Тема: «Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
статья по коррекционной педагогике (средняя группа)
1. Актуальность рассмотрения вопроса об изучении состояния пространственных представлений дошкольников с задержкой психического развития обусловлена рядом причин психолого-педагогического характера. Пространственные представления являют собой сложную структуру психики. Они появляются в онтогенезе одним из первых. Своевременное их формирование – одно из важнейших условий правильного развития ребенка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: «Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
План
1. Актуальность рассмотрения вопроса об изучении состояния пространственных представлений дошкольников с задержкой психического развития обусловлена рядом причин психолого-педагогического характера. Пространственные представления являют собой сложную структуру психики. Они появляются в онтогенезе одним из первых. Своевременное их формирование – одно из важнейших условий правильного развития ребенка. Современная стратегия дошкольного образования представляет собой личностно-ориентировочный процесс обучения, обеспечивающий развитие всех сторон личности обучаемого, раскрытие и реализация его способностей. Обучение выступает как средство познания окружающего мира, предметов, явлений, событий и, следовательно, протекает более успешно тогда, когда основывается на непосредственном наблюдении и изучении этих предметов, явлений и событий. Однако, в современных методических и психологических исследованиях отмечается, что несформированность всех компонентов речи у детей с задержкой психического развития ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности, препятствует усвоению знаний. Наличие у этих детей отклонений в развитии психических процессов создает дополнительные трудности в овладении знаниями в целом. Речь является способом формирования и формулирования мысли и, вместе с тем, средством сообщения, социальной связи и воздействия на окружающих.
Таким образом, процесс формирования пространственных представлений у детей с задержкой психического развития осложняется специфическим характером их речевого недостатка.
2. Использование методик в своей работе
Работа по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста ведется в разных направлениях с постепенным усложнением заданий по методике Т. А. Мусейибовой, Н. Я. Семаго, О. В. Титова
Программа младше-средней группы предполагает учить детей различать пространственные направления от себя: впереди (вперед) – сзади (назад); слева (налево) – справа (направо). Основой различения пространственных представлений служит четкое различение детьми своего тела и определение сторон на самом себе.
3. Перспективное планирование
Младше – средней возраст:
Период | Раздел | Развитие пространственной ориентировки | Основные понятия: |
1 Сентябрь Октябрь Ноябрь | 1. Диагностика Задачи: 2.Формирование умение обозначать в речи пространственное расположение частей своего тела; 3.Развивать умение активно использовать в речи пространственные термины (руки: правая, левая; грудь – впереди, спина – сзади и т. д.) | Содержание: Дидактические игры и упражнения: - «Покажи и назови части своего тела». - «Какая? Какой?» ,«Что, где?» - Рисование кругов правой рукой. - Рисование кругов левой рукой. - Соединение контура геометрических фигур по точкам – левой, правой рукой. | - право – лево - впереди - сзади |
4. Учить определять расположение игрушек, окружающих предметов 5. Учить находить и располагать игрушки и предметы согласно названным направлениям; | Дидактические игры и упражнения: - Выполнение заданий по инструкции педагога: «Где окно? дверь? шкаф? - «Расставь игрушки на столе» - «Кто где стоит?» - Зашифрованные карточки: «Найди и назови, где кто стоит» - Закрась квадрат слева (справа). - Заштрихуй хорошо видимую часть квадрата. Где он находится? - «Квадрат справа соедини по точкам, а квадрат слева заштрихуй» | - справа – слева - вверху – внизу - направо – налево - предлоги (на, в) | |
6.Учить определять расположение предметов 7.Закреплять умение показывать рукой (флажком) направление в пространстве с точкой отсчета от себя: направо-налево; вверх-вниз; вперед-назад | Дидактические игры и упражнения: - «Назови, что справа, слева, вверху, внизу», - «Покажи флажком предметы, находящиеся справа, слева, вверху, внизу», - Выполнение заданий с одной стрелкой «Лепка стрелок» (дети располагают стрелки так, как лежали дорожки на полу, проговаривают направление стрелок относительно себя.) - Рисование стрелок на столе с песком (дети проговаривают направление стрелок) | ||
2 Декабрь Январь февраль | Задачи: 1.Совершенствовать умение передвигаться 2.Учить обозначать направление движения соответствующими терминами (направо, налево, вперед, назад); 3.Учить ориентироваться в процессе передвижения на цветовые, световые, ориентиры. | Дидактические игры и упражнения: - «Треугольник» - «В какой стороне моргает фонарик» -Выполнить моделирование схемы пути из цветных полосок, песка, снега. (цветные полоски выкладывают на столе, на полу; -«Дорожка для игрушки» (дети используют цветные дорожки, раскладывают в конце дорожек игрушки; с помощью педагога объясняют местоположение игрушек,
| |
4. Учить выполнять практические действия в соответствии со словесными инструкциями педагога. 5.Закреплять умение объяснять значение слов медленно-быстро, высоко-низко, выше-ниже; далеко-близко. 6.Развивать навыки ориентировки на столе, на листе бумаги (слева, справа, вверху, внизу, посередине) | Дидактические игры и упражнения: - «Где заяц? Где медведь?», - «Выше, ниже», «Далеко, близко», - Катание машин быстро, медленно. - Подбрасывание мяча высоко, низко. | ||
7. Совершенствовать навык ориентировки на поверхности стола, на листе бумаги; 8.Учить располагать 9.Формировать представление о времени, частях суток (утро, вечер, день и ночь) с использованием схем, развивать зрительное внимание, память | Дидактические игры и упражнения: - «Расставь игрушки», - «Разложить силуэты предметов на столе» - Штриховка изображений (в середине листа). - «Определи по картинке» «Утро», «День», «Вечер», «Ночь» | ||
3 Март Апрель Май | Задачи: 1. Учить находить и располагать игрушки в группе по словесной инструкции воспитателя | Дидактические игры и упражнения: «Присядем и встанем», «Слушай и точно выполняй» «Опишите расположение домиков.» Рисование домов (рядом, далеко); дома и дерева Аппликация по словесной инструкции педагога. (Наклей большой дом, рядом маленький, с краю дерево и т. д.) Аналогично аппликацию выполнить по инструкции и со словами между, далеко, около и т. д. Обводка изображений контура (в середине, около, Штриховка изображений контура (рядом, около, | |
2.Совершенствовать умение понимать смысл пространственных отношений (вверху-внизу; | Дидактические игры и упражнения: - «Найди игрушку», -«Пройди по цветной дорожке» -«Найди, что спрятано». -«Кто где стоит?». -«Шагаем по сигналу». -«Как зайцу пройти к домику», -Обводка контурных и силуэтных изображений | ||
3.Учить ориентироваться на игровом (спортивном) участке; 4.Совершенствовать умения определять и словесно обозначать пространственное расположение игрушки; 5.Учить ориентироваться с помощью слуха. | Дидактические игры и упражнения: -«Угадай, где позвонили?» -«Кто скорее соберет кубики в коробку» -«Выполни по инструкции» -«Далеко, близко» «Высоко – низко» |
4. Картотека игр
5. Конспекты
6. Фототека
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему:"Использование современных образовательных технологий в развитии элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития."
Известно, что математические представления у детей с ЗПР имеют качественное своеобразие, связанное с особенностями их психического развития....
Работа по формированию навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Дети с задержкой в развитии. Их психофизические особенности.Необходимость формирования навыков для самообслуживания у детей.Основные задачи по формированию навыков самообслуживания у детей.Занятия для...
Работа по формированию навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Дети с задержкой в развитии. Их психофизические особенности.Необходимость формирования навыков для самообслуживания у детей.Основные задачи по формированию навыков самообслуживания у детей.Занятия для...
Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Формирование временных представлений у детейдошкольного возрастас задержкой психического развития...
Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития....
Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Формирование пространственных представлений является одним из важнейших разделов умственного воспитания детей с ЗПР. Знания о пространстве, пространственная ориентировка развиваютс...
Игровые технологии в развитии элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Использование игровых технологий, в частности дидактических игр, в коррекционно-развивающей деятельности с дошкольниками с задержкой психического развития позволяют добиться лучшего усвоения учебного ...