Тема: «Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
статья по коррекционной педагогике (средняя группа)

1.   Актуальность рассмотрения вопроса об изучении состояния пространственных представлений дошкольников с задержкой психического развития обусловлена рядом причин психолого-педагогического характера.  Пространственные представления являют собой сложную структуру психики. Они появляются в онтогенезе одним из первых. Своевременное их формирование – одно из важнейших условий правильного развития ребенка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

План

1.   Актуальность рассмотрения вопроса об изучении состояния пространственных представлений дошкольников с задержкой психического развития обусловлена рядом причин психолого-педагогического характера.  Пространственные представления являют собой сложную структуру психики. Они появляются в онтогенезе одним из первых. Своевременное их формирование – одно из важнейших условий правильного развития ребенка. Современная стратегия дошкольного образования представляет собой личностно-ориентировочный процесс обучения, обеспечивающий развитие всех сторон личности обучаемого, раскрытие  и реализация его способностей. Обучение выступает как средство познания окружающего мира, предметов, явлений, событий и, следовательно, протекает более успешно тогда, когда основывается на непосредственном наблюдении и изучении этих предметов, явлений и событий. Однако, в современных методических и психологических исследованиях отмечается, что несформированность всех компонентов речи у детей с задержкой психического развития ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности, препятствует усвоению знаний. Наличие у этих детей отклонений в развитии психических процессов создает дополнительные трудности в овладении знаниями в целом. Речь является способом формирования и формулирования мысли и, вместе с тем, средством сообщения, социальной связи и воздействия на окружающих.

  Таким образом, процесс формирования пространственных представлений у детей с задержкой психического развития осложняется специфическим характером их речевого недостатка.

2.   Использование методик в своей работе

Работа по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста ведется в разных направлениях с постепенным усложнением заданий по методике Т. А. Мусейибовой, Н. Я. Семаго, О. В. Титова

Программа младше-средней группы предполагает учить детей различать пространственные направления от себя: впереди (вперед) – сзади (назад); слева (налево) – справа (направо). Основой различения пространственных представлений служит четкое различение детьми своего тела и определение сторон на самом себе.

3.   Перспективное планирование 

   Младше – средней возраст:

Период

Раздел

Развитие пространственной             ориентировки

Основные понятия:

 

       1

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

1. Диагностика

Задачи:

2.Формирование умение обозначать в речи пространственное расположение частей своего тела;

3.Развивать умение активно использовать в речи пространственные термины (руки: правая, левая; грудь – впереди, спина – сзади и т. д.)

Содержание:

Дидактические игры и упражнения:

- «Покажи и назови части своего тела».

- «Какая? Какой?» ,«Что, где?»

- Рисование кругов правой рукой.

- Рисование кругов левой рукой.

- Соединение контура геометрических фигур по точкам – левой, правой рукой.

  - право – лево

 - впереди -    сзади

4. Учить определять расположение игрушек, окружающих предметов 
по отношению к себе (справа-слева, вверху-
внизу, впереди-сзади), активно использовать 
в речи пространственные термины (дверь сзади 
(позади) меня; девочка стоит позади (сзади) 
меня; мальчик стоит 
впереди меня (передо мной); шкаф слева от меня; стол справа от меня 
и т. д.);

5. Учить находить и располагать игрушки и предметы согласно названным направлениям;

Дидактические игры и упражнения:

- Выполнение заданий по инструкции педагога:

 «Где окно? дверь? шкаф? 
стол?»,

- «Расставь игрушки на столе»

- «Кто где стоит?»

- Зашифрованные карточки: «Найди и назови, где кто стоит»

- Закрась квадрат слева (справа).

- Заштрихуй хорошо видимую часть квадрата. Где он находится?

- «Квадрат справа соедини по точкам, а квадрат слева заштрихуй»

 - справа – слева

 - вверху – внизу

 - направо – налево

 - предлоги (на, в)

6.Учить определять расположение предметов 
в пространстве;

7.Закреплять умение показывать рукой (флажком) направление в пространстве с точкой отсчета от себя: направо-налево; вверх-вниз; вперед-назад

Дидактические игры и упражнения:

- «Назови, что справа, слева, вверху, внизу»,

- «Покажи флажком предметы, находящиеся справа, слева, вверху, внизу»,

- Выполнение заданий с одной стрелкой

«Лепка стрелок» (дети располагают стрелки так, как лежали дорожки на полу, проговаривают направление стрелок относительно себя.)

-  Рисование стрелок на столе с песком (дети проговаривают направление стрелок)

    2

Декабрь

Январь

февраль

Задачи:

1.Совершенствовать умение передвигаться 
в заданном направлении; развивать умение сохранять направление движения;

2.Учить обозначать направление движения соответствующими терминами (направо, налево, вперед, назад);

3.Учить ориентироваться в процессе передвижения на цветовые, световые, ориентиры.

Дидактические игры и

упражнения:

- «Треугольник»

-  «В какой стороне моргает фонарик»

-Выполнить моделирование схемы пути из цветных полосок, песка, снега. 

(цветные полоски выкладывают на столе, на полу; 

-«Дорожка для игрушки»

 (дети используют цветные дорожки, раскладывают в конце дорожек игрушки; с помощью педагога объясняют местоположение игрушек, 
используют в речи пространственные термины)

 

4. Учить выполнять практические действия в соответствии со словесными инструкциями педагога.

5.Закреплять умение объяснять значение слов медленно-быстро, высоко-низко, выше-ниже; далеко-близко.

6.Развивать навыки ориентировки на столе, на листе бумаги (слева, справа, вверху, внизу, посередине)

Дидактические игры и упражнения:

- «Где заяц? Где медведь?»,

- «Выше, ниже», «Далеко, близко»,

- Катание машин быстро, медленно.

- Подбрасывание мяча высоко, низко.

7. Совершенствовать навык ориентировки на поверхности стола, на листе бумаги;

8.Учить располагать 
предметы на столе слева, сверху, справа, посередине;

9.Формировать представление о времени, частях суток (утро, вечер, день и ночь) с использованием схем, развивать зрительное внимание, память

Дидактические игры и упражнения:

- «Расставь игрушки»,

-  «Разложить силуэты предметов на столе»

- Штриховка изображений (в середине листа).

- «Определи по картинке» «Утро», «День», «Вечер», «Ночь»

   3

Март

Апрель

Май

Задачи:

1. Учить находить и располагать игрушки в группе по словесной инструкции воспитателя

Дидактические игры и упражнения:

 «Присядем и встанем»,

  «Слушай и точно выполняй»

«Опишите расположение домиков.»

Рисование домов (рядом, далеко); дома и дерева 
(около, с краю, близко); домов и деревьев (между).

 Аппликация по словесной инструкции педагога. (Наклей большой дом, рядом маленький, с краю дерево и т. д.)

Аналогично аппликацию выполнить по инструкции и со словами между, далеко, около и т. д.

Обводка изображений контура (в середине, около, 
с краю).

Штриховка изображений контура (рядом, около, 
с краю, между и т. д.

2.Совершенствовать умение понимать смысл пространственных отношений (вверху-внизу;
впереди-сзади; за;  слева-справа, между, рядом с;  на; около), умений ориентироваться в окружающем пространстве, двигаться в заданном 
направлении, меняя его по сигналу, определять свое местонахождение; развивать слуховое 
внимание

Дидактические игры и упражнения:

- «Найди игрушку»,

-«Пройди по цветной дорожке»

-«Найди, что спрятано».

-«Кто где стоит?».

-«Шагаем по сигналу».

-«Как зайцу пройти к домику»,

-Обводка контурных и силуэтных изображений

3.Учить ориентироваться на игровом (спортивном) участке;

4.Совершенствовать умения определять и словесно обозначать пространственное расположение игрушки;

5.Учить ориентироваться с помощью слуха.

Дидактические игры и упражнения:

-«Угадай, где позвонили?»

-«Кто скорее соберет кубики в коробку»

-«Выполни по инструкции»

-«Далеко, близко»

«Высоко – низко»

4.   Картотека игр

5.   Конспекты

6.   Фототека


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему:"Использование современных образовательных технологий в развитии элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития."

Известно, что математические представления у детей с ЗПР имеют качественное своеобразие, связанное с  особенностями их психического развития....

Работа по формированию навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Дети с задержкой в развитии. Их психофизические особенности.Необходимость формирования навыков для самообслуживания у детей.Основные задачи по формированию навыков самообслуживания у детей.Занятия для...

Работа по формированию навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Дети с задержкой в развитии. Их психофизические особенности.Необходимость формирования навыков для самообслуживания у детей.Основные задачи по формированию навыков самообслуживания у детей.Занятия для...

Тематическое планирование работы по формированию графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Данное тематическое планирование представляет собой комплексную работу по развитию графомоторных навыков у детей с ЗПР в течение всего учебного года. Оно составлено на каждую неделю в соотвествии с ле...

Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Формирование временных представлений у детейдошкольного возрастас задержкой психического развития...

Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития....