросовых материалов;
  • Учить детей выполнять простые хозяйственно - бытовые поручения по образцу и словесной просьбе взрослых;
  • Формировать у детей элементарные навыки уборки игровых уголков;
  • Воспитывать у детей доброжелательность, заботливость по отношению друг к другу.

Для большинства детей с проблемами в развитии наиболее значимыми являются не учебные навыки, а овладение навыками самообслуживания, культурно- гигиеническими навыками, которые имеют выраженную социальную направленность, так как дети приучаются выполнять установленные в обществе правила, соответствующие нормам поведения.

На формирование навыков и привычек оказывают влияние и специально направленные действия взрослых, вся окружающая обстановка. Поведение, манеры, в особенности близких людей, отражаются на содержании детских привычек.

Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, возраста, с которого начинается эта работа, эмоционального отношения ребёнка, упражнений в определённых действиях.

Для успешной работы в этот период очень важно вызвать у детей положительные эмоции. В дальнейшем необходимо приучать выполнять дошкольников не только то, что им приятно, но и то, что необходимо.

При обучении культурно-гигиеническим навыкам самообслуживания необходимо осуществлять следующие принципы:

  • Принцип последовательности; данный принцип заключается в том, что взрослые прививают детям навык выполнения тех или иных действий в определённом порядке. Например, при одевании или раздевании, при мытье рук. При переходе от одного режимного момента к другому (после прогулки необходимо вымыть руки и только после этого садиться за стол). - выработка положительных привычек.
  • Принцип постепенности; данный принцип осуществляется в постепенном привлечении детей к выполнению того или иного режимного процесса. Это обусловлено особенностями детей с проблемами в развитии и помогает воспитателю (помощнику воспитателя) уделять максимум внимания каждому ребенку, избегая скученности. Данный принцип способствует осуществлению планомерной работы с детьми.

Осуществление принципов последовательности и постепенности предусматривает единство требований со стороны педагогов ДОУ и родителей.

Для успешного формирования культурно - гигиенических навыков и навыков самообслуживания необходимы следующие условия:

  1. Организация привлекательной и удобной для выполнения действий обстановка в групповом помещении(мебель, оборудование, игрушки), соответствующие возрасту, росту, психофизиологическим особенностям детей, закрепленные места хранения вещей, доступные для пользования и эстетически привлекательные.
  2. Разделение осваиваемых действий, следующих в строго определенном порядке, на ряд операций.
  3. Многократные упражнения детей в действиях с выделением способа и порядка их выполнения. При этом характер действий неизменный, а формы разные.
  4. Индивидуальная работа с каждым ребенком, учитывая уровень его развития.
  5. Активная помощь взрослого детям в осуществлении действий (на начальном этапе), т.е. взрослый практически выполняет действия за ребенка, в некоторых случаях его руками, ногами, либо ребенок просто присутствует.
  6. Безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических и культурных требований.
  7. Организация ситуаций, обеспечивающих контроль за выполнением осваиваемых детьми в непривычной обстановке.
  8. Методика проведения режимных процессов включает следующие приемы:
  9. Создание у детей предварительной установки на определенный процесс. Например, дети играют, а их уже следует пригласить на завтрак. Воспитатель обращается к детям «Посмотрите, Марина Ивановна принесла завтрак. Давайте убирать игрушки. Теперь пойдем помоем руки и сядем кушать(завтракать, обедать)».
  10. Осуществление того или иного режимного процесса должно протекать без суеты, не причиняя детям неприятных ощущений. Воспитатель должен сопровождать все свои действия неторопливой речью, называть используемые предметы и действия.
  11. При проведении любого режимного процесса у ребенка следует формировать уверенность в том, что у него все получится. Воспитатель должен обязательно похвалить ребенка и порадоваться каждому его новому достижению.
  12. Если ребенок научился выполнять какое - либо действие, необходимо предоставить ему возможность выполнить это действие самостоятельно, контролируя его и отмечая успех ребенка.
  13. В течении всего времени пребывания в ДОУ воспитатель должен следить за состоянием детей, подмечая в поведении ребенка характерную потребность.
  14. Закреплять последовательность действий связанных с самообслуживанем и культурно - гигиеническими навыками необходимо в процессе сюжетно - отобразительной игры.
  15. При проведении того или иного режимного момента не прибегать к насильственным действиям, (кормление, умывание, сон).

Занятия для формирования навыков самообслуживания.

Для формирования навыков самообслуживания у детей, мною проведена серия занятий;

Я использую в своей работе:

  • Игры с водой, песком и природными материалами;
  • Дидактические игры и игровые упражнения, направленные на одевание, раздевание, умывание, приём пищи и т.д.;
  • Игры - занятия с куклой;
  • Пальчиковую гимнастику;
  • Пальчиковые игры;
  • Художественную литературу;
  • Песенки-потешки.

Занятия проводились в течение всего года, это были подгрупповые занятия, индивидуальные, а также дети закрепляли приобретённые на занятиях навыки и умения в самостоятельной деятельности.

В результате занятий, у всех детей отличалась положительная динамика, сформировались навыки самообслуживания.

Советы родителям.

Уважаемые родители!

Не забывайте давать положительную оценку действиям ребёнка, хвалить его.

Если у ребёнка появился новый предмет одежды с незнакомым для ребёнка принципом надевания, постарайтесь составить программу обучения, надеванию этой одежды.

Я надеюсь, что Вы, дорогие родители, последовали моим советам в воспитании своего малыша, проявили терпение, внимание и доброжелательность, обучая его тому или иному действию; оказывали помощь ребёнку только тогда, когда он не мог справиться самостоятельно, руководствуясь правилом: «Я помогу тебе сделать самому.»; замечали любое новое действие, освоенное ребёнком; хвалили малыша, когда он достигал результата и не ругали, если он выполняя что-то не так быстро и ловко, как бы всем хотелось; хвалили малыша за желание всё делать самому и не пытались помешать этому естественному желанию, как бы Вы не торопились куда-то по делам.

Кроме того, я надеюсь, что Вы будете примером для малыша в бережном отношении к его и своим вещам.

Приобщив своего малыша к различным трудовым процессам, привычно выполняемыми взрослыми, Вы наверное уже обратили внимание на то, как заметно изменился Ваш ребёнок: он стал более ловким; развились его мелкая и общая моторика; он стал самостоятельнее, не позволяя за себя делать то, что он уже умеет; он начал осознавать себя членом семейного коллектива, радуясь, что вносит свой вклад в общие дела; укрепилось чувство его привязанности к Вам, понимание того, что он является Вашим помощником.

Но не останавливайтесь на достигнутом.

Приобщая малыша к различным своим делам, Вы активно влияете на становление его действий с предметами, способствуете активному познанию ребёнком свойств различных предметов быта, орудий труда; способствуете обогащению его сенсорного опыта, т.е. восприятию различных свойств и качеств предметов; поднимаете свой авторитет в глазах малыша, т.к. он увидит как много Вы умеете делать и как ловко это у Вас получается.

Выполняя вместе с Вами ту или иную работу, малыш будет развивать выраженную готовность соучаствовать в ваших трудовых делах, на наглядно-эмоциональном уровне он будет понимать полезность своих действий. Это сыграет огромную роль в формировании у вашего ребёнка в дальнейшем активной жизненной позиции; станет одним из мотивов его активного участия в делах взрослых и не позволит оставаться сторонним.

Желаю Вам успеха!

Список использованной литературы.

  1. Бородулина, С.Ю. «Коррекционная педагогика: психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении дошкольников.» Серия «Учебники, учебные пособия» / С.Ю. Бородулина. - Ростов н/Д: «Феникс», 2004. - 352 с.
  2. Ветрова, В.В. «Особенности речи дошкольников в ситуации вербального управления деятельностью: Психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания дошкольников» / В.В. Ветрова. - М., 1981.
  3. Выготский, Л.С. «Развитие высших психических функций» / Л.С. Выготский. - М., 1988.
  4. Дьяченко, О.М. «Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста» / О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева. - М.: Педагогика, 2009.
  5. Запорожец, А.В. Развитие общения у дошкольников  / А.В. Запорожец, М.И. Лисина. - М., 1974.
  6. Леонтьев, А.Н. «Деятельность и общение» / Вопросы философии. 1979.
  7. Лисина, М.И. «Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе» / М.И. Лисина, Г.И. Капчела. - М., 2008.
  8. Мастюкова, Е.М. «Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция» / Е.М. Мастюкова. - М.: Просвещение, 1992.
  9. Кинаш Е. А. «Игры и упражнения по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у глубоко умственно отсталых детей» / Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.- 2002.
  10. Ленок Я. Я. «Коррекционно-развивающие упражнения и игры» / Дефектология.-1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по формированию навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Дети с задержкой в развитии. Их психофизические особенности.Необходимость формирования навыков для самообслуживания у детей.Основные задачи по формированию навыков самообслуживания у детей.Занятия для...

Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Формирование временных представлений у детейдошкольного возрастас задержкой психического развития...

Тема: «Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

1.   Актуальность рассмотрения вопроса об изучении состояния пространственных представлений дошкольников с задержкой психического развития обусловлена рядом причин психолого-педагогического ...

Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития....

Особенности навыков пересказа у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности навыков пересказа у дошкольников с задержкой психического развития, анализируется необходимость обучения детей навыку пересказа.Ключевы...

Картотека игр для развития навыка общения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Картотека игр для развития навыка общения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития...

Формирование навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

В данной статье описана работа воспитателя по формированию навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития...