Особенности навыков пересказа у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
статья по коррекционной педагогике

Рослякова Людмила Андреевна

Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности навыков пересказа у дошкольников с задержкой психического развития, анализируется необходимость обучения детей навыку пересказа.

Ключевые словаособенности пересказазадержка психического развитиядошкольники

Дошкольный возраст оказывает большое значение на развитие ребенка. Этот период принято считать важнейшим этапом в развитии детей. На данном этапе происходит активное развитие всех психических процессов человека: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи и воображения.

Важная особенность приобретения знаний ребенком дошкольного возраста заключается в том, что эти знания оказывают значительное влияние в дальнейшем развитии детей и большое значение имеют для его успешного обучения в школе.

Развитие готовности к обучению в школе является важной задачей всей работы с дошкольниками, направленной на их всестороннее развитие – физическое, умственное, нравственное, эстетическое.

В то же время, при одних и тех же условиях обучения и воспитания дошкольников в детских садах, не всегда уровень готовности к обучению в школе оказывается одинаковым. При поступлении детей в школу индивидуальные показатели готовности ребенка к обучению помогают выделить отдельную категорию детей, которая характеризуется недостаточным уровнем школьной зрелости. Среди них можно выделить группу детей с задержкой психического развития.

Задержка психического развития (ЗПР) – одна из самых распространенных форм психических нарушенийЗадержка психического развития проявляется в отставание в физическом, когнитивном, поведенческом, эмоциональном или социальном развитии ребенка по сравнению с нормой.

Задержка психического развития проявляет себя тогда, когда развитие ребенка отстает от установленных нормальных диапазонов для его возраста. Если большинство детей ползают к восьми месяцам и ходят к середине второго года жизни, то ребенок, отстающий от графика на пять или шесть месяцев в достижении этих контрольных показателей, может быть классифицирован как ребенок с задержкой психического развития.

В числе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) дети с задержкой психического развития составляют самую значительную категорию, характеризующуюся неоднородностью и полиморфизмом.

Каждому ребенку необходимо создавать благоприятные условия для развития, учитывающие его индивидуальные образовательные потребности и способности [1].

У детей с задержкой психического развития можно наблюдать снижение работоспособности, неустойчивость внимания, трудности в процессе восприятия, недостатки памяти, отставании в развитии всех форм мышления, нарушения речи, особенности поведения.

Пересказ – один из важнейших навыков обучения. При пересказе текста ребенку нужно обладать не только хорошей памятью, как для заучивания текстов, но и необходимо следовать сюжету, называть и описывать главных героев, осознано и самостоятельно рассказывать о поступках и мотивах персонажей. Поэтому, чтобы познакомиться с текстом, с сюжетом, с персонажами, с повествованием и пересказать прочитанное или услышанное своими словами, одной памяти не достаточно.

При обучении дошкольников с задержкой психического развития пересказу тренируется не только память, но и развивается мышление, расширяется лексический запас, формируется навык составления предложений и текста, развивается эмоциональная сфера, анализ разнообразных моделей поведения.

Успешность запоминания зависит от формы предъявления материала. Лучше запоминается наглядный материал, чем словесный. Материал в качестве изображений запоминается значительно быстрее и качественнее, чем аналогичный по значению, но словесный материал [2]. Любое когнетивное действие может быть использована в качестве приёма запоминания при условии её обратимости. Дети с нормальным развитием легко переходят от прямых операций к обратным. Они могут вспомнить материал по картинке, которая ассоциируется с ним, для многих детей с ЗПР эта задача оказывается достаточно трудной [3].

Таким образом, необходимо развивать навыки пересказа у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, так как при обучении ребенка пересказу будет происходить активное развитие всех психических процессов дошкольника.

Литература

1. Горнова П. К. Особенности психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с задержкой психического развития [Электронный ресурс] Режим доступа https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/11/02/... (дата обращения 18.04.2020).

2. Занков Л. В. Память. М.: Учпедгиз, 1949.

3. Мишенева Л. Н. Особенности памяти у детей с ЗПР / Л. Н. Мишенева, А. А. Белисова, С. В. Васерман, Е. А. Кронштатова, Н. И. Николаева // Наука и общество в эпоху перемен. 2018. № 1 (4). С 30-33.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл st._roslyakova.docx17.99 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности навыков пересказа у детей дошкольного возраста
с задержкой психического развития

Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности навыков пересказа у дошкольников с задержкой психического развития, анализируется необходимость обучения детей навыку пересказа.

Ключевые слова: особенности пересказа, задержка психического развития, дошкольники

Дошкольный возраст оказывает большое значение на развитие ребенка. Этот период принято считать важнейшим этапом в развитии детей. На данном этапе происходит активное развитие всех психических процессов человека: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи и воображения.

Важная особенность приобретения знаний ребенком дошкольного возраста заключается в том, что эти знания оказывают значительное влияние в дальнейшем развитии детей и большое значение имеют для его успешного обучения в школе.

Развитие готовности к обучению в школе является важной задачей всей работы с дошкольниками, направленной на их всестороннее развитие – физическое, умственное, нравственное, эстетическое.

В то же время, при одних и тех же условиях обучения и воспитания дошкольников в детских садах, не всегда уровень готовности к обучению в школе оказывается одинаковым. При поступлении детей в школу индивидуальные показатели готовности ребенка к обучению помогают выделить отдельную категорию детей, которая характеризуется недостаточным уровнем школьной зрелости. Среди них можно выделить группу детей с задержкой психического развития.

Задержка психического развития (ЗПР) – одна из самых распространенных форм психических нарушений. Задержка психического развития проявляется в отставание в физическом, когнитивном, поведенческом, эмоциональном или социальном развитии ребенка по сравнению с нормой.

Задержка психического развития проявляет себя тогда, когда развитие ребенка отстает от установленных нормальных диапазонов для его возраста. Если большинство детей ползают к восьми месяцам и ходят к середине второго года жизни, то ребенок, отстающий от графика на пять или шесть месяцев в достижении этих контрольных показателей, может быть классифицирован как ребенок с задержкой психического развития.

В числе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) дети с задержкой психического развития составляют самую значительную категорию, характеризующуюся неоднородностью и полиморфизмом.

Каждому ребенку необходимо создавать благоприятные условия для развития, учитывающие его индивидуальные образовательные потребности и способности [1].

У детей с задержкой психического развития можно наблюдать снижение работоспособности, неустойчивость внимания, трудности в процессе восприятия, недостатки памяти, отставании в развитии всех форм мышления, нарушения речи, особенности поведения.

Пересказ – один из важнейших навыков обучения. При пересказе текста ребенку нужно обладать не только хорошей памятью, как для заучивания текстов, но и необходимо следовать сюжету, называть и описывать главных героев, осознано и самостоятельно рассказывать о поступках и мотивах персонажей. Поэтому, чтобы познакомиться с текстом, с сюжетом, с персонажами, с повествованием и пересказать прочитанное или услышанное своими словами, одной памяти не достаточно.

При обучении дошкольников с задержкой психического развития пересказу тренируется не только память, но и развивается мышление, расширяется лексический запас, формируется навык составления предложений и текста, развивается эмоциональная сфера, анализ разнообразных моделей поведения.

Успешность запоминания зависит от формы предъявления материала. Лучше запоминается наглядный материал, чем словесный. Материал в качестве изображений запоминается значительно быстрее и качественнее, чем аналогичный по значению, но словесный материал [2]. Любое когнетивное действие может быть использована в качестве приёма запоминания при условии её обратимости. Дети с нормальным развитием легко переходят от прямых операций к обратным. Они могут вспомнить материал по картинке, которая ассоциируется с ним, для многих детей с ЗПР эта задача оказывается достаточно трудной [3].

Таким образом, необходимо развивать навыки пересказа у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, так как при обучении ребенка пересказу будет происходить активное развитие всех психических процессов дошкольника.

Литература

1. Горнова П.К. Особенности психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с задержкой психического развития [Электронный ресурс] Режим доступа https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/11/02/osobennosti-psihologo-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-detey (дата обращения 18.04.2020).

2. Занков Л.В. Память. М.: Учпедгиз, 1949.

3. Мишенева Л.Н. Особенности памяти у детей с ЗПР / Л.Н. Мишенева, А.А. Белисова, С.В. Васерман, Е.А. Кронштатова, Н.И. Николаева // Наука и общество в эпоху перемен. 2018. № 1 (4). С 30-33.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по формированию навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Дети с задержкой в развитии. Их психофизические особенности.Необходимость формирования навыков для самообслуживания у детей.Основные задачи по формированию навыков самообслуживания у детей.Занятия для...

Работа по формированию навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Дети с задержкой в развитии. Их психофизические особенности.Необходимость формирования навыков для самообслуживания у детей.Основные задачи по формированию навыков самообслуживания у детей.Занятия для...

Особенности формирования общения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Во время общения с детьми, как познавательного, так и личностно­го, необходимо постоянно стимулировать их активность. С этой це­лью учителям-дефектологам и воспитателям следует поощрять лю­...

«Особенности психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Цель сопровождения детей с ОВЗ (ЗПР) в дошкольной образовательной организации - создание психолого-педагогических условий для полноценного развития и воспитания личности ребенка в рамках его возрастны...

Картотека игр для развития навыка общения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Картотека игр для развития навыка общения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития...

Формирование навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

В данной статье описана работа воспитателя по формированию навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития...